Параграф 1 Вопрос 1 ГДЗ Габриелян 9 класс (учебник 2020г) (Химия)

Решение #1

Изображение 1 Дайте характеристику элементов: а) фосфора; б) калия.А) Фосфор1. Элемент фосфор (P) расположен в 3-м периоде 3 ряду, V группы а- (главной) подгруппы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Габриелян 9 класс, Дрофа, Просвещение:
1 Дайте характеристику элементов: а) фосфора; б) калия.
А) Фосфор
1. Элемент фосфор (P) расположен в 3-м периоде 3 ряду, V группы а- (главной) подгруппы Периодической системы химических элементов. Фосфор имеет порядковый номер 15, массовое число A=31.
Заряд ядра: Z=+15
Число протонов: 15
Число нейтронов: N=A-Z=31-15=16
Атом электронейтрален, следовательно, число электронов равно числу протонов: e=15
Число энергетических уровней равно номеру периода: 3
Строение электронной оболочки: 15P 2e;8e;5e
С сильными окислителями (например, кислородом) проявляет восстановительные свойства – отдает 5 или 3 электрона (переходит в P+5 или P+3); с восстановителями (например, металлами) фосфор проявляет окислительные свойства, забирает 3 электрона (степень окисления -3: P-3).
Окислительные свойства фосфора выражены слабее, чем у азота N, но сильнее, чем у мышьяка As (сверху вниз по подгруппе радиус увеличивается, ввиду чего притяжение внешних электронов к ядру ослабевает).
2. Простое вещество фосфор характеризуется ковалентной неполярной связью и представлено молекулярной кристаллической решеткой. Типичный неметалл, имеет несколько аллотропных модификаций, различающихся по свойствам: белый, красный и черный фосфор.
3. Неметаллические свойства фосфора слабее, чем у азота, но выражены сильнее, чем у мышьяка (поскольку сверху вниз по подгруппе радиус атомов увеличивается).
4. Неметаллические свойства фосфора слабее, чем у серы S, но выражены сильнее, чем у кремния Si (слева направо по периоду радиус атомов уменьшается из-за роста заряда ядра при одинаковом числе энергетических уровней – «эффект сжатия»).
5. Высший оксид фосфора – P2+5O5-2; типичный кислотный оксид, реагирует с основными оксидами, основаниями и водой.
6. Высший гидроксид фосфора – фосфорная кислота H3PO4, проявляет типичные свойства кислот: реагирует с основными оксидами, основаниями, солями более слабых кислот.
7. Летучее водородное соединение фосфора – фосфин PH3.
Б) Калий
1. Элемент калий K расположен в 4-м периоде, 4 ряду, I группе а- (главной) подгруппы Периодической системы химических элементов. Калий имеет порядковый номер 19, массовое число A=39.
Заряд ядра: Z=+19
Число протонов: 19
Число нейтронов: N=A-Z=39-19=20
Атом электронейтрален, следовательно, число электронов равно числу протонов: e=19
Число энергетических уровней рано номеру периода: 4
Строение электронной оболочки: 19K 2e;8e; 8e;1e
В реакциях калий проявляет сильные восстановительные свойства, отдавая единственный внешний электрон и приобретая степень окисления +1: K+
Восстановительные свойства калия сильнее, чем у натрия Na, но слабее, чем у рубидия Rb (сверху вниз по подгруппе радиус увеличивается).
2. Простое вещество калий – металл, характеризующийся металлической связью и металлической кристаллической решеткой.
3. Металлические свойства калия сильнее, чем у натрия, но слабее, чем у рубидия (сверху вниз по подгруппе радиус увеличивается, притяжение внешнего электрона к ядру с увеличением расстояния ослабевает).
4. Металлические свойства калия сильнее, чем у кальция Ca, т.к. единственный внешний электрон отдать легче (калий), чем два внешних электрона (кальций), которые, к тому же, из-за «эффекта сжатия» расположены ближе к ядру, и поэтому удерживаются сильнее.
5. Оксид калия – K2+O-2 – типичный основный оксид: реагирует с кислотными оксидами и водой.
6. Калию соответствует гидроксид калия: KOH – типичное основание, реагирующее с кислотными оксидами, кислотами и солями (с солями, только если при этом образуется осадок или слабый электролит).
7. Калий не образует летучих водородных соединений – с водородом он образует соль – гидрид калия KH.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением