Упр.40 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 40. 1) Прочитайте фрагменты из статьи известного лингвиста Л. П. Крысина, автора «Толкового словаря иноязычных слов». О каких точках зрения на процесс заимствования...
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
40. 1) Прочитайте фрагменты из статьи известного лингвиста Л. П. Крысина, автора «Толкового словаря иноязычных слов». О каких точках зрения на процесс заимствования лексики в русский язык говорит автор? Какую из этих позиций занимаете вы?
< ... > В заимствовании многим видится умаление собственных, внутренних ресурсов языка, а иногда иноязычное слово воспринимается как символ чуждого идеологического влияния.
Спору нет: излишнее засорение речи иноязычными словами портит её, делает непонятной, «тарабарской», и человек, неравнодушный к качествам родного языка, конечно, не станет без нужды употреблять иноземные лексические элементы. Именно — без нужды. А когда нужда есть? Как обойтись без «чужих» слов во фразах: Я слушаю радио-, Включи телевизор-. Пойдём в кино-.
Ехали в такси; Мой брат — геолог?
Надо ли непременно всегда подыскивать исконно русское слово вместо иностранного и говорить, например, мокроступы вместо калоши, топталище вместо тротуар, ячество вместо эгоизм — как в своё время предлагали такие видные деятели русской культуры, как А. С. Шишков и В. И. Даль?
Ответ на эти вопросы очевиден: не надо иноязычными словами злоупотреблять, но вряд ли можно отказаться от них совсем.
Когда об иноязычных словах говорят только тоном приговора — либо обвинительного, либо оправдательного, то упускают из виду критерии объективной оценки процесса иноязычного заимствования. А такие критерии нельзя найти без внимательного и непредвзятого исследования этого процесса...
Исследование контактов между языками неизбежно приводит нас к заключению, что заимствование слов — естественный и необходимый результат подобных контактов. Это один из каналов пополнения лексики новыми словами (наряду с созданием их на основе внутренних словообразовательных — корневых и аффиксальных — ресурсов языка и посредством семантических изменений).
Как же проникает иностранное слово в язык? Как укрепляется в нём? Что способствует или, напротив, препятствует его вхождению в речевой оборот? Ответы на эти и подобные вопросы давно интересуют лингвистов и составили не один том специальных исследований.
(Л. П. Крысин. «Этапы освоения иноязычного слова»)
Известный лингвист Л.П. Крысин, автора «Толкового словаря иноязычных слов», в этом фрагменте статьи говорит о некоторых точках зрения на процесс заимствования лексики в русский язык:
1. Иногда иноязычное слово воспринимается как символ чуждого идеологического влияния.
2. Такие видные деятели, как А.С. Шишков и В.И. Даль, в своё время предлагали всегда подыскивать исконно русское слово вместо иностранного и говорить, например «мокроступы» вместо «калоши», «топталище» вместо «тротуар».
3. Заимствование слов – естественный и необходимый результат контактов между языками.
Я согласен с точкой зрения Л.П. Крысина о неизбежности заимствование иноязычных слов.
2) Начало XIX века было отмечено спорами о языке «архаистов» и «новаторов» — «шишковистов» с «карамзинистами». Чью точку зрения приводит автор статьи в третьем абзаце текста? Объясните свой ответ.
Автор статьи в третьем абзаце приводит точку зрения «шишковистов». Он приводит пример из высказываний А.С. Шишкова, который был противником иноязычных заимствований. Он и его последователи считали, что нужно ориентироваться на народное творчество, церковнославянскую книжность и народные просторечия.
3) Найдите вопросы в последнем абзаце текста. На какие из них вы уже можете ответить, а на какие — нет? Просмотрите содержание параграфа. Как вы думаете, сможете ли вы после работы с материалами этого параграфа ответить на все вопросы?
В третьем абзаце автор ставит такие вопросы:
1. Как проникает иностранное слово в русский язык?
2. Как укрепляется в нём?
3. Что способствует или, напротив, препятствует его вхождению в речевой оборот?
Думаю, что на 1-й и 2-й вопросы я уже могу ответить, а на 3-й смогу ответить после работы с материалами этого параграфа.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением