Упр.42 Глава 3 ГДЗ Шмелев 6 класс (Русский язык)
Решение #1
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 6 класс, Вентана-Граф:
42. 1) Прочитайте отрывок из фантастической повести «Алиса на живой планете». Найдите примеры того, как понимание способа словообразования помогает понять значение слова.
Тут она чихнула, стены задрожали, пол поехал из-под ног, а доктор кинулся к столу, чтобы удержать пинцеты, карандаши, колбы, бумаги и множество мелочей.
— Извините, — сказала Алиса. — Такие странные совпадения.
— Сов-падения? — удивился доктор. — Или со-впадения?
— А какая разница? — спросила Алиса.
— Очень большая. Если сов-падения, это значит, что мы с вами совместно падаем, а если со-впадение, то это значит...
— Что мы с вами совместно впадаем! — сказала Алиса.
— А с чем у вас со-впадение?
— С землетрясением.
— Тогда это не со-впадение, а со-трясение!
Доктор расхохотался. Его бородка дрожала, усы дёргались, и от радости он колотил себя кулаками по бокам.
(К. Булычёв)
Понимание значения слова через способ словообразования объясняется в тексте на примере слова «совпадение».
Если словообразование «сов-падение» (сов- - приставка, -пад- - корень), то слово будет иметь значение «совместно падать». Если же слово образовано как «со-впадение» (со- - приставка, -впад- - корень), то его значение будет иным - «совместно впадать».
2) Как бы вы объяснили доктору с планеты Унион слова совпадение и сотрясение? Составьте словообразовательные пары для этих слов.
3) Найдите в первом и последнем абзацах слова, соответствующие данным схемам. Какие морфемы не входят в основу слов?
4) Составьте схему первого предложения, объясните знаки препинания в нём.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением