Упр.159 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 159. 1) Возможно, когда вы учились в детстве рассказывать сказки, вы познакомились с «картами Проппа», в которых все возможные мотивы поступков героев представлены в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
159. 1) Возможно, когда вы учились в детстве рассказывать сказки, вы познакомились с «картами Проппа», в которых все возможные мотивы поступков героев представлены в виде схем. Рассмотрите иллюстрацию и обсудите, ка < с помощью таких вспомогательных материалов можно учиться сочинять свои истории.
2. Особое обстоятельство
5. Герой покидает дом
3. Запрет
6. Появление друга-помощника
7. Способ достижения цели
12. Спасение от преследования
8. Враг начинает действовать
10. Погоня (преследование)
11. Даритель испытывает героя
13. Герой выдерживает испытание
14. Получение волшебного средства
15. Отлучка дарителя
Система, предложенная В. Я. Проппом, представляет собой универсальный инструмент для построения сюжетов в сказках, но её принципы можно использовать и в создании собственных историй. В приведённой схеме изображены ключевые элементы сказочного повествования, которые помогают структурировать рассказ, делая его логичным и последовательным.
Любая история начинается с завязки, где представлены герой и его окружение. Затем появляется особое обстоятельство или запрет, который часто оказывается нарушенным, что приводит к развитию событий. Герой вынужден покинуть дом и отправиться в путешествие, сталкиваясь с испытаниями. В пути он встречает друга-помощника, который играет важную роль в преодолении трудностей. Однако противостояние усиливается, так как враг начинает действовать, создавая препятствия на пути героя.
Для достижения цели персонаж должен найти способ преодолеть преграды, что обычно связано с испытанием, проверкой доблести или ловкости. Даритель, встреченный на пути, может подвергнуть героя проверке, после чего он получает волшебное средство, помогающее одержать победу. Однако даже после этого герой сталкивается с новыми трудностями, например, погоней со стороны врага или другими препятствиями. Важно, что герой не только преодолевает испытания, но и демонстрирует силу духа, выдержку и мужество.
История завершается тем, что герой получает заслуженное вознаграждение, освобождается от преследования и, если нужно, проходит последнее испытание. В результате он достигает своей цели, завершая путешествие и возвращаясь домой обновлённым. Эта схема помогает не только анализировать классические сюжеты, но и самостоятельно придумывать новые истории, сохраняя их выразительность и внутреннюю логику.
2) Проанализируйте начало сказки «Гуси-лебеди» с точки зрения мотивов поступков героев и функций персонажей, опираясь на «карты Проппа». Какие русские народные сказки имеют аналогичное начало по структуре?
Жили старичок со старушкою, у них была дочка да сынок маленький.
«Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора».
Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Начало сказки «Гуси-лебеди» можно проанализировать с точки зрения схемы Проппа, выделяя ключевые мотивы поступков героев и их функции.
В первой фразе «Жили старичок со старушкой, у них была дочка да сынок маленький» заложен мотив «Жили-были», который обозначает завязку истории и вводит персонажей. Это соответствует первой стадии схемы Проппа, когда нам представляют главных героев.
Далее следует эпизод с предостережением: «Дочка, дочка, — говорила мать, — мы пойдём на работу, принесём тебе булочку, сошьём платьице, купим платочек: будь умна, береги братца, не ходи со двора». Здесь можно увидеть мотив «Запрет» – родители дают дочери указание, которое она должна выполнить, чтобы избежать неприятностей. Однако, как это часто бывает в сказках, запрет вскоре нарушается.
Следующий момент: «Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась». Это классический момент «Нарушение запрета», который запускает развитие конфликта в сказке. Главная героиня поступает неосмотрительно, не выполняет наказ родителей, что приводит к трагическим последствиям.
Последний фрагмент «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках» представляет собой важный сюжетный ход – «Враг начинает действовать». Гуси-лебеди выполняют функцию антагониста, который создаёт проблему, требующую решения. Это событие становится толчком к дальнейшему развитию сюжета – героине предстоит пройти испытания, чтобы вернуть братца.
Аналогичные русские народные сказки
По структуре к сказке «Гуси-лебеди» близки другие русские народные сказки, в которых встречаются мотивы запрета, нарушения запрета и последующего наказания:
1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» – мать оставляет детей, наказывает Алёнушке следить за братцем, но тот нарушает запрет и пьёт воду из копытца, превращаясь в козлёнка. Это полностью совпадает с моделью «запрет – нарушение – последствия».
2. «Маша и медведь» – родители оставляют Машу дома, предупреждают её, но девочка нарушает запрет, идёт в лес и попадает к Медведю. Здесь также прослеживается та же структура.
3. «Крошечка-Хаврошечка» – мать героини умирает, оставляя дочь под опекой злой мачехи. В сказке есть мотив запрета (героиня не должна ходить к могиле матери), но она нарушает его, что приводит к чудесной помощи со стороны волшебной коровы.
4. «Сивка-Бурка» – отец приказывает сыновьям следить за полем, но старшие братья не выполняют задание, в отличие от младшего, который получает награду.
Таким образом, начало сказки «Гуси-лебеди» является типичным для русских народных сказок, следуя классической схеме В. Я. Проппа: Жили были – запрет – нарушение запрета – враг начинает действовать.
3) Подумайте, сохраняются ли мотивы поступков и функции персонажей, описанные В. Я. Проппом, в литературных сказках (в том числе современных русских писателей).
Мотивы поступков и функции персонажей, описанные В. Я. Проп-пом в «Морфологии волшебной сказки», сохраняются в литературных сказках, включая произведения современных русских писателей. Несмотря на изменение времени и появление новых тем, структура сказочного повествования остаётся узнаваемой, так как основана на базовых архетипах и сюжетных схемах.
Основные функции, такие как запрет, его нарушение, появление врага, испытания героя, помощь дарителя, преодоление трудностей и финальное вознаграждение, продолжают использоваться в литературных сказках. Например, в современных произведениях могут изменяться образы персонажей, но их роли остаются прежними: главный герой часто проходит путь от слабости к силе, сталкивается с испытаниями, получает поддержку (волшебный помощник, мудрый наставник), борется с врагом и в итоге достигает цели.
Современные русские писатели, такие как Эдуард Успенский, Сергей Козлов, Евгений Шварц, используют традиционные мотивы, адаптируя их к новым реалиям. Например, в сказке Шварца «Обыкновенное чудо» прослеживаются функции запрета, его нарушения, борьбы героя с трудностями и финального преодоления, хотя антураж отличается от классического фольклора. В сказке Успенского «Гарантийные человечки» тоже есть традиционные мотивы помощи, испытания и награды, но в современной интерпретации.
Таким образом, мотивы, выделенные Проппом, продолжают существовать и развиваться в новых сказках. Они адаптируются к современным условиям, но сохраняют свою основную функцию — передавать жизненные ценности, учить преодолению трудностей и строить увлекательный сюжет.
4) Соотнесите описание мотивов поступков и функций персонажей русских народных сказок со схемой сторителлинга. Можно ли считать, что сторителлинг — это возможность создавать новые сказки для людей XXI века? В какой современной сфере общения наиболее всего востребовано умение рассказывать истории?
Мотивы поступков и функции персонажей, выделенные В. Я. Проппом в его анализе русских народных сказок, тесно связаны с современными схемами сторителлинга. Пропп выделил 31 функцию, которые часто встречаются в сказках и следуют в определённой последовательности. Эти функции включают такие элементы, как «отлучка» (герой покидает дом), «запрет» (герою даётся наставление), «нарушение запрета», «враг начинает действовать», «получение волшебного средства» и другие. Современные схемы сторителлинга, такие как «Путь героя», предложенный Джозефом Кэмпбеллом, также описывают этапы путешествия героя, включая «вызов к приключению», «пересечение первого порога», «испытания», «обретение союзников и врагов», «кульминацию» и «возвращение». Таким образом, как в анализе Проппа, так и в современных подходах к сторителлингу, прослеживается структура, где герой проходит через определённые этапы и сталкивается с типичными ситуациями и персонажами.
Сторителлинг можно рассматривать как способ создания новых сказок для людей XXI века. Он позволяет адаптировать традиционные повествовательные структуры к современным реалиям, делая истории более актуальными и понятными для современной аудитории. Используя проверенные временем схемы, сторителлинг помогает создавать повествования, которые резонируют с людьми, вызывают эмоциональный отклик и передают важные послания. В современном мире умение рассказывать истории востребовано в различных сферах. В бизнесе и маркетинге сторителлинг используется для создания брендовых историй, которые помогают установить эмоциональную связь с аудиторией и повысить лояльность клиентов. В образовании рассказывание историй помогает сделать материал более запоминающимся и увлекательным для студентов. В социальных сетях и блогах сторителлинг привлекает внимание аудитории и способствует распространению контента. Таким образом, навыки сторителлинга являются ценными в различных областях современной коммуникации.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением