Упр.94 ГДЗ Александрова Загоровская 10 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 94. 1) Прочитайте тексты и определите, к какому типу речевой культуры можно отнести речь героев произведений. Аргументируйте свой ответ.1. Василий Дмитриевич Румянцев...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 10 класс, Просвещение:
94. 1) Прочитайте тексты и определите, к какому типу речевой культуры можно отнести речь героев произведений. Аргументируйте свой ответ.
1. Василий Дмитриевич Румянцев действительно пришёл к нам на сбор отряда. < ... >
— Я знаю, вам кажется: раз орден, значит, что-то необыкновенное человек сделал. А я вам ничего такого рассказать не могу. Вот у меня орден за форсирование Днепра. Если бы я не умел хорошо плавать, если бы ещё мальчишкой, подростком не упражнялся в ловкости и выносливости, то наверняка погиб бы при переправе, не выплыл бы... А плыть пришлось под огнём неприятеля,
и притом не налегке, а в одежде и с оружием. Право, даже и не знаю, что ещё рассказать про
этот орден... А вот другой, тоже Красного Знамени, — этот за то, что вывел роту из окружения... Так разве тут во мне было дело? Нет, друзья: всё дело в людях, которые шли со мною и всё это вынесли. А почему вынесли, как по-вашему? Разве уж такие они богатыри были, необыкновенные силачи? Верно, солдату нужно быть крепким, выносливым, закалённым, но это ещё далеко не всё...
(Ф. А. Вигдорова. «Мой класс»)
2. — Полушкин! Ты сколько дён стенку лизать будешь?
— Дык ведь это... Доска с доской не сходится.
— Тебе, что ль, тут жить? У нас план горит, премиальные...
— Дык ведь для людей же...
— Слазь с лесов! Давай на новый объект!
— Дык ведь щели.
— Слазь, тебе говорят!..
(Б. Л. Васильев. «Не стреляйте в белых лебедей»)
3. ...Привет, старик!
Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбёшку в непыльном уголке. Правда, комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская! Давай, старик, цыгань отпуск и рви к нам. Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов два шикарных озера с окунями и речка с хариусами. А уж грибов!..
Впрочем, сегодня моторкой приехал какой-то старикан: седой, коренастый, без руки, и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно — тятей. Что-то они тут стали разыскивать — я не вникал...
(Б. Л. Васильев. «А зори здесь тихие»)
Речь героев в представленных текстах относится к разным типам речевой культуры, что определяется стилистическими особенностями, лексическим составом и ситуацией общения.
Первый отрывок отражает среднелитературный тип речевой культуры. Герой говорит связно, логично, его речь правильна с точки зрения грамматики, построена в соответствии с нормами литературного языка. Хотя речь остаётся разговорной по форме, она отличается высоким уровнем культуры, отсутствием просторечных выражений и жаргонизмов. Используемые обороты, такие как «всё дело в людях», «разве уж такие они богатыри были», говорят о простоте выражения мысли, но при этом текст остаётся литературным.
Второй отрывок представляет фамильярно-разговорный тип речевой культуры. Здесь речь героев не подчиняется нормам литературного языка: встречаются просторечные выражения («Дык ведь это…», «Тебе, что ль, тут жить?»), сокращённые формы слов и разговорные интонации. Стиль диалога эмоционально окрашен, выражения обрывисты, присутствует грубоватая манера общения, свойственная рабочей среде. Это говорит о сниженной культуре речи персонажей.
Третий отрывок относится к литературно-разговорному типу речевой культуры. Здесь используется живая разговорная речь, характерная для неофициального общения друзей. В тексте встречаются просторечные элементы («Привет, старик!», «комары проклятые донимают», «цыгань отпуск и рви к нам»), но они используются естественно и уместно в данной ситуации. Этот стиль не нарушает литературных норм, а лишь подчёркивает неформальную обстановку. В целом, речь остаётся достаточно грамотной, но содержит элементы разговорной экспрессии.
Таким образом, каждый из отрывков демонстрирует определённый уровень речевой культуры героев: первый — среднелитературный, второй — фамильярно-разговорный, третий — литературно-разговорный. Это отражает социальное положение, уровень образования и ситуацию общения персонажей.
2) К какому типу речевой культуры вы можете отнести себя? Приведите примеры своего речевого поведения.
Я могу отнести себя к среднелитературному типу речевой культуры, поскольку в повседневном общении стараюсь придерживаться норм литературного языка, но при этом использую разные стили в зависимости от ситуации.
В официальной обстановке, например, при написании эссе, докладов или при выступлениях, я соблюдаю строгие нормы литературного языка. В таких случаях моя речь соответствует требованиям научного или публицистического стиля: она логична, структурирована, лишена разговорных элементов.
В повседневном общении с друзьями и родственниками я использую литературно-разговорный стиль. Например, в беседах могу допускать сокращённые формы слов, эмоционально окрашенные выражения, но при этом избегаю просторечий и жаргонизмов. Если ситуация требует, могу легко переключиться на более формальный стиль общения.
При этом я избегаю фамильярно-разговорного стиля, поскольку считаю, что чрезмерное употребление просторечных слов, грубых выражений и упрощённых конструкций снижает уровень речевой культуры. Однако в неформальной беседе допускаю использование отдельных разговорных слов и фраз, если это помогает сделать речь более живой и выразительной.
Таким образом, моя речевая культура сочетает в себе элементы среднелитературного и литературно-разговорного типов, что позволяет мне адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям и соблюдать языковые нормы в зависимости от обстоятельств.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением