Ответы на вопросы на стр.111 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Углубленный уровень (Литература)








Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки
1. Почему Мережковский определил художественный метод Гончарова как «реальный символизм»?
Д.С. Мережковский определил художественный метод И.А. Гончарова как «реальный символизм», потому что писатель способен так сильно философски обобщить характеры героев, что их сущность проявляется наиболее ярко.
Мережковский писал, что, несмотря на бытовое правдоподобие созданных Гончаровым образов, они представляют собой самые общие типы, способные «возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного». Например, противоположности практической Марфеньки и поэтической Веры, эстетика Райского и нигилиста Волохова, мечтательного Обломова и деятельного Штольца, по мнению Мережковского, являются проявлением реального символизма.
2. В чём современность проблематики прозы Гончарова?
Современность проблематики прозы И.А. Гончарова заключается в том, что писатель поднимает актуальные и сегодня темы, например:
• Поиск себя в жизни. В романе «Обломов» поднимается вопрос о смысле жизни, стоит ли предпринимать усилия, чтобы изменить её к лучшему, или ограничиться «зоной комфорта» и уйти в несуществующий мир.
• Взаимосвязь технического развития и традиций. Гончаров предупреждает, что техническое развитие не может быть отделимо от вековых традиций, ценностей и святынь национальной культуры.
• Проблемы молодёжи. В произведениях писателя они кажутся созвучными современным проблемам молодёжи: выбор жизненного пути, оценка своих сил, безвольность, апатия, отсутствие идеалов и крепкого стержня в жизни.
Темы сочинений
1. Можно ли считать Обломова «лишним человеком»?
Сочинение
Можно ли считать Обломова «лишним человеком»?
Чтобы ответить на вопрос «Можно ли считать Обломова «лишним человеком»?», для начала необходимо разобраться в понятии «лишний человек». В литературе это образ персонажа, характерный для русской литературы девятнадцатого века. Этот герой достаточно образован, обладает красноречием и значительными способностями, но не может реализовать свой талант. Он видит пороки общества, но не знает, как им противостоять. Подходит ли под эти критерии Илья Ильич?
В детстве Обломов был любознательным ребёнком, но со временем это качество сошло на нет.
Он получил образование в пансионе, но «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе», а начатые им дела оставались незаконченными, будь то чтение книги и вплоть до управления имением. Илья Ильич поступил на государственную службу, но продержался там два года, потому что это оказалось сложнее, чем он предполагал. Из всего этого следует, что Обломов был образован, но не мог реализовать свои способности.
Но видит ли он общественные пороки? Илья Ильич, лёжа на диване, обдумывал не только план хозяйства в своём имении, но и размышлял о мире: «Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества…» Обломов, рассуждая о вечерах в светских кругах, говорит, что все в обществе так же мертвы, как и он, с той только разницей, что он лежит на диване, а они играют в карты и распускают сплетни. Жизнь большинства из них не приносит пользы. Таким образом, Гончаров указывает на недостатки общества. Но, в отличии от большинства «лишних людей» в русской классической литературе, Обломов не стремится изменить общество.
Илью Ильича можно назвать «лишним человеком». Он не способен сделать что-то полезное как для общества, так и для своей жизни. Обломов стремится к своему идеалу, но он заключается в жизни, которая была у его предков.
2. Обломовщина — исторически преходящее или вечное явление русской жизни?
Сочинение
Обломовщина – исторически преходящее
или вечное явление русской жизни?
Иван Александрович Гончаров в своем романе «Обломов» открывает новый термин «обломовщина». Дословно он означает безволие, состояние бездеятельности или лени. Чтобы полностью понять это явление, необходимо прочитать произведение и прочувствовать жизнь главного героя и яркого представителя обломовщины Ильи Ильича Обломова.
Илья Ильич совсем не понимал смысла своего существования: «Когда не знаешь, для чего живёшь, так живёшь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра». Вся его жизнь вертится вокруг дивана, на котором он проводит всё свое время. Гончаров точно отразил все условия барской крепостнической жизни XIX-го века через главного героя романа.
Встречаются ли такие человеческие качества в России XXI века? Безусловно, да! В настоящее время огромное количество людей не могут реализовать себя в жизни.
Это являлось и является одной из важнейших проблем общества. Обломовщина так или иначе укоренилась в истории, являясь вечным явлением русской жизни». Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить», – так Андрей Штольц, лучший друг Обломова, описывает главную проблему произведения. В распорядке дня Обломова точно отразилась русская жизнь. По словам Добролюбова, это «совершенно русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью». С этим мнением я полностью согласен. Обломовщина – это лень, порождённая боязнью перемен и страхом перед будущим.
Это явление живёт с нами очень давно. Кто-то пускает свои дела на самотек или взваливает их на кого-то другого. Бывает, такие качества я замечаю и в себе. Так или иначе, Обломов выражает все те чувства, которые когда-либо ощущал русский человек.
Гончарова волновало «барство» с точки зрения социальной и психологической. На фоне Штольца у читателей появляется явное представление натуры Обломова в чистом виде. Два абсолютна разных человека прекрасно уживаются. Они играют роль старого «ленивого» времени и нового прогрессивного. Писатель пытается разобраться в истоках характеров таких разных людей.
Привыкший с детства к моментальному исполнению всех своих желаний, к постоянному присмотру со стороны нянек и прислуги, Илья Ильич усваивает мысль, что лучше получать что-то уже в готовом виде, чем работать самостоятельно. Эта леность, вселившаяся в Обломова, сопровождает его всю жизнь. Именно она руководит всеми его поступками. Он остался ребёнком до конца своих дней, и уже ничего не может вывести его из состояния постоянного сна.
Андрей Штольц, напротив, является очень трудолюбивой натурой. Он не может сидеть на месте и пытается заставить Обломова встать с постели, однако эти попытки тщетны.
Таким образом, Гончаров показывает читателям борьбу старого и нового времени, что актуально в наши дни. Через Штольца автор высмеивает это явление, объясняя, что работа нужна не ради денег, а ради самой работы, чтобы просто чувствовать, что ты жив. Именно поэтому, обломовщина – вечное явление русской жизни
3. Обломовы или Штольцы нужны сегодня обществу?
Сочинение
Обломовы или Штольцы нужны сегодня обществу?
В 1849 году великий русский писатель, Иван Александрович Гончаров, в «Литературном сборнике с иллюстрациями» впервые опубликовал одну из центральных глав произведения «Обломов» – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». Во время написания этой главы И.А. Гончаров находился в Симбирске, на своей родине, где, в сохранившем отпечаток старины быте, почерпнул множество примеров «Обломовского сна», в последствии изображенных им в своем произведении. И только спустя десять лет пред взорами читателей предстал полностью доработанный автором психологический роман «Обломов», кторый стал одним из знаковых произведений литературы XIX-го века.
После своей публикации «Обломов» сразу привлек к себе внимание критиков. Их интересовали поставленные в романе проблемы. Ведь в этом произведении автор с объективной точностью и полнотой изображает русскую жизнь первой половины XIX -го века и губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Казалось бы, живя одном времени и будучи людьми одного класса, мировоззрение Обломова и Штольца, их характеры должны быть похожими, но, читая данный роман, мы находим в них множество различий. Так в чем же разница между этими персонажами? И кто сегодня необходим обществу: Обломовы или Штольцы?
Илья Ильич Обломов – молодой дворянин «тридцати двух-тридцати трех лет отроду», выросший в заботе и ласке. С раннего детства его окружали люди, которые понимали смысл жизни как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием, поэтому нашего героя всегда старались уберечь как от физических нагрузок, так и от умственных. Такое воспитание привело к тому, что из маленького любознательного мальчика вырос апатичный, ленивый, чрезмерно мечтательный и совершенного не приспособленный к реальной жизни барин. Именно таким его видят окружающие.
Первым, кто смог разглядеть в безнадежном лентяе истинную и необыкновенно редкую чистоту души, конечно является Андрей Штольц. Дружба этих персонажей – это не просто хорошие отношения, построенные на доверии и симпатии, а взаимная поддержка и обмен ненравственными качествами, положительно влияющими на развитие личности героев. Так, например, Штольц был тем, кто на протяжении многих лет поддерживал в Обломове искру жизни, деятельности, активности; он долго и неотступно боролся с внутренней «обломовщиной» своего друга и до последнего надеялся на его возрождение.
Конечно, Андрей Иванович Штольц по характеру и мировоззрению был полностью противоположен Илье Ильичу. В отличие от Обломова, Андрей родился в небогатой семье, где очень ценилась самостоятельность и образование. Его отцом был обрусевший немец, который требовательно относился к сыну, стараясь приучить мальчика как к труду, так и к науке. Мать же учила Андрея литературе и сумела дать ему прекрасное духовное образование. Благодаря своим родителям, Штольц вырос сильным, умным, активным и целеустремленным человеком. А дружба с Ильей Ильичом не позволила стать «железным немцем» – таким, каким его описывает Тарантьев. Штольц в некоторой степени перенимает у Обломова те нравственные качества, которые необходимы каждому человеку, т.е. доброту и милосердие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, совсем разные по характеру и образу жизни персонажи не могут существовать друг без друга. Именно поэтому принять однозначное решение о том, кто необходим обществу: Обломовы или Штольцы – нельзя. Я считаю, что они должны существовать вместе и помогать друг другу. Только так в мире мы сможем сохранить и красоту человеческой души, и способность к развитию общества.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением