Упр.94 ГДЗ Александрова Загоровская 11 класс (Русский язык)
Решение #1


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Александрова, Загоровская, Гостева 11 класс, Просвещение:
94. Прочитайте фрагмент рассказа А. П. Чехова «В аптеке». Прокомментируйте речевое поведения героев и ситуацию общения: соответствует ли их поведение ситуации общения.
Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь... < ... > Он подошёл к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:
— Будьте так любезны, отпустите меня! Я... я болен...
— Сейчас... Пожалуйста, не облокачивайтесь! < ... >
Но вот, наконец, к провизору подошёл маленький, чёрненький фармацевт и положил около него коробку с порошками и склянку с розовой жидкостью... Провизор дочитал до точки, медленно отошёл от конторки и, взяв склянку в руки, поболтал её перед глазами... Засим он написал сигнатуру, привязал её к горлышку склянки и потянулся за печаткой... «Ну, к чему эти церемонии? — подумал Свойкин. — Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут».
Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.
— Получите! — проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. — Взнесите в кассу рубль шесть копеек!
Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет больше ни копейки...
— Рубль шесть копеек? — забормотал он, конфузясь. — Ау меня только всего один рубль... Думал, что рубля хватит... Как же быть-то?
— Не знаю! — отчеканил провизор, принимаясь за газету.
— В таком случае уж вы извините... Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю...
— Этого нельзя... У нас кредита нет...
— Как же мне быть-то?
— Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.
— Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого...
— Не знаю... Не моё дело...
— Гм... — задумался учитель. — Хорошо, я схожу домой...
(А. П. Чехов. «В аптеке»)
Фрагмент рассказа А. П. Чехова «В аптеке» иллюстрирует ситуацию делового общения между клиентом и аптекарем. Однако их диалог не соответствует нормам этикетного общения, что делает ситуацию напряжённой. Рассмотрим особенности речевого поведения персонажей.
Главный герой, Свойкин, обращается к провизору с просьбой продать ему лекарство, используя эмоционально окрашенные фразы: «Будьте так любезны, отпустите меня! Я… я болен…». Однако провизор ведёт себя равнодушно и формально, не реагируя на состояние покупателя. Он проявляет излишнюю бюрократичность, уделяя внимание рутинным деталям, таким как оформление рецепта и упаковка лекарства, что воспринимается героем как неоправданное затягивание процесса.
Кульминация конфликта наступает, когда выясняется, что у Свойкина не хватает шести копеек. Провизор безразлично отвечает: «В таком случае уж вы извините…», отказываясь продать лекарство в долг. Такое поведение свидетельствует о жесткости, отсутствии сочувствия и нежелании идти навстречу клиенту.
Диалог героев демонстрирует разницу между формальным и человеческим подходом к деловому общению. Провизор формально следует правилам, но его поведение не соответствует принципам вежливого общения и уважения к клиенту. Рассказ Чехова поднимает проблему черствости и бюрократизма, показывая, как отсутствие простого сочувствия может привести к несправедливой и неловкой ситуации.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением