Ответы на вопросы на стр.101-104 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)








































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 101
1. Какие черты молодых современников старался запечатлеть Тургенев в образе Базарова? Почему первым среди прототипов героя назван Добролюбов?
В образе Базарова Тургенев изобразил черты, которые начали проявляться в молодых людях, его современниках. В первую очередь автор обращает внимание на их противоречивые нигилистические взгляды, низводящие основные нравственные принципы и человеческие институты до уровня третьестепенных.
Отрицая все, что не может быть научно доказано, новое поколение выбирает жизнь без принципов и без привязанностей, и, страдая от этого, делает вид, что ничего не происходит.
Будучи одаренными от природы, но оторванные от своих корней, они (эти «новые люди») так и ничего и не сделав, уходят в никуда. Смерть Базарова, по большему счету, остается никем не замеченной, кроме его матери и отца. В конце концов, талантливый молодой человек был в состоянии сделать много больше, чем слегка нарушить жизнь горстки людей, живущих в глухой деревне.
Николай Добролюбов назван первым среди прототипов Базарова, потому что он, как и герой романа, оспаривал традиционные взгляды и стремился к поискам новых путей в жизни и искусстве.
Добролюбов, один из первых критиков и идеологов русского нигилизма, также разрабатывал революционный план, который не понравился Тургеневу. Из-за резкости суждений критика писатель не мог больше оставаться в «Современнике» и решил написать роман, чтобы понять мысли и причины действий новых людей в обществе России.
Кроме того, Тургенев наделил Базарова чертами, которые подметил в характере своего идеологического противника – Добролюбова.
Сам писатель утверждал, что прототипом Базарова стал молодой врач, с которым он познакомился в Англии, когда задумывал свой роман.
2. Какие идеи нигилистов, по мнению писателя, противоречат коренным ценностям национальной жизни? В чём Тургенев видит опасность их учения?
Идеи нигилистов, которые, по мнению И.С. Тургенева, противоречат коренным ценностям национальной жизни, включают отрицание современного общественного уклада, преклонения перед любыми авторитетами, традиционных ценностей и принципов, принятых на веру, а также отрицание искусства и красоты, объяснение любых чувств с точки зрения физиологии.
Опасность нигилизма Тургенев видел в разрушении связи между поколениями. Такое отношение символизирует утрату преемственности в обществе. Кроме того, нигилистическое отрицание традиций приводит к отчуждению человека от духовного и культурного наследия, что, по мнению автора, может повлечь за собой утрату нравственных ориентиров и духовную пустоту. Также Тургенев отмечает, что нигилизм, лишённый созидательной программы, способен породить хаос, а не прогресс.
3. Как изображается автором слабость лагеря «отцов»? В чём автор солидарен со старшим поколением?
Слабость лагеря «отцов» в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева изображается через их неспособность адаптироваться к современным реалиям и недостаточную готовность к переменам. Они часто представлены как устаревшие, инертные и не в состоянии понять или принять новые идеи, что приводит к конфронтации с молодым поколением.
Автор солидарен со старшим поколением в том, что для построения будущего необходимо помнить о прошлом. Тургенев хотел показать, как важно соединение новых идей с традициями, с «принципами». Он не принимает полное отрицание красоты, искусства, любви и авторитетов вместе со своими героями-«отцами».
Также автор подчёркивает, что старшее поколение обладает глубокой мудростью, эмоциональной глубиной и привязанностью к традициям и ценностям, которые были важны для формирования личности.
Для индивидуальной работы. Стр. 101
1. Опишите основные этапы работы Тургенева над романом «Отцы и дети».
Основные этапы работы И.С. Тургенева над романом «Отцы и дети»:
1. Замысел. В 1860 году, находясь в Англии, Тургенев задумывает написать «новую большую повесть». Приехав в Париж, он составляет чёткий план своего произведения с мельчайшими подробностями и начинает работу. К весне 1861 года была написана половина романа.
2. Завершение работы. В мае 1861 года писатель возвращается в Россию и почти сразу заканчивает свой роман. В июле 1861 года он завершает его в селе Спасское.
3. Внесение правок. В сентябре 1861 года Тургенев приезжает в Париж, где читает свой роман друзьям. По просьбе писателя его друг П.В. Анненков читает рукопись романа и присылает тому свои замечания. На основе этого детального отзыва Тургенев вносит исправления в текст. Работа с исправлениями занимает три с половиной месяца.
4. Публикация в «Русском вестнике». В марте 1862 года роман «Отцы и дети» выходит в свет в журнале «Русский вестник».
5. Отдельное издание романа. После публикации в журнале «Русский вестник» Тургенев готовит «Отцы и дети» к отдельному изданию. Для этого писатель снова редактирует текст романа, в том числе убирает некоторые неприглядные черты Базарова. В сентябре 1862 года отдельное издание «Отцы о детей» выходит в свет. Тургенев посвящает его критику Белинскому. После этого роман больше не редактируется
2. Объясните, чем были вызваны противоречивые оценки романа в современной ему литературной критике.
Противоречивые оценки романа «Отцы и дети» в современной ему литературной критике были вызваны несколькими факторами:
• Непонимание сути конфликта. Одни считали, что победа достаётся «отцам», другие видели преимущество у молодого поколения. В то время как сам И.С. Тургенев хотел показать проблему разобщённости разных кругов общества.
• Неоднозначность спора отцов и детей. Это давало возможность критикам трактовать роман так, как им казалось правильным.
• Сложный и глубокий образ Базарова. Неординарность героя порождала в критике разные мнения о нём. Например, Д.И. Писарев ценил в Базарове его нигилизм, отрицание ценностей.
Кроме того, писатель не смог сплотить своим романом приверженцев «правых» и «левых» идей, в своих спорах о романе они ещё больше отдалились друг от друга.
Литературоведческий практикум. «Отцы и дети». Стр. 101
На основе анализа первых глав романа сформулируйте основные вопросы, вызывающие споры Базарова с Павлом Петровичем. Выпишите реплики персонажей, наиболее точно раскрывающие точку зрения каждого из них. (Можно оформить эти наблюдения в виде сравнительной таблицы.) Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагонистов?
Отметьте в романе эпизоды, в которых изображаются взаимоотношения Аркадия и Николая Петровича. Покажите, как в них раскрывается вечное противоречие между «отцами» и «детьми». Отметьте художественные детали, при помощи которых раскрываются чувства каждого героя. Какие нравственные качества позволяют отцу и сыну Кирсановым избежать серьёзного конфликта, несмотря на различие взглядов?
Покажите на конкретных примерах, какими приёмами пользуется Тургенев для прояснения авторской позиции в изображении главного героя романа.
Подготовьте сообщение на тему «Базаров и Одинцова». Проследите, как меняются способы авторского изображения Базарова во второй части романа. Покажите на конкретных примерах, как раскрывается душевное состояние героя после его увлечения Одинцовой. Согласны ли вы с тем, что эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису?
Подготовьте сообщения о счастливых и трагических историях любви в романе (Николай Петрович и Мария, Павел Петрович и княгиня Р., Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка, Базаров и Одинцова). Сопоставьте эти сюжетные линии. Оцените, как и с какой целью они вводятся в романное повествование. Сделайте общий вывод: как тема любви в романе «Отцы и дети» соотносится с главной темой взаимоотношений между двумя поколениями и как в ней раскрывается авторская позиция, мироощущение Тургенева?
Составьте выборочный пересказ на тему «Базаров и его родители». Дополните каждый фрагмент рассказа своими комментариями, раскрывающими характеры героев, авторское и ваше отношение к ним.
1.
Основные вопросы, вызывающие споры Базарова с Павлом Петровичем в романе «Отцы и дети»:
• Настоящее и будущее России. Павел Петрович стремится доказать, что дворянство и аристократия являются движущей силой общественного развития. Базаров отвергает либерализм и отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
• Религия, философия. Базаров не признаёт духовного начала ни в природе, ни в человеке. Павел Петрович выдвигает на первое место поэзию, музыку, любовь.
• Государственное устройство. Базаров уверен, что либералы-обличители «никуда не годятся», что аристократы – «дрянь», что реформа «едва ли пойдёт нам впрок».
• Образование. Базаров считает, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежественен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков.
• Отношение к природе и народу. Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семейный уклад жизни.
• Любовь и поэзия. Базаров к любви относится весьма холодно: «Любовь – белиберда, непростительная дурь». Павел Петрович отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рождён романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа».
2.
Реплики персонажей, наиболее точно раскрывающие точку зрения каждого из них:
• Базаров: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». «Все люди похожи друг на друга как телом, так и душой... Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой».
• Павел Петрович: «Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!». «Я хочу только сказать, что аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди».
Что привлекает в позициях героев: в спорах с Павлом Петровичем раскрываются зрелость ума и глубина суждений Базарова, его честность и непримиримость.
Что отталкивает: и Базаров, и Павел Петрович впадают в крайности: в их позициях есть эгоизм, самоуверенность, высокомерие, упрямство, которые мешают героям услышать друг друга.
3.
Эпизоды, в которых изображаются взаимоотношения
Аркадия и Николая Петровича
Взаимоотношения Аркадия и Николая Петровича в романе «Отцы и дети» изображаются, например, в эпизоде, когда Николай Петрович признался сыну о своих взаимоотношениях с Фенечкой. Аркадий заявил отцу: «…я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает…». Герой понимает, что «…сын отцу не судья…».
Противоречие между «отцами» и «детьми» раскрывается в увлечении Аркадия нигилизмом, которое заставляет его отдалиться от Николая Петровича. Это отдаление во многом наигранное: Аркадию очень хочется казаться взрослым, зрелым человеком со своими взглядами на окружающий мир.
Чувства героев раскрываются через художественные детали: Николая Петровича коробит наигранный цинизм сына, его небрежное отношение к вечным идеалам. Кирсанов очень переживает отчуждение Аркадия, но он достаточно мудр, чтобы не обвинять сына.
Избежать конфликта отцу и сыну Кирсановым позволяют следующие нравственные качества: любовь и уважение к членам семьи, способность понимать и принимать противоположную точку зрения.
4.
Приёмы, которые И.С. Тургенев использует в романе «Отцы и дети» для прояснения авторской позиции в изображении главного героя
Для прояснения авторской позиции в изображении главного героя (Евгения Базарова) в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев использует такие приёмы:
• Прямая авторская характеристика. Например, про Павла Петровича Тургенев говорит: «Да он и был мертвец». Эти слова характеризуют героя как человека, уже не способного на настоящие чувства.
• Пейзаж. Он передаёт настроение героев и выполняет функцию перевода ситуации в вечный план, подчёркивая мысли автора о вечности и бесконечности природы, позицию по отношению к вечным проблемам человечества.
• Диалоги между героями. В беседах Базарова и Павла Петровича Кирсанова раскрывается основное мировоззренческое противостояние романа – конфликт между нигилизмом и традиционными ценностями. Тургенев не вмешивается напрямую в диалоги, предоставляя героям возможность выразить свои взгляды самостоятельно. Таким образом, авторская позиция становится скрытой: читателю предстоит самому сделать выводы, чья философия кажется ему более обоснованной.
• Художественные детали. Например, отображение внутреннего состояния Базарова накануне дуэли. Писатель отмечает, что ночью перед поединком с Павлом Петровичем Евгения «…мучили беспорядочные сны…», а во время ожидания в роще «…утренний холодок заставил его два раза вздрогнуть…». То есть Базаров боится за свою жизнь, хотя тщательно это скрывает даже от самого себя.
• Финал романа. Базаров, который в начале романа был уверен в своих силах и презирал слабости других, в конце умирает от пустяковой, случайной болезни, показывая бессилие человеческой воли перед судьбой. Его смерть можно рассматривать как символическое поражение нигилизма – философии, которая не способна противостоять сложностям реальной жизни и человеческой природы. Однако Тургенев не превращает смерть Базарова в триумф консервативных взглядов. Скорее, это грустный, трагический конец человека, который искренне стремился изменить мир, но был побеждён не столько внешними силами, сколько собственными внутренними противоречиями.
• Описание смерти Базарова. В нём чувствуется уважение автора к этому герою, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу...».
5.
Сообщение
Базаров и Одинцова
Во второй части романа И.С. Тургенев меняет способы авторского изображения Базарова. Под влиянием охватившего его чувства настоящей любви в герое пробуждается романтик, он по-иному начинает видеть мир. Увидев Одинцову, Базаров был смущен и потрясен сдержанной силой и властью этой аристократки. Одинцова в спорах с Базаровым разрушает его односторонний взгляд на людей. Она постоянно заводит его в тупик, он уязвлен, подавлен, смущен. Любовь, которую Базаров отрицал, стала ему понятна. Эта любовь изменила жизнь Базарова, изменила его самого. В душе у него совершается трагический раскол, и он начинает борьбу с самим собой. Жизнь заставляет пережить такие ощущения, которые подрывают основные его убеждения. Отныне в Базарове постоянно живут и борются два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, тот Базаров, который одержал психологические победы в спорах с Павлом Петровичем; другой – романтик и мечтатель. Но он, влюбленный в Одинцову, всеми силами ума будет давить в себе живое чувство.
Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже «сознает романтика в самом себе», хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной «еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому».
Показывая душевное состояние героя, в начале 17 главы Тургенев пишет: «В Базарове… стала проявляться небывалая прежде тревога: он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало».
О силе чувства говорит и замечание автора: «Сердце у него действительно так и рвалось».
О глубине страданий свидетельствуют и следующие строки: «А Базаров, часа два спустя, вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый».
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова. Любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре и саму жизнь.
При этом есть и положительный момент: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чём жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.
6.
Счастливые и трагические истории любви в романе «Отцы и дети»
В романе «Отцы и дети» представлен несколько любовных линий: Николай Петрович и Мария, Павел Петрович и княгиня Р., Аркадий и Катя, Николай Петрович и Фенечка, Базаров и Одинцова. Рассмотрим их подробнее.
Николай Петрович и Мария
История любви Николая Петровича Кирсанова и Марии в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева – трагическая. Николай Петрович женился по любви на Марии Преполовенской, дочке чиновника. Николай Петрович испытывал глубокое, нежное и трогательное чувство к своей жене Маше. Супруги были неразлучны и не могли жить друг без друга. У пары остался сын Аркадий.
Увы, счастье Николая и Маши продлилось всего десять лет. Жена Кирсанова умерла, и он остался вдовцом. Николай Петрович едва смог вынести этот удар и начал учиться жить заново. Он безумно по ней скучал.
Павел Петрович и княгиня Р.
История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р. в романе – трагическая.
Павел Петрович страстно влюбляется в княгиню Р., которая состоит замужем, но не имеет детей. В обществе её считают странной и эксцентричной особой. Княгиня ведёт себя непредсказуемо: то отталкивает мужчину, то безумно любит и привязывает к себе. Ради неё Павел Петрович даже бросает службу и уезжает за границу. Там Кирсанов и княгиня какое-то время встречаются, но потом он надоедает женщине, и она исчезает.
Герой уезжает в деревню к брату, разочаровывается в любви, остаётся без семьи и карьеры. Он так и не может забыть княгиню, страсть к ней превратила его в «мертвеца».
Аркадий и Катя
История любви Аркадия Кирсанова и Кати Локтевой – пример счастливой истории.
Отношения героев начались с доверительных разговоров и дружбы. В конце концов влюблённость Аркадия к старшей сестре Кати – Анне Сергеевне – прошла, и он влюбился в саму Катю. Она приняла предложение Аркадия быть его женой.
Спустя полгода после смерти Базарова Аркадий и Катя женятся, у них рождается сын Коля. Можно сказать, что Катя спасла Аркадия от повторения судьбы Базарова: благодаря ей он вернулся в семью и обрёл счастье в тихой спокойной жизни.
Таким образом, любовь Аркадия и Кати – результат подчинения слабой натуры более сильной.
Николай Петрович и Фенечка
История любви Николая Петровича и Фенечки – пример счастливой и умиротворённой любви.
Николай Петрович Кирсанов – дворянин и помещик. После смерти жены он долго тосковал. Но через десять лет в его жизни появляется Фенечка, которая родила ему ребёнка Митю. Их любовь была невозможной, так как героев разделяло социальное неравенство (Фенечка была дочерью экономки) и возраст (Кирсанов был старше возлюбленной на 21 год).
Сначала Фенечка была неофициальной женой Николая Петровича, но потом, несмотря на осуждение общества, он женился на ней. Супруги обрели счастье, их любовь была спокойной и умиротворённой.
Базаров и Одинцова
История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой – трагическая.
Нигилист Базаров, отрицающий любовь, влюбляется в Анну Одинцову. Его чувства первоначально проявляются как физическое притяжение, но постепенно перерастают в нечто большее, вызывая внутренний конфликт. Базаров, привыкший всё анализировать и контролировать, теряется перед этим новым, непонятным ему чувством.
Одинцова, вдова, умная, красивая и независимая женщина, воспринимает Базарова с интересом. Она испытывает к нему симпатию, возможно, даже влечение, но её спокойный и рациональный ум не позволяет ей поддаться чувствам полностью. Одинцова ценит свой комфорт, упорядоченную жизнь и не готова к тем переменам, которые неизбежно принесут с собой отношения с таким человеком, как Базаров. Она боится потерять свою независимость и покой, и этот страх оказывается сильнее возможной любви.
Трагедия этих отношений заключается в том, что оба героя, несмотря на взаимный интерес, не могут преодолеть внутренние барьеры и различия в мировоззрении. Базаров, столкнувшись с отказом, испытывает глубокое разочарование, которое ещё больше укрепляет его нигилистические взгляды. Одинцова же, хотя и сожалеет о своём решении, остаётся верна своим принципам.
Рассмотрев любовные линии романа, можем сделать вывод: тема любви в романе соотносится с главной темой взаимоотношений между двумя поколениями так, что испытание любовью проходят все персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого героя. Автор показывает, что счастье – это семья, отношения, основанные на взаимопонимании и любви. Любовь – не только человеческое чувство, это великий закон природы, подчиняясь которому «держится и движется жизнь». Именно любовью, по мысли автора, спасается мир.
7.
Выборочный пересказ
Базаров и его родители
Когда Евгений приезжал домой к родителям, радость встречи переполняла их сердце, ведь их навещал единственный и горячо любимый сын. Мать ласково называет его «Енюшкой», от волнения она пошатнулась и, наверное, упала бы, если бы Базаров не поддержал её. Тургенев пишет, что старик Базаров глубоко дышал и щурился пуще прежнего, потому что, наверное, плакал.
Базаров говорил своим родителям, чтобы они не мешали ему работать. Делал он это не из-за презрения, а потому что ему не нравилось, когда за ним ухаживают. Ему не нужна была родительская ласка. Но родителей Евгений любил и уважал. Под своей суровой сдержанностью он скрывал любовь к ним – старомодной старушке, которой нужно было лет двести назад родиться, и доброму, трудолюбивому помещику. И хотя родительское воспитание не отразилось на характере Базарова, ведь он считал, что «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например...», но он очень ценил своих родителей и понимал, что они его очень любят.
Даже когда сына нет рядом, родители живут мыслями и молитвами о нём, ведь приезжал он крайне редко. В «Отцах и детях» Тургенев показал настоящую любовь и заботу родителей о единственном сыне – смысле жизни для стариков. Что до Базарова, то он лишь однажды признается своему другу Аркадию в том, что любит их. Но Базаров не привык выражать свои чувства, ведь он человек науки, а не искусства, а потому эмоции и чувства для него недопустимы.
Немало внимания автор уделяет самим родителям и их отношению к сыну. Арина Власьевна боится своего сына и старается не докучать ему, но всегда позаботится о мягкой перине и вкусном борще. Василий Иванович ведет себя с сыном смелее, но все же пытается показаться суровее и выдержаннее, чем есть на самом деле, чтобы не раздражать Евгения.
Когда Евгений заболел, он попросил Анну Сергеевну Одинцову поухаживать за его родителями. О них он сказал ей: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». К концу своей жизни Базаров оказывается почти никому не нужен, только двум старикам, которые никогда его не забудут. Их опустевшие сердца жжёт боль, а жизнь становится переполненной горем и страданием. Сын был для них главной ценностью в жизни. К сожалению, при жизни Евгений так и не нашёл самого главного, чего он хотел от родителей – понимания. Они не могли понять его, как бы ни пытались. Но они подарили ему искреннюю любовь. И хотя сам герой так и не признался в любви к своим родителям, они в этом и не нуждались, ведь он был для них самой главной радостью в жизни.
В начале произведения Евгений Базаров относится к своим родителям раздражённо, даже, кажется, с насмешкой. Он приезжает к ним редко и ему скучно с ними, внешне он как бы не ценит их любовь к нему. Но нельзя сказать, что он их не любит, просто он в силу своей молодости и своего нигилизма не может, не умеет проявлять эту любовь. В конце романа мы видим другого Базарова, он уже не жесток и не эгоистичен, он проявляет свою любовь к родителям, становится мягче с ними.
Базаров, как мне кажется, любит своих родителей, хотя и не показывает это. При встрече он ведёт себя спокойно и даже несколько отстранённо, видно, что ему тягостна встреча, что он с удовольствием избежал бы ненужных слёз и волнений.
Анализ эпизода (по вариантам). Стр. 102
1. Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос: «Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»
Под кровом родительского дома Евгений Базаров получает важный жизненный урок. Он сталкивается с тем, что его идеалы и взгляды на жизнь, основанные на нигилизме и отрицании традиционных ценностей, не всегда совпадают с сердечными привязанностями и эмоциональными связями, которые он испытывает к своим родителям.
Возвращение в родной дом заставляет Базарова осознать сложность человеческих отношений и неизбежность привязанности к родным. Он видит, как его мать и отец любят его и как их жизнь пронизана мягкостью и заботой, что противоречит его рациональным убеждениям.
Таким образом, жизненный урок, который Базаров получает под кровом родительского дома, заключается в том, что нельзя полностью отрицать человеческие чувства и эмоции. Даже самые строгие сторонники рационализма не могут игнорировать важность любви и семейных отношений в жизни. Это осознание подводит героя к более глубокому пониманию жизни и своих собственных убеждений.
2. Проанализируйте сцену объяснения Базарова с Фенечкой. Какую роль играет она в опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и женщиной?
Сцена объяснения Базарова с Фенечкой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играет роль опровержения вульгарного взгляда героя на суть отношений между мужчиной и женщиной.
В этой сцене Базаров целует Фенечку потому, что она ему искренне нравится. При этом в девушке ему нравится не тело, а её очаровательные манеры: как она говорит, как наклоняет нос, когда читает. Базаров делает Фенечке комплименты, хотя сам учит Аркадия «не говорить красиво».
Таким образом, Тургенев показывает, что сам Базаров не соответствует грубому, материалистскому представлению о любви. Образ цветка, розы, обнаруживает чистоту и красоту чувства, возникшего внутри героя.
3. Подготовьте анализ сцены смерти Базарова, обратите внимание на то, какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть.
Перед лицом смерти Базаров стоек, силен, на редкость спокоен и невозмутим.
Никто не может воспринимать спокойно приближение конца, и Евгений, несмотря на всю свою уверенность в себе, не в состоянии относиться к этому с полным безразличием. Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. «Гигант», которым всегда считал себя Базаров, ничего не может противопоставить смерти: «Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!». За иронией героя ясно просматривается горькое сожаление об уходящих минутах.
Евгений в последние дни своей жизни становится добрее, нежнее. Он жаждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви. Он становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него – это не просто прекращение существования, но и знак того, что он «видно, не нужен» России.
Осознание этой «ненужности» приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Не успевший реализовать себя в жизни, Базаров только перед лицом смерти избавляется от своей нетерпимости и впервые по-настоящему ощущает, что реальная жизнь гораздо шире и многообразней его представлений о ней. В этом заключается главный смысл финала.
Финал романа увенчивают «серые деревянные кресты» на сельском кладбище «в одном из отдалённых уголков России, где похоронен Базаров. Так снимается конфликт поколений. И отцы, и дети, и все новые поколения людей под сенью креста идут одной дорогой к завершению земной судьбы и к жизни вечной. Устами Аркадия Тургенев говорит о нескончаемом круговороте неумирающей жизни: «сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое-сходно с самым весёлым и живым».
Перед лицом смерти ничего не значат ни возраст, ни красота, ни знатность, ни богатство, ни власть, ни политические пристрастия, ни прочая земная суета. Нигилист и его политический противник оказались равны и одинаково беззащитны: «И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет». Этот финальный мотив пушкинской поэмы «Цыганы», пренебрежительно отвергаемой Базаровым, как и всё остальное «художество», всё более явственно и трагически звучит в подтексте романа.
Духовная сторона жизни, с которой самонадеянно пытался вести внутреннюю борьбу «титан» Базаров, культивируя в себе непримиримую враждебность и даже ненависть к проявлениям духовности, одержала над ним верх.
4. Подготовьте выразительное чтение эпилога романа «Отцы и дети». В чём этот пейзаж перекликается с картиной природы в III главке романа? Объясните роль этого фрагмента в раскрытии авторского замысла.
Эпилог романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева описывает пустое и печальное сельское кладбище, где похоронен Базаров. Окружающие его канавы давно заросли, серые деревянные кресты поникли, деревьев почти нет, а те, что есть, маленькие и «ощипанные». Как и в третьей главе, мы обнаруживаем запустение пейзажа.
Перекличка с картиной природы в третьей главе заключается в том, что и там, и там автор показывает запустение, но в начале романа через приход весны выражает надежду на возрождение и новую жизнь.
Роль этого фрагмента в раскрытии авторского замысла заключается в том, что пейзаж на сельском кладбище в эпилоге символизирует философские воззрения писателя о вечном противостоянии жизни природы и бренного человеческого бытия. Цветы на могиле Базарова, куда не ступает нога человека, говорят о вечной жизни природы, примирении и бесконечности бытия.
Для индивидуальной работы. Стр. 103
1. Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и жизненной судьбе? Составьте сопоставительную характеристику героев.
Черты, которые сближают Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в словесных поединках и жизненной судьбе:
• Сильные и независимые личности. Оба героя являются яркими, самобытными личностями, которые отличаются гордостью и непреклонностью. Павел Петрович с достоинством отстаивает свои убеждения, связанные с аристократическими традициями, в то время как Базаров с таким же упорством защищает нигилизм.
• Одиночество. Оба персонажа одиноки в своих идеологических позициях. Павел Петрович, живя воспоминаниями о прошлом, ощущает свою ненужность в современном мире. Базаров, несмотря на поддержку Аркадия, в конечном итоге оказывается одинок, так как его радикальные взгляды не находят полного понимания даже среди близких.
• Трагизм судьбы. Судьбы героев носят трагический характер. Павел Петрович переживает личную драму, связанную с утратой любимой женщины, и его жизнь после этого лишена смысла. Базаров, в свою очередь, умирает в молодом возрасте, так и не реализовав свои идеалы и не достигнув гармонии с самим собой.
• Яростная защита своей позиции в спорах. И Кирсанов, и Базаров яростно защищают свою позицию в спорах, каждый из них идёт до конца: Павел Петрович отстаивает права аристократии, свои принципы, а Базаров – тоже принципы, ведь отрицание всего на свете также своего рода принцип.
2. Познакомьтесь с анализом сцены смерти Базарова в статье Писарева «Базаров». В чём вы согласны с критиком и что вам кажется в его трактовке слабым и неубедительным?
Можно согласиться с Д.И. Писаревым в трактовке сцены смерти Базарова из романа «Отцы и дети»:
• Критик убедительно доказывает, что Базаров на смертном одре демонстрирует силу духа, которая говорит о масштабе его личности.
• Писарев говорит о том, что Базаров до последнего сохранял своё главное качество – скептицизм.
Слабым и неубедительным в трактовке Писарева кажется следующее:
• Рассуждения о возможном будущем Базарова (если бы он не умер). Невозможно судить о возможностях умершего персонажа.
• Утверждение, что «нигилист остаётся верен себе до последней минуты», ведь Базаров признаёт своё поражение, говоря о том, что любит Одинцову. Любовь, во власти которой оказался герой, противоречит выводам Писарева.
3. Составьте обзор на тему «Роман „Отцы и дети" в литературной критике современников». Включите в него самые яркие цитаты из статей Д. И. Писарева «Базаров», М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», И. Н. Страхова «Отцы и дети". Роман И. С. Тургенева».
С выходом романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» началось оживленное обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа.
В журнале «Русское слово» появилась статья Д.И. Писарева «Базаров». Критик отмечает некоторую предвзятость автора по отношению к Базарову, говорит, что в ряде случаев Тургенев испытывает невольную антипатию к своему герою, к направлению его мыслей. Но общее заключение о романе сводится не к этому. Писарев находит в образе Базарова художественный синтез наиболее существенных сторон мировоззрения разночинной демократии, изображенных правдиво, несмотря на первоначальный замысел Тургенева: «...Роман этот, очевидно, составляет вопрос и вызов, обращенный к молодому поколению старшею частью общества. Один из лучших людей старшего поколения, Тургенев, писатель честный, написавший и напечатавший «Записки охотника» задолго до уничтожения крепостного права, Тургенев, говорю я, обращается к молодому поколению и громко предлагает ему вопрос: «Что вы за люди? Я вас не понимаю, я вам не могу и не умею сочувствовать. Вот что я успел подметить. Объясните мне это явление». Таков настоящий смысл романа».
Трагедия Базарова, по мнению Писарева, состоит в том, что для настоящего дела в действительности нет благоприятных условий, а потому автор, не имея возможности показать, как живет и действует Базаров, показал, как он умирает. Критик не осуждает Базарова, а наоборот, называет его человеком своего времени. Термин «базаровщина», впервые употреблённый в этой статье, означает отрицание всего и вся, жизнь собственными желаниями и потребностями. Писарев называл «базаровщину» истинной холерой времени, которой надобно, однако, переболеть.
«Современник» откликнулся на роман статьей М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Обстоятельства, связанные с уходом Тургенева из журнала, заранее располагали к тому, что роман был оценен критиком отрицательно. Антонович увидел в нем панегирик «отцам» и клевету на молодое поколение. Кроме того, утверждалось, что роман очень слаб в художественном отношении: «Вы забываете, что перед вами лежит роман талантливого художника, и воображаете, что вы читаете морально-философский трактат, но плохой и поверхностный, который, не удовлетворяя уму, тем самым производит неприятное впечатление и на ваше чувство. Это показывает, что новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении». Антонович считает, что Тургенев, ставивший своей целью опорочить Базарова, прибегает к карикатуре, изображая главного героя чудовищем. По убеждению Антоновича, Тургенев был злонамерен. В толковании Базарова, представленном этим критиком, этот образ является вовсе не списанным «с натуры» лицом, а «злым духом», «асмодеем», который выпущен озлобленным на новое поколение писателем.
Антонович пытается защищать от нападок Тургенева женскую эмансипацию и эстетические принципы молодого поколения, стараясь доказать, что Кукшина далеко не так пуста и ограничена. По поводу отрицания Базаровым искусства Антонович заявил, что это – чистейшая ложь, что молодое поколение отрицает только «чистое искусство», к представителям которого, правда, причислил заодно Пушкина и самого Тургенева.
Статья Н.Н. Страхова «И.С. Тургенев. «Отцы и дети» даёт положительную оценку произведению. Критик считал книгу «Отцы и дети» лучшим произведением Тургенева. Страхов называет роман Тургенева особым событием в русской литературе, восхищается его талантом и поэзией, с которой автор описывает такого неоднозначного персонажа как Базаров: «...Базаров отворачивается от природы; не корит его за это Тургенев, а только рисует природу во всей красоте. Базаров не дорожит дружбою и отрекается от романтической любви; не порочит его за это автор, а только изображает дружбу Аркадия к самому Базарову и его счастливую любовь к Кате. Базаров отрицает тесные связи между родителями и детьми; не упрекает его за это автор, а только развертывает перед нами картину родительской любви. Базаров чуждается жизни; не выставляет его автор за это злодеем, а только показывает нам жизнь во всей ее красоте. Базаров отвергает поэзию; Тургенев не делает его за это дураком, а только изображает его самого со всею роскошью и проницательностью поэзии...». Страхов отмечает, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живёт глубоко и сильно».
Выполняем коллективный проект. Стр. 103
Подготовьте историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом Петровичем (для этого необходимо пояснить и проиллюстрировать те имена, названия, историко-культурные факты, которые встречаются в их спорах, а также пояснить, какие общественно-политические группы в России 1850-х — начала 1860-х годов придерживались таких взглядов, в каких периодических изданиях высказывались подобные мнения).
1.
Сцены споров Базарова с Павлом Петровичем в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» построены на противопоставлении двух мировоззрений, двух политических направлений – дворян-либералов и революционеров-демократов. Базаров – представитель революционной демократии, выразитель новых мыслей и идей, рождённых новым временем. Павел Петрович – представитель либерального дворянства.
Споры Базарова и Павла Петровича – это одни из ключевых моментов в произведении «Отцы и дети».
Чтобы понять глубину диалогов, необходимо рассмотреть историко-культурный контекст эпохи, общественно-политические группы в России 1850-х – начала 1860-х годов, придерживающиеся таких взглядов, а также периодические издания, в которых высказывались подобные мнения.
Историко-культурный контекст:
События романа происходят в 1859 году, в период предреформенной России, накануне отмены крепостного права (1861). Это время характеризуется глубокими социальными, экономическими и политическими кризисами. Общество разделилось на сторонников реформ и тех, кто отстаивал традиционные устои.
• Консервативные взгляды Павла Петровича:
Павел Петрович символизирует аристократию, которая защищает дворянские привилегии и традиции. Такие взгляды соответствовали консервативными кругам, поддерживающим монархию и социальную иерархию. Среди известных сторонников подобных идей были представители «славянофилов», такие как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков.
• Нигилизм Базарова
Базаров представляет новое поколение, увлечённое идеями материализма и научного прогресса. Его нигилизм олицетворяет разрыв с традиционными ценностями, которые, по его мнению, утратили актуальность. Эти взгляды были близки к радикальным демократическим кружкам и «разночинцам», вдохновлявшимся трудами Чернышевского, Добролюбова, Герцена.
Политические группы и их взгляды:
• Консерваторы
Защита Павлом Петровичем «устоев» связана с идеями сохранения крепостного права, патриархального уклада и монархической власти. Эти взгляды отражались в публикациях таких изданий, ка «Московские ведомости». Консерваторы полагали, что реформы подрывают стабильность общества, и видели в нигилизме угрозу духовным ценностям России.
• Радикальные демократы
Базаров, в свою очередь, выражает взгляды разночинной интеллигенции, настроенной на критику существующего порядка и выступающей за социальные реформы. Эти идеи развивались в таких изданиях, как «Современник», где публиковались Чернышевский и Добролюбов. Нигилисты отвергали религию, искусство и устоявшиеся общественные нормы, призывая к научному подходу и социальной справедливости.
• Славянофилы
Позиция Павла Петровича в чём-то схожа с идеями славянофилов, которые противопоставляли западный путь развития традиционным русским ценностям. Они полагали, что Росси должна следовать своему уникальному пути, опираясь на православие и сельскую общину.
Историко-культурные факты и иллюстрации
• Сцена о «природе» как «мастерской»:
Базаров утверждает, что природа не заслуживает восхищения, её нужно изучать и использовать. Это утверждение связано с научным материализмом, популярным в 1850 – 1860-е годы. Взгляды Базарова перекликаются с идеями, изложенными в трудах Ламарка и Дарвина, которые на первое место ставили научное объяснение жизни.
• Дискуссия о «порядке и хаосе»:
Павел Петрович отстаивает порядок, связанный с дворянской культурой, в то время как Базаров видит в этом лишь препятствие для прогресса. Этот спор отражает идеологическую борьбу между западниками и славянофилами.
Периодические издания и их роль
• «Современник» (редактор Н.Г. Чернышевский):
Издание поддерживало радикальные взгляды, критикуя устаревшие социальные устои. Идеи, подобные взглядам Базарова, активно развивались в статьях Чернышевского и Добролюбова.
• «Московские ведомости»:
Газета представляла консервативное направление, поддерживая идеи Павла Петровича о необходимости сохранения традиций.
• «Колокол» (редактор А.И. Герцен):
Эмигрантское издание, в котором выражались идеи демократических преобразований, направленных на разрушение устаревших порядков.
Роль споров в романе
Сцены споров между Павлом Петровичем и Базаровым не только раскрывают их личностные черты, но и представляют две основные идеологические линии России XIX века. Эти эпизоды помогают Тургеневу показать глубину кризиза, в котором находилось общество, и трудность примирения старого и нового мировоззрения. Споры также подчёркивают, что ни одно из направлений не может предложить универсального решения для проблем общества.
Таким образом, историко-культурный контекст сцен споров между Павлом Петровичем и Базаровым помогает глубже понять идеологический конфликт, лежащий в основе романа. Через диалоги героев Тургенев передаёт остроту социально-политических дискуссий своего времени, показывая столкновение традиционализма и нигилизма, которые отражают ключевые вопросы эпохи.
Язык литературы. Стр. 103
1. По учебнику русского языка повторите, что такое «выписки», «тезисы», «составление плана», «конспект» как способы переработки текста.
Выберите один из приёмов и, применив его, запишите в рабочей тетради сокращённый вариант статьи Н. И. Страхова «„Отцы и дети". Роман И. С. Тургенева».
Рассмотрим основные приёмы переработки текста:
1) Выписки – представляют собой прямое цитирование ключевых фрагментов текста, которые отражают его главные мысли или важные сведения. Этот способ подходит для выделения ярких цитат и аргументов.
2) Тезисы – это краткие, чёткие формулировки основных идей текста. Они помогают структурировать содержание и упростить его восприятие, сохраняя смысл.
3) Составление плана – представляет собой иерархически упорядоченный перечень основных пунктов текста, который отражает его структуру. Такой способ удобен для анализа логики изложения.
4) Конспект – это краткое изложение текста своими словами, включающее основные идеи и аргументы. Он может содержать как последовательный пересказ, так и краткие записи.
Сокращённый вариант статьи Н.Н. Страхова
«Отцы и дети». Роман И.С. Тургенева» (тезисы)
1) Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» посвящён столкновению поколений и идеологий, отражая кризисные процессы в русском обществе середины XIX века.
2) Центральным персонажем произведения является Евгений Базаров, нигилист, отвергающий традиционные ценности и идеи, что взывает конфликт с представителями старшего поколения, такими как Павел Петрович Кирсанов.
3) Базаров символизирует новый тип личности – сильного, независимого, но изолированного человека, не находящего полного понимания даже среди единомышленников.
4) Тургенев изображает нигилизм не только как разрушительную силу, но и как неизбежный этап общественного развития. Однако нигилизм Базарова оказывается ограниченным, так как он не предлагает созидательной альтернативы.
5) Павел Петрович Кирсанов олицетворяет консервативный, аристократический взгляд на мир, который, несмотря на свою эстетичность, теряет актуальность в изменяющемся обществе.
6) Тургенев показывает, что оба мировоззрения имеют свои слабости: нигилизм разрушителен, а традиционализм застыл в прошлом. Автор стремится сохранить объективность и дистанцию от обеих позиций.
7) Конфликт между Базаровым и Павлом Петровичем отражает не только идеологические разногласия, но личностные столкновения. Диалоги между ними подчёркивают несовместимость взглядов.
8) Финал романа – смерть Базарова – символизирует хрупкость человеческой жизни и ограниченность радикальных идей перед оицом вечных природных законов.
9) Тургенев утверждает, что развитие общества требует не только разрушения старого, но и создания носого, что делает нигилизм Базарова недостаточным для будущего.
2. Объясните, каков смысл фразеологизма «яблоко раздора», использованного в следующем фрагменте статьи Н. Н. Страхова «„Отцы и дети". Роман И. С. Тургенева». Раскройте этимологию этого фразеологизма.
«Если роман Тургенева повергает читателей в недоумение, то это происходит по очень простой причине: он приводит к сознанию то, что ещё не было замечено. Главный герой романа есть Базаров; он и составляет теперь яблоко раздора. Базаров есть лицо новое, которого резкие черты мы увидели в первый раз; понятно, что мы задумываемся над ним».
Покажите, как раскрывается на протяжении статьи тезис, сформулированный в данном абзаце.
Фразеологизм «яблоко раздора» используется для обозначения причины споров, конфликтов и разногласий. Этот устойчивый оборот произошёл из древнегреческой мифологии. Согласно мифу, богиня раздора Эрида, не приглашённая на свадьбу Пелея и Фетиды, бросила на пир золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Между богинями Герой, Афиной и Афродитой разгорелся спор, каждая из них претендовала на право обладать этим яблоком. В результате суд Париса, который выбрал Афродиту, стал одной из причин Троянской войны. Таким образом, фразеологизм закрепился в языке как символ чего-то, что вызывает разногласия и противостояния.
В статье Н.Н. Страхова фразеологизм «яблоко раздора» употребляется для характеристики образа Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор подчёркивает, что Базаров становится центральной фигурой конфликта как в самом произведении, так и в восприятии читателей. Его нигилистические взгляды и резкая критика традиционных ценностей вызывают глубокое противостояние с представителями старшего поколения, в частности с Павлом Петровичем Кирсановым. Этот конфликт символизирует более широкий разрыв между старым и новым мировоззрением, которое существовало в русском обществе середины XIX века.
Базаров не только вызывает разногласия между персонажами, но и провоцирует читателей на размышления. Его нигилизм представляет собой вызов устоям, которые многим кажутся незыблемыми, и заставляет задуматься о том, как общество воспринимает изменения и людей, которые эти изменения несут. Страхов пишет, что Тургенев, изображая Базарова, заставляет читателя осознать новые явления, которые до этого оставались незамеченными. Базаров становится своего рода катализатором для общественных и личностных конфликтов, что делает его образ острм и вызывающим.
Использование фразеологизма «яблоко раздора» подчёркивает центральную роль Базарова в романе и его значение в общественной дискуссии того времени. Он символизирует противоречивость перемен, неизбежность столкновения старых и новых идей, а также сложность их принятия. Именно благодаря этому Тургеневу удалось создать образ, который остаётся актуальным и заставляет задуматься даже спустя годы после выхода романа.
Темы сочинений. Стр. 104
1. Жизненные истоки и авторская интерпретация образа нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Сочинение
Жизненные истоки и авторская интерпретация образа нигилиста в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» занимает особое место в русской литературе XIX века. Одной из ключевых тем, затронутых в этом произведении, является образ нигилиста – фигуры, воплотившей в себе новаторские идеи и реакцию на устаревшие общественные нормы.
Истоки романа уходят в глубокую историю. Расцвет нигилизма, как одной из философских концепций, связывают с эпохой Просвещения в Западной Европе, хотя сам термин «нигилизм» получил свое настоящее значение лишь во второй половине XIX века. И.С. Тургенев, будучи сам либералом и критически мыслящим писателем, в своем романе решил обратиться к проблемам своего времени, тем самым глубже проникая в суть нигилистического взгляда на мир.
Сам образ нигилиста в романе «Отцы и дети» получил новую, авторскую интерпретацию. Изображая эту фигуру, Тургенев создал архетип-персонаж, который стал символом нового поколения, отличающегося от старших идейными установками. Главным представителем нигилистической концепции в романе является герой Евгений Базаров. Он отличается презрением к прежнему обществу, его моральным и нравственным негодованием, стремлением к научной идеализации и развитию.
Тургенев умело объединил в образе Базарова множество противоречий. Он одновременно красив и груб, безудержен в своих научных поисках и нерешителен в делах личного характера. Автор создает Базарова таким, чтобы вызвать в читателе негативные эмоции, но при этом истолковывает его поступки через призму понимания того времени. Большое внимание уделено внутренним коллизиям нигилистического мировоззрения, которые приводят к страданиям героя и его окружающих.
Таким образом, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» позволяет посмотреть на нигилистическую идеологию с разных сторон, проанализировать истоки и мотивы ее возникновения, а также осознать сложность и противоречивость внутреннего мира негативных героев. Это произведение предоставляет читателю возможность глубокого погружения в тему и самостоятельного исследования проблемы нигилизма в русской литературе XIX века.
2. Как трагический характер главного героя раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?
Сочинение
Как трагический характер главного героя
раскрывается в любви Базарова к Одинцовой
История любви между главным героем Евгением Базаровым и Анной Одинцовой является одной из наиболее эмоционально насыщенных и запоминающихся частей великого романа «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Вскоре после знакомства Базаров, юный медицинский студент и безумный революционер своего времени, погружается в потрясающий и сложный мир чувств, переживаний и страданий.
На первый взгляд, Базаров кажется полностью лишенным человеческих эмоций – его ум и рационализм так ярко выделяются среди других героев романа. Он чувствует себя наиболее комфортно в лаборатории, где потоки мыслей и научные эксперименты дают ему уверенность. Базаров отличается своим презрением к общественным нормам и предубеждениям, и его философия «нигилизма» вызывает контраст с его пристрастием к участию в дворянской жизни.
Однако, когда в его жизни появляется Одинцова – красивая и чувственная женщина, Базаров оказывается, по сути, сломленным. Его трагический характер явно проявляется в его тщетных попытках понять и признать свою любовь. Он сопротивляется своей собственной слабости, отвергая и отрицая свои эмоции, но в действительности его сердце полно непреодолимых чувств и страдания.
Базаров не в силах понять свою любовь к Одинцовой из-за своего глубокого интеллекта и вызывающего презрения скептицизма. Он относится к своим эмоциям как к слабости и неспособности контролировать себя. Он стремится разумно объяснить свои чувства, но его рационализм бессилен перед внутренней жаром, который охватывает его, усугубленный неразделенной любовью.
Однако, чем настойчивее Базаров отрицает свои эмоции и чувства к Одинцовой, тем сильнее они навязываются ему. Его трагическая судьба медленно развивается внутри его души, поскольку он осознает, что ни учение нигилизма, ни его интеллект, не могут освободить его от жгучей любви к ней. Базаров чувствует себя сломанным и неполноценным перед этими эмоциями, отчаянно пытаясь осмыслить свои чувства, но безуспешно.
По мере развития сюжета, становится ясно, что Базаров никогда не сможет быть с Одинцовой и осуществить свою крепкую любовь. Его трагическая судьба достигает своего пика, когда он осознает, что слишком поздно признал свои чувства и понял ценность любви. Завершая свою жизнь, Базаров уходит из мира безвозвратно раненным и потерянным.
Итак, трагический характер главного героя, Базарова, раскрывается в его негативном опыте с любовью к Одинцовой. Его сломленность, отчаяние и отрицание своих эмоций создают потрясающий контраст с его рационализмом и уверенностью в других сферах жизни. Базаров становится символом человека, который сталкивается со своей слабостью и умирает, не успев подарить своей любви нужный смысл и реализацию.
3. Вечное и злободневное в спорах поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Сочинение
Вечное и злободневное в спорах поколений
в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
«Отцы и дети» – роман, написанный выдающимся русским писателем И.С. Тургеневым в 1862 году, является одним из самых значимых произведений русской литературы XIX века. Этот роман считается не только выдающимся примером психологической прозы, но и ярким отражением проблем споров и различий между поколениями.
Главной идеей произведения является противопоставление двух поколений: старшего поколения, представленного отцами, и молодежи, представленной их детьми. Тема противопоставления поколений является всегда актуальной и вечной в обществе, ведь каждое новое поколение приносит со собой новые взгляды, ценности и идеалы, которые могут отличаться от предыдущих.
В «Отцах и детях» Тургенев с сильной эмоциональностью и тонким психологическим описанием персонажей исследует различия во взглядах, образе жизни и идеалах двух поколений. Главный противоречием и спором между отцами и детьми в романе становится проблема реформ и прогресса. Отцы, привыкшие к жестким традициям и консервативному образу жизни, сопротивляются переменам и принятию новых идей. В то же время, дети, выросшие в эпоху социальных и политических потрясений, стремятся к переосмыслению старых порядков и адаптации к новым реалиям.
В романе Тургенев поднимает важные вопросы не только о противоречиях поколений, но и о миропонимании, любви, вере. Автор показывает, как даже внутри одной семьи, отношения между отцами и детьми могут быть сложными и наполненными трениями. В романе противопоставление мировоззрений обусловлено не только различием в возрасте, но и идеологическими различиями, а также страстью проведения своей точки зрения на жизнь.
Следует отметить, что «Отцы и дети» не только отображает проблемы поколений, но и предлагает размышления о взаимоотношениях между людьми, пути к преодолению конфликтов и способы поиска компромисса. Весьма символичным становится финал произведения, когда автор дает надежду на возможность примирения поколений и преодоления различий.
В целом, «Отцы и дети» – это произведение, которое продолжает оставаться актуальным и злободневным в наше время. Различия между поколениями, споры, противоречия и поиск истины – все эти темы, затронутые Тургеневым в своем романе, остаются вечными и важными для любого общества. «Отцы и дети» остается шедевром, который продолжает вызывать интерес и обсуждение среди читателей всех времен.
4. Скрытый психологизм как способ изображения героев романа «Отцы и дети» (на примере 1—2 персонажей по выбору ученика).
Сочинение
Скрытый психологизм как способ изображения героев
романа «Отцы и дети» (на примере Базарова)
Во многих произведениях Тургенева присутствует принцип «тайного психологизма», благодаря которому писатель старается передать мысли и чувства героев, но не прибегая к прямым комментариям. Рассмотрим данный принцип на примере романа «Отцы и дети» и определим, насколько точно было передано душевное состояние Евгения Базарова.
Евгений Базаров – уникальная личность в системе мужских образов в русской литературе. Это сложный, многогранный, противоречивый характер, который постепенно раскрывается на пути всего произведения. Тургенев использует тонкий психологизм, чтобы показать, что за внешним цинизмом и категоричностью скрывается гораздо более сложная натура.
Базаров, согласно авторской оценке, обладает чертами нового человека. Он является воплощением молодого поколения, смелого и бескомпромиссного, способного без оглядки идти вперед. Преисполненный чувством юношеского максимализма и обладая твёрдой волей, он готов всё сокрушить на своем пути, совершенно не задумываясь о созидании.
Базаров – сторонник нигилизма, который очень точно передаёт его образ мыслей. Он отрицает все ценности и нормы поведения, принятые в обществе, потому что считает их бесполезными. Искусство, природа, романтические чувства, душевные переживания – всё это чуждо Базарову.
Но именно в этом категорическом отрицании и кроется внутренний и внешний конфликт героя. Презирая любовь и душевную близость, он отчаянно влюбляется в красавицу-аристократку Одинцову. Любовь к Одинцовой становится ключевым моментом в раскрытии его внутреннего конфликта. Несмотря на своё убеждение, что любовь – это всего лишь химическая реакция, он не может справиться со своими чувствами. Тургенев мастерски показывает это через его поведение: нервозность, краткость ответов, избегание взгляда. В сцене признания его слова звучат грубо и резко, что контрастирует с его искренними чувствами. Здесь мы видим, как Базаров борется с собой, пытается сохранить верность своим идеям, но оказывается бессилен перед силой человеческой природы.
Особенно ярко скрытый психологизм проявляется в сцене, когда Базаров возвращается домой после встречи с Одинцовой. Его резкие, чуть отрывистые фразы и раздражённость показывают, как глубоко задела его эта встреча. Тургенев не описывает эмоции героя прямо, но читатель чувствует его растерянность и боль. Эта внутренняя борьба делает образ Базарова трагичным, поскольку он не может примирить свои убеждения с реальностью.
Таким образом, скрытый психологизм в изображении Евгения Базарова делает его образ многогранным и реалистичным. Герой не просто воплощает определённые идеи, но и является живым человеком со своими страхами, сомнениями и противоречиями. Этот приём позволяет читателю глубже понять внутренний мир героя, почувствовать его внутренний мир и трагизм судьбы.
5. В Социальная и психологическая функция пейзажа в романе «Отцы и дети».
Сочинение
Социальная и психологическая функция пейзажа
в романе «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» И. С. Тургенева считается одним из наиболее выдающихся произведений русской литературы XIX века. В нем прекрасно раскрыты сложные взаимоотношения между двумя поколениями, представлены различные подходы к жизни и истоки нравственных устремлений главных героев. Однако, помимо этого, значительную роль в романе играет пейзаж, который выполнять социальную и психологическую функцию, является важным символическим и визуальным элементом, способствующим передаче идеи романа и созданию особой атмосферы.
Пейзаж в «Отцах и детях» является неотъемлемой частью событий и действий, тесно связан с социальными процессами. Роман создавался в предреформенный период, когда Россия находилась на пороге отмены крепостного права, и общество разделилось на сторонников реформ и защитников традиционного уклада. Тургенев использует пейзаж для отражения этих перемен.
Описание усадьбы Николая Петровича Кирсанова, например, символизирует приверженность старшего поколения к традициям. Ухоженные поля, фруктовые деревья, спокойная атмосфера усадьбы говорят о стабильности и гармонии, которые характерны для дворянского уклада. Николай Петрович, прогуливаясь по имению, испытывает радость от простых радостей жизни, связанных с землёй. Его связь с природой отражает стремление сохранить этот уклад, несмотря на приближающиеся изменения.
Однако Базаров, представитель нового поколения, смотрит на природу иначе. Для него она не является источником вдохновения или эстетического удовольствия. Он воспринимает её утилитарно, называя её «мастерской», где человек должен работать. Это отражает нигилистическое мировоззрение Базарова и его отчуждённость от традиционного понимания природы. Контраст между взглядами Базарова и Николая Петровича через их отношение к природе подчёркивает глубину социального конфликта, лежащего в основе романа.
Тургенев с особой тонкостью и мастерством описывает окружающую природу, которая проникает в душу героев и отражает их эмоциональное состояние. Одним из наиболее ярких примеров такого взаимодействия является описание главного места действия – усадьбы Мельниковых. Эта усадьба символична, как пространство, в котором встречаются разные поколения и идеи, но и как часть природы, отображающая состояние души героев.
Пейзажи, описанные Тургеневым, полны нежности и красоты, но они также отражают сложности и противоречия внутренней жизни героев. Через описания природы автор передает их эмоции и внутренние борьбы. Например, в романе много описаний природы во время прогулок героев или внутренних размышлений. Эти описания помогают раскрыть характеры и эмоциональное состояние персонажей.
Один из ярких моментов использования пейзажа в романе – сцена прощания Базарова с Анной Сергеевной. Тургенев описывает спокойный летний вечер, наполненный тишиной и лёгким светом. Этот пейзаж подчёркивает сдержанность их чувств и невысказанную боль. Мягкость и уединённость природ создают контраст с внутренним напряжением Базарова, который скрывает свои настоящие эмоции за резкими словами.
Также стоит отметить роль пейзажа в описании сада и полей усадьбы, где Николай Петрович находит утешение. Природа становится символом умиротворения и примирения с жизнью. Это место служит убежищем от изменений, которые происходят в обществе. Таким образом, природа становится отражением его привязанности к традициям.
Пейзаж в романе «Отцы и дети» выполняет важнейшую функцию, соединяя социальное и психологическое измерения произведения. С одной стороны, он отражает идеологический конфликт между поколениями, а с другой – помогает читателю глубже понять внутренние переживания героев. Тургенев использует природу как символ гармонии и вечности, которая превосходит все человеческие страсти и разногласия. Это делает пейзаж не просто художественным элементом, а ключевой частью структуры романа.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением