Ответы на вопросы на стр.123 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 123
1. Какова деятельность Чернышевского в Петербурге? Что сближает его с кругом «Современника»?
Деятельность Николая Чернышевского в Петербурге заключалась в том, что в 1853 году он уезжает в город, где защищает магистерскую диссертацию, начинает сотрудничать в «Отечественных записках» А.А. Краевского, становится сотрудником, а затем и руководителем журнала «Современник».
Чернышевского сближает с кругом «Современника» то, что он начал свою журналистскую деятельность в журнале как литературный критик, возродил дух Белинского и вновь вернул критике то значение, которое она имела при нём. Также Чернышевский был непримиримым врагом крепостничества, бюрократии, политического гнёта и любой эксплуатации человека.
Кроме того, в 1855 году Чернышевский защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала выражением его философского кредо и манифестом новой – материалистической – эстетики.
2. Каковы основные идеи диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»?
Основные идеи диссертации Николая Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности»:
• Действительность является источником прекрасного в искусстве. Автор выводит формулу «прекрасное есть жизнь», в которой формулирует основное положение своего взгляда на искусство.
• Меркой прекрасного выступает не высшая духовная реальность, а собственная природа предмета и представления о полноте жизни. Красота в данной трактовке оказывается не абсолютной, а относительной и обусловленной социально и исторически.
• Художественное творчество соединяет мысль и образ. Это способ объяснить и познать действительность, произнести «приговор над ней».
• Эстетический вкус не требует безукоризненного совершенства, а удовлетворяется просто «хорошим». Человеку нужен не отвлечённый идеал, не фантазия, а приблизительное соответствие его представлениям о красоте, одухотворённое ощущением жизненной силы и энергии.
• Создание искусства всегда «ниже прекрасного в действительности». Эстетическая концепция Чернышевского недооценивает самостоятельность творческой мысли художника.
3. В чём новаторство этой работы? Как в ней отразились демократические настроения общества?
Новаторство диссертации Николая Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» заключается в том, что автор выработал новую концепцию эстетического мышления, в которой действительность является источником прекрасного в искусстве. Он выводит формулу «прекрасное есть жизнь», в которой формулирует основное положение своего взгляда на искусство.
Демократические настроения общества отразились в диссертации следующим образом: Чернышевский не принимает традиционную для эстетики трактовку искусства как деятельности, направленной на удовлетворение стремления к прекрасному. Взамен он предлагает собственное определение искусства как «воспроизведения природы и жизни».
Диссертация сыграла заметную роль в развитии творческого самосознания русской художественной культуры второй половины XIX века. Она повлияла на передвижников и демократических писателей того времени.
4. Почему диссертация Чернышевского вызвала неприятие многих современников?
Диссертация Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» вызвала неприятие многих современников, потому что её идеи вступали в противоречие с традиционными представлениями об искусстве и красоте. Чернышевский отверг привычное понимание искусства как сферы, оторванной от реальности, и утверждал, что оно должно иметь утилитарное значение, служить интересам общества и бть инструментом социальных преобразований.
Эту работу крайне негативно восприняли И.С. Тургенев, П.В. Анненков, А.В. Дружинин, Л.Н. Толстой. Они считали, что искусство должно быть свободным от утилитарных целей, чтобы сохранять свою духовную ценность.
5. Что стало поводом для ареста Чернышевского?
12 июня 1862 года Чернышевского арестовали по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано Михайловым и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.
Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н.А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.
7 февраля 1864 года был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до 7 лет. В целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением