Упр.61 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
61. 1) Прочитайте примеры из текстов русской литературы XIX века. Найдите среди выделенных слов те, значения которых вам непонятно. Мешает ли это вам читать произведения классиков?
1. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал / Щадят победителя годы. (А. Пушкин) 2. Старик был одет в заплатанный озям и суконные штаны. (Л. Толстой) 3. Узнавши о приезде барина, мужики собрались к крыльцу. Кички, повязки, повойники, сорочки, зипуны и картинно-окладистые бороды красивого населения обступили его кругом. (Н. Гоголь) 4. Райком Кормился дедушка, / Москву да Кремль показывал, / Вдруг инструмент испортился, / А капиталу нет! (Н. Некрасов) 5. А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет... с ореховой мебелью, обитой тёмно-зелёным трипом. (И. Тургенев)
Понимание старинных и устаревших слов может вызывать трудности при чтении произведений классиков. Однако если обращаться к словарям, то текст становится понятнее, и можно глубже проникнуть в атмосферу эпохи. Изучение языка XIX века помогает лучше понимать культуру и традиции того времени.
Значения выделенных слов, найденные в словарях:
1. Пращ – старинное метательное оружие, представляющее собой ремень или верёвку с углублением для камня, который раскручивался и затем выпускался в цель. Использовалось в древности в военных сражениях.
2. Озям – (устар., диалект.) разновидность крестьянской одежды, просторный верхний кафтан или тулуп из грубой ткани, часто использовавшийся зимой.
3. Кички – (устар.) головной убор замужних женщин в России, который имел сложную конструкцию и носился поверх повойника.
4. Повязки – в данном контексте элементы одежды, узкие полоски ткани или ленты, использовавшиеся для закрепления и украшения костюма.
5. Повойники – женский головной убор в старину, закрывающий волосы и надевавшийся под кичку. Обычно носился замужними женщинами.
6. Зипуны – простая крестьянская верхняя одежда, напоминающая кафтан, сшитая из грубой шерстяной ткани.
7. Райком – в данном контексте не означает «районный комитет», а является уменьшительной формой от слова «рай», что в устаревшем значении могло означать богатый, изобильный край.
8. Трип – плотная грубая ткань, похожая на сукно, использовавшаяся для обивки мебели.
Да, непонимание устаревших слов может создавать определённые трудности при чтении произведений XIX века. Многие слова, использовавшиеся в литературе того времени, вышли из употребления или имеют другие значения в современном языке. Это может затруднять понимание текста, особенно если в нём много исторических или этнографических реалий.
Однако, если подходить к чтению осознанно и использовать словари, можно глубже погрузиться в культуру той эпохи и лучше понять задумку автора. Например, такие слова, как «повойник» или «кичка», отражают особенности традиционного русского женского костюма, а «пращ» показывает древние виды оружия, что даёт представление о военной истории.
Кроме того, непонимание некоторых слов не всегда критично для общего восприятия текста. Иногда их значение можно угадать из контекста или пропустить без ущерба для понимания основного сюжета. Однако для полноценного восприятия произведений классиков важно разбираться в таких деталях, так как язык — это часть исторической эпохи.
Таким образом, устаревшие слова могут усложнять чтение, но при правильном подходе — использовании словарей, комментариев и внимательном анализе контекста — они становятся не преградой, а ключом к более глубокому пониманию литературных произведений.
2) Расскажите, как вы обычно уточняете значение незнакомых слов, например, в произведениях школьной программы по литературе. Что вы предпочитаете искать в электронных ресурсах — словарные толкования или картинки? Исходя из ваших предпочтений, дайте объяснения выделенным словам.
Когда в произведениях школьной программы я встречаю незнакомые слова, я стараюсь уточнять их значение несколькими способами:
1. Определение по контексту
Иногда смысл слова можно понять, исходя из окружающих его фраз. Например, если в тексте говорится, что человек «надел кичку», а дальше описывается его наряд, можно догадаться, что это элемент одежды.
2. Использование словарей
o Толковые словари (Ожегова, Даля, Ушакова) помогают понять точное значение слова и его оттенки.
o Этимологические словари объясняют происхождение слова и его первоначальный смысл.
o Исторические и диалектные словари полезны для понимания устаревших и народных слов.
3. Электронные ресурсы
o Я часто ищу толкование слов в интернете. Удобны сайты с толковыми словарями, такие как «Грамота.ру» и «Википедия».
o Если слово обозначает предмет или явление, которое трудно представить, я предпочитаю искать изображения в интернете. Например, если в произведении встречается слово «зипун», лучше увидеть, как он выглядит, чем просто прочитать описание.
4. Обращение к учителю или родителям
Иногда устаревшие слова встречаются редко даже в словарях, и в таких случаях я могу спросить у учителя литературы или родителей, особенно если это слова из народной культуры или старинные выражения.
Что я предпочитаю искать в электронных ресурсах: словарные толкования или картинки?
Выбор зависит от типа слова:
• Если слово обозначает абстрактное понятие, чувство, действие или качественную характеристику, то я предпочитаю толкование в словарях. Например, такие слова как «лукавый» или «снисходительность» требуют объяснения их смысла.
• Если слово обозначает конкретный предмет, одежду, оружие, инструмент или архитектурный элемент, я ищу изображения. Например, слова «повойник», «зипун» или «трёхцветка» лучше понять, увидев их.
Таким образом, я использую разные способы уточнения значений слов в зависимости от ситуации, что помогает мне лучше понимать тексты классиков и расширять словарный запас.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением