Упр.33 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)

Решение #1

Изображение 33. Работа в группе. Проведите небольшое лингвистическое исследование, которое позволит вам выявить особенности СПП с придаточными обстоятельственными.1) Сравните...
Дополнительное изображение

Решение #2

Изображение 33. Работа в группе. Проведите небольшое лингвистическое исследование, которое позволит вам выявить особенности СПП с придаточными обстоятельственными.1) Сравните...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
33. Работа в группе. Проведите небольшое лингвистическое исследование, которое позволит вам выявить особенности СПП с придаточными обстоятельственными.
1) Сравните разряды обстоятельств в простом предложении и виды обстоятельственных придаточных в СПП. В чём их сходство? Какие различия есть в этих классификациях? Для подробного ответа вы можете использовать примеры из задания 2.
Обстоятельства
образа действия
меры и степени
места
времени
цели
причины
условия
уступки
СПП с придаточными обстоятельственными
относятся к опорному слову
образа действия
меры и степени
места
сравнительными
относятся ко всей главной части
времени
цели
причины
следствия
условия
уступки
сравнительными
как? каким образом? насколько? в какой степени? где? куда? откуда? когда? с какой целью? зачем? почему? при каком условии? вопреки чему?
Ответ 1
Придаточные обстоятельственные по значению и синтаксической функции соотносятся с обстоятельствами и отвечают на те же вопросы. Отличие: у обстоятельств в простом предложении нет разрядов следствия и сравнения.
Ответ 2
Разряды обстоятельств и виды обстоятельственных придаточных в СПП одинаковы по значению и вопросам.
Их различие в том, что придаточные обстоятельственные предложения могут выражать значение сравнения и следствия. Обстоятельства не имеют этих значений.
2) В простых предложениях задайте вопрос к выделенному обстоятельству, в сложных — вопрос к придаточной части. Совпадают ли смысловые вопросы к обстоятельству и обстоятельственной придаточной части? Определите разряд обстоятельства по значению, попробуйте установить вид придаточной части. Есть ли сходство между разрядом обстоятельства и видом обстоятельственной придаточной части?
1. Политические новости устаревают быстро. — [Эту новость забудут так же быстро], (как забыли предыдущую).
2. Этот компьютер намного мощнее. — [Этот компьютер настолько мощнее], (что и сравнить нельзя).
3. Все шли со стадиона. — [Все шли оттуда], (где только что закончился матч).
4. Я позвоню домой после уроков. — [Я позвоню домой], (когда закончатся уроки).
5. Мы сюда приехали ради тебя. — [Мы сюда приехали], (чтобы помочь тебе).
6. От радости собака прыгала и виляла хвостом. — [Собака прыгала и виляла хвостом], (потому что радовалась встрече с хозяином).
7. При ветре нельзя приближаться к краям крыши. — [К краям крыши нельзя приближаться], (если дует ветер).
8. Несмотря на усталость, мама испекла пирог к чаю. — [Мама испекла пирог к чаю], (несмотря на то что пришла с работы поздно).
9. [В метро везде есть указатели], (так что заблудиться там невозможно).
10. [Всё оказалось даже лучше], (чем мы предполагали).
11. [После похода ребята стали самостоятельнее], (как будто у них появилось больше уверенности в себе).
Ответ 1
Смысловые вопросы к обстоятельству и обстоятельственной придаточной части совпадают.
1) образа действия;
2) меры и степени;
3) места;
4) времени;
5) цели;
6) причины;
7) условия;
8) уступки;
9) придаточное следствия;
10) придаточное сравнения;
11) придаточное сравнения.
Ответ 2
1.
Политические новости устаревают быстро. (устаревают (как?) быстро; обстоятельство образа действия)
[Эту новость забудут так же быстро], (так как?) (как забыли предыдущую). (придаточное образа действия)
2.
Этот компьютер намного мощнее. (мощнее (в какой степени? насколько?) намного; обстоятельство меры и степени)
[Этот компьютер настолько мощнее], (настолько (в какой степени? насколько?) (что и сравнить нельзя). (придаточное меры и степени)
3.
Все шли со стадиона. (шли (откуда?) со стадиона; обстоятельство места)
[Все шли оттуда], (оттуда (откуда?) (где только что закончился матч). (придаточное месте)
4.
Я позвоню домой после уроков. (позвоню (когда?) после уроков; обстоятельство времени)
[Я позвоню домой], (когда?) (когда закончатся уроки). (придаточное времени)
5.
Мы сюда приехали ради тебя. (приехали (зачем? с какой целью?) ради тебя; обстоятельство цели)
[Мы сюда приехали], (зачем? с какой целью?) (чтобы помочь тебе). (придаточное цели)
6.
От радости собака прыгала и виляла хвостом. (прыгала (почему?) от радости; обстоятельство причины)
[Собака прыгала и виляла хвостом], (почему?) (потому что радовалась встрече с хозяином). (придаточное причины)
7.
При ветре нельзя приближаться к краям крыши. (нельзя приближаться (при каком условии?) при ветре; обстоятельство условия)
[К краям крыши нельзя приближаться], (при каком условии?) (если дует ветер). (придаточное условия)
8.
Несмотря на усталость, мама испекла пирог к чаю. (испекла (несмотря на что? вопреки чему?) несмотря на усталость; обстоятельство уступки)
[Мама испекла пирог к чаю], (несмотря на что? вопреки чему?) (несмотря на то что пришла с работы поздно). (придаточное уступки)
9.
[В метро везде есть указатели], (что из этого следует?) (так что заблудиться там невозможно). (придаточное следствия)
10.
[Всё оказалось даже лучше], (лучше (чем что? как что?) (чем мы предполагали). (придаточное сравнительное)
11.
[После похода ребята стали самостоятельнее], (как что?) (как будто у них появилось больше уверенности в себе). (придаточное сравнительное)
Смысловые вопросы к обстоятельству и обстоятельственной придаточной части совпадают. Точно так же совпадают вид обстоятельства и придаточной части.
3) В трёх примерах нет простых предложений. Как вы думаете, почему? Попробуйте самостоятельно установить названия придаточных в этих СПП.
Ответ 1
В трёх примерах нет простых предложений, т. к. нет обстоятельств следствия и сравнения. В этих СПП придаточные следствия и сравнительные.
Ответ 2
В примерах 9, 10 и 11 нет простых предложений, так как придаточные в них выражают значения следствия и сравнения. Обстоятельств с подобными значениями нет.
4) Найдите примеры СПП, в которых выделены цветом слова в главной части, и примеры, где таких слов нет. Какая группа больше? Как вы задавали вопрос к придаточной части: от всей главной части или от какого-то слова в ней?
Ответ 1
СПП, в которых выделены цветом слова в главной части – 1, 2, 3, 10.
СПП, где таких слов нет – 4–9, 11.
Больше та группа, в которой нет выделенных слов в главной части. В СПП, в которых выделены цветом слова в главной части, задавали вопрос от этих слов; в СПП, где таких слов нет, задавали вопрос от всей главной части.
Ответ 2
Примеры, в которых выделены цветом слова в главной части:
1. [Эту новость забудут так же быстро], (как забыли предыдущую).
2. [Этот компьютер настолько мощнее], (что и сравнить нельзя).
3. [Все шли оттуда], (где только что закончился матч).
10. [Всё оказалось даже лучше], (чем мы предполагали).
Примеры, где в главной части нет выделенных слов:
4. [Я позвоню домой], (когда закончатся уроки).
5. [Мы сюда приехали], (чтобы помочь тебе).
6. [Собака прыгала и виляла хвостом], (потому что радовалась встрече с хозяином).
7. [К краям крыши нельзя приближаться], (если дует ветер).
8. [Мама испекла пирог к чаю], (несмотря на то что пришла с работы поздно).
9. [В метро везде есть указатели], (так что заблудиться там невозможно).
11. [После похода ребята стали самостоятельнее], (как будто у них появилось больше уверенности в себе).
Больше та группа, где в главной части нет выделенных слов. В этом случае вопрос к придаточной части задаётся от всей главной части сложного предложения.
5) Сформулируйте в группе свои выводы: 1) о сходстве значений придаточных обстоятельственных и обстоятельств и о вопросах, на которые отвечают те и другие; 2) о том, к чему относятся (к опорному слову или ко всей части) придаточные части в СПП с придаточными обстоятельственными. Сравните свои выводы с выводами других групп.
Ответ 1
Придаточные обстоятельственные по значению и синтаксической функции соотносятся с обстоятельствами и отвечают на те же вопросы. Отличие: у обстоятельств в простом предложении нет разрядов следствия и сравнения. Придаточные части в СПП с придаточными обстоятельственными образа действия, меры и степени, места относятся к опорному слову, сравнительные – и к опорному слову, и ко всей части, остальные – ко всей части.
Ответ 2
Придаточные обстоятельственные части сложных предложений совпадают по значению и вопросу с обстоятельствами. Единственное отличие заключается в том, что есть придаточные следствия и сравнения, тогда как обстоятельств с подобными значениями нет. Придаточные образа действия, меры и степени являются присловными. В некоторых случаях придаточные места и сравнения также могут относится к одному слову в главной части. Остальные виды придаточных обстоятельственных относятся ко всей главной части.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением