Упр.159 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 159. 1) Прочитайте фрагмент гипертекста об истории Санкт-Петербурга из электронного справочника. Какой признак гипертекста условно передают выделенные в тексте слова и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
159. 1) Прочитайте фрагмент гипертекста об истории Санкт-Петербурга из электронного справочника. Какой признак гипертекста условно передают выделенные в тексте слова и сочетания слов?
Санкт-Петербург основан 27 мая 1703 г. Петром I [1], который сделал этот город столицей нового государства — Российской империи [2]. С 1914 по 1924 г. город носил имя Петроград, в 1924—
1991 гг. — Ленинград.
В годы Великой Отечественной войны [3] город пережил тяжёлую блокаду [4].
Выделенные в тексте слова и сочетания слов условно передают главный признак гипертекста – возможность перехода к дополнительной информации, связанной с указанными терминами. В электронных документах такие слова являются гиперссылками, ведущими к другим страницам или разделам, где можно узнать более подробные сведения.
В данном фрагменте выделенные слова, такие как «Пётр I», «Российская империя», «Великая Отечественная война», «блокада», обозначают ключевые исторические понятия. Условно они передают гипертекстовый принцип непрерывного расширения информации, позволяя читателю быстро найти дополнительные данные по интересующей теме, углубить знания и лучше понять исторический контекст.
2) Рассмотрите иллюстрации и фрагменты текстов, которые открываются на закладках к гиперссылкам из представленного выше текста. Сделайте вывод о том, что объединяет гипертекст. Могут ли тексты на закладках сами представлять собой гипертекст?
[А] Пётр I Великий (1672—1725) — российский царь с 1682 г. Первый российский император (с 1721 г.).
[Б] Российская империя — сложившееся на основе Российского государства и объявленное Петром I [1] империей [4] в 1721 г. государство, которое просуществовало до провозглашения республики [5] в 1917 г.
[В] Великая Отечественная война (22 июня 1941 — 9 мая 1945) — освободительная война СССР [61 против фашистской Германии и её союзников, важнейшая часть Второй мировой войны. [7]
[Г] Блокада Ленинграда — военная блокада города немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. [3] Длилась с 8 сентября 1941 г. но 27 января 1944 г. (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.) — 872 дня.
Гипертекст объединяет представленные фрагменты тем, что он создает связанную систему информации, позволяя пользователю перемещаться между различными элементами текста с помощью гиперссылок. В данном случае гипертекст помогает структурировать сведения об истории Санкт-Петербурга, значимых личностях и событиях, таких как Пётр I, Российская империя, Великая Отечественная война и Блокада Ленинграда. Гиперссылки делают текст нелинейным, позволяя читателю не просто последовательно читать материал, а переходить к дополнительной информации по интересующим его темам.
Что объединяет гипертекст?
Гипертекст объединяет фрагменты информации, предоставляя читателю возможность взаимодействовать с текстом. В данном случае гипертекст включает:
Выделенные слова и сочетания слов – это ссылки, по которым можно перейти к дополнительным материалам (например, «Пётр I», «Российская империя», «Великая Отечественная война», «Блокада Ленинграда»).
Связанность тем – тексты, открывающиеся по гиперссылкам, логически продолжают друг друга и расширяют знания о ключевых событиях российской истории.
Мультимедийность – гипертекст может содержать не только текстовые ссылки, но и изображения, как в данном примере (портрет Петра I, фотографии времен войны и блокады).
Могут ли тексты на закладках представлять собой гипертекст?
Да, тексты, открывающиеся по гиперссылкам, также являются частью гипертекста. Они могут содержать свои собственные ссылки, которые ведут к новым разделам, создавая многослойную систему информации. Например:
Ссылка на «Петра I» может вести к биографии императора, где уже будут ссылки на его реформы, строительство Санкт-Петербурга, Полтавскую битву и т. д;
Ссылка на «Блокаду Ленинграда» может приводить к подробному описанию жизни города во время осады, с гиперссылками на дневники блокадников, военные операции, мемориалы.
Таким образом, гипертекст позволяет не только получать информацию в удобном формате, но и исследовать взаимосвязь различных тем, углубляя знания и формируя целостное представление об истории и культуре.
3) Используя данную схему, предложите разные способы прочтения гипертекста, открывая по гиперссылкам разные закладки. Есть в упражнении тексты к гиперссылкам, отмеченным цифрами 4—7?
Разные способы прочтения гипертекста
Гипертекст позволяет пользователю читать информацию нелинейно, переходя по гиперссылкам в различных направлениях, что дает возможность разным способам изучения информации. В представлен-ной схеме читатель может выбрать несколько стратегий прочтения гипертекста:
Тематиеское (ассоциативное) прочтение
Читатель может выбрать конкретную тему и изучать только связанные с ней материалы. Например:
Если интересует история государства, он откроет ссылки, связанные с Петром I, Российской империей, СССР и республиками;
Если интересует военная история, он последовательно перейдет к информации о Великой Отечественной войне, Второй мировой войне и блокаде Ленинграда;
Если интересует роль Санкт-Петербурга в истории, он изучит информацию о его основании, развитии как столицы Российской империи, участие в Великой Отечественной войне и блокаде;
Произвольное прочтение (по интересам)
Читатель может переходить по ссылкам хаотично, в зависимости от личного интереса. Например, начав с информации о Великой Отечественной войне, он может перейти к понятию "СССР", затем узнать о республиках, а потом вернуться к истории блокады.
Тексты к гиперссылкам 4-7
В упражнении действительно есть тексты, связанные с гиперссылками, отмеченными цифрами 4-7:
4 (империй) – текст о Российской империи.
5 (республик) – текст о республиках, связанных с политическими изменениями в истории России.
6 (СССР) – текст о Советском Союзе.
7 (Вторая мировая война) – текст о Второй мировой войне, ее хронологии и значении.
Вывод
Гипертекст объединяет множество взаимосвязанных тем, позволяя читателю выбирать удобную стратегию изучения информации. Это делает его удобным инструментом для изучения сложных исторических событий, так как можно как углубляться в конкретные детали, так и видеть общую картину развития истории.
4) Пользуясь материалами упражнения, объясните, для чего нужны гиперссылки. Докажите, что гипертекст предполагает нелинейное чтение.
Гиперссылки играют ключевую роль в структуре гипертекста, обеспечивая удобный и быстрый переход между связанными частями информации. Их основные функции:
Связывание различных фрагментов информации
Гиперссылки соединяют тексты, изображения, документы и другие медиафайлы, что позволяет читателю углубляться в тему, не ограничиваясь одним источником.
Ускорение поиска информации
Вместо того чтобы искать дополнительные материалы вручную, пользователь может сразу перейти по гиперссылке к нужному объяснению или связанному понятию.
Создание многослойного представления информации
Читатель может сначала ознакомиться с основными фактами, а затем при необходимости изучить подробности, используя гиперссылки.
Повышение удобства чтения
Гиперссылки помогают избежать избыточных пояснений в основном тексте. Вместо длинных пояснений можно дать ссылку на дополнительный источник.
Доказательство, что гипертекст предполагает нелинейное чтение
В отличие от традиционного линейного текста, который читается последовательно, гипертекст предоставляет читателю возможность выбора маршрута изучения материала. Доказательства нелинейности гипертекста:
Читатель сам выбирает путь чтения
В гипертексте нет единого порядка перехода от одного абзаца к другому. Читатель может начать с основного текста, затем перейти по ссылке на понятие «Пётр I», потом изучить «Российскую империю», а затем — «Великую Отечественную войну».
Разные читатели могут читать гипертекст по-разному
Один человек изучит все ссылки последовательно, другой выберет только интересующие его гиперссылки, а третий будет переходить по тексту хаотично.
Гипертекст можно изучать фрагментарно
В гипертексте можно прочитать одну часть, затем перейти к другой, а к недочитанному тексту вернуться позже. Это невозможно в традиционных линейных текстах.
Возможность быстрого возврата к исходному тексту
В гипертексте всегда можно вернуться назад, повторно открыть связанную информацию или углубиться в новую тему.
Вывод
Гиперссылки позволяют пользователю быстро и удобно находить нужные сведения, делают текст более интерактивным и наглядным. Благодаря им гипертекст становится нелинейным: читатель сам выбирает, каким маршрутом ему следовать при изучении информации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением