Упр.82 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 82. 1) Прочитайте фрагмент статьи Л. П. Крысина. Выпишите примеры изменения: а) произносительной нормы; б) грамматической нормы; в) лексической сочетаемости слов.И всё...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
82. 1) Прочитайте фрагмент статьи Л. П. Крысина. Выпишите примеры изменения: а) произносительной нормы; б) грамматической нормы; в) лексической сочетаемости слов.
И всё же сравнение языка Пушкина и Достоевского, да и более поздних писателей, с русским языком конца XX — начала XXI века обнаруживает различия, свидетельствующие об исторической изменчивости литературной нормы.
В пушкинские времена говорили: домы, корпусы, сейчас — дома, корпуса. Пушкинское «Восстань, пророк...» надо, разумеется, понимать в смысле «встань», а совсем не в смысле «подними восстание». А. И. Герцен считал вполне нормальным оборот произвести влияние, Г. И. Успенский в «Письмах с дороги» упоминает о пачке ключей, Д. И. Писарев убеждал читателя, что надо выработать в себе ширину понимания вещей, Лев Толстой признавался одной из своих корреспонденток, что он её очень помнит (мы бы сейчас сказали: оказать влияние, связка ключей, широта понимания, хорошо помнит).
В повести Ф. М. Достоевского «Хозяйка» читаем: «Тут щекотливый Ярослав Ильич... вопросительным взглядом устремился на Мурина». Современный читатель догадывается, конечно,
что речь здесь не о том, что герой Достоевского боялся щекотки: щекотливый употреблено в смысле, близком к значению слов деликатный, щепетильный, и применено к человеку, т. е. так, как ни один из носителей современного русского литературного языка его не употребит (обычно: щекотливый вопрос, щекотливое дело). Чехов говорил в телефон (об этом он сообщает в одном из своих писем), а мы — по телефону. А. Н. Толстой, почти наш современник, в одном из своих рассказов описывает действия героя, который «стал следить полёт коршунов над лесом». Сейчас сказали бы: стал следить за полётом коршунов.
Изменяться может нормативный статус не только отдельных слов, форм и конструкций, но и определённым образом взаимосвязанных образцов речи. Это произошло, например, с так называемой старомосковской произносительной нормой, которая ко второй половине XX века была почти полностью вытеснена новым произношением, более близким к письменному облику слова: вместо боюс, смеялса, шыги, жыра, верьх, четверьг, тихый, строгий, поддакивать, коришневый, сливошное (масло), грешневая (каша) подавляющее большинство носителей русского литературного языка стало говорить боюсь, смеялся, шаги, жара, верх, четверг, тихий, строгий, поддакивать, коричневый, сливочное (масло), гречневая (каша) и т. д.
(Л. П. Крысин. «Языковая норма и речевая практика»)
Примеры изменений в языке согласно фрагменту статьи Л. П. Крысина:
а) Изменение произносительной нормы:
• боюс > боюсь
• смеялса > смеялся
• шыги > шаги
• жыра > жара
• верьх > верх
• четверьг > четверг
• тихый > тихий
• строгый > строгий
• поддакывать > поддакивать
• коришневый > коричневый
• сливошное (масло) > сливочное (масло)
• грешневая (каша) > гречневая (каша)
б) Изменение грамматической нормы:
• дОмы, кОрпусы (в пушкинские времена) > домА, корпусА (современная норма)
• произвести влияние > оказать влияние
• пачка ключей > связка ключей
• ширина понимания > широта понимания
• он её очень помнит > он её хорошо помнит
• стал следить полёт коршунов > стал следить за полётом коршунов
в) Изменение лексической сочетаемости слов:
• щекотливый Ярослав Ильич (Достоевский, значение «щепетильный, деликатный») > сейчас так не употребляется, только «щекотливый вопрос», «щекотливое дело»
• говорить в телефон > говорить по телефону
Эти примеры демонстрируют, как изменяются нормы языка со временем, отражая его историческую изменчивость.
2) Опираясь на текст рубрики «Лингвистические заметки» и нормативные словари, проведите исследование, какие из приведённых в тексте вариантов являются запрещёнными, допустимыми и равноправными.
Рассмотрим приведённые в тексте варианты с точки зрения их современного нормативного статуса, опираясь на данные из авторитетных источников, таких как «Словарь трудностей русского языка» Д. Э. Розенталя и Н. Н. Голуб, а также «Словарь ударений для работников радио и телевидения» М. В. Зарвы.
1. Формы множественного числа существительных:
• дОмы / домА:
o В современном русском языке нормативной формой множественного числа является «домА». Форма «дОмы» устарела и не употребляется.
• кОрпусы / корпусА:
o Обе формы допустимы, но имеют разные значения. «КорпусА» — множественное число от «корпус» в значении «здание» (например, университетские корпуса). «кОрпусы» — множественное число от «корпус» в значении «воинское соединение» или «корпус часов».
2. Устойчивые выражения:
• произвести влияние / оказать влияние:
o В настоящее время нормативным является выражение «оказать влияние». Форма «произвести влияние» считается устаревшей и не рекомендуется к употреблению.
• пачка ключей / связка ключей:
o Нормативным является выражение «связка ключей». Выражение «пачка ключей» не употребляется.
• ширина понимания / широта понимания:
o Нормативным является выражение «широта понимания». Выражение «ширина понимания» не употребляется.
• он её очень помнит / он её хорошо помнит:
o Нормативным является выражение «он её хорошо помнит». Выражение «он её очень помнит» не употребляется.
3. Лексическая сочетаемость:
• щекотливый (применительно к человеку) / щекотливый вопрос:
o В современном языке прилагательное «щекотливый» употребляется преимущественно в сочетаниях «щекотливый вопрос», «щекотливое дело» в значении «требующий деликатности». Употребление «щекотливый» по отношению к человеку в значении «щепетильный, деликатный» не является нормативным.
• говорить в телефон / говорить по телефону:
o Нормативным является выражение «говорить по телефону». Форма «говорить в телефон» не употребляется.
• следить полёт / следить за полётом:
o Нормативным является выражение «следить за полётом». Форма «следить полёт» не употребляется.
Таким образом, некоторые из приведённых вариантов являются устаревшими или не соответствуют современным нормам русского языка, другие же имеют различия в значениях и употреблении.
3) Приведите примеры исторической изменчивости нормы на материале текстов XXI века. Вы можете использовать предыдущий раздел учебника.
Изменения в языковых нормах продолжаются и в XXI веке, отражая динамику развития общества и культуры. Рассмотрим некоторые примеры таких изменений:
1. Орфоэпические изменения:
• Ударение в словах:
o Вариативность ударений сохраняется в некоторых словах. Например, в слове «творог» допустимы оба варианта ударения: «творог» и «творог». Однако первый вариант считается более предпочтительным.
2. Грамматические изменения:
• Род существительных:
o В XIX веке слова «георгина», «зала», «рояля» употреблялись в женском роде. В современном русском языке эти слова изменили род на мужской: «георгин», «зал», «рояль».
3. Лексические изменения:
• Заимствования и неологизмы:
o В XXI веке русский язык активно пополняется заимствованиями, особенно из английского языка, что связано с глобализацией и развитием технологий. Появляются новые слова и выражения, такие как «флешмоб», «подкаст», «селфи», «фейк», «хайп», «краудфандинг».
• Изменение значений слов:
o Некоторые слова приобретают новые значения или расширяют существующие. Например, слово «гаджет» ранее обозначало небольшое устройство или приспособление, а теперь часто используется для обозначения любых современных электронных устройств, таких как смартфоны или планшеты.
• Активизация жаргонизмов и разговорных выражений:
o В современном русском языке наблюдается тенденция к проникновению жаргонизмов и разговорных выражений в литературную речь и средства массовой информации. Например, слова «лайкать» (ставить отметку «нравится» в социальных сетях), «френдить» (добавлять в друзья), «троллить» (провоцировать) становятся общепринятыми.
Эти примеры демонстрируют, как языковые нормы адаптируются к изменениям в обществе, отражая новые реалии и потребности коммуникации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением