Упр.47 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)
Решение #1










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
47. 1) Прочитайте строки из произведений М. Ю. Лермонтова. Назовите эти произведения.
1. У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
2. В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Своё утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
3. Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил — я также мог бы жить!
4. И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело.
Названия произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, из которых взяты приведённые строки:
1. «Нищий»
«У врат обители святой...»
2. «Поэт»
«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт...»
3. «Мцыри»
«Что за нужда? Ты жил, старик!»
4. «Смерть поэта»
«И прежний сняв венок — они венец терновый...»
Эти стихотворения отражают ключевые мотивы творчества Лермонтова: трагическую судьбу поэта, социальную несправедливость, конфликт гения и толпы, а также философские размышления о предназначении искусства и жизни.
2) Найдите в стихотворных фрагментах старославянизмы и охарактеризуйте их функцию. Какие из них являются в современном русском языке устаревшими?
В приведённых строках из произведений Михаила Юрьевича Лермонтова можно выделить несколько старославянизмов, которые играют важную стилистическую роль.
1. «У врат обители святой…»
Старославянизмы: врата, обитель, подаянье, глад.
• «Врата» – возвышенный синоним слова «ворота». Используется для создания торжественности и книжности.
• «Обитель» – обозначает монастырь, святыню. Это слово подчёркивает религиозную атмосферу.
• «Подаянье» – устаревшее слово, означающее милостыню. Вносит оттенок церковной традиции и сострадания.
• «Глад» – означает «голод» и является высоким поэтическим выражением, усиливающим драматизм сцены.
Функция старославянизмов в этом фрагменте – передача религиозно-церковной атмосферы, создание возвышенного, торжественного стиля, выражение бедственного положения нищего.
2. «В наш век изнеженный не так ли ты, поэт…»
Старославянизмы: злато, благоговенье.
• «Злато» – книжное слово, означающее «золото». В данном контексте подчёркивает богатство, материальные ценности, на которые поэт «променял» свою власть.
• «Благоговенье» – возвышенное слово, означающее трепетное почтение. Оно придаёт речи торжественный оттенок.
Функция этих слов – подчеркнуть контраст между высокими духовными ценностями и материальным миром, создать философский оттенок.
3. «Что за нужда? Ты жил, старик!»
Старославянизм: нужда.
• «Нужда» в старославянском значении – это не просто «необходимость», но и «тяжёлое положение, бедность».
Функция – усиление смысла, выражение суровости реалий жизни, передача напряжённого диалога.
4. «И прежний сняв венок — они венец терновый…»
Старославянизмы: венец, лавры, чело.
• «Венец» – означает не просто корону, а символ мученичества и славы. В данном контексте – метафора страдания поэта.
• «Лавры» – символ славы, торжественный образ, связанный с победами и почестями.
• «Чело» – возвышенное слово, обозначающее «лоб», используется для придания тексту архаичности и поэтичности.
Функция этих слов – создание библейских ассоциаций, использование высокого трагического стиля.
Полностью устарели: подаянье, глад, злато, венец (в значении страдания), чело.
Ограниченно употребляются в книжной и поэтической речи: обитель, благоговенье, нужда (в значении бедствия), лавры.
Используются в современном языке, но изменили смысл: врата, венец.
Вывод
Старославянизмы в данных фрагментах выполняют стилистическую функцию – придают стихотворениям возвышенность, торжественность, религиозную символику и философскую глубину. Некоторые из них устарели, но остаются важными для понимания русского литературного языка XIX века.
3) Выпишите старославянизмы в таблицу, распределяя на группы по указанным в ней признакам.
Есть фонетические признаки
Есть словообразовательные признаки
Нет внешних признаков, но относятся к религиозной сфере
Старославянизмы — это слова и выражения, заимствованные из старославянского языка, которые вошли в русский язык и часто обладают особыми фонетическими, словообразовательными и семантическими признаками. Рассмотрим основные признаки старославянизмов и приведём примеры слов, обладающих этими характеристиками.
Таким образом, старославянизмы можно определить по ряду фонетических, словообразовательных и семантических признаков, которые отличают их от исконно русских слов.
4) В каком из процитированных в задании стихотворений М. Ю. Лермонтова есть эти строки? Определите, к какому фразеологизму в «Большом толково-фразеологическом словаре» М. И. Михельсона данные строки приводятся в качестве иллюстрации. Какой смысл они выражают в самом стихотворении и вне его контекста? Можно ли считать эти строки прецедентным текстом?
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Строки «И кто-то камень положил / В его протянутую руку» взяты из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий» (1830).
В «Большом толково-фразеологическом словаре» М. И. Михельсона эти строки приводятся в качестве иллюстрации к фразеологизму «камень дать вместо хлеба». Этот фразеологизм восходит к библейскому выражению из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Кто из вас, если сын попросит у него хлеба, подаст ему камень?» (Евангелие от Матфея 7:9). Он означает жестокий обман ожиданий или надежд.
Смысл в контексте стихотворения:
В стихотворении «Нищий» Лермонтов описывает бедняка, стоящего у ворот монастыря и просящего милостыню. Когда он протягивает руку за куском хлеба, кто-то кладёт в неё камень, проявляя крайнюю степень жестокости и безразличия к страданиям другого человека. Во второй части стихотворения автор проводит параллель между этой сценой и собственным опытом обманутой любви, сравнивая своё разочарование с поступком, совершённым по отношению к нищему.
Смысл вне контекста стихотворения:
Вне контекста стихотворения эти строки символизируют предательство, обманутые ожидания и жестокость. Они могут быть использованы для описания ситуации, когда человек, ожидающий помощи или поддержки, сталкивается с равнодушием или насмешкой.
Прецедентность текста
Данные строки можно считать прецедентным текстом, поскольку они часто цитируются и используются в русском языке для выражения идеи обманутых надежд и жестокого обращения. Они стали символом предательства и разочарования, выходя за рамки первоначального литературного контекста.
Таким образом, строки «И кто-то камень положил / В его протянутую руку» из стихотворения Лермонтова «Нищий» приобрели самостоятельное значение и используются как фразеологизм, отражающий тему обманутых ожиданий и жестокости.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением