Ответы на вопросы на стр.129 Часть 1 ГДЗ Коровина Журавлев 6 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 6 класс, Просвещение:
Фонохрестоматия
«Узник»
1. Как актёру вслед за поэтом удаётся раздвинуть тесные стены темницы? Какими средствами выразительного чтения актёр передал движение к бескрайним просторам свободы?
Актер, следуя за поэтом, раздвигает тесные стены темницы с помощью мастерского использования выразительных средств, которые помогают передать эмоциональный и символический переход от угнетенности к свободе. Давайте подробнее рассмотрим, как именно актерские приемы позволяют передать это движение к бескрайним просторам свободы.
1. Интонация. В начале стихотворения интонация актера, вероятно, будет приглушенной, с понижением голоса, что подчеркивает подавленность и безысходность. Эта интонация передает ощущение замкнутости и тяжести, создавая образ темницы. Но по мере того, как стихотворение развивается и появляется призыв к свободе, интонация постепенно меняется. В финале она становится более уверенной, возвышенной, с нотками надежды и предвкушения освобождения.
2. Изменение тона и тембра голоса. В начале актер может использовать более низкий и глухой тембр, чтобы создать атмосферу мрачности и угнетенности. Такой голос передает ощущение тяготы и ограниченности пространства. Но когда герой начинает мечтать о свободе, тон и тембр изменяются. Голос становится светлее, мягче, более мелодичным, что символизирует движение к свету, к открытому пространству, где нет преград.
3. Темп речи. В первых строках стихотворения темп речи актера может быть медленным и размеренным, что усиливает чувство неподвижности и монотонности жизни в неволе. Однако по мере приближения к финалу темп начинает ускоряться, передавая нарастающее волнение и предвкушение освобождения. В последних строках, где описываются бескрайние просторы, темп может стать легким и плавным, что создает ощущение полета и парения над просторами.
4. Паузы. Паузы в начале стихотворения могут быть длинными и тяжелыми, подчеркивающими тягучесть времени, которое кажется бесконечным в неволе. Эти паузы помогают зрителю или слушателю почувствовать безысходность ситуации героя. Однако в финале паузы становятся короче и легче, что отражает освобождение от тяжести и переход к динамике, к жизни.
5. Логические ударения. В начале стихотворения актер ставит логические ударения на словах, которые подчеркивают тяжелое положение героя: "темница", "сырой", "грустный", "кровавую". Эти акценты усиливают мрачное настроение и фокусируют внимание на страданиях. В финале же ударения переносятся на слова, связанные со свободой и простором: "вольные", "гора", "морские края", "гуляем". Это подчеркивает переход к новой, свободной реальности, создавая у слушателя ощущение, что герой готов вырваться на волю.
В совокупности все эти приемы позволяют актеру не просто прочитать текст, а оживить его, сделать движение от замкнутости к свободе почти осязаемым. С помощью интонации, тембра, темпа, пауз и логических ударений актер передает эмоциональную динамику стихотворения, превращая слова в живой поток чувств, который захватывает зрителя или слушателя, позволяя ему вместе с героем пережить этот путь от темницы к бескрайним просторам.
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения. Постарайтесь при этом противопоставить чувству угнетённости и обречённости (в первой части произведения) ощущение простора, света и свободы (в финале стихотворения).
Чтобы подготовить выразительное чтение стихотворения "Узник", следует уделить внимание противопоставлению двух основных эмоциональных состояний: угнетённости и обречённости в первой части и ощущению простора, света и свободы в финале. Для достижения этого контраста нужно использовать разнообразные выразительные средства.
1. Начало чтения (первые две строфы):
o Интонация: Начните чтение с приглушенной, низкой интонации, словно голос звучит изнутри тесной, сырой темницы. Эта интонация должна передавать тяжесть и безысходность, ощущение замкнутости.
o Темп: Медленный и размеренный темп речи подчеркнет монотонность и тягучесть времени в неволе. Слова «Сижу за решёткой», «в темнице сырой» должны звучать спокойно, как констатация тяжёлого факта.
o Тембр голоса: Используйте глухой, глубокий тембр, чтобы создать ощущение тяжести, будто голос доносится из глубин отчаяния.
o Логические ударения: Сделайте акцент на словах, которые подчеркивают состояние героя: «темница», «сырой», «грустный», «кровавую». Это усилит ощущение угнетенности.
o Паузы: После каждой фразы делайте небольшие, но ощутимые паузы, чтобы подчеркнуть медленный, томительный ход времени и тяжесть положения героя.
2. Переход к финалу (последние две строфы):
o Интонация: Постепенно поднимайте интонацию, придавая голосу больше света и энергии. В финальных строках интонация должна звучать легко, свободно, словно голос рвется на волю.
o Темп: Ускоряйте темп, особенно в строках, описывающих полет и бескрайние просторы. Темп должен стать плавным, легким, передающим ощущение движения и свободы.
o Тембр голоса: Голос должен стать светлее, мягче, с добавлением мелодичности, чтобы передать ощущение простора и открытого пространства. Это создаст контраст с тяжелым началом.
o Логические ударения: Переносите ударения на слова, связанные со свободой и простором: «вольные», «пора», «гора», «морские края». Это подчеркивает переход к новой, свободной реальности.
o Паузы: Паузы должны стать короче и легче, создавая ощущение движения и освобождения. В последней строке «Туда, где гуляем лишь ветер... да я!» можно сделать небольшую паузу перед словом «ветер», чтобы подчеркнуть его символическое значение.
3. Общее настроение:
o Постепенно, от начала к концу, меняйте общее настроение чтения, переходя от подавленности к радости, от темноты к свету. Этот эмоциональный переход должен быть плавным, но ощутимым, чтобы слушатель почувствовал весь путь героя от угнетенности к свободе.
Такое исполнение позволит ярко противопоставить два эмоциональных состояния стихотворения и передать всю глубину переживаний героя, усиливая воздействие стихотворения на слушателя.
Популярные решебники 6 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением