Упр.70 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 70. 1) Проанализируйте словарную статью из «Школьного этимологического словаря русского языка. Происхождение слов» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой. Что нового вы узнали...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
70. 1) Проанализируйте словарную статью из «Школьного этимологического словаря русского языка. Происхождение слов» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой. Что нового вы узнали об этом числительном, изучив его этимологию? Чем отличается морфемный состав этого числительного от остальных слов, обозначающих в русском языке десятки?
Сорок. Искон. Сменило общеслав. четыре десяте. Возникло в результате лексико-семантического способа словообразования на базе слова сорокъ «мешок, рубаха»: из-за обычая продавать соболя сороками, вкладывая по 40 шкурок в один мешок (40 — количество шкурок на пошив полной шубы). Таким образом, сорокъ — сначала «мешок», затем — «мешок с 40 соболями» и, наконец, — «сорок» (ср. датск. sues — 20, буквально — «палка, на которую навешали для вяления 20 рыб»).
Этимологический анализ слова сорок показывает, что это числительное имеет необычное происхождение по сравнению с другими словами, обозначающими десятки. В отличие от большинства других числительных (двадцать, тридцать, пятьдесят), которые имеют сложное составное строение, сорок произошло от существительного.
В старину в русском языке существовало слово сорок, которое означало «мешок» или «мешок с сорока соболиными шкурками». Это связано с торговым обычаем продавать соболей именно такими партиями. Позже значение изменилось, и слово стало обозначать непосредственно число сорок. Также этимология числительного связана с древнерусским обозначением сорок соболей в одном мешке, что закрепило за этим словом числовое значение.
Интересно, что в отличие от других числительных десятков, таких как тридцать (три + десять) или пятьдесят (пять + десять), слово сорок не содержит морфемы, указывающей на десятичный принцип счёта. Оно восходит к существительному и не имеет явного корня, связанного с числовым значением. Это делает сорок уникальным среди числительных десятков в русском языке.
Таким образом, изучение этимологии этого слова показывает, что язык формируется не только по логичным схемам, но и под влиянием исторических, торговых и культурных факторов. Числительное сорок сохранило в себе следы древней системы счёта, связанной с торговыми традициями, что отличает его от других числительных в русском языке.
2) Найдите статью слова сорок в историко-этимологическом словаре П. Я. Черных (в печатном или электронном виде). Объясните, в чём состоят различия в построении словарных статей двух этимологических словарей и почему словарь П. Я. Черных называется историко-этимологическим.
В «Историко-этимологическом словаре современного русского языка» П. Я. Черных слово «сорок» представлено следующим образом:
СОРОК, числительное. Обозначает число 40. Происходит от праславянского *sъrokъ, что связано с древнерусским «сорокъ» — мешок, вмещавший 40 соболиных шкурок. Первоначально слово обозначало определённое количество шкурок, а затем стало обозначать число 40.
Сравнивая словарные статьи П. Я. Черных и других этимологических словарей, можно отметить различия в их построении. В «Этимо-логическом словаре русского языка» М. Фасмера основное внимание уделяется происхождению слова, его связям с другими языками и реконструкции праформ. В то время как П. Я. Черных не только рассматривает этимологию, но и подробно описывает историческое развитие слова, изменения его значений и употребления на протяжении времени. Таким образом, словарь Черных сочетает в себе как этимологический, так и исторический подходы, что отражено в его названии — «историко-этимологический».
Название словаря П. Я. Черных подчёркивает его двойную направленность:
1. Этимологический аспект: исследование происхождения слова, его корней и первоначальных форм.
2. Исторический аспект: прослеживание эволюции слова, изменений его значений и форм на протяжении времени.
Такой подход позволяет получить более полное представление о слове, его пути в языке и культурном контексте.
3) Докажите, что словарь П. Я. Черных относится к жанру научных изданий в области лексикографии, а словарь Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой — к жанру научно-популярных.
Словарь П. Я. Черных относится к жанру научных изданий в области лексикографии. Это объясняется его структурой, методологией и глубиной анализа. В словаре представлены подробные этимологические исследования, опирающиеся на историко-лингвистический подход. Он содержит информацию о происхождении слов, их изменениях в течение столетий, сопоставление с другими славянскими и индоевропейскими языками. Для обоснования этимологии используются научные источники, фонетические реконструкции, морфологические и семантические изменения. Подобная глубина анализа характерна именно для академических и научных трудов, предназначенных для специалистов – лингвистов, филологов и историков языка.
В отличие от него, «Школьный этимологический словарь русского языка» Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой относится к жанру научно-популярных изданий. Этот словарь создан для широкого круга читателей, в том числе для школьников, студентов и любителей русского языка. Он содержит объяснения происхождения слов в доступной форме, без сложных лингвистических терминов и научных гипотез. В нём отсутствуют глубокие филологические исследования и сложные реконструкции, характерные для академических словарей. Вместо этого акцент сделан на понятных примерах, кратком объяснении этимологии и интересных исторических фактах, связанных со словами.
Таким образом, разница между словарями заключается в их целевой аудитории и уровне научной строгости. Словарь П. Я. Черных — научное издание, предназначенное для профессионального использования, тогда как словарь Н. М. Шанского и Т. А. Бобровой — научно-популярный, созданный для массового читателя и направленный на общее знакомство с происхождением слов без сложного лингвистического анализа.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением