Ответы на вопросы на стр.130-131 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1301.Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» создавался во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.Роман Н.Г....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 130
1.Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» создавался во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» создавался во время заключения в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.
Писатель писал произведение с 14 декабря 1862 года по 4 апреля 1863 года. Чернышевский находился в одиночной камере Алексеевского равелина крепости.
С января 1863 года рукопись частями передавалась в следственную комиссию по делу Чернышевского (последняя часть была передана 6 апреля).
Роман прошёл двойную цензуру. Сначала он читался членами следственной комиссии по делу Чернышевского, затем поступил к цензору «Современника». Следственная комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати.
Перед публикацией Некрасов, везя рукопись в типографию Вульфа, потерял её. Это был единственный экземпляр. Вероятно, роман погиб бы, но, благодаря своевременно данному газетному объявлению, рукопись была найдена и возвращена Некрасову.

2. Почему Чернышевский обратился к художественной прозе?
Причины, по которым Николай Чернышевский обратился к художественной прозе:
• Изоляция и ограничения. Писатель был фактически лишён возможности публиковаться в традиционных изданиях. Необходимость донести свои мысли привела к поиску новых форм выражения.
• Критика идеалистического представления об искусстве. Чернышевский считал, что искусство должно не отражать действительность, а быть её частью, её живым проявлением.
• Необходимость обойти цензурные ограничения. Писатель понимал, что беллетристика воспринимается как несерьёзное, развлекательное чтение и поэтому привлекает меньше внимания цензоров. Это позволило ему вложить в свои произведения глубокие социальные и философские идеи, которые в ином формате были бы немедленно запрещены.

3. Какие особенности произведения позволили ему пройти через строгую цензуру?
Особенности романа Николая Чернышевского «Что делать?», которые позволили ему пройти через строгую цензуру:
• Беллетристическая форма. Беллетристика считалась несерьёзным развлекательным чтением и поэтому привлекала меньше внимания цензуры.
• Поверхностное восприятие цензорами. Они посчитали роман развлекательным любовным романом, поскольку на первом плане в нём находится любовный треугольник между Верой Павловной, Лопуховым и Кирсановым.
• Использование эффектных приёмов, характерных для беллетристики. Например, автор поместил развязку любовной интриги в начало романа. Черты мелодрамы и детектива помогли автору замаскировать публицистическое содержание.

4. Каковы особенности композиции романа «Что делать?»? Как они связаны с его жанровым своеобразием?
Особенности композиции романа «Что делать?»:
• Два сюжета. Явный – семейно-психологический, история любви и замужеств Веры Павловны Розальской. Второй – политико-публицистический, который раскрывается в лирических отступлениях, снах Веры Павловны, диалогах с «проницательным читателем».
• Три временных пласта. Прошлое – старый мир, существующий, но уже изживающий себя. Настоящее – это появившиеся положительные начала жизни, деятельность «новых людей», существование новых человеческих отношений. Будущее – это уже приближающаяся мечта, которую показывает «Четвёртый сон Веры Павловны».
• Непоследовательное размещение сюжетных элементов. Автор подаёт событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку.
Композиция связана с жанровым своеобразием романа, который относится к философско-утопическому жанру. Задача произведения – представить проект идеального общества будущего. Так как проект этого общества уже существует, то герои просто проходят «отбор» на соответствие его идеалам, исходя из которых автор указывает на достоинства и недостатки персонажей.

5. Какие качества свойственны «старым людям», «новым людям», «особенным людям» в романе? На чём основана эта классификация?
Качества, свойственные «старым», «новым» и «особенным людям» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?»:
1. Старые люди (лица дворянского происхождения и люди из буржуазно-мещанской среды) ведут паразитическое существование, для них типична призрачность и пустота жизненных интересов, дряблость и психическая расслабленность характеров. Они добывают средства к существованию напряжённым трудом, но всё подчинено в нём интересам личной выгоды.
2. Новые люди (Вера Павловна, Дмитрий Лопухов, Александр Кирсанов) видят свою «выгоду» в общественной значимости своего труда, в наслаждении творить добро другим, приносить пользу окружающим – в «разумном эгоизме». Они честны, благородны, способны на самоотверженный труд и на решительный поступок.
3. Особенные люди (высшие люди, профессиональные революционеры) на всех этапах своей жизни действуют с полной самоотдачей, с абсолютным напряжением духовных и физических сил. Они способны к самосовершенствованию, в зону их «разумного эгоизма» входит счастье и благополучие целых народов.
Классификация основана на авторском замысле. Чернышевский верил в безграничные возможности человеческой природы и убеждён, что человек на Земле – существо незаконченное, переходное, что в нём заключены громадные, ещё не раскрывшиеся творческие потенции, которым суждено реализоваться в будущем. Поэтому его герои представляют разные этапы раскрытия возможностей человеческой природы.

Для индивидуальной работы. Стр. 131
1. Подготовьте выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны». Покажите на конкретных примерах, что главная героиня принадлежит к разряду «новых людей».
Выборочный пересказ
История Веры Павловны
Вера Павловна – главная героиня романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Она представляет собой новый тип женщин для общества того времени. Своими идеями и поступками выразила мысль о гендерном равенстве, что тогда было неожиданно и даже дерзко. Она трудолюбивая и умная девушка. В четырнадцать лет обшивала всю семью, с шестнадцати преподавала в пансионе.
Девушка росла в хорошей семье, но её мать искренне считала, что для девушки главное – успешно выйти замуж, а потому постоянно подбирала дочери подходящие партии. Для Веры Павловны невыносимой была мысль выйти замуж по воле родителей, но выхода она не находила.
Решение пришло случайно, когда к её брату пригласили учителя Дмитрия Сергеевича Лопухова. Вера познакомилась с ним, начала общаться и вскоре поделилась своими бедами. Дмитрий нашёл оригинальный способ её спасти – сделал девушке предложение. Вера Павловна фиктивно вступила в брак с учителем ее брата студентом-медиком Дмитрием Лопухиным. Он помогал ей во всем, но жили супруги в разных комнатах.
Через пять месяцев после свадьбы Вера решает организовать швейную мастерскую по шитью «дамских платьев» и принимает заказы «на дому». Для расширения клиентской базы Вера обращается к своей знакомой француженке Жюли Ле-Теллье. Вера достигает успеха, справедливо распределяя прибыль между мастерицами.
Мастерская Веры Павловны отличалась от обычных предприятий того времени. Девушки были не прислугой, а полноценными работницами. Прибыль делилась между всеми, важные решения принимались только совместно. Вера Павловна создала кассу взаимопомощи, откуда девушки могли взять в долг на срочные нужды.
Для мастерской оптом закупали продукты, обувь и прочие товары, чтобы сократить расходы мастериц на личные нужды. Девушки начали жить при мастерской, создалось подобие общежития. Многие забрали к себе родственников, каждому из которых нашлась работа по силам. С самого основания мастерской Вера Павловна занималась образованием работниц. Читала им вслух книги, приглашала проводить уроки мужа и друзей семьи.
Вера Павловна доказывает, что своей деятельностью можно изменить жизнь не только одного человека, но и всего общества. Для нее важно помогать тем, кому это нужно.
Тем временем в Веру Павловну влюбляется друг её мужа Кирсанов, который охладел к своей бывшей любовнице Крюковой. Через три года супружества Вера Павловна охладевает к своему мужу и влюбляется в Кирсанова. Ее нежелание обманывать и признание мужу в любви к другому подсвечивает идею, что женщина сама вольна выбирать спутника жизни.
Вера Павловна спустя месяц выходит замуж за Кирсанова и поселяется на Сергиевской улице, «ближе к Выборгской стороне», где работает её новый муж. Охладев к швейному делу, Вера Павловна увлекается медициной, как и ее второй муж Кирсанов, чтобы быть ему равной во всем. Ей недостаточно личного счастья, и, выйдя замуж за горячо любимого человека, Вера Павловна продолжает предъявлять к себе новые требования, становится женщиной-врачом, ревнителем науки.
Она гармоничный человек: много читает, страстно любит музыку и театр, прекрасно поёт, умеет не только плодотворно и с увлечением работать, но и от души веселиться.
Вера Павловна – не «синий чулок», она заботится о своей внешности, со вкусом одевается, сохраняет женственность и обаятельность.
Вера Павловна – не схема, а обыкновенный живой человек, каких во времена Чернышевского было немало. Она одна из тех женщин, которые, прокладывая себе путь, ведут за собой других к свободе и счастью.

2. Проследите по тексту романа диалоги автора с проницательным читателем и прокомментируйте их роль в тексте романа.
Диалоги автора с «проницательным читателем» в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевского введены с целью поучения читателя и создания у него верного представления о содержании романа.
Облик «проницательного читателя» сложен: иногда это типичный консерватор, и в споре с ним Чернышевский предупреждает все возможные нападки на роман со стороны консервативной критики, как бы заранее даёт им отпор. Но иногда это мещанин, человек с ещё неразвитым умом и трафаретными вкусами. Его Чернышевский вразумляет и поучает, интригует, учит всматриваться в прочитанное, вдумываться в затейливый ход авторской мысли.
Один из примеров диалога о значении образа Рахметова приведён в третьей главе. Автор обращается к читателю с вопросом: «Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот теперь ушёл и больше не явится в моём рассказе?». Читатель предполагает, что Рахметов – второстепенный персонаж, необходимый для связи событий романа. Автор отрицает это объяснение как «эстетическое», он хочет, чтобы читатель сосредоточился не на форме, а на содержании. Далее автор, опровергая все предположения читателя, подробно растолковывает значение образа Рахметова.
Диалог автора с «проницательным читателем» на протяжении повествования получает характерную динамику: тон повествователя постепенно меняет свою окраску с иронии на откровенный сарказм, грубую издевку. После появления Рахметова автор теряет интерес к данному сорту читателя и изгоняет его.

3. Расшифруйте аллегорию второго сна Веры Павловны (глава III, раздел III), попробуйте установить связь этого сна с развитием действия и судьбами героев романа. Какой образ в аллегории подтверждается главкой «Похвальное слово Марье Алексевне» (II глава, раздел XXIV)?
Аллегория второго сна Веры Павловны в романе «Что делать?» заключается в поле, разделённом на два участка: на одном растут свежие, здоровые колосья, на другом – чахлые всходы. Выясняется, что на первом почва – «реальная», потому что здесь есть движение воды, а всякое движение – труд. На втором же участке – «фантастическая», ибо он заболочен и вода в нём застоялась. Чудо рождения новых колосьев творит солнце. Освещая и согревая своими лучами «реальную» почву, оно вызывает к жизни добрые всходы. Но солнце не всесильно – на почве «фантастической» ничего не родится и при нём.
Связь сна с дальнейшими событиями романа: сон предвещает разрыв Веры Павловны с супругом ради любви к Александру Кирсанову. Он утверждает свободу от устаревших моральных принципов и прокладывает дорогу новым идеям, которыми объясняются поступки героев.
Образ, который подтверждается главкой «Похвальное слово Марье Алексевне»: мать Веры, Марья Алексевна Розальская, обладая многими отрицательными качествами, имеет, тем не менее, одну положительную черту – здравый смысл, рациональное начало даже дурных поступков. Именно разум, по мысли Чернышевского, способен преобразовать дурные формы жизни. Дочь Марьи Алексевны так же разумна, как и её мать, хотя и является «новым человеком». В отличие от матери, она избегает лжи и фальши в отношениях с людьми, уверенная в том, что имеет право быть счастливой, таким образом делая счастливыми окружающих.

4. Перечитайте VIII раздел II главы романа и дайте ответ на вопрос: «Чем эгоизм Марьи Алексевны отличается от „разумного эгоизма" новых людей?»
Эгоизм Марьи Алексеевны и «разумный эгоизм» «новых людей» отличаются по своим целям и мотивации.
Эгоизм Марьи Алексеевны основан на жадности, корысти и стремлении к личной выгоде за счёт других. Её поступки продиктованы желанием удержать власть и контроль, даже ценой счастья своих близких. Например, она пытается манипулировать Верой Павловной, ограничивая её свободу и навязывая ей невыгодный брак.
«Разумный эгоизм» «новых людей», напротив, направлен на гармонизацию личных и общественных интересов. Он предполагает, что счастье человека возможно только в условиях общего блага, поэтому такие герои, как Вера Павловна и Рахметов, действуют в интересах общества, ставя свои желания в контекст коллективного развития. Например, Вера Павловна организует мастерскую, в которой её личный труд и успех служат улучшению условий жизни других людей.
Таким образом, эгоизм Марьи Алексеевны – это слепое стремление к личной выгоде, не считающееся с интересами окружающих, тогда как «разумный эгоизм» – это осознанное стремление к личному счастью через участие в улучшении жизни общества.

5. Вдумайтесь в монолог Лопухова (I раздел IV главы) и попытайтесь критически оценить сильные и слабые стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира героя.
В монологе Лопухова в первом разделе четвёртой главы романа «Что делать?» Чернышевского герой раскрывает причины разрыва с Верой Павловной, объясняя его особенностями характера.
Лопухов говорит о своём стремлении к одиночеству как единственному способу отдохнуть и восстановить силы. Он также утверждает о неприкосновенности индивидуальной жизни, о личных границах, которые никто не должен нарушать.
Лопухов считает, что Вера, которую в доме родителей никто не хотел оставить в покое, мечтала об уединении, хотя оно и не соответствует желаниям её натуры. Поэтому герой совершил ошибку, приняв её мечту за черту характера.
В конце монолога Лопухов признаётся в скуке своих отношений с Верой. Он скучает, когда уступает её желанию близости. Это желание было продиктовано стремлением заглушить возникающее чувство к Кирсанову. Необходимость тесного взаимодействия с любимой женщиной вызывает у героя не радость, а скуку, то есть чужое удовольствие не может быть оправдано даже из соображений «разумного эгоизма»
Сильные стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира Лопухова:
1. Психологическая глубина. Автор сумел передать внутренний мир и эмоции героя через его монолог. Мы погружаемся в размышления и мотивы Лопухова, чувствуем его душевные переживания и желание перемен в своей жизни. Это помогает нам лучше понять и сопереживать герою.
2. Отражение социальных проблем. В монологе Лопухова можно заметить отражение главных социальных проблем того времени, таких как неравенство, безысходность и недовольство существующим положением дел в обществе. Чернышевский с помощью героя старается показать, что уход в свое внутреннее мироздание единственный путь для реализации себя и изменения общества.
Слабые стороны Чернышевского в изображении внутреннего мира героя:
1. Склонность к односторонности. Автор, возможно, слишком сосредоточился на одной стороне героя и не показал его полноценную и многогранную личность. Это может создать ощущение, что герой весьма однообразен и малодоступен для других персонажей.
2. Преувеличение чувств. В монологе Лопухова иногда можно заметить некоторую непомерность или излишнее преувеличение его эмоций и самоотдачи в идеалы. Это может создать впечатление некоторой нереалистичности и неестественности поведения героя.

6. Можно ли объяснить тот факт, что главной героиней романа является женщина, вниманием Чернышевского к вопросам женской эмансипации? Предложите своё объяснение.
Да, действительно, внимание Чернышевского к вопросам женской эмансипации объясняет выбор главной героини романа «Что делать?» как женщины.
Давайте разберем это шаг за шагом:
1. Контекст времени. Роман был написан в 1863 году, в эпоху, когда в России активно обсуждались вопросы прав женщин. В это время женщины в обществе часто занимали низкое положение и имели ограниченные возможности. Чернышевский, как прогрессивный мыслитель, стремился изменить это положение.
2. Главная героиня. Главной героиней романа является Вера Павловна. Она воплощает идеалы новой женщины – умной, независимой и стремящейся к личностному росту. Чернышевский использует её образ, чтобы показать, как женщины могут бороться за свои права и самореализоваться.
3. Темы женской эмансипации. В романе рассматривается множество вопросов, связанных с правами женщин: право на образование, труд, личную свободу и выбор партнера. Вера Павловна отказывается от традиционной роли женщины как жены и матери, чтобы быть свободной и реализованной личностью.
4. Влияние на общество. Чернышевский показывает, что женщина может быть равноправной членом общества, как и мужчина. Он считает, что эмансипация женщин важна для прогресса общества в целом. Таким образом, выбор главной героини как женщины подчеркивает значимость этих социальных изменений.
5. Миссия романа. Основная идея романа – необходимость изменений в обществе, и внимание к вопросам женской эмансипации становится его важной частью. Чернышевский использует образ женской героини, чтобы донести до читателей мысль о том, что свобода и равенство необходимы не только для женщин, но и для всего общества.
Таким образом, внимание Чернышевского к вопросам женской эмансипации помогает объяснить, почему главная героиня его романа – женщина. Он показывает, что женщины имеют право на счастье, образование и личный выбор, что делает роман актуальным на протяжении многих лет.

7. Объясните, почему в основе романа лежат жизненные истории «новых людей», а не «особенного человека» Рахметова?
В основе романа «Что делать?» Н.Г. Чернышевского лежат жизненные истории «новых людей», а не «особенного человека» Рахметова, по нескольким причинам:
1. Двойной сюжет произведения. В романе присутствуют два сюжета: семейно-психологический, связанный с отношениями Веры Павловны с Лопуховым и Кирсановым, и замаскированный, но не менее важный для автора, связанный с работой революционного подполья и вообще с революционным процессом, который развивается в стране.
2. Важность семейно-психологического сюжета. Чтобы сформировать и убедительно показать идеи новой этики, Чернышевскому было необходимо глубоко погрузиться в психологию героев, показать движение их чувств и переживаний, передать «диалектику души». Для решения этой задачи он использовал ситуацию любовного треугольника, дающую максимальное напряжение страстей и борьбы интересов.
3. Значение образа Рахметова. С образом Рахметова связана тема формирования профессионального революционера, а также тема конспирации и борьбы с политической полицией. С ним связан потайной, пунктирный сюжет романа. После того, как семейно-психологический сюжет достигает своей развязки, действие романа начинает вращаться вокруг легальной и конспиративной деятельности «новых людей». В этом смысле судьба Рахметова не вполне определена, он герой будущего.

8. Для чего автор использует любовную фабулу в романе? Как вы оцениваете предложенное Чернышевским разрешение ситуации «любовного треугольника»?
Н.Г. Чернышевский использует любовную фабулу в романе «Что делать?» для того, чтобы показать роль личных переживаний в формировании общественных взглядов. Автор считал, что личные отношения являются необходимым этапом, за которым следует переход от желания счастья для себя к желанию счастья для всех. Любовь, а тем более ситуация «любовного треугольника», является, по мысли Чернышевского, наиболее мощным стимулом проработки моральных основ собственной душевной жизни. Каждый из героев проходит через рефлексию, утверждая идею невозможности счастья одного за счёт несчастья другого.
Разрешение ситуации «любовного треугольника» в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» можно оценить как несколько утопическое. Герои верны своим идеям, но при этом странным образом Вера так и не узнала Лопухова в Чарльзе Бьюмонте из Америки, с семьёй которого они с мужем близко дружат. В свою очередь, и Чарльз Бьюмонт ничем не выдаёт своих чувств к бывшей жене, ради освобождения которой он пошёл на инсценировку самоубийства. Чернышевский как бы искусственно снижает силу переживаний и привязанности, чтобы поддержать «чистоту эксперимента».
Однако в целом автор хотел показать, что любовь, в том числе ситуация «любовного треугольника», является мощным стимулом проработки моральных основ собственной душевной жизни. Каждый из героев проходит через рефлексию, утверждая идею невозможности счастья одного за счёт несчастья другого.
В завершающей части романа Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов и его новая жена Катя выглядят абсолютно счастливыми людьми, в том числе и в любви.

9. Используя главку «Особенный человек» в учебнике и текст романа (раздел XXIX главы III), подготовьте характеристику Рахметова, обратив внимание на то, что сближает его с новыми людьми и в чём состоит его «особенность», исключительность.
Рахметов – молодой человек, выходец из дворянской среды. С юных лет он поставил перед собой цель – сделаться крепким, сильным и выносливым. «На половине семнадцатого года он вздумал, что нужно приобресть физическое богатство, и начал работать над собой... На несколько часов в день он становился чернорабочим по работам, требующим силы: возил воду, таскал дрова, рубил дрова, пилил лес, тесал камни, копал землю, ковал железо; меняя работу, Рахметов разрабатывает разные группы мышц. «Он даже прошел бурлаком по Волге, от Дубовки до Рыбинска...» В соревновании с бурлаками он перетягивал двоих-троих, «и товарищи его по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым» в честь знаменитого бурлака-силача. Это прозвище очень льстило юноше. Физическое здоровье необходимо. «Это может пригодиться, – говорил он.
Следующим этапом в жизни Рахметова стала учеба. Занимаясь в университете, он стал искать знакомства с одаренными, выдающимися личностями. Так он познакомился с Кирсановым. По рекомендации старшего товарища Рахметов читает книги. «Через полгода, хоть ему было только семнадцать лет, а Лопухову и Кирсанову по двадцати одному году, они уже не считали его молодым человеком сравнительно с собой, и уж он был особенным человеком». Он по-прежнему был готов помочь любому, кто нуждался в помощи. С людьми он разговаривал всегда конкретно и по делу, берег свое и чужое время. Без всяких церемоний он мог подойти к любому, с кем хотел поговорить, и тут же отходил, если собеседник был неинтересен. Это немного коробило вначале, но знавшие Рахметова воспринимали его поступки нормально.
Однажды Рахметов спас молодую женщину, шарабан которой понесли лошади. Израненного героя отнесли к ней на дачу, которая была расположена поблизости. В благодарность за спасение она сама ухаживала за Рахметовым. Между молодыми людьми вспыхнула любовь. Но герой не позволяет ей развиться до логического конца. Дама, будучи богатой, сама предложила Рахметову обвенчаться, думая, что он беден. Он честно признался женщине, что не имеет права связывать свою жизнь с чьей-либо. «Я не должен любить...» Рахметов уверен, что революционеру не следует иметь семью. Это сделает его слабым и уязвимым. Кроме того, подвергать риску жену и детей он не имеет права. Таковы моральные принципы Рахметова. Но это не значит, что он лишен человеческих чувств. Именно его отправляют к Вере Павловне после «самоубийства» Лопухова, зная, что он поможет.
Рахметов рассудителен и спокоен, хладнокровен до безрассудства; он испытывает себя на выносливость, лежа ночь на гвоздях остриями вверх. Это еще раз доказало герою, что он готов, если понадобится, вынести и пытки. Рахметов готовит себя к профессиональному занятию политикой очень серьезно. Можно по-разному относиться к писателю и революционерам, но нельзя не уважать той настойчивости и целеустремленности, с которой идет Рахметов к своей высокой цели. Он хочет посвятить жизнь служению Родине, а его бескорыстие внушает уважение, какие бы взгляды ты ни разделял.
Таким образом, Рахметова сближает его с новыми людьми то, что он принадлежит к той породе людей, для которых общее дело стало высшей потребностью, высшим смыслом существования. Как и новые люди, Рахметов видит свою «выгоду» в общественной значимости своего труда, в наслаждении делать добро другим, приносить пользу окружающим.
«Особенность» и исключительность Рахметова заключаются в его физической силе, отказе от личного человеческого счастья ради идеалов революционной борьбы, готовности помочь любому, кто нуждался в помощи.

10. Познакомьтесь с утопическими картинами «светлого будущего» человечества в четвёртом сне Веры Павловны и попытайтесь дать им собственную критическую оценку.
В четвёртом сне Веры Павловны представлены утопические картины «светлого будущего».
В этом обществе человек научился разумно управлять силами природы, исчезло разделение между умственным и физическим трудом, личность обрела утраченную в веках гармоническую завершённость и полноту. Труд перестал быть тяжёлым и позорным бременем, стал лёгким и радостным. Люди будущего превратили пустыни в плодородные земли, покрыли садами голые скалы, проложили грандиозные каналы. Все дома громадные, роскошные, хрустальные. Все люди свободны и равноправны, очень счастливые, добрые, весёлые, красивые, ведущие здоровый образ жизни.
С точки зрения критики, эти картин страдают чрезмерной «регламентацией подробностей», которая вызвала несогласие даже в кругу единомышленников Чернышевского. Например, Салтыков-Щедрин писал, «кто знает, будет ли оно так! И можно ли назвать указываемые в романе формы жизни окончательными?».
Также можно отметить, что Чернышевский не сознавал, что люди не могут быть равны друг другу во всём, что это противно природе человека. Например, неравенство в способностях заставит разных людей по-разному использовать даже полученные ими равные права и возможности. В результате оказывается, что строго регламентированной гармонии, за которую выступал автор «Что делать?», в принципе достичь невозможно.

11. Попробуйте объяснить, что в героях Чернышевского вызвало отвращение эстетически чуткого Тургенева.
Отвращение И.С. Тургенева к героям Чернышевского могло быть вызвано различными взглядами на искусство. Тургенев назвал роман Чернышевского совершенно чуждым «красоте» и высказал неприятие относительно диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности», где искусство представлено как подражание жизни.
По мнению Тургенева, на место эстетического идеала и воображения, позволяющего воплотить идеал в образах, Чернышевский ставил ум и здравый смысл. Это почувствовал тонкий художник и певец красоты во всех её проявлениях И.С. Тургенев.
Также отвращение у некоторых читателей романа Чернышевского «Что делать?» могло вызвать отсутствие описания героев. По мнению некоторых пользователей интернета, автор при написании книги забыл, о чём писал и продолжил с описания героев описанием того, как он провёл лето.

Анализ эпизода. Стр. 131
1. Распределившись по вариантам, проанализируйте четыре сна Веры Павловны.
2. Подготовьте пересказ фрагмента, выделите и прокомментируйте ключевые детали, имеющие символическое или аллегорическое значение. Раскройте связь сна с основным движением сюжета романа. Дайте истолкование смысла каждого сна с точки зрения социально-философских идей романа.
1.1.
Анализ первого сна Веры Павловны
Первый сон Веры Павловны можно расшифровать как символ спасения героини от пошлых людей старого типа мышления.
Некоторые детали сна и их значение:
• Темнота и духота в подвале. Эта обстановка воссоздаёт невежество и ограничение свободы. Вера остаётся совершенно одна, у неё возникают конфликты и разногласия с матерью.
• Заточение и выход на поле. Подвал во сне – это давление матери, а поле – появление свободы и любви к людям.
• Спасение женщин из подвалов. Вера – добродушный человек, желающий помочь людям. Она сможет спасти девушек, когда начнёт свою деятельность, откроет швейную мастерскую.
Одна из ключевых философских идей романа, связанных со сном, – идея освобождения женщины, её права на свободу выбора.
1.2.
Анализ второго сна Веры Павловны
Второй сон Веры Павловны показывает расслоение общества на бедных и богатых. Во сне героиня встречает Лопухова и Мерцалова, которые рассуждают о грязи: реальной и фантастической. Если первая позволяет жизни идти естественным путём, в ней рождаются колосья, то вторая – разрушительна, в ней не может быть плодородия.
Автор указывает на борьбу женщины с несправедливостью мира. Фантастическая грязь – это самовлюблённые люди, оценивающие только внешний вид, репутацию. Их не интересуют внутренние качества человека. Под реальной грязью Чернышевский понимает жизнь рабочих, вынужденных мириться с унижениями и бедностью.
Также во сне Вера Павловна видит свою мать Марью Алексеевну в обстановке нищеты, бледную и изнурённую, но добрую. Ей становится понятно, что нужно простить свою мать за жестокость, ведь все свои силы она положила на то, чтобы вывести семью из нищеты, что и стало причиной её ожесточения.
1.3.
Анализ третьего сна Веры Павловны
Третий сон Веры Павловны описывает, как певица Бозио читает вместе с ней её дневник (хотя Вера Павловна никогда не вела его). В нём – история её отношений с Лопуховым. Последнюю страницу Вера Павловна в испуге читать отказывается, и тогда её наставница читает сама. Несуществующий дневник, говорит о том, что героиня начинает постигать природу своих собственных мыслей, ощущений и чувств, она вправе свободно распоряжаться ими, не боясь ничьего порицания.
Суть сна в том, что Вера Павловна сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: её любовь к нему – скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей. На самом деле Вера влюблена в Кирсанова.
Можно сказать, что здесь поднимается вопрос эмансипации. Основная идея – женщина сама хозяйка своих души и тела, никто не может заставить ее следовать иной воле, если она того не желает.
1.4.
Анализ четвёртого сна Веры Павловны
Четвёртый сон Веры Павловны показывает картину идеального будущего, где главенствуют социалистические принципы «свободы, равенства и братства».
Сюжет: Вера видит всевозможных богинь в хронологическом порядке: языческую Астарту, древнегреческую Афродиту, «Непорочность» как отражение Богоматери и т. д. Сквозь парад богинь её ведёт красавица, в которой Вера узнаёт себя – раскрепощённую и независимую повелительницу нового времени. Также перед ней появляется своеобразный райский сад, где труд доброволен, все равны, свободны, никто никого и ни к чему не принуждает.
Смысл: в этом сне автор изобразил общество будущего, где обновляется всё человечество, а пережитки прошлого умирают. Все богини отражают социальную роль женщины, которая меняется со временем: от предмета наслаждения и восхищения до эмансипации, когда дамы становятся полноправными членами общества и носительницами многообразных социальных ролей.
2.1.
Первый сон Веры Павловны
Верочка видит себя в подвале, она не может двигаться, так как разбита параличом. Волшебным образом она выходит из подвала и резвится в поле. Вдруг она видит девушку, которая предлагает называть её «любовью к людям». Девушка советует Верочке выбрать одного из её женихов, а потом идти и освобождать из подвала других девушек в параличе.
Ключевые детали сна:
• Подвал – это образ несвободы, символ зависимого положения женщины.
• Девушки, освобождённые из подвала – ключевая аллегория сна, она символизирует освобождение женщины, её право на свободу выбора.
Связь сна с основным движением сюжета романа: в основном сюжете Верочке удаётся избежать брака с богатым пошляком благодаря человеколюбию Лопухова, который аллегорически является «женихом» девушки из сна Верочки.
Смысл сна с точки зрения социально-философских идей романа: идея освобождения женщины, её права на свободу выбора.
2.2.
Второй сон Веры Павловны
Сон состоит из нескольких сцен. В первой сцене показано поле с колосьями. Герои рассматривают почву, из которой выросли колосья, и выделяют чистую и гнилую грязь. Затем происходит встреча Веры Павловны с матерью и тяжёлое объяснение, в котором Марья Алексевна утверждает, что желала дочери добра. В конце является девушка из первого сна и объясняет Вере Павловне правоту слов матери.
Ключевые детали сна:
• Поле с колосьями – ключевая аллегория сна, чистые колосья – это образ «новых людей», которые выросли из «чистой грязи». «Чистая грязь» – это люди труда, которые не были добры к своим детям из невежества или от усталости, но не желали им зла. «Гнилая грязь» – это пошлые люди, презирающие труд.
Связь сна с основным движением сюжета романа: сон показывает путь героини к светлому будущему, знакомит её с ключевыми персонажами, создающими для неё надежду на светлое будущее.
Смысл сна с точки зрения социально-философских идей романа: сон утверждает ценность труда как основы разумной и нравственной жизни.
2.3.
Третий сон Веры Павловны
Героиня видит оперных певиц Бозио и де Мерик в одном переменчивом образе. Она очень любит оперу, поэтому счастлива увидеть любимых певиц.
Певица предлагает Вере Павловне прочитать её (Веры Павловны) дневник. Во время чтения записей Вера Павловна осознаёт, что не любит своего мужа.
Ключевые детали, имеющие символическое или аллегорическое значение:
• Опера как символ сильных чувств.
• Дневник как символ глубокого погружения в себя, развития самосознания.
Связь сна с основным движением сюжета: сон связан с разрывом Веры Павловны и Лопухова.
Смысл сна с точки зрения социально-философских идей романа: героиня постигает истинную природу своих чувств и приходит к выводу, что должна свободно распоряжаться собой, несмотря на узы брака. Главное – это сердечная склонность, и если она изменилась, нужно следовать за ней, а не блюсти формальные приличия из-за боязни общественного порицания.
2.4.
Четвёртый сон Веры Павловны
Перед взором героини проносится картина цветущих лугов и лесов, ей видятся золотые нивы, в ушах звучит песня радости и добра. Рядом с ней появляется «светлая красавица», виденная ею в прошлых снах. Девушка ведёт её за собой. Вере Павловне предстоит встреча с тремя богинями.
В первой картине на фоне чудесной природы резвятся животные, а пастухи вместе с жёнами проводят время в ласках и нежности. Вместе с красавицей Вера заходит во дворец и попадает в эпоху царицы Астарты. Перед ними роскошная женщина, усыпанная кольцами и браслетами. В её глазах раболепие и бессмыслие – ведь она рабыня.
Вторая картина – удивительный город, Вера попадает в Древнюю Грецию. В городе она наслаждается увиденными прекрасными храмами и статуями. В городе живёт царица Афродита. Мужчины в то время хотя и восхищались женщинами и их телесными формами, но равными себе их не считали.
Третья картина – Вера попадает на рыцарский турнир. Рыцари сражаются насмерть. За их поединками наблюдает царица «Непорочность». Девушка прекраснее двух предыдущих цариц, но почему она так задумчива и грустна? Да потому что, завоевав её, рыцарь теряет к ней всякий интерес. Она – его подданная, лишённая свободы.
Светлая красавица утверждает, что царства всех увиденных ими исчезнут, а она одна будет царствовать над всем миром. Вера Павловна понимает, что приходит новое время, когда женщина становится человеком. У неё будут равные права с мужчинами. К ней приходит осознание независимости и свободы. И она ясно осознаёт, что это она сама в облике светлой красавицы, явившейся ей во сне.
Во втором эпизоде сна девушка показывает Вере Павловне счастливый мир будущего, где царят труд и удовольствие равных.
Ключевые детали, имеющие символическое или аллегорическое значение:
• Таинственная девушка. Она показывает Вере Павловне себя, в её лице героиня видит свои черты. Девушка символизирует свободу.
• Невеста своих женихов и Сестра своих сестёр. Эти образы представляют собой аллегорию счастливого мира будущего, где царят труд и удовольствие равных.
• Равноправность. Вера Павловна узнаёт имя своей путеводной звезды, «сестры всех сестёр» и «невесты всех женихов». Автор хочет сказать, что без свободы выбора и равенства прав истинная любовь не может существовать.
Связь сна с основным движением сюжета романа: сон связан с будущей развязкой романа, где все, по крайней мере личные, противоречия удаётся разрешить разумным путём и достичь счастья.
Смысл сна с точки зрения социально-философских идей романа: видения будущего в этом сне представляют собой утопическую программу построения общества социализма.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением