Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 461.Прочитайте отрывок из рассказа «Матрёнин двор». Спишите выделенное предложение, выполните его синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.Избу...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Другие ответы на тему:
#литература


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
461.Прочитайте отрывок из рассказа «Матрёнин двор». Спишите выделенное предложение, выполните его синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.
Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А однавб мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел.
Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. В самом деле — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела...
Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
(А. Солженицын)
1. Обратите внимание на характеристику, которую даёт Матрёне золовка. Что можно сказать об этой характеристике, исходя из синтаксического строя предложения?
2. В тексте много односоставных предложений. Какова, по вашему мнению, их роль в тексте? Охарактеризуйте эти предложения.
3. Найдите в тексте диалектизмы, объясните их значение.
4. Определите лексическое значение слова праведник, подумайте, каким способом оно образовано.
5. Докажите, что представленный отрывок является текстом-рассуждением.
6. Какую проблему поднимает писатель в этом отрывке? Сформулируйте позицию автора. Напишите сочинение, сформулировав и прокомментировав одну из проблем, поставленных автором текста. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.
1. Золовка дает Матрене неодобрительную характеристику. Точка с запятой между предложениями, характеризующими Матрену, говорят о том, что характеристика ей дана с различных сторон.
5. В данном тексте присутствует утверждение (и только тут выплыл передо мной образ Матрены…), на основании которого в дальнейшем тексте автор рассуждает, приводя в пример аргументы, на основании которых в конце делает вывод. (она тот самый праведник, без которого не стоит село)
6. В тексте автор рассматривает одну проблему – как так получилось, что Матрена, которая оказалась тем самым праведником, без которого не существовало бы самого села, оказалась непонятой и непризнанной при жизни.
Солженицын представляет праведницей Матрену – достаточно замкнутую нелюдимую жительницу села. Все жители считают ее местной дурочкой, ничего не понимающей в жизни. И ведь действительно, с точки зрения жителей она изгой, у нее нет ни привычного им образа ведения хозяйства, ни домашней скотины, помогает другим, не прося ничего взамен. Такой образ праведника нарисован нам автором.
Обычный человек при слове «праведник» обычно представляет себе какого-либо святого, признанного таковым церковью. Однако всегда ли «праведник» - это исключительно религиозный человек? Возвращаясь опять же к праведнице Матрене, мы можем увидеть, что в повседневной жизни праведником может считаться тот человек, который живет согласно нормам морали, оказывает помощь тем, кому она необходима.
Праведники живут без какой-либо душевной муки – им не знакомы чувства зависти, обиды. Они «легки» душой, что не в последнюю очередь связано с отсутствием у них на душе чувства вины за совершенные прегрешения. Праведники должны оказывать влияние на людей – вести их к свету. Однако примеры из художественной литературы показывают, что зачастую, это не так. Как правило, такие люди являются изгоями – лишними людьми. Наиболее яркий пример здесь – князь Мышкин. Он оказался неспособным изменить мышление окружающим, которые считали его странным и смешным.
Праведники были и будут всегда. Однако чаще всего эти люди являются лишними людьми в обществе, не признаются им и не всегда могут хоть как-то повлиять на жизнь вокруг. Это удается только самым стойким и мужественным из числа праведников. Однако, несмотря на все эти трудности, праведники необходимы обществу, как некий пример того, к чему должен стремиться человек.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением