Упр.9 Глава 1 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
9. Воспользуйтесь справочниками и энциклопедическими словарями и найдите информацию о людях, чьи портреты и высказывания приведены на с. 8-9. Напишите короткие справки об учёных-лингвистах, упомянув их научные интересы и главные труды.
Михаил Васильевич Ломоносов. Первый выдающийся русский учёный. Сыграл основополагающую роль в формировании русского литературного языка. Великий реформатор русского языка, определивший пути его дальнейшего развития в статусе языка национального. Основной труд Ломоносова по риторике «Риторика» стал первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. «Российская грамматика» Ломоносова – нормативное описание русского языка, в которой излагается учение о частях речи. Разработал стилистическую систему русского языка эпохи классицизма – теорию трёх штилей (книга «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке»). М. В. Ломоносов осуществил совместно с Василием Кирилловичем Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»). Основоположник русской торжественной и философской оды.
Михаил Петрович Погодин. Историк, писатель, издатель. Окончил Московский университет и стал в нём преподавать всеобщую историю. Интересовался историей Древней Руси, её происхождением, изучал и публиковал найденные летописи, грамоты. Был знаком со многими русскими писателями и поэтами. С Пушкиным и Вяземским в 1825 г. выпустил альманах «Урания». С 1827 г. по 1830 г. издавал журнал «Московский вестник», в котором печатались произведения русских литераторов. Погодин был в их числе, он тоже активно занимался литературной деятельностью, внёс вклад в становление русской повести: «Нищий», «Как аукнется, так и откликнется», «Русая коса», «Марфа-посадница» «Суженый», «Сокольницкий сад» и другие. Был председателем Общества любителей русской словесности. Оставил заметный след в русской литературе и журналистике.
Владимир Иванович Даль. Известный русский лингвист и этнограф, который внес значительный вклад в изучение языков и культуры народов России. Литературную деятельность начал в 1832 г. с издания «Русских сказок». Издал множество трудов по этнографии, лексике и наречиях русского языка, учебников по ботанике и зоологии, очерков русской жизни, повестей и рассказов. В 1861–1868 годах была опубликована самая значительная и объемная работа в биографии Владимира Ивановича – «Толковый словарь живого великорусского языка», который содержал около 200 тысяч слов и стал одним из наиболее известных источников по изучению русского языка. В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».
Константин Дмитриевич Ушинский. Российский педагог, основоположник научной педагогики в России. Значительное внимание Ушинский уделял родному языку. В книги для первоначального классного чтения «Детский мир и Хрестоматия» (1861) и «Родное слово» (1864) он, кроме отрывков из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, включил т. н. деловые статьи, дававшие материал по природоведению, географии и истории страны.
Нестор Александрович Котляревский. Специалист по истории русской литературы XVIII–XIX вв. В начале своего научного пути обращался к сюжетам, связанным со средневековой европейской поэзией, впоследствии в центре его исследовательской деятельности оказалось творчество таких известных писателей и поэтов как Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов и др. Основные труды: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта и его произведения», «H. В. Гоголь. Очерк из истории русской повести и драмы», «Рылеев», «Литературные направления Александровской эпохи», «Пушкин как историческая личность».
Виктор Владимирович Виноградов. Выдающийся лингвист, литературовед. Создатель т. н. виноградовской школы русистики. Занимался морфологией, синтаксисом, фразеологией, лексикографией современного русского языка, языком и стилем художественной литературы, историей русского языкознания. Был главным редактором журнала «Вопросы языкознания». Участвовал в составлении и редактировании словарей и энциклопедий. Автор многих трудов: «Очерки по истории русского литературного языка XVII–XIX вв», «О языке художественной прозы», «Проблема авторства и теория стилей», «Поэтика русской литературы», «Русский язык. Грамматическое учение о слове» и др.
Чингиз Торекулович Айтматов. Советский писатель киргизского происхождения. В 1958 г. в «Новом мире» была опубликована повесть Айтматова «Джамиля», которая принесла ему мировую известность. В 1963 г. был издан первый сборник Айтматова «Повести гор и степей», в который вошли повести «Тополёк мой в красной косынке», «Первый учитель» и «Материнское поле». Первый роман Айтматова «И дольше века длится день» был опубликован в 1980 году, а известный роман «Плаха» – в 1988. Пять его знаменитых произведений были экранизированы: «Первый учитель», «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Красная косынка», «Белый пароход», «Прощай, Гульсары!».
Владислав Маркович Иллич-Свитыч. Лингвист-компаративист. Автор работ в области этимологии, сравнительной акцентологии и фонетики славянских, балтийских и других языков. Установил соответствия между балтийским, славянским, греческим, древнеиндийским и германским именными акцентными типами («Именная акцентуация в балтийском и славянском», 1963). Составил первый македонско-русский словарь (совм. с Д. Толовски; 1963). Научно обосновал и доказал ностратическую теорию родства шести больших языковых семей: индоевропейской, картвельской, афразийской, уральской, алтайской и дравидийской, создав сравнительную фонетику и сравнительный словарь общих корней в работе «Опыт сравнения ностратических языков», 1971–1984. Кроме того, Иллич-Свитычем был написан фундаментальный труд «Именная акцентуация в балтийском и славянском» (1963) и ряд работ по индоевропеистике, уральским, алтайским и другим языкам.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением