Упр.118 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)
Решение #1






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
118. 1) Прочитайте текст и объясните, что обеспечивает прочную связь между людьми.
Язык есть то главное, что делает многочисленные этносы России единой нацией. Мы можем считаться единой нацией, пока изъясняемся на одном, понятном каждому из нас языке, — до тех пор, пока он остаётся живым, то есть продуктивным. А вот этим мы все должны быть озабочены — начиная со школьных лет.
Тесно связанное с языком наше общее литературное наследие — ещё одно общенациональное соединяющее нас достояние. Люди одной нации легко перекидываются извлечениями из этого
наследия, не сомневаясь, что их поймут:
— Ты всё пела? Это дело!
Так поди же попляши!
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...
— А судьи кто?
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
Когда в России в какой бы то ни было компании называют имена — Евгений Онегин, Печорин, Чичиков, Наташа Ростова, — предполагается, что каждый из присутствующих понимает,
о ком идёт речь. < ... >
Поэзия есть высшая форма цветения родной речи. Поэтому, в отличие от музыки или живописи, которые для какой-то части людей могут оставаться недоступны в течение всей жизни, стихи на
родном языке не могут быть недоступны носителю данного языка...
(М. О. Чудакова. «Литература в школе: читаем или проходим?»)
Прочная связь между людьми обеспечивается общим языком, который играет ключевую роль в формировании единой нации. Как говорится в тексте, «язык есть то главное, что делает многочисленные этносы России единой нацией». Это значит, что язык — не просто средство общения, но и основа культурного, исторического и духовного единства народа.
Кроме того, важную роль играет литературное наследие, которое связывает поколения и формирует национальную идентичность. Люди, говорящие на одном языке, легко понимают культурные отсылки, цитаты из великих произведений, выражения, ставшие частью национального сознания. Например, фразы «А судьи кто?», «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!», «Ты всё пела? Это дело!» мгновенно узнаются носителями языка, потому что они принадлежат русской классической литературе.
Общая литература создаёт духовное и интеллектуальное пространство, в котором люди понимают друг друга без лишних объяснений. Именно поэтому литература и язык так важны: они передают смыслы, ценности, традиции, формируют мировоззрение. Как отмечает М. О. Чудакова, стихи на родном языке не могут быть недоступны носителю этого языка, потому что поэзия — высшая форма цветения речи, отражающая национальную культуру.
Таким образом, язык и литература связывают людей на уровне национальной памяти, культурного кода, мировоззрения. Они делают общество цельным, позволяют разным поколениям понимать друг друга, помогают сохранять и передавать культурные ценности.
2) Разделяете ли вы взгляды М. О. Чудаковой на поэзию как «высшую форму цветения родной речи»? Приведите поэтические строки, которые помогут вам обосновать вашу позицию.
Я полностью разделяю взгляды М. О. Чудаковой на поэзию как «высшую форму цветения родной речи», потому что именно в стихах язык достигает наибольшей выразительности, глубины и эмоциональной насыщенности. Поэты не просто передают информацию, но делают это через ритм, рифму, звукопись, метафоры и образы, что делает язык ярким, мощным и живым.
Великая русская поэзия – это неотъемлемая часть национального культурного наследия. Вспомним строки А. С. Пушкина, которые знают почти все носители русского языка:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты...
Эти строки звучат музыкально, плавно, гармонично, их легко запомнить, и они передают всю силу эмоций.
Другой пример – Ф. И. Тютчев, который сумел передать музыку природы в своих стихах:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля...
Этот ритм и интонация передают нежность, лёгкость, дыхание природы, что невозможно в обычной прозе.
Также можно привести строки С. А. Есенина, в которых чувствуется народная мелодика, разговорная простота и душевная глубина:
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли?
Поэзия действительно является высшей формой цветения языка, потому что она соединяет ритм, смысл, эмоции и красоту в единое целое. Стихи невозможно заменить простой прозой – они создают особую атмосферу, проникают в душу, остаются в памяти на долгие годы. Именно поэтому поэзия играет важную роль в культуре любого народа.
3) Прокомментируйте подчёркнутое в тексте высказывание Мариэтты Омаровны Чудаковой, выдающегося критика и историка литературы, писательницы, общественного деятеля. Примеры из каких произведений русской литературы цитирует автор? Как приведённые ею «извлечения из литературного наследия» соотносятся с определениями прецедентных текстов, высказываний, ситуаций или имён, о которых вы узнали в этом параграфе?
В тексте М. О. Чудаковой подчеркивается важность литературного наследия как объединяющего фактора нации. Она утверждает, что носители русского языка легко понимают извлечения из литературного наследия, поскольку они глубоко укоренились в культуре и сознании народа.
Автор приводит примеры известных фраз из классической русской литературы, которые мгновенно узнаются носителями языка:
«Ты всё пела? Это дело!» – из басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»
«А судьи кто?» – из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» – из поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов»
Эти выражения стали частью народного сознания, их можно назвать прецедентными высказываниями, потому что они широко известны, часто цитируются и используются в речи.
Соотношение с понятием прецедентных текстов
Прецедентные тексты, высказывания, ситуации и имена – это те элементы культуры, которые хорошо известны обществу и регулярно используются в речи. В тексте Чудаковой приведены именно такие примеры. Люди, зная эти строки, сразу понимают их смысл и контекст, даже без дополнительных пояснений.
Таким образом, фразы из русской классики выполняют функцию культурных кодов, которые объединяют поколения. Они позволяют людям глубже понимать друг друга, потому что за каждым таким выражением стоит глубокий смысл, связанный с историей, традициями и мировоззрением народа.
Вывод
Высказывание М. О. Чудаковой подчёркивает, что язык и литература – это фундамент национального единства. Великие произведения русской литературы дают нам не только знания, но и общий культурный фонд, благодаря которому люди понимают друг друга без лишних объяснений. Прецедентные тексты – это ключевые ориентиры, которые формируют национальную идентичность и сохраняют преемственность поколений.
4) Сопоставьте высказывание М. О. Чудаковой с определениями прецедентных текстов у М. М. Бахтина и Ю. Н. Караулова, с которыми вы познакомились в первом упражнении данного параграфа. Подготовьте разные варианты ответа на вопрос о том, как прецедентные тексты служат средством культурной связи поколений, выбрав то определение понятия прецедентности, которое вам кажется наиболее убедительным.
Высказывание М. О. Чудаковой о значении классической литературы и её цитат соотносится с определениями прецедентных текстов, данными М. М. Бахтиным и Ю. Н. Карауловым.
По мнению М. О. Чудаковой, носители языка легко распознают извлечения из литературного наследия, потому что эти выражения укоренились в национальной культуре и стали частью сознания народа. Она приводит примеры из русской классики:
«Ты всё пела? Это дело!» (И. А. Крылов)
«А судьи кто?» (А. С. Грибоедов)
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А. С. Пушкин)
Эти цитаты не требуют пояснений, так как они широко известны и понятны большинству людей. Это соответствует определению прецедентных текстов, которое дал Ю. Н. Караулов. Он утверждал, что прецедентные тексты имеют сверхличностный характер и значимы не только для отдельных людей, но и для всего общества.
По мнению М. М. Бахтина, такие тексты закрепляются в культуре через интерпретацию и цитирование. Он отмечал, что в каждом обществе существуют авторитетные тексты, которые определяют его культурный код. Высказывание Чудаковой полностью подтверждает эту мысль: когда в разговоре люди используют крылатые выражения из классической литературы, они опираются на общий культурный опыт, создавая тем самым связь поколений.
Вывод
Прецедентные тексты служат средством культурной связи, потому что они передают важные идеи и смыслы, формируют общую память и объединяют людей. Важно не только помнить классику, но и понимать её, потому что именно в таких текстах заложены ключевые ценности общества.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением