Упр.192 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
192. 1) На портале «Образование на русском» в цикле передач «Лица современной русистики» найдите и прослушайте интервью с Владимиром Ильичом Карасиком, специалистом в области теории коммуникации, дискурс-анализа, лингвистики текста, теории речевых жанров. Назовите основные направления исследований современной русистики, которые перечислил В. И. Карасик.
Основные направления исследований современной русистики, которые перечислил Владимир Ильич Карасик:
Изменение грамматической системы языка
Ранее в русском языке было больше временных форм, чем сейчас. Некоторые старые формы сохранились в языке как устойчивые выражения, например, «жили-были» или «я было решил».
Заимствования в языке и их влияние
Исследование заимствованных слов в русском языке, их адаптации и влияния на речевую культуру.
Различие между полезными заимствованиями («монитор», «жалюзи») и паразитарными, которые заменяют существующие слова («консенсус» вместо «согласие»).
Языковая динамика: появление и исчезновение слов
Одни слова уходят из обихода, другие приходят. Например, слово «тинейджер» заменилось на «подросток», а «чувак» становится маркером возраста говорящего.
Роль молодежи в изменении языка
Молодежь является основным создателем нового сленга и языковых новаций, аналогично профессиональным сообществам (например, жаргон программистов).
Воздействие социальных изменений на лексику
Демократизация общения привела к увеличению вульгаризмов и снижению языковых барьеров.
Сравнение тенденций русского языка с англоязычной и исламской культурами, где различия в традициях определяют отношение к ненормативной лексике.
Разграничение публичного и приватного общения
Проблема допустимости ненормативной лексики в различных контекстах.
Запрет на использование мата в публичном пространстве, но допустимость его в приватном общении.
Грамотность в эпоху интернета
Рост видимости неграмотности в интернете связан не с увеличением числа безграмотных, а с появлением у них письменного способа самовыражения.
Русский язык на постсоветском пространстве
Анализ политики по отношению к русскому языку в странах бывшего СССР.
Примеры успешных (Беларусь) и сложных (Украина, Казахстан) случаев языковой политики.
Фонетические изменения под влиянием заимствований
Влияние английского языка на произношение русских слов, появление звука «уо» в речи некоторых носителей.
Новые формы устного общения
Использование конструкций типа «А я такая говорю, а он такой мне отвечает…», создающих эффект инсценировки в речи.
Эти направления охватывают широкий спектр языковых явлений и показывают, как язык меняется под влиянием социальных, культурных и политических факторов.
2) Имена и работы каких исследователей, о которых идёт речь в интервью, вам уже знакомы?
В интервью упоминаются следующие исследователи и их работы:
Максим Кронгауз – российский лингвист, специалист по русскому языку, автор книги «Русский язык на грани нервного срыва». В интервью приводится его наблюдение о том, что в мужском коллективе человек, не употребляющий ненормативную лексику, может вызывать недоверие, поскольку таким образом он устанавливает дистанцию с окружающими.
Михаил Горбачев – советский и российский политический деятель. В разговоре обсуждается его склонность использовать слово «консенсус» вместо более привычного «согласие», что привело к популяризации этого заимствования в 1990-е годы.
Нурсултан Назарбаев – первый президент Казахстана. В интервью говорится о его языковой политике, включающей обязательное изучение казахского, русского и английского языков, а также о переходе Казахстана с кириллицы на латиницу.
Александр Назаров (косвенно) – российский языковед, исследователь заимствований и фонетических изменений в языке. Его идеи о влиянии иностранных языков на произношение, в том числе появление в русском языке губно-губного звука «уо», соотносятся с приведенным в интервью примером изменения произношения слова «Windows» («виндоз» – «уиндоз»).
Эти исследователи и примеры их работ показывают, что язык является динамической системой, находящейся под влиянием социальных, культурных и политических факторов.
3) В. И. Карасик считает, что в письменной речи современников всё чаще используются штампы. С чем это связано, на ваш взгляд?
Использование штампов в письменной речи современных носителей языка связано с несколькими факторами:
Влияние СМИ и интернета
Современные медиа и социальные сети формируют стандартизированные обороты, которые активно распространяются. Например, журналистские клише («беспрецедентное событие», «вызов времени», «обратная сторона медали») или интернет-мемы закрепляются в сознании пользователей и начинают использоваться в повседневной речи.
Упрощение коммуникации
В условиях быстрого обмена информацией люди стремятся выражаться проще и понятнее, используя готовые конструкции вместо оригинальных формулировок. Штампы позволяют экономить время на подбор слов.
Ограниченный словарный запас
Многие носители языка не стремятся развивать речь, а штампы заменяют полноценное владение языком. Особенно это заметно в официальных и деловых текстах, где используются стереотипные выражения («оказание всесторонней помощи», «повышение эффективности»).
Влияние бюрократического стиля
В документации, официальных письмах и отчетах укоренились устойчивые клише, которые переходят в другие сферы коммуникации. Это формирует привычку писать неестественно, заменяя живую речь сухими стандартными оборотами.
Механическое заимствование из других языков
В русском языке растет количество калькированных конструкций из английского, что также приводит к увеличению штампов («принять вызов», «движение вперед», «миссия компании»).
Таким образом, использование штампов – это следствие изменений в обществе, технологического прогресса и стремления к экономии языковых средств.
4) Что является речевым идеалом, по мнению учёного? Согласны ли вы с ним?
По мнению Владимира Ильича Карасика, речевой идеал связан с четкой дифференциацией языковых стилей и соблюдением культурных норм в общении. Основные аспекты его речевого идеала включают:
Разграничение приватного и публичного общения
Карасик подчеркивает, что в частной коммуникации допустима свобода самовыражения, включая использование разговорных элементов, сленга и даже ненормативной лексики. Однако в публичной речи, особенно в официальных и культурных сферах (например, в театре), он выступает за соблюдение языковой нормы.
Саморегуляция в языке
Учёный считает, что язык развивается естественным путем, новые слова приходят, а устаревшие уходят. При этом необходимо сохранять баланс между традицией и новыми языковыми явлениями, не допуская чрезмерного влияния заимствованных слов без необходимости.
Культура речи как форма самодисциплины
В отличие от запретов и цензуры, Карасик говорит о внутренней культуре личности, когда человек сам регулирует свою речь, в зависимости от ситуации и аудитории.
Я в целом согласен с позицией ученого. Действительно, язык не должен быть скован жесткими рамками, но одновременно важно поддерживать речевую культуру. Особенно это актуально в условиях современного информационного общества, где граница между личным и публичным стирается.
Однако, на мой взгляд, необходимо дополнительно учитывать образовательную роль языка. Например:
Интернет и социальные сети способствуют распространению не только новых слов, но и речевых ошибок, неграмотности.
Вульгаризация речи в публичных сферах (например, в медиа, блогах, шоу) может привести к снижению общего уровня речевой культуры.
Нормативный язык — это не ограничение, а инструмент эффективной коммуникации.
Таким образом, согласие с речевым идеалом Карасика не отменяет необходимости осознанного отношения к языку. Важно помнить, что язык формирует мышление, и от качества речи во многом зависит уровень культуры общества.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением