Упр.110 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)
Решение #1





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
110. 1) Прочитайте фрагмент интервью с лингвистом Л. И. Скворцовым. Как тема интервью связана с речевой агрессией? Используя словари, составьте толкования выделенных слов и выражений.
— В последнее время в разговорной речи всё чаще встречаются нецензурные выражения: и в литературе, и в разговорах на улице. Можно ли это принять или как этому противостоять?
— Принять это невозможно. Противостоять необходимо. Мириться с непристойностью нельзя. Здесь мы вплотную подходим к нравственной стороне предмета нашего разговора. Ведь язык издревле напрямую связан с человеческой душой, с человеческим нравом... То, о чём Вы говорите — нецензурщина — существовало всегда, но сейчас этого стало больше. Есть люди, которые не слышат за собой ругательств, не понимают того, что загрязняют нашу ноосферу в прямом, экологическом смысле этого слова. Ведь наши мысли и слова не исчезают. Они существуют в каком-то другом измерении, и они обитают вокруг нас. < ... > Человек, согласитесь, не должен вести себя как животное... И тут, как всегда в языке, в основе лежит нравственное начало, оно помогает нам выстоять.
(Е. Когтева. «Литературный язык — это хорошо настроенный инструмент. Интервью со Л. И. Скворцовым»)
В интервью речь идёт о негативном влиянии ненормативной лексики и нецензурных выражений на культуру общения. Л. И. Скворцов подчёркивает, что:
• Использование грубых слов засоряет речь, а значит, способствует распространению речевой агрессии.
• Противостоять этому необходимо, поскольку речь связана с нравственным началом человека.
• Ругательства не исчезают, а лишь меняют форму, обретая новые выражения, но все же разрушают этическую основу языка.
Таким образом, интервью связано с речевой агрессией, потому что в нём обсуждается влияние грубых слов на общение и культуру речи.
Толкование выделенных слов и выражений
- Нецензурные выражения — это слова и выражения, не соответствующие нормам литературного языка, содержащие брань, ругательства или ненормативную лексику (мат).
- Противостоять — действовать против чего-либо, стараться не допускать или бороться с чем-либо (в данном случае — с нецензурной речью).
- Непристойность — неприличное, неприемлемое поведение или речь, нарушающие нормы нравственности и культуры.
- Нравственное начало — это моральные принципы, которые руководят поступками человека, его внутренние ориентиры добра и зла.
- Загрязнять нашу ноосферу — метафорическое выражение, означающее разрушение культурной и языковой среды, загрязнение духовного мира человека.
Ноосфера — это сфера разума, знаний и духовных ценностей человечества.
Вывод
Интервью Л. И. Скворцова показывает, что речевой агрессии в виде грубых, нецензурных слов нужно противостоять, так как они разрушают нравственность и культуру общения. Это интервью учит ответственному отношению к своей речи и необходимости поддерживать чистоту языка.
2) Проведите конкурс на лучшее эссе в классе. Самостоятельно выберите из текста интервью (или любого другого текста параграфа) высказывание, которое можно вынести в заголовок эссе на тему, связанную со способами преодоления речевой агрессии, нарушения норм русского речевого этикета среди подростков. Выберите жюри для оценки эссе и определения победителей конкурса.
Эссе
Противостоять необходимо.
Мириться с непристойностью нельзя
В современном мире коммуникации занимают центральное место в жизни каждого человека. Мы общаемся на работе, в школе, дома, в интернете и на улице. Однако далеко не всегда наша речь наполнена уважением, доброжелательностью и тактичностью. Грубость, хамство, агрессивные выражения, к сожалению, стали повседневной нормой. Многие считают, что резкие слова — это просто способ выражения эмоций, однако мало кто задумывается о последствиях. Речевая агрессия разрушает доверие, порождает конфликты и делает общение неприятным и даже опасным. Важно осознавать, какое влияние оказывает наша речь на окружающих, и учиться противостоять непристойностям, а не мириться с ними.
Речевая агрессия — это намеренное или непреднамеренное использование грубых, оскорбительных, унижающих выражений, которые могут причинить человеку эмоциональную боль. Это не просто нецензурные слова — это насмешки, сарказм, грубый тон, приказной стиль, а иногда даже молчание, выражающее презрение. В школьной среде речевая агрессия проявляется особенно ярко. Одноклассники могут не замечать, что их слова ранят, что высмеивание чужих недостатков или акцентирование внимания на слабостях может привести к глубоким переживаниям и даже психологическим травмам. Часто агрессия в речи возникает неосознанно — кто-то просто хочет казаться крутым, кто-то боится показаться слабым, кто-то просто подражает взрослым, не задумываясь о последствиях. Однако такие привычки общения формируют в обществе атмосферу нетерпимости и взаимного недоверия.
Современные подростки сталкиваются с речевой агрессией повсюду — в интернете, на телевидении, в социальных сетях, в компьютерных играх. Нецензурные слова и агрессивные выражения преподносятся как признак силы, независимости и смелости. Более того, иногда именно агрессивная речь становится способом самоутверждения, защиты или нападения в конфликте. Однако стоит задуматься: если человек не может выразить свои мысли без оскорблений, действительно ли он сильный? Может ли человек, который унижает других словами, считаться уверенным в себе? Истинная сила заключается не в том, чтобы оскорблять, а в том, чтобы сохранять достоинство в любой ситуации и уметь выражать свои мысли ясно и уважительно.
Прежде всего, каждый человек должен осознать свою ответственность за то, какие слова он использует. Стоит задуматься: если кто-то отвечает на грубость доброжелательно, не повышая тона, конфликт не разгорается, а затухает. Прежде чем сказать что-то обидное, нужно задать себе вопрос: как бы я себя чувствовал, если бы мне сказали то же самое. Очень часто агрессия в речи появляется в состоянии раздражения или гнева. Научиться контролировать эмоции — значит научиться контролировать свою речь. Если человек чувствует, что злится, лучше сделать паузу, глубоко вдохнуть и только потом отвечать.
Часто люди начинают грубить просто потому, что все вокруг так делают. Но ведь кто-то должен разорвать этот порочный круг. Если хотя бы один человек начнёт говорить уважительно, его примеру последуют другие. Доброжелательность заразительна так же, как и агрессия. Чем больше человек читает, изучает богатство родного языка, тем меньше у него потребности выражаться грубо. Ведь зачем использовать одни и те же резкие слова, если можно выразить своё недовольство красивыми, точными, но при этом вежливыми выражениями. Если человек стал свидетелем речевой агрессии, он может её остановить. Иногда достаточно заметить ситуацию и вежливо напомнить о нормах общения, чтобы прекратить конфликт.
Речь — это не просто инструмент передачи информации, это отражение нашего внутреннего мира, нашей культуры, воспитания и интеллекта. Если мы миримся с грубостью, мы допускаем разрушение уважительных отношений между людьми. Если мы сами становимся грубыми, мы теряем красоту языка и делаем своё окружение более агрессивным. Противостоять речевой агрессии — значит строить мир, в котором людям комфортно и приятно общаться. Добро-желательность, вежливость, уважение в речи — это не слабость, а сила, которая объединяет людей и делает общение гармоничным. Выбор за каждым из нас: делать мир вокруг себя добрее или превращать его в арену постоянных словесных войн.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением