Упр. Часть ГДЗ Гольцова 10-11 класс (Русский язык)
Решение #1
Другие ответы на тему:
#доброВнас
#рассуждения
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Гольцова, Шамшин 11 класс, Русское слово:
541. Прочитайте публицистический очерк, написанный А.Н. Толстым в 1942—1944 гг. Какие черты публицистического стиля используются в тексте (лексические и синтаксические)? Что сближает публицистический стиль с художественным стилем речи? Укажите средства выразительности текста, определите их роль в текстах публицистического стиля.
Русский характер! Поди-ка опиши его... Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни. Человек он простой, тихий, обыкновенный, — колхозник из приволжского села Саратовской области.
На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже, но и те, у кого ядро с изъяном, тянутся, каждому хочется быть хорошим и верным товарищем. Но приятель мой, Егор Дрёмов, и до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича. Про военные подвиги он не любил разглагольствовать.
Воевал лейтенант Егор Дрёмов, покуда не случилось с ним несчастье. Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк — на бугре, на пшеничном поле — был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев успел вытащить лейтенанта, — он был без сознания, комбинезон на нём горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта, танк взорвался с такой силой, что башню отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев кидал пригоршнями рыхлую землю на лицо лейтенанта, на голову, на одежду, чтобы сбить огонь. Потом пополз с ним от воронки к воронке на перевязочный пункт... «Я почему его тогда поволок? — рассказывал Чувилев, — слышу, у него сердце стучит...»
Егор Дрёмов выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну задругой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не на своё лицо. Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала. Он тотчас ей вернул зеркальце.
— Бывает хуже, — сказал он, — с этим жить можно.
Но больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему. Комиссия нашла его годным к нестроевой службе. Тогда он пошёл к генералу и сказал: «Прошу вашего разрешения вернуться в полк». — «Но вы же инвалид», — сказал генерал. «Никак нет, я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью».
Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать вёрст. В село он пришёл, когда уже были сумерки.
Отсюда шестая изба — родительская. Он вдруг остановился, покачал головой, отворил калитку, вошёл во дворик и на крыльце постучался. Мать откликнулась за дверью: «Кто там?» Он ответил: «Лейтенант, Герой Советского Союза Громов».
У него так заколотилось сердце — привалился плечом к притолоке. Нет, мать не узнала его голоса. Он и сам, будто в первый раз, услышал свой голос, изменившийся после всех операций, — хриплый, глухой, неясный.
— Батюшка, а чего тебе надо-то? — спросила она.
— Марье Поликарповне привёз поклон от сына, старшего лейтенанта Дрёмова.
Тогда она отворила дверь и кинулась к нему, схватила за руки:
— Жив, Егор-то мой! Здоров? Батюшка, да ты зайди в избу.
Егор Дрёмов сел на лавку у стола на то самое место, где сидел, когда ещё у него ноги не доставали до полу и мать, бывало, погладив его по кудрявой головке, говаривала: «Кушай, касатик». Он стал рассказывать про её сына, про самого себя, подробно и кратко о сражениях, где он участвовал со своим танком.
— Ты скажи — страшно на войне-то? — перебивала она, глядя ему в лицо.
— Да, конечно, страшно, мамаша, однако — привычка.
Пришёл отец, Егор Егорович, тоже сдавший за эти годы, — бородёнку у него как мукой осыпало. Поглядывая на гостя, потопал на пороге разбитыми валенками, не спеша размотал шарф, снял полушубок, подошёл к столу, поздоровался за руку, — ах, знакомая была, широкая, справедливая родительская рука! Ничего не спрашивая, потому что и без того было понятно — зачем здесь гость в орденах, сел и тоже начал слушать, полуприкрыв глаза.
Чем дольше лейтенант Дрёмов сидел неузнаваемый и рассказывал о себе и не о себе, тем невозможнее было ему открыться, — встать, сказать: да признайте же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.
Сели ужинать, как в прежние годы. И только за ужином старший лейтенант Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Он усмехнулся, мать подняла глаза, лицо её болезненно задрожало.
Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным уютом, что не забывается и в смертный час. Мартовский ветер посвистывал над крышей. За перегородкой похрапывал отец. Мать ворочалась, вздыхала, не спала. Лейтенант лежал ничком, лицо в ладони: «Неужто так и не признала, — думал, — неужто не признала? Мама, мама...»
Наутро он проснулся от потрескивания дров, мать осторожно возилась у печи; на протянутой вереёвке висели его выстиранные портянки, у двери стояли вымытые сапоги.
— Ты блинки пшённые ешь? — спросила она.
Он не сразу ответил, слез с печи, надел гимнастёрку, затянул пояс и — босой — сел на лавку.
— Скажите, у вас в селе проживает Катя Малышева, Андрея Степановича Малышева дочь?
— Она в прошлом году курсы окончила, у нас учительницей. А тебе её повидать надо?
— Сынок ваш просил непременно ей передать поклон.
Мать послала за ней соседскую девочку. Лейтенант не успел и обуться, как прибежала Катя Малышева. Широкие серые глаза её блестели, брови изумлённо взлетали, на щеках — радостный румянец. Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя: поцеловать бы эти тёплые светлые волосы!.. Только такой представлялась ему подруга, — свежа, нежна, весела, добра, красива так, что вот вошла, и вся изба стала золотая...
— Вы привезли поклон от Егора? (Он стоял спиной к свету и только нагнул голову, потому что говорить не мог.) А уж я его жду и день и ночь, так ему и скажите...
Она подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась. Тогда он твёрдо решил уйти, — сегодня же.
Он вернулся в свой полк, стоявший в глубоком тылу на пополнении. Боевые товарищи встретили его такой искренней радостью, что у него отвалилось от души то, что не давало ни спать, ни есть, ни дышать. Решил так, — пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, — эту занозу он из сердца вырвет.
Недели через две пришло от матери письмо: «Здравствуй, сынок мой ненаглядный. Боюсь тебе и писать, не знаю, что и думать. Был у нас один человек от тебя, — человек очень хороший, только лицом дурной. Хотел пожить, да сразу собрался и уехал. С тех пор, сынок, не сплю ночи, — кажется мне, что приезжал ты. Егор Егорович бранит меня за это, — совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась с ума: был бы он наш сын — разве бы он не открылся... Чего ему скрываться, если это был бы он, — таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно. Егорушка, напиши мне, Христа ради, надоумь ты меня, — что было? Или уж вправду — с ума я свихнулась...»
Егор Дрёмов показал это письмо мне, Ивану Судареву, и, рассказывая свою историю, вытер глаза рукавом. Я ему: «Вот, говорю, характеры столкнулись! Дурень ты, дурень, пиши скорее матери, проси у неё прощенья, не своди её с ума... Очень ей нужен твой образ! Таким-то она тебя ещё больше станет любить».
Он в тот же день написал письмо.
Спустя некоторое время стоим мы с ним на полигоне, — прибегает солдат и — Егору Дрёмову: "Товарищ капитан, вас спрашивают...
«Мы пошли в посёлок, подходим к избе, где мы с Дрёмовым жили. Вижу — он не в себе, — всё покашливает... Думаю: «Танкист, танкист, а — нервы». Входим в избу, он — впереди меня, и я слышу:
«Мама, здравствуй, это я!..» И вижу — маленькая старушка припала к нему на грудь. Оглядываюсь, тут, оказывается, и другая женщина. Даю честное слово, есть где-нибудь ещё красавицы, не одна же она такая, но лично я — не видал.
Он оторвал от себя мать, подходит к этой девушке. «Катя! — говорит он. — Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...»
Красивая Катя ему отвечает, — а я хотя ушёл в сени, но слышу: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить... Не отсылайте меня...»
Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота.
1. Составьте план текста, указав микротемы и опорные слова и словосочетания.
2. Какие типы речи встречаются в тексте? Укажите их, приводя примеры из текста.
3. Определите средства и способ связи в первых трёх абзацах текста.
4. Какую проблему поднимает А.Н. Толстой в этом очерке? Что он подразумевает под «русским характером»? Напишите отзыв, раскрыв
смысл последних предложений текста: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нём великая сила — человеческая красота».
В тексте используется просторечная лексика (поди-ка, касатик, бороденку), вводные слова, лексические повторы. Предложения в основном небольшие по объему, осложненные деепричастными и причастными оборотами.
С художественным стилем публицистический связывает то, что оба текста служат для описания какого-то явления или события. Обоим стилям присуща экспрессивность и влияние личного отношения автора к описываемому явлению. Также оба стиля используют большое количество различных художественно-выразительных средств языка.
Художественно-выразительные средства:
- сравнения (как нездоровая кожа после солнечного ожога);
- эпитеты (простой, тихий, обыкновенный; голос хриплый, глухой, неясный; знакомая, широкая, справедливая, родительская рука; широкие серые глаза; радостный румянец; теплые светлые волосы);
- метафоры (вертясь около смерти; чепуха с них слезает; вся изба стала золотая; занозу из сердца вырвет)
Художественно-выразительные средства языка в публицистическом тексте играют ту же роль, что и в художественном: они обращают внимание на те детали, которые хотел подчеркнуть автор; делают описываемые явления более выразительными.
1. План текста:
1. Суть русского характера (русский характер; героические подвиги; личная история);
2. Егор Дрёмов (строгого поведения; уважал мать и отца; не разглагольствовал)
3. Происшествие во время Курского побоища (танк; подбит; успел вытащить);
4. Последствия трагедии (выжил; лицо было обуглено; пролежал; госпиталь; пластические операции; ощупывал лицо; урод);
5. Отпуск и приезд к родителям (двадцатидневный отпуск; восстановление здоровья; поехал; родительская; заколотилось сердце)
6. Встреча с родителями (сел на лавку; где сидел; стал рассказывать; страшно; знакомая; невозможнее; и хорошо и обидно; помнил; не признала; мама);
7. Встреча с Катей Малышевой (широкие серые глаза; застонал про себя; поцеловать; изба стала золотая; взглянула; испугалась; решил уйти);
8. Возвращение в полк (вернулся; встретили; искренняя радость);
9. Письмо от матери (был у нас человек; приезжал; свихнулась; не открылся; гордиться);
10. Признание ошибки (показал письмо; вытер глаза; дурень; проси прощения; написал);
11. Приезд на фронт матери и Кати (мама; старушка; красавица; навек);
12. Суть русского характера (человеческая красота; великая сила).
2. Типы речи:
Рассуждение:
«Русский характер! Поди-ка опиши его… Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть…»
«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».
Повествование:
«Он получил двадцатидневный отпуск для полного восстановления здоровья и поехал домой к отцу с матерью. На станции он думал взять подводу, но пришлось идти пешком восемнадцать верст. В село он пришел, когда уже были сумерки.
Отсюда шестая изба – родительская. Он вдруг остановился, покачал головой, отворил калитку, вошел во дворик и на крыльце постучался».
Описание:
«Широкие серые глаза ее блестели, брови изумленно взлетали, на щеках – радостный румянец. Когда откинула с головы на широкие плечи вязаный платок, лейтенант даже застонал про себя: поцеловать бы эти теплые светлые волосы!.. Только такой представлялась ему подруга, - свежа, нежна, весела, добра, красив так, что вот вошла, и вся изба тала золотая…»
3. Способ связи – цепной. Средства связи – лексические повторы, замена имен существительным местоимениями, синонимы.
Характер – его – подвигах – их – приятель – человек он.
Люди – каждому – приятель – он.
Лейтенант Егор Дрёмов – его танк – лейтенанта – лейтенанта – лейтенанта – с ним – его.
4. Основной проблемой, затронутой автором в тексте, является проблема самоотверженности русского человека. Сила, заключенная в русском характере, есть у каждого его обладателя. В рассказе каждый из героев обладает чертами русского характера.
Главный герой, Егор Дрёмов, получает тяжелые увечия во время Курского побоища. Однако приехав к себе домой, он обнаруживает, что родители его не узнают, а невеста испугалась его внешнего вида, даже не узнав его. Находясь в подавленном состоянии от случившего, Дрёмов принимает решение не говорить близким о том, кто он такой и никогда домой не возвращаться. Он сам себе придумывает проблему, которой, по сути, нет. Он считает, что, проявив самопожертвование, избавит родных ему людей от переживаний и страданий. Но его родители, как и невеста, не считают, что такая жертва необходима, и готовы принять его любым.
Родители, а в особенности мать главного героя, при помощи интуиции почувствовавшая, что прибывший к ним в дом солдат и есть ее сын, проявляют необыкновенную чуткость. А кроме этого, демонстрируют уникальную черту, присущую только самым близким людям – понимать друг друга без слов.
Невеста Егора, Катя, является верной и преданной своему жениху. Казалось бы, она могла уйти, сославшись на изуродованную внешность парня. Однако она остается с ним, говоря, что обещала «жить с вами навек».
Как мы видим, каждый из героев проявляет какую-либо черту, свойственную русскому характеру: самопожертвование, верность, преданность, чуткость. Именно это и хочет донести до читателя автор, заканчивая свой текст следующими строчками: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота».
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением