Упр.108 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
108. 1) Прочитайте фрагмент из повести В. К. Железникова «Чучело». Обсудите, скрыто или явно проявляется речевая агрессия в речи персонажей по отношению к Лене Бессольцевой, с которой связан основной конфликт повести. Аргументируйте своё мнение.
— А кто это там стоит? — крикнул Валька. — Что за писаная красавица?
Рыжий посмотрел из-под козырька и спросил, кривляясь:
— Игде, игде?
— Ребята, да она нас не замечает! — возмущённо закричал Лохматый, потрясая кулаками. — Какая гордая!..
— Леночка, это же мы, твои одноклассники! — пропела Шмакова.
В этом фрагменте можно заметить примеры речевой агрессии, направленной на Лену Бессольцеву. Они проявляются как в открытой форме, так и в скрытой насмешке.
1. Явные формы речевой агрессии
- Оскорбления и насмешки
• Валяка: «Что за писаная красавица?» > это сказано с насмешкой, высмеивается внешний вид или поведение Лены.
• Рыжий: «Иди, иди?» > передразнивает, намеренно кривляется, что является формой издевательства.
- Попытка вызвать общественное порицание
• Лохматый: «Ребята, да она нас не замечает!» > он преподносит её поведение как признак гордости и пренебрежения к окружающим, чтобы вызвать негативное отношение одноклассников.
• «Какая гордая!» > используется сарказм, чтобы высмеять Лену.
2. Скрытые формы речевой агрессии
- Манипуляция и давление через коллектив
• Шмакова: «Леночка, это же мы, твои одноклассники!» > сказано вроде бы доброжелательно, но в контексте ситуации звучит упрекающе, как обвинение в нежелании общаться.
- Ирония и сарказм
• Использование выражения «писаная красавица» > очевидная ирония, направленная на унижение.
3. Аргументация на основе лингвистической теории
Согласно определению речевой агрессии из лингвистических заметок (см. учебник), она проявляется в:
• Намерение унизить адресата («Какая гордая!»).
• Несоответствие речевого поведения ситуации (издевательские реплики вместо обычного общения).
• Отрицательных эмоциональных реакциях, таких как насмешка, ирония, сарказм («Иде, иде?» — передразнивание).
4. Вывод
В этом фрагменте Лена Бессольцева подвергается речевой агрессии со стороны одноклассников. Они используют насмешки, передразнивания, иронию и сарказм, чтобы унизить её и подчеркнуть её «отличие» от коллектива. Эти проявления агрессии являются частью более масштабного конфликта, развивающегося в повести.

2) Проиграйте ситуацию из повести, предложите способы преодоления речевой агрессии. Возможен ли, по вашему мнению, выход из подобной ситуации в рамках речевого этикета и этики?
Способы преодоления речевой агрессии в ситуации из повести В. К. Железникова «Чучело»
В этом фрагменте повести Лена Бессольцева сталкивается с речевой агрессией со стороны одноклассников, которые насмехаются над ней, передразнивают и используют сарказм. Есть несколько способов преодолеть эту ситуацию в рамках речевого этикета и этики.
Как можно отреагировать на речевую агрессию?
- Игнорирование агрессии
Лена могла бы не реагировать на оскорбления и насмешки, тем самым не давая агрессивным одноклассникам желаемого эффекта. Такое поведение часто снижает интерес агрессоров к жертве.
- Спокойный ответ без эмоций
Использование нейтрального, сдержанного ответа (например, «Я не вижу причин для насмешек») могло бы показать уверенность Лены и отсутствие страха перед обидчиками.
- Юмор и ирония
Если бы Лена ответила в шутливой форме, например: «Да, я очень горжусь тем, что могу вести себя достойно», это могло бы сбить агрессоров с толку.
- Апелляция к разуму и совести
Лена могла бы задать прямой вопрос, например: «Почему вы так говорите? Что я сделала не так?» Это могло бы заставить одноклассников задуматься о своей несправедливости.
- Обращение за поддержкой
Лена могла бы обратиться за помощью к авторитетному взрослому (учителю, родителям) или заручиться поддержкой более дружелюбных одноклассников.
Можно ли выйти из этой ситуации в рамках речевого этикета и этики?
Да, если бы одноклассники осознали, что их поведение нарушает нормы культуры общения, и увидели в Лене человека, достойного уважения, ситуация могла бы разрешиться мирно. Однако в повести конфликт выходит за рамки обычного недопонимания — это коллективная травля, и в таких случаях агрессоры редко меняют своё поведение без вмешательства извне.
Вывод
Основной принцип преодоления речевой агрессии — сохранение самообладания, уверенности и использование конструктивных способов реагирования. В рамках речевого этикета можно смягчить конфликт, но для его полного разрешения требуется изменение отношения коллектива.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением