Ответы на вопросы на стр.119 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 119
1. В какой атмосфере прошло детство писателя? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?
Детство Николая Гавриловича Чернышевского прошло в атмосфере уюта и тепла. Семья была религиозной. Отец, Гаврила Иванович, служил протоиереем и преподавателем в духовной семинарии. Дом Чернышевских был образцом патриархального уклада, где главными ценностями были любовь, уважение к труду и строгость нравственных правил.
Семья жила скромно, женщины принимали активное участие в домашних работах. Девиз семьи – «труд и знание». Семья не бедствовала, не нуждалась, но достаток поддерживался здесь непрестанной работой старших и носил довольно своеобразный характер. Н.Г. Чернышевский, совершенно свободно говоривший на латинском языке, был целиком обязан этим отцу. «Я самоучка во всем, кроме латинского языка, которому хорошо учил меня отец».
Дети большею частью были предоставлены самим себе. Матери, погруженные в заботы безденежного хозяйства, могли только урывками уделять им внимание. Прислуга (крепостные Пыпиных) целиком была занята хозяйственными делами. Мягкий, всегда сдержанный отец старался не стеснять свободы сына. Любовь беспокойной, болезненной матери, наоборот, была требовательна. И часто в юности Чернышевскому приходилось идти наперекор своим желаниям, чтобы не огорчать мать.
Нравственные ценности, которые прививались Чернышевскому в семье:
• Крепкие моральные устои. Здоровая трудовая обстановка с детства прививала писателю отвращение к грубым удовольствиям благодаря скромному и строго нравственному образу жизни старших родных.
• Гуманность. С детства Николай Гаврилович видел, как его отец воспитывал не только собственного сына, но и «маленьких людей» из духовного сословия, которые проходили в доме Г.И. Чернышевского первоначальное обучение чтению, письму и пению.
• Культурная среда. Мать Чернышевского была культурной женщиной, она любила читать и поощряла интерес к книгам у сына.
2. Почему Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?
Николай Гаврилович Чернышевский, выходец из духовного сословия, решил получить светское образование по нескольким причинам:
• Неудовлетворённость качеством обучения в семинарии. Николая не устраивало, что его незаурядные умственные способности не находили удовлетворения на уровне семинарской учёности. Поэтому он решил дополнительно заниматься самообразованием, изучая грамматику, иностранные языки, словесность и географию.
• Влияние отца. Не исключено, что к получению светского образования Чернышевского подтолкнул отец, только что переживший незаслуженную опалу со стороны духовного начальства. Положение духовного сословия в тогдашней России было не блестящим: начиная с реформы Петра I оно находилось в зависимости от государства, от чиновников, от светских властей. Университетское же образование давало большую независимость, а при определённых умственных способностях и перспективу перехода из духовенства в привилегированное дворянское сословие.
3. В чём проявилось стремление молодого Чернышевского к духовному лидерству, его вера в своё необычное призвание?
Стремление молодого Николая Чернышевского к духовному лидерству и вера в своё необычное призвание проявились в высоком уровне знаний, который он демонстрировал ещё в семинарии.
Юноша зарекомендовал себя как лучший ученик среди своих сверстников, преуспевал во всех дисциплинах и помогал отстающим спастись от взысканий строгих преподавателей.
4. Какую роль в становлении взглядов Н. Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?
Идеи утопического социализма сыграли важную роль в становлении взглядов Н.Г. Чернышевского.
Критически анализируя идеи утопического социализма Западной Европы и идеи русского социализма Герцена, Чернышевский, создавая свою теорию, ближе всех социалистов-утопистов подошёл к историко-материалистической концепции. За это его особо почитал В.И. Ленин.
Стержнем теории Чернышевского была разработанная А.И. Герценом идея общинного социализма в России. В 1856 – 1862 годах в журнале «Современник» Чернышевский посвятил ряд статей систематическому изложению и популяризации идеи перехода к социализму через крестьянскую общину, с помощью которой, по его мнению, Россия сможет избежать «язвы пролетариатства».
5. Как проявилось свободомыслие Чернышевского в годы жизни в Саратове?
Свободомыслие Николая Чернышевского в годы жизни в Саратове проявилось следующим образом:
• Во время уроков он вёл беседы с учениками на политические темы, высказываясь против крепостничества и самодержавия.
• Вёл «Дневник», записывая свои впечатления о жизни города, о людях, с которыми ему приходилось встречаться, о беседах с ними. В этих записках нашли яркое отражение революционные настроения Чернышевского.
• Существенно изменил содержание и методику преподавания русской словесности в саратовской мужской гимназии. Он привил интерес к чтению внепрограммной литературы у своих воспитанников, привычку самостоятельно мыслить.
Кроме того, Чернышевский интересовался всеми проявлениями общественной жизни в Саратове, например, по его просьбе юрист Токарский ознакомил Николая Гавриловича с деятельностью городских обществ, принёс даже их отчёты.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением