Ответы на вопросы на стр.113 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияДекадентство, символизм, импрессионизм, французские символисты, суггестивность, иррациональность, ассоциативность, стих.1.Декаданс...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Декадентство, символизм, импрессионизм, французские символисты, суггестивность, иррациональность, ассоциативность, стих.
1.
Декаданс (от французского decadence — упадок) — это художественное течение, характерное для конца XIX и начала XX века, связанное с настроениями кризиса и упадка в культуре, обществе и человеческой жизни. В основе декаданса лежат пессимизм, индивидуализм, тоска по утраченной гармонии и стремление к эстетике личных переживаний. Декаденты часто обращались к темам смерти, болезней, разочарования, а также к экзотике и мистике. Литературные и художественные произведения декаданса отличаются утончённой эстетикой, символизмом, а иногда — эпатажем.
Пример: творчество Шарля Бодлера, особенно его сборник «Цветы зла», где эстетика декаданса выражена в полной мере.
2.
Символизм — это литературное и художественное направление, для которого характерно использование символов как основных выразительных средств. Символизм развивался в противовес реалистическим традициям, акцентируя внимание на интуитивном, мистическом восприятии мира. Символы в произведениях символистов часто многозначны, они служат для передачи духовных, философских идей, которые невозможно выразить словами напрямую.
Особенности символизма:
• Использование сложных метафор и аллегорий.
• Устремлённость к созданию музыкальности текста.
• Обращение к мифологическим и религиозным темам.
Пример: творчество Александра Блока, стихотворение «Незнакомка», где символы создают загадочную атмосферу.
3.
Импрессионизм — это направление в искусстве и литературе, ориентированное на передачу мимолётных впечатлений, настроений и ощущений. Для импрессионистов важнее всего не точное описание событий или предметов, а передача эмоционального отклика, создаваемого ими. В литературе импрессионизм выражается в использовании ярких метафор, быстрой смены образов, фрагментарности.
Пример: стихи Ивана Бунина, где через описание природы передаётся настроение и внутренний мир героя.
4.
Французские символисты — это поэты и писатели, которые стали основателями символизма как литературного направления. Они стремились создать новую поэтическую эстетику, основанную на ассоциациях, аллюзиях и интуитивном восприятии мира. Французские символисты обращались к темам любви, смерти, мистики, используя музыкальность и ритмичность стихов.
Известные представители: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо. Их творчество оказало огромное влияние на развитие символизма в России.
5.
Суггестивность — это способность художественного произведения вызывать ассоциации, эмоциональные переживания, пробуждать воображение. В суггестивных текстах акцент делается на создании атмосферы, настроения, что достигается через использование символов, метафор, звуковых повторов. Суггестивность особенно характерна для символистов, которые стремились к тому, чтобы читатель не просто воспринимал текст, а чувствовал его.
Пример: стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре», где с помощью звуковых и символических образов создаётся глубокая эмоциональная атмосфера.
6.
Иррациональность — это противоположность логике и рациональному мышлению. В литературе иррациональность проявляется через изображение необъяснимых событий, глубоких эмоций, интуитивных прозрений. Иррациональность характерна для символизма, где важную роль играют чувства и ассоциации, не поддающиеся логическому объяснению.
Пример: роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание», где иррациональность поступков героя подчёркивает его внутренний кризис.
7.
Ассоциативность — это принцип построения произведения, при котором образы, символы и идеи соединяются на основе свободных ассоциаций, а не логической последовательности. Ассоциативность позволяет создать сложное многослойное произведение, в котором каждое слово или образ вызывает целую цепь смыслов и эмоций.
Пример: «Петербург» Андрея Белого, где текст насыщен символами и аллюзиями, создающими ассоциативный ряд.
8.
Стих — это форма поэтического текста, в основе которой лежит ритм, рифма и определённая структура. Стих отличается от прозы музыкальностью, лаконичностью и способностью выразить глубокие мысли через образы. В зависимости от направления и стиля стих может быть классическим, свободным (верлибром), символистским, модернистским.
Пример: «Стихи о прекрасной даме» Александра Блока.
Вопросы и задания
1. Объясните исторические, культурные и собственно литературные причины возникновения символизма как ведущего литературного направления в странах Западной Европы последней трети XIX начала XX в.
Возникновение символизма как ведущего литературного направления в странах Западной Европы последней трети XIX – начала XX века имеет глубокие исторические, культурные и литературные корни. Это направление стало ответом на масштабные изменения в общественной и культурной жизни Европы, предложив новую художественную парадигму, противоположную материализму и рационализму того времени.
Исторические причины
Период последней трети XIX века был временем глобальных перемен. Промышленная революция привела к резкому изменению структуры общества: увеличивались города, происходила урбанизация, что вызывало отчуждение, чувство одиночества и потерю связи с традиционными ценностями. Люди столкнулись с кризисом духовности на фоне бурного научно-технического прогресса. На смену религиозным убеждениям приходили секулярные идеи, но они не могли компенсировать утрату метафизического видения мира. Символизм стал ответом на этот кризис, предложив искусство, ориентированное на поиски невидимой духовной сути бытия.
Одновременно с этим усиливалось разочарование в позитивистском мировоззрении. Философия и наука, стремившиеся объяснить всё через логику и факты, не смогли дать ответов на вопросы о смысле жизни и человеческого существования. Под влиянием философии Шопенгауэра и Ницше стали развиваться идеи иррационального, мистического и сверхъестественного как основы человеческого опыта. Символизм вобрал в себя эту тенденцию, став альтернативой механистическому восприятию мира.
Культурные причины
Культурная атмосфера второй половины XIX века была пронизана пессимизмом и тоской по утраченной гармонии. Искусство того времени искало пути возврата к духовным истокам, способным наполнить жизнь новым смыслом. Натурализм и реализм, которые доминировали в литературе и искусстве первой половины века, сосредотачивались на материальном и поверхностном изображении реальности, что всё меньше удовлетворяло интеллектуальную элиту Европы.
Рост интереса к восточной философии, мистицизму, оккультизму и эзотерике также сыграл значительную роль. Символизм, как направление, вобрал в себя эту тягу к мистическому познанию, предлагая взглянуть на мир через призму скрытых смыслов. Это был период, когда художники, писатели и поэты стремились проникнуть за грань видимого, найти невидимые связи между вещами и явлениями. Такие направления, как прерафаэлитизм в Англии или искусство «Мира искусства» в России, вдохновляли символистов на создание многослойных произведений, наполненных символами и аллюзиями.
Литературные причины
В литературе символизм возник как реакция на кризис реализма и натурализма. Реалистическая традиция с её акцентом на детализацию и социальный анализ стала восприниматься как ограниченная и неспособная передать внутренний мир человека. Символисты, вдохновлённые трудами Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме и Артюра Рембо, стремились уйти от описания реальности, заменив её намёками, ассоциациями и символами.
Шарль Бодлер, которого часто называют предшественником символизма, в своём сборнике «Цветы зла» показал, как через многозначные образы можно передать духовную суть вещей. Для символистов поэзия стала средством для выражения неуловимого — чувств, эмоций, тайн человеческой души. Они использовали метафоры, сравнения, аллюзии и ритмическую организацию текста для создания эффектов, которые невозможно было передать через прямое описание.
Кроме того, символизм был тесно связан с развитием музыкальных и театральных форм. Поэты стремились придать своей лирике музыкальность, используя повторы, ритмы и интонации, чтобы создать у читателя ощущение гармонии. Театр символистов (например, драматургия Мориса Метерлинка) также стремился уйти от реалистичного изображения жизни, сосредотачиваясь на метафизических и духовных темах.
Символизм как художественное явление
Символизм стал не просто литературным направлением, но и философией, которая стремилась постичь глубинные тайны мира. Символы в произведениях символистов выполняли роль мостов между материальным и идеальным, земным и духовным, помогая читателю ощутить связь между видимым и невидимым. Для этого символисты использовали метафоры, аллюзии и сложные образы, которые оставляли простор для интерпретации.
Это направление оказало влияние не только на литературу, но и на другие виды искусства — живопись, музыку, театр. Оно стало одним из важнейших этапов модернизма, открыв путь к новым формам самовыражения и поиску глубинного смысла в искусстве. Символизм в Западной Европе заложил основы для дальнейшего развития искусства XX века, включая такие направления, как сюрреализм и экспрессионизм.
2. Прочитайте программное стихотворение («Милый друг, иль ты не видишь...») Вл. Соловьёва полностью. Как вы понимаете его содержание? Сформулируйте для себя идею двоемирия.
Стихотворение Владимира Соловьёва «Милый друг, иль ты не видишь…» раскрывает философскую концепцию двойственности мира. Поэт утверждает, что видимый мир — это лишь отражение, тень истинной реальности, которая остаётся скрытой от глаз, но может быть постижима на уровне чувств и интуиции. Это произведение насыщено метафизическим смыслом, где каждый элемент материального мира — лишь отголосок высших, духовных истин.
В первой строфе Соловьёв акцентирует внимание на иллюзорности окружающего мира, называя его «отблеском» и «тенями». Эти образы подчеркивают ограниченность человеческого восприятия, неспособного проникнуть в глубины сущего.
Во второй строфе речь идёт о шуме жизни, который, как считает поэт, лишь искажённое эхо гармоний высшего порядка. Таким образом, поэт намекает на то, что за суетой и хаосом повседневности скрываются истинные «торжествующие созвучия» — гармония и единство Вселенной.
Третья строфа переходит к теме человеческих взаимоотношений. Соловьёв утверждает, что подлинная ценность жизни заключена в немом диалоге сердец, в непосредственной духовной связи между людьми. Именно эта связь является единственной настоящей реальностью.
Идеи для декларирования:
1. Материальный мир — это отражение духовного бытия, постижимого через интуицию и чувства.
2. Истинная связь между людьми основана на внутреннем духовном единении, а не на внешних проявлениях.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением