Упр.46 Глава 3 ГДЗ Шмелев 9 класс (Русский язык)
Решение #1
Решение #2
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Шмелёв, Флоренская 9 класс, Просвещение:
46. 1) Работа в паре. Один из вас читает предложение вслух, стараясь передать интонацией авторскую пунктуацию. Второй указывает, где должны стоять знаки препинания, и отвечает на вопросы о правописании слов со скобками и пропущенными буквами. Перед началом чтения уточните ударение в выделенных словах, а также их значение. Оцените, насколько общеупотребительными они являются в современном русском языке.
1. В саженях пятидесяти от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались (в)сплошную3 с ночною мглой, м...гал тусклый ог...нёк. 2. Там, куда смотрел Вася, не было видно ничего, кроме п...тёмок; все пр...-слушались, но шагов не было слышно. 3. Ветер прогнал перед глазами снег...вую мглу, и там, где было красное п...тно, вырос (небольшой, пр...земистый домик с высокой камыш...вой крыш...й. 4. Если вы хотите пожить, то садитесь в в...гон и отправляйтесь2 туда, где воздух пропитан запахом с...рени и ч...рёмухи, где, лаская1 ваш взор своей нежной бел...зной и блеском алмазных р...синок, наперегонку цветут ландыши и ночные красав...цы. 5. Там, где в прошлом году была рож(?), теперь лежал в рядах скоше(н/нн)ый овёс.
(А. Чехов)
Ответ 1
Сажень – старинная русская мера длины, равная 2,134 метра.
Наперегонку – (прост.) стараясь перегнать друг друга.
Ответ 2
1. В саженях пятидесяти (проверочное слово: десятка) от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались (проверочное слово: слился) всплошную (сливались (как?) всплошную; наречия пишутся слитно) с ночною мглой, мигал (проверочное слово: миг) тусклый огонёк. (проверочное слово: огонь)
2. Там, куда смотрел Вася, не было видно ничего, кроме потёмок; (неизменяемая приставка по-) все прислушались, (приставка при- имеет значение «неполнота действия») но шагов не было слышно.
3. Ветер прогнал перед глазами снеговую (суффикс -ов- после твёрдого согласного) мглу, и там, где было красное пятно, (проверочное слово: пятна) вырос небольшой, (можно заменить синонимом: маленький) приземистый (приставка при- имеет значение «приближение») домик с высокой камышовой (в суффиксах прилагательных после шипящих в ударной позиции пишется гласная о: камышовой) крышей. (в окончаниях существительных после шипящих в безударной позиции пишется гласная е: крышей)
4. Если вы хотите пожить, то садитесь в вагон (словарное слово) и отправляйтесь (проверочное слово: отправка) туда, где воздух пропитан запахом сирени (словарное слово) и черёмухи, (словарное слово) где, лаская ваш взор своей нежной белизной (неизменяемый суффикс -изн-) и блеском алмазных росинок, (проверочное слово: росы) наперегонку цветут ландыши и ночные красавицы. (неизменяемый суффикс -иц-)
5. Там, где в прошлом году была рожь, (женский род, 3 склонение) теперь лежал в рядах скошенный (в суффиксах страдательных причастий пишется удвоенная нн) овёс.
Поставим ударение в выделенных словах:
- саженях
- наперегонку
Уточним значение выделенных слов:
Сажень (устар.) - русская мера длины, применявшаяся до введения метрической системы мер, с 1835 года была приравнена к 7 английским футам или трём аршинам, то есть 2,1336 м.
Наперегонку - стремясь перегнать соперника.
Данные слова являются устаревшими.
2) Выпишите сначала СПП с придаточными места, состоящие из двух частей. Составьте их горизонтальные схемы.
Ответ 1
1) В саженях пятидесяти (десяток) от нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались (слиться) всплошную3 (наречие) с ночною мглой, мигал (подмигивал) тусклый огонёк (огонь).
5) Там, где в прошлом году была рожь (сущ. 3 скл.), теперь лежал в рядах скошенный (полное страд. прич.) овёс.
Ответ 2
СПП с придаточными места, состоящие из двух частей:
1. [В саженях пятидесяти от нас, там, (где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой)2, мигал тусклый огонёк]1.
[... там, (где ...)2, ...]1.
5. [Там, (где в прошлом году была рожь)2, теперь лежал в рядах скошенный овёс]1.
[Там, (где ...)2, ...]1.
3) Выпишите предложение, в котором первые две части связаны условным двойным союзом, а ко второй части относятся две придаточные места. Подчеркните все члены предложения только в придаточных места.
Ответ 1
4) Если вы хотите пожить, то садитесь в вагон (словарное слово) и отправляйтесь2 (отправиться) туда, где воздух пропитан запахом сирени (словарное слово) и черёмухи (словарное слово), где, лаская1 ваш взор своей нежной белизной и блеском алмазных росинок (росы), наперегонку цветут ландыши и ночные красавицы.
Ответ 2
4. (Если вы хотите пожить)1, [то садитесь в вагон и отправляйтесь туда]2, (где воздух пропитан запахом сирени и черёмухи)3, (где, лаская ваш взор своей нежной белизной и блеском алмазных росинок, наперегонку цветут ландыши и ночные красавицы)4. (3-я часть: (что?) воздух; воздух (каков?) пропитан; пропитан (где?) где; пропитан (чем?) запахом сирени и черёмухи; 4-я часть: (что?) ландыши и красавицы; ландыши и красавицы (что делают?) цветут; цветут (где?) где; цветут (что делая?) лаская наш взор своей нежной белизной и блеском алмазных росинок; цветут (как?) наперегонку; красавицы (какие?) ночные)
4) Выпишите предложение, состоящее из трёх частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, в котором придаточная часть места находится внутри главной части. Подчеркните грамматические основы во всех частях, кроме придаточной.
Ответ 1
3) Ветер прогнал перед глазами снеговую мглу, и там, где было красное пятно (пятна), вырос небольшой (маленький), приземистый (значение приставки – приближение) домик с высокой камышовой (суффикс после шипящ. под удар.) крышей (оконч. после шипящ. без удар.).
Ответ 2
3. [Ветер прогнал перед глазами снеговую мглу]1, и [там, (где было красное пятно)3, вырос небольшой, приземистый домик с высокой камышовой крышей]2. (1-я и 2-я часть связаны при помощи сочинительного союза и; 2 и 3 часть связаны при помощи подчинительного союзного слова где)
5) Запишите оставшееся предложение, подчеркните в нём все грамматические основы и запишите вопрос над придаточной частью.
Ответ 1
2) Там, куда смотрел Вася, не было видно ничего, кроме потёмок; все прислушались (значение приставки – неполнота действия), но шагов не было слышно.
Ответ 2
2. [Там, (где?) (куда смотрел Вася)2, не было видно ничего, кроме потёмок]1; [все прислушались]3, но [шагов не было слышно]4.
Ответ 1
Лаская1 [ласкайа] 3 слога
л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, безударный
с – [с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
к – [к] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный
а – [а] – гласный, ударный
я – [й’] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный
\ [а] – гласный, безударный
6 б., 7 зв.
1. Всплошную3 – наречие.
2. Морфологические признаки:
– неизменяемое;
– знаменательное, образа действия.
3. Обстоятельство.
Ответ 2
Морфологический разбор слова:
Всплошную
1. Всплошную - наречие (обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?).
2. Знаменательное.
3. Наречие образа действия.
4. Неизменяемое.
5. В предложении является обстоятельством (сливались (как?) всплошную).
Морфемный разбор слова:
Отправляйтесь
1. Отправляйтесь (-ю, -ет) - глагол.
2. отправляйтесь < отправляться
3. отправляться < отправлять
4. отправлять < отправить
5. отправляйтесь
Фонетический разбор слова:
Лаская
1. Лаская - ла-ска-я (3 слога; 2-й слог ударный).
2. Лаская - [ласкай’а].
3. В слове 6 букв: 3 гласных и 3 согласных.
4. Звукобуквенный анализ:
л - [л]: согласный, звонкий непарный, сонорный, твёрдый парный
а - [а]: гласный, безударный
с - [с]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
к - [к]: согласный, глухой парный, шумный, твёрдый парный
а - [а]: гласный, ударный
я - [й’]: согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий непарный
[а]: гласный, безударный
5. В слове 7 звуков: 3 гласных и 4 согласных.
Гласная буква я после другого гласного образует два звука.
Популярные решебники 9 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением