Упр.189 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования.Хорошим...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
189. 1) Прочитайте текст. Объясните, как можно использовать материалы Национального корпуса при проведении лингвистического (литературоведческого) исследования.
Хорошим материалом для поисковых запросов в Национальном корпусе являются разнообразные художественные детали и подробности.
Роль художественной детали в понимании художественного текста очень велика. Халат Обломова, сирень, которую он дарит Ольге Ильинской, шляпа Раскольникова, бинокль Червякова... Корпус позволяет преодолеть границы отдельного эпизода и рассмотреть функционирование детали во всём тексте или в творчестве писателя.
Например, через серию упоминаний халата в романе «Обломов» можно проследить эволюцию главного героя. Для этого мы создадим подкорпус с текстом романа и сформируем запрос для лексико-грамматического поиска — введём слово «халат». Корпус находит 28 примеров.
Если первые упоминания халата связаны с описанием его характеристик, то затем характеристики уступают место оценкам, которые даёт герой своему любимому элементу одежды. В начале романа эти оценки безусловно положительные: «На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу всё шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретённым, но всё ещё сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоценённых достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье».
Грядущие перемены для Обломова связаны с отказом от халата, на который он никак не может решиться: «Идти вперёд — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть! Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу... нет... лукавлю, знаю и...»
Поэтому перемены в жизни Обломова маркируются отказом от халата: «Халата не видать на нём: Тарантьев увёз его с собой к куме с прочими вещами»...
В доме Агафьи Матвеевны халат становится маркером её заботы об Илье Ильиче: «Агафья Матвеевна собственноручно кроила, подкладывала ватой и простёгивала их, припадая к работе своею крепкой грудью, впиваясь в неё глазами, даже ртом, когда надо было откусить нитку, и трудилась с любовью, с неутомимым прилежанием, скромно награждая себя мыслью, что халат и одеяла будут облекать, греть, нежить и покоить великолепного Илью Ильича».
(А. Матюшкин. «Вслед за словом. Анализ художественного текста с использованием НКРЯ»)
Материалы Национального корпуса русского языка (НКРЯ) играют важную роль в лингвистических и литературоведческих исследованиях. Национальный корпус представляет собой обширную базу текстов разных эпох, жанров и стилей, что позволяет исследователям анализировать функционирование языка и выявлять закономерности его развития.
Прежде всего, корпус полезен для лингвистических исследований, связанных с анализом употребления слов, устойчивых выражений, грамматических конструкций и синтаксических особенностей русского языка. Например, можно изучать динамику изменения значений слов на протяжении веков, исследовать частотность употребления различных грамматических форм и анализировать лексико-семантические связи.
В литературоведческих исследованиях НКРЯ позволяет детально рассматривать художественные тексты. Используя корпус, можно проследить эволюцию определённого образа в литературе (как это показано в тексте с примером халата в романе «Обломов»), выявить характерные стилевые приёмы того или иного писателя, а также анализировать использование тропов, стилистических фигур и выразительных средств.
Кроме того, корпус помогает сравнивать различные переводы одного и того же произведения, выявлять расхождения в интерпретации текстов и оценивать качество перевода. Например, можно анализировать, какие слова или конструкции были изменены переводчиками и как это повлияло на восприятие текста в другой языковой среде.
Таким образом, материалы Национального корпуса русского языка представляют собой мощный инструмент для анализа языка и литературы. Они позволяют исследователям получать объективные данные, подтверждённые текстами разных эпох и жанров, что делает исследования более точными и научно обоснованными.
2) Опираясь на примеры, данные в тексте, проведите исследование роли детали в произведении: в Обучающем корпусе выберите слово для поиска, задайте подкорпус с текстом произведения, обратите внимание на статистику, опишите полученные результаты.
В романе Ивана Гончарова «Обломов» художественная деталь играет ключевую роль в раскрытии характера главного героя и центральной темы произведения. Один из наиболее ярких примеров — описание халата Обломова. Этот предмет одежды не только характеризует образ жизни Ильи Ильича, но и символизирует его инертность и оторванность от активной жизни. Гончаров подробно описывает халат, подчёркивая его мягкость и удобство, что отражает стремление Обломова к комфорту и нежелание покидать пределы своего дома. Таким образом, через такую деталь автор передаёт глубинные черты личности героя и подчёркивает основную идею романа.
3) Обучающий корпус позволяет провести исследование сочетаемости слов, что важно при работе с паронимами (поэтическая деталь — поэтичный образ и т. п.). Запишите несколько примеров сочетаний с паронимами, проверьте статистику по корпусу.
В русском языке существует множество паронимов — слов, схожих по звучанию, но различающихся по значению. Рассмотрим некоторые примеры паронимов и их типичные сочетания:
Абонемент (право на пользование чем-либо) — абонент (пользователь услуги):
Абонемент: театральный абонемент, абонемент в спортзал.
Абонент: абонент телефонной сети, абонент мобильной связи.
Ограничить (установить предел) — отграничить (разделить, отделить) — разграничить (провести границу между чем-либо):
Ограничить: ограничить скорость, ограничить доступ.
Отграничить: отграничить участок забором, отграничить обязанности.
Разграничить: разграничить зоны ответственности, разграничить понятия.
Эффективный (действенный) — эффектный (производящий впечатление):
Эффективный: эффективный метод, эффективное решение.
Эффектный: эффектный жест, эффектное выступление.
Дипломант (лицо, награждённое дипломом) — дипломник (студент, пишущий дипломную работу):
Дипломант: дипломант конкурса, дипломант фестиваля.
Дипломник: дипломник технического вуза, дипломник художественного факультета.
Невежа (грубый, невоспитанный человек) — невежда (незнающий, малограмотный человек):
Невежа: он оказался полным невежей, невежа в общении.
Невежда: научный невежда, невежда в искусстве.
Анализируя сочетаемость этих паронимов, можно заметить, что каждое слово имеет свои устойчивые словосочетания, что помогает различать их значения и правильно использовать в речи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением