Упр.129 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь?В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы:...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
129. 1) Прочитайте текст. Каковы семантические и грамматические различия между глаголами, о которых идёт речь?
В употреблении часто смешиваются некоторые глаголы: обезлесеть и обезлесить, обездометь и обездомить, обессилеть и обессилить и т. п. По значению глаголы на -еть выражают действие, не вызывая при этом представления о лицах или предметах, на которые это действие переходит. Это непереходные глаголы, при которых не может быть употреблено существительное в винительном падеже без предлога, тогда как созвучные им глаголы на -ить выражают действие, непосредственно переходящее на другой предмет (лицо, явление). Это глаголы переходные, при них может стоять существительное в вин. падеже без предлога. Так, глагол обезлесеть имеет значение «лишиться лесов, стать менее лесистым (обезлесенная степь)», а глагол обезлесить — «лишить какую-либо местность леса» (обезлесить пространство, страну, местность)-, обезволеть — «лишиться воли, стать безвольным» (в рабстве народ обезволел) и обезволить — «лишить воли, сделать безвольным» (слабость обезволила тело).
(Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская. «Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов»)
Семантические и грамматические различия между глаголами
В тексте рассматриваются две группы глаголов, которые часто смешиваются в употреблении: глаголы на -еть и -ить.
1. Различие по значению (семантическое)
• Глаголы на -еть обозначают процесс изменения состояния (становление, превращение, потерю свойства). Они выражают непереходное действие, не направленное на другой объект.
• Глаголы на -ить обозначают действие, производимое над объектом (изменение состояния другого предмета). Они являются переходными и требуют дополнения в винительном падеже.
2. Различие по грамматическим признакам
• Глаголы на -еть — непереходные, не могут иметь прямого дополнения.
o обезлесеть — стать безлесным (обезлесенная степь).
o обезволеть — стать безвольным (в рабстве народ обезволен).
• Глаголы на -ить — переходные, требуют дополнения в винительном падеже.
o обезлесить — лишить лесов (обезлесить страну, пространство).
o обезволить — лишить воли (слабость обезволила тело).
Вывод
Глаголы на -еть обозначают естественное изменение состояния, а глаголы на -ить обозначают направленное действие над объектом. Отличие также в управлении: глаголы на -еть не требуют дополнения, а глаголы на -ить управляют винительным падежом.
2) Опираясь на материал упражнения, постройте алгоритм разграничения анализируемых слов. Обменяйтесь для взаимопроверки. Выберите лучший вариант.
Алгоритм разграничения глаголов на -еть и -ить
Шаг 1: Определите, какое значение имеет глагол
• Если действие связано с естественным изменением состояния объекта (он сам меняется) > это глагол на -еть.
• Если действие предполагает влияние со стороны и направлено на объект > это глагол на -ить.
Примеры:
• Обезволеть — «стать безвольным» (самостоятельное изменение состояния) > -еть.
• Обезволить — «лишить воли кого-то» (направленное действие) > -ить.
Шаг 2: Проверяем переходность глагола
• Непереходные глаголы (на -еть) > не требуют дополнения в винительном падеже (действие не переходит на объект).
• Переходные глаголы (на -ить) > требуют прямого дополнения в винительном падеже.
Как проверить?
• Подставьте после глагола существительное в винительном падеже:
o Обезлесеть что? > нельзя сказать «обезлесеть степь» > глагол непереходный.
o Обезлесить что? > можно сказать «обезлесить территорию» > глагол переходный.
Шаг 3: Проверяем возможность образования страдательных форм
• Если от глагола можно образовать страдательное причастие (например, с окончанием -енный), значит, он переходный > это глагол на -ить.
• Если страдательная форма невозможна, значит, это непереходный глагол на -еть.
Примеры:
• Обесцветить > можно сказать «обесцвеченный рисунок» > глагол переходный.
• Обесцвететь > нельзя сказать «обесцветевший рисунок» > глагол непереходный.
Шаг 4: Проверяем сочетаемость с глаголом «стать»
• Глаголы на -еть обозначают процесс изменения состояния и могут сочетаться с глаголом «стать» (река стала обмелеть).
• Глаголы на -ить не сочетаются с глаголом «стать».
Примеры:
• Обездолеть > можно сказать «он стал обездолеть» > непереходный.
• Обездолить > нельзя сказать «он стал обездолить» > переходный.
Вывод
Глаголы на –еть
- Непереходные (не требуют дополнения в винительном падеже).
- Обозначают естественное изменение состояния.
- Можно подставить глагол «стать» (степь стала обезлесеть).
- Страдательное причастие не образуется.
Примеры:
• Обезлесеть (потерять лес)
• Обездолеть (стать обездоленным)
• Обесцвететь (потерять цвет)
• Обезводеть (лишиться воды)
Глаголы на –ить
- Переходные (требуют винительного падежа).
- Обозначают направленное действие на объект.
- Глагол «стать» не сочетается.
- Страдательная форма возможна (обесцвеченный, обезвоженный).
Примеры:
• Обезлесить (сделать безлесным)
• Обездолить (лишить чего-то)
• Обесцветить (сделать бесцветным)
• Обезводить (лишить воды)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением