Упр.91 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)
Решение #1




Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
91. 1) Прочитайте текст. Перечислите характеристики уровня языковой личности, т. е. степени владения человеком культурой речи.
Уровень языковой личности определяется богатством её лексикона, владением грамматическими правилами изменения и соединения слов в речи, нормами построения текста, умением переключать регистры, т. е. использовать разнообразные языковые средства общения в соответствии со сферой общения и с целями коммуникации.
(В. Д. Черняк. «Русский язык. Энциклопедия»)
Уровень языковой личности определяется несколькими характеристиками, которые отражают степень владения человеком культурой речи.
Прежде всего, важным критерием является богатство лексикона. Чем шире словарный запас человека, тем более точной и выразительной становится его речь. Это позволяет выбирать наиболее подходящие слова в зависимости от ситуации, избегать повторений, использовать синонимы и разнообразные языковые средства.
Второй характеристикой является владение грамматическими правилами, которые включают в себя знание форм слов, способов их изменения и соединения в речи. Грамматически правильная речь свидетельствует о высоком уровне языковой культуры, тогда как систематические ошибки могут затруднять восприятие информации и снижать эффективность общения.
Также важны нормы построения текста. Человек, обладающий высоким уровнем языковой культуры, умеет выстраивать связные и логически организованные высказывания. Это касается как письменной, так и устной речи. Соблюдение норм текстообразования позволяет правильно структурировать информацию, делать речь понятной и доступной.
Неотъемлемой частью языковой культуры является умение переключать регистры, то есть адаптировать свою речь к разным ситуациям общения. В официальной обстановке требуется строгий стиль с соблюдением всех норм, тогда как в неформальном общении допустимо использование разговорных выражений и сокращённых конструкций.
Таким образом, степень владения культурой речи включает в себя богатство словарного запаса, знание грамматических норм, умение правильно строить текст и адаптировать его к конкретной ситуации общения. Всё это делает речь выразительной, понятной и эффективной, способствуя успешной коммуникации.
2) Используя материал рубрики «Лингвистические заметки», опишите, чем различаются носители основных типов речевой культуры: элитарного, средне-литературного, литературно-разговорного и фамильярно-разговорного.
Описание различий носителей основных типов речевой культуры
Носители элитарного типа речевой культуры обладают наиболее высоким уровнем владения языком. Они используют все нормы литературного языка, строго соблюдают правила грамматики, стилистики, орфоэпии и лексики. Их речь отличается богатством и разнообразием, а также соответствием высоким стандартам литературного общения. Такой уровень речевой культуры характерен для учёных, писателей, журналистов, преподавателей и людей с глубоким гуманитарным образованием.
Носители среднелитературного типа речевой культуры владеют нормами языка, но в упрощённом варианте. Они способны выразить свои мысли чётко и логично, но их речь менее насыщена сложными речевыми конструкциями и разнообразными стилистическими средствами. Этот уровень характерен для людей с высшим образованием, но без профессиональной связи с языковой деятельностью.
Носители литературно-разговорного типа речевой культуры используют в речи в основном разговорные формы литературного языка. Их речь отличается общестилистической упрощённостью, естественностью и непринуждённостью, однако они всё же придерживаются основных литературных норм. Такой стиль часто встречается в повседневном устном общении, в бытовых и неофициальных ситуациях.
Носители фамильярно-разговорного типа речевой культуры допускают значительные отклонения от норм литературного языка. Их речь отличается частыми нарушениями грамматических, орфоэпических и стилистических правил. Они используют просторечные выражения, сленг, упрощённые конструкции, часто избегают сложных синтаксических оборотов. Для таких людей характерна ограниченность словарного запаса и неспособность строить развернутые монологические высказывания.
Таким образом, различия между носителями этих типов речевой культуры определяются степенью владения литературной нормой, уровнем образованности, сферой общения и стилем речи, который они предпочитают в коммуникации.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением