Упр.94 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)
Решение #1




Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
94. 1) Прочитайте тексты и определите, к какому типу речевой культуры можно отнести речь героев произведений. Аргументируйте свой ответ.
1. Василий Дмитриевич Румянцев действительно пришёл к нам на сбор отряда. < ... >
— Я знаю, вам кажется: раз орден, значит, что-то необыкновенное человек сделал. А я вам ничего такого рассказать не могу. Вот у меня орден за форсирование Днепра. Если бы я не умел хорошо плавать, если бы ещё мальчишкой, подростком не упражнялся в ловкости и выносливости, то наверняка погиб бы при переправе, не выплыл бы... А плыть пришлось под огнём неприятеля,
и притом не налегке, а в одежде и с оружием. Право, даже и не знаю, что ещё рассказать про
этот орден... А вот другой, тоже Красного Знамени, — этот за то, что вывел роту из окружения... Так разве тут во мне было дело? Нет, друзья: всё дело в людях, которые шли со мною и всё это вынесли. А почему вынесли, как по-вашему? Разве уж такие они богатыри были, необыкновенные силачи? Верно, солдату нужно быть крепким, выносливым, закалённым, но это ещё далеко не всё...
(Ф. А. Вигдорова. «Мой класс»)
2. — Полушкин! Ты сколько дён стенку лизать будешь?
— Дык ведь это... Доска с доской не сходится.
— Тебе, что ль, тут жить? У нас план горит, премиальные...
— Дык ведь для людей же...
— Слазь с лесов! Давай на новый объект!
— Дык ведь щели.
— Слазь, тебе говорят!..
(Б. Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»)
3. ...Привет, старик!
Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбёшку в непыльном уголке. Правда, комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская! Давай, старик, цыгань отпуск и рви к нам. Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов два шикарных озера с окунями и речка с хариусами. А уж грибов!..
Впрочем, сегодня моторкой приехал какой-то старикан: седой, коренастый, без руки, и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно — тятей. Что-то они тут стали разыскивать — я не вникал...
(Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие»)
Речь героев в представленных текстах относится к разным типам речевой культуры, что определяется стилистическими особенностями, лексическим составом и ситуацией общения.
Первый отрывок отражает среднелитературный тип речевой культуры. Герой говорит связно, логично, его речь правильна с точки зрения грамматики, построена в соответствии с нормами литературного языка. Хотя речь остаётся разговорной по форме, она отличается высоким уровнем культуры, отсутствием просторечных выражений и жаргонизмов. Используемые обороты, такие как «всё дело в людях», «разве уж такие они богатыри были», говорят о простоте выражения мысли, но при этом текст остаётся литературным.
Второй отрывок представляет фамильярно-разговорный тип речевой культуры. Здесь речь героев не подчиняется нормам литературного языка: встречаются просторечные выражения («Дык ведь это…», «Тебе, что ль, тут жить?»), сокращённые формы слов и разговорные интонации. Стиль диалога эмоционально окрашен, выражения обрывисты, присутствует грубоватая манера общения, свойственная рабочей среде. Это говорит о сниженной культуре речи персонажей.
Третий отрывок относится к литературно-разговорному типу речевой культуры. Здесь используется живая разговорная речь, характерная для неофициального общения друзей. В тексте встречаются просторечные элементы («Привет, старик!», «комары проклятые донимают», «цыгань отпуск и рви к нам»), но они используются естественно и уместно в данной ситуации. Этот стиль не нарушает литературных норм, а лишь подчёркивает неформальную обстановку. В целом, речь остаётся достаточно грамотной, но содержит элементы разговорной экспрессии.
Таким образом, каждый из отрывков демонстрирует определённый уровень речевой культуры героев: первый — среднелитературный, второй — фамильярно-разговорный, третий — литературно-разговорный. Это отражает социальное положение, уровень образования и ситуацию общения персонажей.
2) К какому типу речевой культуры вы можете отнести себя? Приведите примеры своего речевого поведения.
Я могу отнести себя к среднелитературному типу речевой культуры, поскольку в повседневном общении стараюсь придерживаться норм литературного языка, но при этом использую разные стили в зависимости от ситуации.
В официальной обстановке, например, при написании эссе, докладов или при выступлениях, я соблюдаю строгие нормы литературного языка. В таких случаях моя речь соответствует требованиям научного или публицистического стиля: она логична, структурирована, лишена разговорных элементов.
В повседневном общении с друзьями и родственниками я использую литературно-разговорный стиль. Например, в беседах могу допускать сокращённые формы слов, эмоционально окрашенные выражения, но при этом избегаю просторечий и жаргонизмов. Если ситуация требует, могу легко переключиться на более формальный стиль общения.
При этом я избегаю фамильярно-разговорного стиля, поскольку считаю, что чрезмерное употребление просторечных слов, грубых выражений и упрощённых конструкций снижает уровень речевой культуры. Однако в неформальной беседе допускаю использование отдельных разговорных слов и фраз, если это помогает сделать речь более живой и выразительной.
Таким образом, моя речевая культура сочетает в себе элементы среднелитературного и литературно-разговорного типов, что позволяет мне адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и соблюдать языковые нормы в зависимости от обстоятельств.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением