Упр.113 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 113. 1) Прочитайте текст и объясните, какие высказывания, тексты, ситуации, имена являются прецедентными. Ответ сопроводите своими примерами.«Культура вообще...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
113. 1) Прочитайте текст и объясните, какие высказывания, тексты, ситуации, имена являются прецедентными. Ответ сопроводите своими примерами.
«Культура вообще существует в форме текстов — знаковых произведений духовной деятельности человека. < ... > Как только текст подвергается интерпретации, он перестаёт быть только текстом, превращаясь в факт культуры. Многократная интерпретация текста — вот путь его вхождения в культуру», — утверждал учёный-лингвист Л. Н. Мурзин. Таким образом, текст становится фактом культуры в результате его осмысления многими людьми.
«В каждую эпоху, в каждом социальном кругу, в каждом маленьком мирке семьи, друзей и знакомых, товарищей, в котором вырастает и живёт человек, всегда есть авторитетные,
задающие тон высказывания, художественные, научные, публицистические произведения, на которые опираются и ссылаются, которые цитируются, которым подражают, за которыми следуют», отмечал D CDOIIX исследованиях М. М. Бахтин. Такие тексты обладают культурной значимостью для
языковой личности и носителей языка в целом.
Подобные тексты получили название прецедентных текстов. По определению Ю. Н. Караулова, это тексты, «значимые для той или иной личности в познавательном и эмоциональном отношениях, имеющие сверхличностный характер, то есть хорошо известные и широкому окружению данной личности, включая её предшественников и современников, и, наконец, такие, обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».
В дальнейшем была осуществлена классификация подобных речевых явлений. Так, некоторые исследователи выделяют прецедентные тексты («Горе от ума», «Я помню чудное мгновенье»);
прецедентные высказывания («Счастливые часов не наблюдают»); прецедентные ситуации (Хлестакова принимают за ревизора); прецедентные имена, например Обломов, Иван Сусанин, Ломоносов.
(А. Д. Васильев. «Интертекстуальность: прецедентные феномены»)
В представленном тексте объясняется понятие прецедентных феноменов, к которым относятся:
1. Прецедентные тексты — широко известные произведения, к которым часто обращаются в культуре и речи. Примеры:
o «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)
o «Я помню чудное мгновенье…» (А. С. Пушкин)
2. Прецедентные высказывания — фразы, вошедшие в культуру и цитируемые многими людьми. Примеры:
o «Счастливые часов не наблюдают» (из «Горе от ума»)
3. Прецедентные ситуации — известные сцены, ставшие культурными кодами. Пример:
o Хлестакова принимают за ревизора (из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
4. Прецедентные имена — исторические или литературные персонажи, чьи имена стали нарицательными. Примеры:
o Обломов (герой И. А. Гончарова, олицетворение ленивого, бездеятельного человека)
o Иван Сусанин (историческая личность, символ преданности Родине)
o Ломоносов (М. В. Ломоносов, олицетворение гениальности и трудолюбия)
Таким образом, прецедентные феномены — это элементы культуры, известные широкому кругу людей и часто используемые в речи.
2) Назовите по памяти прецедентные высказывания из изученных вами на уроках литературы произведений. Сколько таких высказываний вам удалось вспомнить?
Вот несколько прецедентных высказываний из известных литературных произведений, изучаемых в школе:
1. «Счастливые часов не наблюдают» (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
3. «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» (А. С. Пушкин)
4. «Там, где стол был яств, там гроб стоит» (А. С. Пушкин, «Пир во время чумы»)
5. «Привычка свыше нам дана: замена счастию она» (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
6. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
7. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
8. «Что день грядущий мне готовит?» (А. С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге»)
9. «А судьи кто?» (А. С. Грибоедов, «Горе от ума»)
10. «Чувства добрые я лирой пробуждал» (А. С. Пушкин, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»)
11. «Жалкое подобие человека» (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
12. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»)
13. «Счастье — это когда тебя понимают» (К. Г. Паустовский)
14. «Обыкновенная история» (И. А. Гончаров)
15. «Война и мир» (Л. Н. Толстой) — как выражение, обозначающее противоположности
16. «Все смешалось в доме Облонских» (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина»)
17. «Господа, любите искусство в себе, а не себя в искусстве» (К. С. Станиславский)
18. «Человек — это звучит гордо» (М. Горький, «На дне»)
19. «Мой дядя самых честных правил…» (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
20. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» (Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба»)
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением