Ответы на вопросы на стр.13 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания1. Когда классицизм возникает в Европе и в России? Каковы особенности классицизма как литературного направления?Классицизм появился в Европе после...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Когда классицизм возникает в Европе и в России? Каковы особенности классицизма как литературного направления?
Классицизм появился в Европе после Возрождения, в XVII веке. На российской культурной почве он стал разрастаться немногим позже – к XVIII веку. Слово «классицизм» происходит от латинского «classicus», то есть «образцовый». В основе классицизма лежит философия Декарта. Он возводил «разум» на вершину бытия, считая его первоосновой человека (Мыслю – следовательно, существую). Он восхвалял сознание и просвещение.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное – в каждом явлении его представители стремились распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как направление классицизм сформировался во Франции в XVII веке. Во многом классицизм опирался на античное искусство, беря его за идеальный эстетический образец.
Образы в классицизме статичны, лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
Основателем классицизма считается Франсуа Малерб (1555–1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны.
Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Пьер Корнель (1606–1684) и Жан Расин (1639–1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры: известным баснописцем был Жан де Лафонтен (1621–1695), непревзойдённым мастером сатиры – Никола Буало (1636–1711), своими комедиями прославился Мольер (театральный псевдоним Жана-Батиста Поклена,1622–1673).
Буало был известен на всю Европу как крупнейший теоретик классицизма, выразивший свои взгляды в стихотворном трактате «Поэтическое искусство».
Основные черты классицизма:
1) культ разума
2) общественная проблематика
3) главный конфликт – борьба чувства и долга
4) строгая регламентированность построения произведений
5) чёткая жанровая иерархия
6) статичность героя
Драматические произведения классицизма строились с учётом трёх единств – правил, которые опирались на некоторые положения «Поэтики» Аристотеля.
Правила представляли собой три жёстких ограничения:
1) единство действия – пьеса должна иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму;
2) единство места – действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту;
3) единство времени – действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.
Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, воодушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что природа человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.
2. Что классицисты считали главным объектом своего внимания? Каков основной пафос литературы классицизма? В каком соотношении находятся разум и чувства в литературе классицизма?
Главным объектом внимания классицистов было античное искусство как образец, эстетический эталон. Цель направления – создание произведений по образу и подобию античных.
Основной пафос литературы классицизма – утверждение главенства государственных интересов над личными, преобладания гражданских, патриотических мотивов, культа нравственного долга.
Соотношение разума и чувств в литературе классицизма заключается в том, что разум всегда преобладает над чувствами. К эстетическому идеалу классицистов относится герой, который с помощью разума может управлять своими чувствами. Герой в классицизме придерживается высоких нравственных норм.
3. Что такое мышление жанрами, или жанровое мышление? Раскройте это понятие на известных вам одах М. В. Ломоносова, комедии Д. II. Фонвизина. Охарактеризуйте жанры высокие и низкие на примерах оды, басни. Какие жанры в классицизме считались господствующими, а какие — второстепенными и почему?
Приведите примеры.
Что такое мышление жанрами, или жанровое мышление? Раскройте это понятие на известных вам одах Ломоносова, комедии Фонвизина. Охарактеризуйте жанры высокие и низкие на примерах оды, басни. Какие жанры в классицизме считались господствующими, а какие – второстепенными и почему? Приведите примеры.
Мышление жанрами, или жанровое мышление – это видение мира в свете определённых жанров. Если описываются деяния великих учёных или государственных мужей, произведение считается высоким. Если высмеиваются пороки мелочных людей, жанр является низким.
Например, оды Ломоносова пафосно восхваляют деяния великих правителей и призваны идеализировать образ реального человека (например, «Слово похвальное Петру…», «Ода на день восшествия Её величества…»).
В комедиях Фонвизина представлены образы людей, идеально характеризующих иерархические ступени общества. Например, помещица Простакова представляется тираншей и деспотом, она потакает своим низменным желаниям и думает только о себе. Другой герой – Стародум, воплощает подлинный разум.
Разные жанры классицизма в литературе способны показать различные стороны видения классицистами реальной жизни.
Высокие жанры в классицизме (трагедия, героическая поэма, ода) отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты.
Средние жанры (послания, элегии, идиллии) позволяли приникнуть в суть обыкновенного человека.
Низкие жанры (комедия, сатира, басня) были обращены в сферу повседневной современной частной жизни.
Господствующими считались высокие жанры, поскольку в них раскрывалась суть идеального мира, выдуманного классицистами – мира, в котором торжествует разум. Второстепенными были низкие жанры, они созданы для описания существующей действительности. Классицисты не желали, чтобы такие жанры господствовали в искусстве, ведь они не подталкивают стремиться к идеалу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением