Упр.47 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения.1. У врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения.
1. У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
2. В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
3. Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил — я также мог бы жить!
4. И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело.
Названия произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, из которых взяты приведённые строки:
1. «Нищий»
«У врат обители святой...»
2. «Поэт»
«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт...»
3. «Мцыри»
«Что за нужда? Ты жил, старик!»
4. «Смерть поэта»
«И прежний сняв венок — они венец терновый...»
Эти стихотворения отражают ключевые мотивы творчества Лермонтова: трагическую судьбу поэта, социальную несправедливость, конфликт гения и толпы, а также философские размышления о предназначении искусства и жизни.
2) Найдите в стихотворных фрагментах старославянизмы и охарактеризуйте их функцию. Какие из них являются в современном русском языке устаревшими?
В приведённых строках из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова можно выделить несколько старославянизмов, которые играют важную стилистическую роль.
1. «У врат обители святой…»
Старославянизмы: врата, обитель, подаянье, глад.
• «Врата» – возвышенный синоним слова «ворота». Используется для создания торжественности и книжности.
• «Обитель» – обозначает монастырь, святыню. Это слово подчёркивает религиозную атмосферу.
• «Подаянье» – устаревшее слово, означающее милостыню. Вносит оттенок церковной традиции и сострадания.
• «Глад» – означает «голод» и является высоким поэтическим выражением, усиливающим драматизм сцены.
Функция старославянизмов в этом фрагменте – передача религиозно-церковной атмосферы, создание возвышенного, торжественного стиля, выражение бедственного положения нищего.
2. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт…»
Старославянизмы: злато, благоговенье.
• «Злато» – книжное слово, означающее «золото». В данном контексте подчёркивает богатство, материальные ценности, на которые поэт «променял» свою власть.
• «Благоговенье» – возвышенное слово, означающее трепетное почтение. Оно придаёт речи торжественный оттенок.
Функция этих слов – подчеркнуть контраст между высокими духовными ценностями и материальным миром, создать философский оттенок.
3. «Что за нужда? Ты жил, старик!»
Старославянизм: нужда.
• «Нужда» в старославянском значении – это не просто «необходимость», но и «тяжёлое положение, бедность».
Функция – усиление смысла, выражение суровости реалий жизни, передача напряжённого диалога.
4. «И прежний сняв венок — они венец терновый…»
Старославянизмы: венец, лавры, чело.
• «Венец» – означает не просто корону, а символ мученичества и славы. В данном контексте – метафора страдания поэта.
• «Лавры» – символ славы, торжественный образ, связанный с победами и почестями.
• «Чело» – возвышенное слово, обозначающее «лоб», используется для придания тексту архаичности и поэтичности.
Функция этих слов – создание библейских ассоциаций, использование высокого трагического стиля.
Полностью устарели: подаянье, глад, злато, венец (в значении страдания), чело.
Ограниченно употребляются в книжной и поэтической речи: обитель, благоговенье, нужда (в значении бедствия), лавры.
Используются в современном языке, но изменили смысл: врата, венец.
Вывод
Старославянизмы в данных фрагментах выполняют стилистическую функцию – придают стихотворениям возвышенность, торжественность, религиозную символику и философскую глубину. Некоторые из них устарели, но остаются важными для понимания русского литературного языка XIX века.
3) Выпишите старославянизмы в таблицу, распределяя на группы по указанным в ней признакам.
Есть фонетические признаки
Есть словообразовательные признаки
Нет внешних признаков, но относятся к религиозной сфере
Старославянизмы — это слова и выражения, заимствованные из старославянского языка, которые вошли в русский язык и часто обладают особыми фонетическими, словообразовательными и семантическими признаками. Рассмотрим основные признаки старославянизмов и приведём примеры слов, обладающих этими характеристиками.
Таким образом, старославянизмы можно определить по ряду фонетических, словообразовательных и семантических признаков, которые отличают их от исконно русских слов.
4) В каком из процитированных в задании стихотворений М. Ю. Лермонтова есть эти строки? Определите, к какому фразеологизму в «Большом толково-фразеологическом словаре» М. И. Михельсона данные строки приводятся в качестве иллюстрации. Какой смысл они выражают в самом стихотворении и вне его контекста? Можно ли считать эти строки прецедентным текстом?
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Строки «И кто-то камень положил / В его протянутую руку» взяты из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий» (1830).
В «Большом толково-фразеологическом словаре» М. И. Михельсона эти строки приводятся в качестве иллюстрации к фразеологизму «камень дать вместо хлеба». Этот фразеологизм восходит к библейскому выражению из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто из вас, если сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Евангелие от Матфея 7:9). Он означает жестокий обман ожиданий или надежд.
Смысл в контексте стихотворения:
В стихотворении «Нищий» Лермонтов описывает бедняка, стоящего у ворот монастыря и просящего милостыню. Когда он протягивает руку за куском хлеба, кто-то кладёт в неё камень, проявляя крайнюю степень жестокости и безразличия к страданиям другого человека. Во второй части стихотворения автор проводит параллель между этой сценой и собственным опытом обманутой любви, сравнивая своё разочарование с поступком, совершённым по отношению к нищему.
Смысл вне контекста стихотворения:
Вне контекста стихотворения эти строки символизируют предательство, обманутые ожидания и жестокость. Они могут быть использованы для описания ситуации, когда человек, ожидающий помощи или поддержки, сталкивается с равнодушием или насмешкой.
Прецедентность текста
Данные строки можно считать прецедентным текстом, поскольку они часто цитируются и используются в русском языке для выражения идеи обманутых надежд и жестокого обращения. Они стали символом предательства и разочарования, выходя за рамки первоначального литературного контекста.
Таким образом, строки «И кто-то камень положил / В его протянутую руку» из стихотворения Лермонтова «Нищий» приобрели самостоятельное значение и используются как фразеологизм, отражающий тему обманутых ожиданий и жестокости.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением