Ответы на вопросы на стр.101-102 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 101-1021. Расскажите о свидании А. С. Пушкина с Николаем I в Москве. В чём состояло соглашение поэта с царём? Какие стихотворения относятся к...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 101-102
1. Расскажите о свидании А. С. Пушкина с Николаем I в Москве. В чём состояло соглашение поэта с царём? Какие стихотворения относятся к этой теме? Почему Николай I сопоставляется в стихотворении «Стансы» («В надежде славы и добра...») с Петром I? Какое содержание вкладывал Л. С. Пушкин в это сравнение? Что стоит за словами Л. С. Пушкина: «Тому, кого карает явно, / Он втайне милости творит» («Друзьям», 1828)? Как вы понимаете слова: «Во мне почтил он вдохновенье; / Освободил он мысль мою»? Почему А. С. Пушкин дважды употребляет слово «милость»? Что и кого имеет в виду А. С. Пушкин иод словами: «Беда стране, где раб и льстец / Одни приближены к престолу...»? Подумайте, какую роль должен играть в самодержавном государстве «небом избранный певец».
Встреча Александра Пушкина с императором Николаем I в Москве в Чудовом дворце произошла 20 сентября 1826 года. Ранним утром бричка в сопровождении фельдъегеря императора, посланного за поэтом в Михайловское, проехала московскую заставу. Прямо с дороги Александра Сергеевича повели во дворец — как и было предписано в царском приказе: «По прибытии прямо ко мне, не медля». В большом кабинете император принял поэта наедине.
Эта встреча стала следствием письма Пушкина государю, в котором он просил разрешить ему выехать из Михайловского на лечение в Москву, Петербург или за границу.
Беседа продолжалась около двух часов. Царь рассказал гостю о намечаемых реформах, а Пушкин честно признался, что, окажись он в Петербурге 14 декабря 1825 года, «то стал бы в ряды мятежников», и не скрыл своей дружбы с Рылеевым, Пущиным и другими декабристами.
Соглашение, к которому пришли поэт и царь, состояло в следующем:
• Пушкин обещал воздержаться от публичной критики правительства, но не скрыл своего сочувствия декабристам.
• Николай I возвратил поэта из ссылки и вызвался быть единственным цензором его сочинений. Пушкин предполагал, что личная цензура самодержца откроет ему быстрый доступ к печати.
Кроме того, отныне Пушкину было разрешено проживать в столицах (он поселился в Москве). Александр Сергеевич получил не только политическую свободу, но и право писать.
К теме свидания относятся такие стихотворения: «Стансы» («В надежде славы и добра...», 1826), «Друзьям», «Герой».
После беседы с Николаем I Пушкин проникся утопической иллюзией, будто он, как поэт и как старинный дворянин, даже боярин, сможет влиять на государственную политику России, если царь призовёт в советники подобных ему просвещённых дворян. Вместе они образуют своего рода дозволенную оппозицию, которая станет внимательно следить за соблюдением законов, за созданием новых, более справедливых уложений. С этими мыслями Пушкин написал знаменитые «Стансы» («В надежде славы и добра...», 1826), в которых выражал веру в то, что Николай I будет подобен Петру I и начнёт смело сеять просвещение «самодержавною рукой», что он увидит в выступлении декабристов не злобу к себе и не ненависть к монархии и к России, а желание им добра.
Слова Пушкина «Тому, кого карает явно, Он втайне милости творит» означают, что поэт положительно оценивает политику Николая I и считает, что император проявляет больше милости, чем злой воли. В качестве примера Пушкин приводит помощь царя семье казнённого Кондратия Рылеева: ещё во время следствия Николай I прислал супруге декабриста Наталье Рылеевой две тысячи рублей, а затем императрица подарила на именины их дочери ещё тысячу. Царь продолжил свою заботу о семье Рылеевых и после казни: вдова мятежника получала пенсию до вторичного замужества.
Таким образом, Пушкин подчёркивает, что Николай I заботился о сохранении самодержавного строя, но при этом покровительствовал многим просвещённым людям в стране.
В слова: «Во мне почтил он вдохновенье; Освободил он мысль мою» из стихотворения 1828 года «Друзьям» Пушкин вкладывал мысль о том, что император Николай I, несмотря на явные наказания, втайне проявляет милость к некоторым людям. Поэт рисует идеализированный образ императора, для которого милость к падшим – одна из основных универсальных ценностей бытия. Смысл этих строк заключается в том, что царь признал талант Пушкина и дал ему возможность свободно выражать свои мысли и чувства.
Александр Пушкин дважды употребляет слово «милость», чтобы отразить идею милосердия и сочувствия к людям, которые в силу каких-либо обстоятельств оказались в трудном положении.
Под словами «Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу…» А.С. Пушкин имеет в виду ситуацию, когда к власти приближены только те, кто не посмеет сказать хозяину, что он в чём-то неправ. По мнению поэта, из-за этого правитель совершает ошибки, за которые расплачивается весь народ.
По мнению А. С. Пушкина, в самодержавном государстве «небом избранный певец» должен играть роль независимого и свободного человека, способствующего благу страны. Он должен быть другом царя. Поэт считал, что государю выгодно не подвергать поэта гонениям и не преследовать его вдохновение, а предоставить ему максимум свободы и обеспечить своё покровительство.
2. Какие крупные произведения были написаны А. С. Пушкиным в 1826 1829 годах? Обоснуйте, почему «Пророк» — программное произведение поэта, и покажите на примерах из текста, что идеи и мотивы «Пророка» не исчезают из его произведений и впоследствии. Дайте развёрнутую характеристику стиля стихотворения.
В 1826 – 1829 годах Пушкиным были написаны такие крупные произведения: поэма «Полтава», «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года», незаконченный роман «Арап Петра Великого».
Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк» – программное, потому что отражает его представления о роли поэта в обществе и о высокой миссии творчества. Оно определяет принципиальное для поэта положение об особой миссии поэта в обществе, сходной с ролью библейских пророков: нести людям высшую, Божественную истину.
Основная идея стихотворения – утверждение пророческой миссии поэта в мире и ответственности художника перед Богом. Основная мысль заключается в том, что поэт (пророк) должен служить орудием божественной воли, передавая истины людям. Через метафорическое перерождение лирический герой становится пророком, несущим «глагол», который способен «жечь сердца людей».
Поэт-пророк в представлении Пушкина – это не просто творец, но человек, который через свою поэзию должен быть проводником высших истин, преображая и возвышая души людей.
Идеи и мотивы «Пророка» не исчезают из произведений Пушкина и впоследствии, например, в стихотворении «Поэт» (1827) Пушкин снова говорит о божественном предназначении поэта, который в состоянии вдохновения наделён высшей силой, способной изменять мир. В стихотворении «Осень» (1833) Пушкин размышляет о роли творчества в жизни поэта, подчёркивая его ответственность и глубокую связь с природой и высшими силами. Идеи и мотив «Пророка» мы наблюдаем и в более поздние произведениях, например, в «Медном всаднике» поэт также выступает как пророк, который предчувствует катастрофы и предостерегает общество.
Стиль стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» – высокий. Он подчёркивает сакральный, возвышенный характер произведения. В стихотворении используется библейская лексика и символика. Образы ангелов, огня, угля, меча, пустыни подчёркивают сакральный характер стиха. Пушкин применяет метафоры и гиперболы. Они создают ощущение величественности происходящего: «шестикрылый серафим», «десницею кровавой». Ритмический строй и смена эмоциональных акцентов передают напряжение внутренней борьбы и глубокую духовную трансформацию героя. В стихотворении много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.
3. В каких произведениях А. С. Пушкин касается отношений поэта и общества? Какова проблематика стихотворения «Поэт» («Пока не требует поэта...»)? Почему стихотворение «Поэт» («Пока не требует поэта...») поделено на две неравные части? Что означают слова о поэте: «И меж людей ничтожных мира, / Быть может, всех ничтожней он»?
Пушкин касается отношений поэта и общества в произведениях «Пророк», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт» («Пока не требует поэта…»), «Поэту».
Проблематика стихотворения А. С. Пушкина «Поэт» («Пока не требует поэта…») заключается в противопоставлении обыденного состояния поэта и его высокого предназначения как посредника между божественным миром и человечеством. Также проблематика стихотворения затрагивает тему творчества и того, как искусство преображает человека. В частности, как высокое призвание меняет отношение поэта к окружающим его людям и миру, а также какую жертву он вынужден принести.
Стихотворение поделено на две неравные части, поскольку поэту было важно передать разницу между поэтом и толпой, а также подчеркнуть два разных состояния человека:
• В первой части стихотворения описывается внетворческое существование поэта, где он предстаёт как обычный человек, соотносимый с тысячами других людей, погружённый в мелочные заботы и ничтожность мира. Оно полно бездействия и «хладного сна».
• Во второй части показано преображение поэта под влиянием вдохновения: его душа пробуждается, и он возвышается над миром, становясь проводником высших идей.
Это деление подчёркивает идею, что поэт обретает свою истинную сущность лишь через вдохновение, противопоставляя его повседневной, суетной жизни.
Слова о поэте: «И меж людей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он» говорят о том, что поэт, находясь без вдохновения, кажется особенно ничтожным среди людей. Он не только погружён в суетные заботы, но может казаться самым бессмысленным и малодушным из всех, поскольку в его личности отсутствует та возвышенная цель, которая делает его поэтом. Это состояние ничтожества подчёркивает, что творческая сила поэта – это не постоянное состояние, а нечто, даруемое свыше, и без этого дара поэт ничем не выделяется среди других людей.
4. С кем спорит А. С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа»? Кого называет автор «толпой» («Поэт и толпа»)? Почему пушкинский поэт отказывается «сердца... исправлять»?
Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» спорит с «толпой», «чернью». «Толпой», «чернью» автор называет реакционных обывателей, а также критику, выражающую их мнения и чувства. Она не видит в поэзии поэта пользы, так как она ничему не учит читателей, не ведёт их ни к какой цели.
Поэт же выступает против заказного искусства, пропагандируя ценность чистой поэзии. Он уверен, что поэзия не способна воздействовать на умы людей, если она создаётся по заказу.
Пушкинский поэт отказывается исправлять сердца, потому что воспитательные задачи представляются ему слишком незначительными в сравнении с тем великим смыслом, который он видит в поэзии.
Через всё творчество Пушкина проходит мысль: «Цель поэзии – поэзия». А с душевными недостатками поэт предлагает бороться старыми, испытанными средствами, не имеющими отношения к поэзии, но полезными: «бичи, темницы, топоры».
При этом в стихотворении «Пророк» Пушкин видит свою миссию в том, что поэт не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к их сердцам. Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе.
5. В чём сходство между стихотворениями «Разговор Книгопродавца с Поэтом» и «Поэт и толпа»? Какие переклички существуют между стихотворениями «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»?
Сходство между стихотворениями «Разговор книгопродавца с поэтом» и «Поэт и толпа» А.С. Пушкина заключается в теме отношений поэта и толпы.
В «Разговоре книгопродавца с поэтом» Пушкин переосмысливает значение литературной деятельности, начиная воспринимать творчество как один из способов заработка. Поэт хочет свободно творить, получать «пламенный восторг» от процесса создания стихов, но продавец охлаждает его порывы, заявляя, что в век господства денежных отношений без денег и свободы нет.
В «Поэт и толпа» автор противопоставляет поэта «тупой черни», которая не способна постичь глубинный смысл его творений. Поэт должен, как жрец, служить своему искусству и не обращать внимания на суждения толпы, не понимающей ценности истинной поэзии.
Между стихотворениями «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа» существуют некоторые переклички:
• В «Пророке» Пушкин утверждает, что поэт – это божественный пророк, его предназначение – исполнять божью волю, «глаголом жечь сердца людей».
• В стихотворении «Поэт» поэт противопоставляется обществу: пока к нему не приходит вдохновение, он ничем не отличается от «детей ничтожных света», но как только к нему приходит вдохновение, он бежит от людей, ведь только в одиночестве поэт может творить.
• В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин сокрушается и негодует над косностью и глупостью черни, называя её «тупой», «хладной», «надменной», «непосвящённой». Песнь поэта для них – пустой звук, она не имеет материального выражения, потому чернь отвергает такое искусство.
Таким образом, между этими стихотворениями существует перекличка в теме предназначения поэта и взаимоотношениях его с толпой.
6. Каковы поэтические особенности стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» и «Я вас любил...»? Можно ли говорить о сходстве ситуаций?
Поэтические особенности стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Я вас любил…»:
• «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Пушкина повествует о любви и светлой печали, которую испытывает лирический герой. Хотя он испытывает чувство грусти, но эта грусть не вызывает в нём боли или тревоги. Наоборот, любовь наполняет его жизнь смыслом и умиротворением. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви.
• «Я вас любил…». Несмотря на безответную любовь лирического героя, настроение стихотворения нельзя охарактеризовать как грустное или печальное, скорее всего оно лёгкое и прозрачное. Вводная конструкция «быть может» в первой строке создаёт атмосферу задумчивости и приятной отрешённости поэта от всего земного: стремление к любви сменяется светлым пожеланием «любимой быть другим».
Можно говорить о сходстве ситуаций в этих стихотворениях: оба рассказывают о любви, которая не может быть взаимной. Передаются чувства автора и его боль, он хочет быть со своей любимой, но по обстоятельствам это невозможно.
7. Какие стихотворения о любви Пушкина вам известны? Прочитайте стихотворения: «Не ной, красавица, при мне...», «Подъезжая под Ижоры...», «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман...», «Всё в жертву памяти твоей...», «В крови горит огонь желанья...», «Признание» и др. Проанализируйте одно из них.
Мне известны стихотворения о любви «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «К* («Я помню чудное мгновенье...»)», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Признание» («Я вас люблю, – хоть я бешусь...»), «Ты и вы» («Пустое вы сердечным ты...»), «Сожжённое письмо».
Стихотворение «Сожженное письмо» написал Александр Сергеевич Пушкин в 1825 году. Это произведение связано с темой несчастной любви, что часто встречалось в творчестве Пушкина в этот период. Некоторые исследователи предполагают, что стихотворение может быть связано с реальными переживаниями поэта и его взаимоотношениями с женщинами, однако конкретное адресование письма неизвестно.
Стихотворение относится к жанру элегии. Элегия – это лирический жанр, в котором выражаются грустные и меланхоличные чувства, часто связанные с любовью или утратой. В данном случае, в стихотворении выражено чувство прощания и печали от разрыва с любимой через символическое сожжение письма.
Тема стихотворения – прощание с любовью, разрыв с любимым человеком. Лирический герой – это сам Пушкин, который сжигает письмо, связанное с воспоминаниями о любви. Главные образы стихотворения – это письмо, огонь, дым и пепел. Письмо символизирует саму любовь, воспоминания о ней. Огонь и дым символизируют конец, уничтожение этих воспоминаний, а пепел – то, что осталось от любви, меланхоличная «отрада бедная», единственное, что остаётся у героя.
В стихотворении царит грустное и меланхоличное настроение. Оно не меняется на протяжении стихотворения, оставаясь проникнутым чувством утраты и печали.
Настроение выражается через такие слова, как «бедная отрада», «унылая судьба», а также через образы сожжения письма, исчезающего дыма, символизирующего исчезновение любви. Печаль подчёркивается лексикой, связанной с уничтожением: «пылают», «кипит», «свершилось», «стеснилась».
Стихотворение можно разделить на три части:
Первая часть (строки 1 – 4) – предчувствие и решение сжечь письмо, момент прощания с ним.
Вторая часть (строки 5 – 10) – само сожжение письма, когда огонь поглощает его страницы, и дым поднимается в небо.
Третья часть (строки 11 – 16) – размышление героя о том, что осталось от письма – пепел, который становится символом ушедших чувств и воспоминаний.
Мне видится картина, как лирический герой медленно подносит письмо к огню, наблюдая за его уничтожением. Я представляю, как листы начинают тлеть, дым поднимается, а на конце остаётся пепел – последний след былой любви.
Пушкин использует такие средства выразительности, как метафора («радости мои», «письмо любви»), эпитеты («жадное пламя», «горестная грудь»), олицетворение («пламя жадное», «пылают»), что помогает усилить трагизм момента. Восклицания («Гори, письмо любви!», «Свершилось!») передают эмоциональную насыщенность, а повторы («пылают», «письмо любви») подчеркивают главные образы.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, что придаёт ему плавность и ритмическую чёткость. Рифма перекрёстная (ABAB).
Основная мысль стихотворения – невозможность сохранить прошлые чувства, необходимость расстаться с ними, даже если это приносит боль. Лирический герой прощается с любовью через уничтожение письма, осознавая, что воспоминания остаются в виде пепла, но чувства больше не вернуть.
Стихотворение оставляет ощущение тихой грусти и завершённости. Оно тонко передаёт переживания героя, который вынужден уничтожить важные для него воспоминания, но всё же сохраняет меланхоличную связь с прошлым. Образ пепла как символа ушедших чувств очень трогателен и подчёркивает человеческую склонность хранить воспоминания о былом даже в самых маленьких, символических формах.
8. Какие противоречия пришлось преодолевать Пушкину в 1826 1829 годах? Подведите итог творчества Пушкина в 1826 1829 годах.
В 1826 – 1829 годах Пушкину пришлось преодолевать следующие противоречия:
• Осмысление итогов декабристского движения. Поэту предстояло понять, почему так сложилась судьба дворянской революционности.
• Борьба с романтическим субъективизмом. Пушкин был склонен резко преуменьшать роль личной активности отдельного человека. В споре с личностью история представлялась ему всегда заведомо правой.
• Отношения с властью. Между Пушкиным и Бенкендорфом установились тяжёлые и оскорбительные отношения строгого надзирателя и поднадзорного мальчишки. По всякому пустяковому поводу поэт должен был выслушивать или читать письменные строгие выговоры, оправдываться, благодарить за снисхождение и отеческие наставления.
• Падение общественной нравственности. Прямым следствием победы Николая I и удаления из общественной жизни лучшей части дворянской молодёжи явилось резкое падение общественной нравственности. На Пушкина писали доносы, обвиняя его в безнравственных сочинениях и антиправительственных стихах. Ему приходилось мучительно объясняться.
Итоги творчества А.С. Пушкина в 1826 – 1829 годах.
В эти годы поэт пишет стихотворение «Стансы» (1826), которое посвящено осмыслению итогов декабристского движения. Поэт выражает веру в то, что Николай I будет подобен Петру I и начнет смело сеять просвещение «самодержавною рукой», что он увидит в выступлении декабристов не злобу к себе и не ненависть к монархии и к России, а желание им добра.
Раздумывая над декабрьскими событиями, участью декабристов и собственной судьбой, Пушкин склонялся к тому, что перерос декабристские идеалы. Поэт увидел определенную закономерность в том, что не разделил суровую долю декабристов. Об этом он сказал в стихотворении «Арион» (1827). В стихотворении говорится не столько о декабристах, сколько о самом «таинственном певце», и с полным правом можно сказать, что стихотворение принадлежит к творческим раздумьям Пушкина на тему поэта и поэзии. Поэт обратился к мифу, чтобы придать стихотворению высокую степень обобщенности. Пушкин придерживается романтических взглядов на поэта как на существо необычной судьбы, причастное к высшим тайнам. Поэзия «спасла» певца, который сохранил преданность ей и отстоял ее свободу от всяких покушений и посягательств.
Собственное положение Пушкин тоже рассматривает в свете этой трагедии. Поэт упорно отстаивает свободу творчества и посвящает этой теме несколько стихотворений: «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828).
Из-под пера Пушкина появляются обличительные и смелые стихи: «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Анчар» (1828). В стихотворении «Анчар» поэт рисует картину зла, которое может нести безраздельная власть. Природное зло – яд дерева Анчар – ограничено и распространяется только силой ветра, но человек, властвующий над другими людьми, способен распространять зло в далекие пределы.
Печалью и унынием проникнуты строки произведения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829) и самое трогательное стихотворение о любви «Я вас любил...» (1829).
Пушкин создаётся стихотворение «Зимнее утро» (1829) – настоящий гимн русской зиме.
В 1829 году была опубликована поэма «Полтава», которая очень понравилась друзьям поэта, но не произвела впечатления на критиков и общество.
Также в этот период Пушкин пишет неоконченный роман «Арап Петра Великого» и продолжает работу над «Евгением Онегиным».
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением