Упр.117 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 117. 1) Прочитайте отрывки из повести Н. 3. Соломко и объясните, что объединяет учителя истории и его воспитанников. Чем вызвана такая острая реакция учеников на...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
117. 1) Прочитайте отрывки из повести Н. 3. Соломко и объясните, что объединяет учителя истории и его воспитанников. Чем вызвана такая острая реакция учеников на произнесённую учителем истории цитату из стихотворения А. С. Пушкина?
Учитель географии Александр Арсеньевич взял телефонную трубку и услышал взволнованный голос Юли Петуховой:
— Простите, пожалуйста, а вы не знаете, откуда эта строчка: «Паситесь, мирные народы»?
Саня знал: мама с детства прививала ему любовь к русской литературе.
— А что там дальше? — как-то напряжённо поинтересовалась Юля.
— А вам зачем?
— Очень надо.
Саня сбегал за огромным старинным томом Пушкина:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время.
Благие мысли и труды...
— Спасибо! — трагическим голосом поблагодарила его Юля и, помолчав, добавила: — Мы так и знали!.. Он опять нас оскорбил!
Кто эти «мы», которых опять оскорбил «он», сомневаться не приходилось. Оскорблён был, конечно же, одиннадцатый «А». А оскорбитель был Матвей Иванович, Аристотель, — кто же
ещё!.. < ... >
— Мы сегодня сразу поняли, что он нам что-то очень унизительное сказал, — нажаловалась Сане Юля. — Даже поняли, что это из Пушкина, искали-искали... Но никто не нашёл — мы по
первым строчкам искали... Но это ему так не пройдёт!
— Да что случилось-то? — с интересом спросил Саня.
Юля помолчала, размышляя: сказать или нет?
— А вам правда интересно?
Сане было правда интересно. И тогда Юля с горечью поведала ему об очередной возмутительной и оскорбительной выходке Аристотеля...
— Варвары! — заявил он им. — Бездарности!
Они молчали, не понимая, в чём дело.
— Серые, жалкие люди! — продолжал оскорблять Аристотель и при этом потрясал перед носом недоумевающего одиннадцатого «А» какой-то оранжевой общей тетрадью... — Для вас, для
вас он писал! Верил, что услышите. Для тебя, Шамин!..
— Очень надо, — хмуро отозвался Шамин, который сразу понял, из-за чего весь этот сыр-бор пылает. — Про меня этот Пушкин знать не знал, и я его зубрить не желаю. «Я помню чудное
мгновенье...», подумаешь?! А я не помню. Нудно же это, сознавайтесь! Кто сейчас так чувствует? Всё изменилось, жизнь совсем другая — какой ещё «гений чистой красоты», кому это нужно? Сейчас люди совсем другие, им смешно это! < ... >
Тут одноклассники на Шамина зашикали. Отчасти из-за того, что не все придерживались столь крайних взглядов, отчасти из-за Аристотеля, который слушал всё это молча, но как-то настораживающе молча...
— То, что ты во дворе поёшь под гитару, полагаю, более выражает чувства современников? — багрово краснея, поинтересовался Аристотель.
Одиннадцатый «А» знал, что, когда классный руководитель краснеет вот этак, признак это очень дурной и сейчас он скажет что-нибудь ужасное. Знал это и Шамин, но упрямо ответил:
— А что — нет? Не так красиво, зато правда, как в жизни.
Аристотель долго и пристально смотрел на Шамина, будто видел его в последний раз и хотел запомнить, а Шамин в ответ независимо ухмылялся.
— Смейся-смейся, — пробормотал Аристотель с сердцем. — Придёт твоё время — поплачешь, помяни моё слово, современник...
— Вы мне что, угрожаете? — осведомился Шамин.
— Нужен ты мне... — махнул рукой Аристотель. — Идите. Не желаю с вами разговаривать, классный час окончен...
И добавил непонятное:
— Паситесь, мирные народы...
Одиннадцатый «А» был удивлён, что на сей раз отделался так легко и пошёл «пастись», унося в душе смутное, мучительное подозрение, что всё-таки что-то ужасное было сказано, а они не заметили...
Теперь-то всё стало ясно: он, значит, о них вон как думал! Он, значит, думал, что наследство одиннадцатого «А» из рода в роды — ярмо с гремушками да бич... Значит, пять лет они жили
вместе, любили его, верили в него, а он... Он, оказывается, считает, что потерял только время, благие мысли и труды...
— Юля, но ведь Шамин... — хотел заступиться за Аристотеля Саня, но Юля сразу рассердилась:
— Да при чём тут Юрка? Не в нём дело совсем! Я знаю, он вам не нравится, а он хороший! А ваш Аристотель, между прочим, самый настоящий предатель!..
(Н. 3. Соломко. «Белая лошадь — горе не моё»)
В повести Н. З. Соломко «Белая лошадь – горе не моё» учитель истории и его ученики оказываются объединены общей системой ценностей, интересом к литературе, истории и поиском правды. Учитель цитирует строки из стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…», и это вызывает бурную реакцию у учеников, потому что слова поэта приобретают для них особый смысл в сложившейся ситуации.
Что объединяет учителя истории и его учеников?
Учитель истории предстает в повести как человек, который не только передает знания, но и побуждает к размышлениям, формирует личность учеников, дает им возможность смотреть на мир осмысленно. Он вдохновляет детей на осмысление классической литературы и исторических событий. Ученики, в свою очередь, чувствуют, что этот учитель близок им по духу, потому что он не просто пересказывает учебный материал, а стремится к глубокому пониманию жизни, свободы, справедливости.
Почему цитата Пушкина вызвала такую острую реакцию учеников?
Цитата «Паситесь, мирные народы!» взята из стихотворения А. С. Пуш-кина «Свободы сеятель пустынный…». В этом произведении поэт сравнивает народ с покорным стадом, которое не стремится к свободе и легко подчиняется власти. Для учеников эти слова оказались болезненно актуальными – они поняли, что их поведение, их отношение к происходящему в классе напоминает именно то самое «стадо», о котором писал Пушкин.
Ученики почувствовали, что учитель намекает на их пассивность, нежелание противостоять несправедливости, боязнь отстаивать свои принципы. Это стало для них шоком, потому что они осознали, что, возможно, ведут себя именно так, как осуждает Пушкин в своем стихотворении. Это объясняет их бурную реакцию: они возмущены, обижены, но в то же время задеты за живое, потому что в словах учителя – правда, которую трудно принять.
Вывод
Таким образом, учитель и ученики объединены не только уроками истории, но и глубоким интересом к литературе, поиском смыслов, размышлениями о свободе и ответственности. Учитель с помощью классики пробуждает в детях способность мыслить, анализировать, сопоставлять события прошлого и настоящего. А реакция учеников на цитату Пушкина показывает, насколько важно для них понимание собственной позиции в жизни, насколько они воспринимают слова поэта не просто как стихи, а как личный вызов, заставляющий задуматься о себе и своём поведении.
2) Можно ли понять по содержанию текста, какая история предшествовала описанным в нём событиям? Как вы думаете, что стало причиной произнесения Аристотелем пушкинской строки?
По содержанию текста можно предположить, что до описанных событий в классе происходило противостояние между учениками и их учителем. Упоминается, что некоторые из учеников чувствовали себя оскорбленными, вероятно, из-за того, что учитель выразил мнение, не совпадающее с их ожиданиями. Важную роль в развитии конфликта играет то, что учитель истории процитировал стихотворение Пушкина, и его слова вызвали у ребят сильную эмоциональную реакцию. Они восприняли эти строки как намёк на их безразличие, покорность и неспособность отстаивать свои убеждения.
Фраза «Паситесь, мирные народы!» принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину и взята из его стихотворения «К Чаадаеву». В этом произведении поэт противопоставляет активную борьбу за свободу пассивному, безропотному подчинению народа власти. В контексте повести Н. З. Соломко эта цитата приобретает важный смысл: учитель, скорее всего, упрекает учеников в том, что они ведут себя, как «мирные народы», – бездействуют, не проявляют интереса к происходящему, не защищают свои идеалы.
Вероятно, перед этим в классе произошел какой-то конфликт, возможно, связанный с отношением к знаниям, несправедливостью или нежеланием задумываться о сложных вещах. Возможно, учитель пытался пробудить в учениках критическое мышление, осознание собственной ответственности.
Ученики, услышав эту строку, почувствовали обиду и вызов, так как слова Пушкина намекали, что они сами ведут себя, как те самые «мирные народы», пассивные и покорные. Это вызвало бурную реакцию, осознание того, что учитель упрекает их за отсутствие активной жизненной позиции.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт между учителем и учениками произошёл из-за столкновения разных взглядов на важные жизненные вопросы. Учитель, цитируя Пушкина, пытался пробудить в ребятах желание размышлять, бороться, думать, анализировать, но его слова оказались болезненными, потому что они раскрыли неприятную правду. Это показывает, насколько велика сила классической литературы – она способна не только передавать мудрость прошлого, но и заставлять людей по-новому взглянуть на себя и свою жизнь.
3) Перечитайте рассуждение Юры Шамина, в котором он выражает своё отношение к произведениям А. С. Пушкина. Письменно ответьте на реплику ученика.
Юра Шамин в своём рассуждении выражает скептическое и равнодушное отношение к творчеству А. С. Пушкина. Он считает, что произведения великого поэта устарели, не имеют ценности для современного человека и не могут затронуть его чувства. Его слова: «Жизнь совсем изменилась, кто ещё такие чувства?», — показывают, что он не видит в поэзии Пушкина актуальности и считает, что подобные идеалы и эмоции уже не имеют места в мире его поколения.
Однако я категорически не согласен с таким мнением. Пушкин — это не просто поэт прошлого, а основоположник русской литературы, чьи произведения до сих пор вдохновляют и учат. Его стихи наполнены глубокими размышлениями о свободе, судьбе, любви, дружбе и человеческой природе. Например, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…», откуда взята цитата «Паситесь, мирные народы!», Пушкин затрагивает тему борьбы за свободу, противостояния пассивности общества. Разве это не актуально и в наши дни?
Юра Шамин ошибается, думая, что поэзия Пушкина безразлична современному миру. Напротив, его произведения остаются вечными, потому что они поднимают универсальные вопросы, понятные людям всех времён. Каждый человек в какой-то момент жизни сталкивается с теми же переживаниями, о которых писал поэт: сомнения в будущем, поиск истины, разочарования и надежды.
Если бы Шамин действительно задумался над произведениями Пушкина, он бы понял, что они способны открыть новые смыслы, заставить взглянуть на себя и окружающий мир по-другому. Великие произведения искусства не теряют своего значения, если мы умеем их правильно понимать. Возможно, Юре просто не хватило времени или желания вдуматься в строки поэта, но его мнение нельзя считать объективным.
Таким образом, Пушкин остаётся не просто классиком литературы, а живым голосом, обращённым к каждому поколению. Нужно лишь попытаться услышать его.
4) Опираясь на содержание отрывка из повести Н. 3. Соломко и тексты в упражнениях 115 и 116, напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна классическая литература».
Классическая литература – это не просто произведения, написанные много лет назад. Это важнейшая часть культуры, которая несёт в себе нравственные, философские и исторические смыслы. Она позволяет нам лучше понять себя, других людей и общество, помогает задуматься над сложными вопросами, формирует нашу личность.
В письме Евгения Павловича Леонова к сыну (упражнение 115) говорится о том, как искусство влияет на человека. Леонов рассуждает о том, что искусство делает людей более чувствительными, духовно богатыми, помогает находить красоту в окружающем мире. Он приводит примеры из жизни, рассказывает о письмах зрителей, вспоминает слова поэтов и мыслителей. Он подчёркивает, что быть артистом, поэтом, писателем – значит нести особую ответственность перед обществом. Это особенно важно в контексте классической литературы, ведь великие произведения не просто развлекают, а учат, вдохновляют, заставляют размышлять.
Тема влияния литературы поднимается и в тексте Симона Львовича Соловко «О пустынном сеятеле» (упражнение 116). Автор рассуждает о притче о сеятеле, где человек разбрасывает зёрна, но не каждое из них даёт ростки. Эта притча связана с классической литературой, ведь великие писатели «сеют» идеи, но не все готовы их воспринять. Некоторым кажется, что Пушкин, Достоевский, Толстой – это просто «старые книги», но если вдуматься в их смысл, можно найти ответы на вечные вопросы.
Эти мысли подтверждаются и в повести Н. З. Соломко (упражнение 117), где школьники неожиданно понимают, что слова А. С. Пушкина «Паситесь, мирные народы!» относятся и к ним. Они чувствуют себя задетыми, потому что понимают – литература может прямо и честно говорить с человеком, указывать на его слабости, давать пищу для размышлений.
Таким образом, классическая литература нужна нам, потому что она учит нас мыслить, чувствовать, анализировать. Она делает нас мудрее, глубже, человечнее. В этом её уникальная ценность – она не теряет актуальности, даже если была написана сотни лет назад. Каждый, кто обращается к классике, может найти в ней зёрна мудрости, которые помогут ему вырасти духовно и интеллектуально.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением