Ответы на вопросы на стр.134 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияДекадентство, религиозно-философское и художественно-эстетическое (эстетское) течения русского символизма, «мистическая...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Декадентство, религиозно-философское и художественно-эстетическое (эстетское) течения русского символизма, «мистическая ирония».
1.
Декаденство, или декаданс, от французского слова "decadence" (упадок), обозначает художественное и философское течение конца XIX – начала XX века, характеризующееся настроением упадка, пессимизма, отказом от традиционных моральных и эстетических норм. В литературе декаденты часто обращались к темам смерти, одиночества, отчуждения, искали утешение в искусстве ради искусства. Это течение проникнуто идеей кризиса цивилизации и духовных ценностей. Поэты и писатели декадентского направления стремились к поиску красоты и гармонии в мире, где эти понятия, по их мнению, были утрачены.
В России декаденство было связано с символизмом, особенно его ранним этапом. Такие авторы, как Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, поднимали вопросы о смысле существования, взаимодействии человека и Бога, часто подчеркивая трагизм бытия. Их творчество носило религиозно-философский характер и отражало кризис эпохи.
2.
Религиозно-философское течение русского символизма
Это направление развивалось в рамках русского символизма под влиянием философии Владимира Соловьёва. Символисты этой школы стремились осмыслить высшие законы мироздания, отразить идею единства мира, противостоящую хаосу и бессмысленности. Центральное место в этом течении занимали вопросы о сущности Бога, предназначении человека, смысле жизни и смерти.
В религиозно-философском символизме важную роль играла концепция Софии – Божественной Премудрости. Поэты и мыслители видели в Софии не только философский символ, но и духовный идеал, объединяющий мир материального и духовного. Эта идея вдохновила таких авторов, как Андрей Белый, Вячеслав Иванов и Фёдор Сологуб, чьи произведения нередко воспринимались как религиозно-философские трактаты.
3.
Художественно-эстетическое (эстетское) течение символизма
Эстетическое течение русского символизма акцентировало внимание на красоте формы и художественного выражения. Его представители утверждали принцип "искусства ради искусства", стремясь к созданию совершенных по форме произведений, часто лишённых сюжетной и смысловой нагрузки. Главным было воздействие на чувства и эмоции читателя.
Валерий Брюсов и Константин Бальмонт – одни из ярчайших представителей этого направления. Их творчество демонстрировало изысканную поэтику, внимание к звуковой организации стиха и экспериментирование с ритмом. Эстеты считали, что искусство должно быть автономным, не подчинённым социальной или моральной функции.
4.
Мистическая ирония – это термин, используемый в контексте русского символизма для обозначения особого отношения автора к миру, в котором присутствует осознание его многозначности и двойственности. Это явление связывается с философской идеей "иронии судьбы", когда человек осознаёт своё место в бесконечной цепи событий, ощущает свои ограничения, но одновременно стремится познать высший смысл.
В поэзии и прозе символистов мистическая ирония часто проявлялась через парадоксальные образы и аллюзии. Например, у Фёдора Сологуба такие элементы становятся центральными в его произведениях, где обыденная жизнь предстаёт в фантастическом или гротескном ключе, а реальность воспринимается как загадочная и непостижимая.
Вопросы и задания
1. Какие течения (школы) выделяются в литературном процессе эпохи символизма? Назовите писательский состав этих школ и основные периодические органы, которые выражали их общественно-литературную и эстетическую программу.
В эпоху символизма в литературном процессе выделяются несколько основных течений (школ), которые различались по своим философским и эстетическим программам. Вот основные направления, их представители и периодические издания:
1. Ранний символизм (декаденство)
• Характеристика: Это течение возникло под влиянием французского символизма и идей декаданса. Для него характерны темы упадка, мистики, разочарования и пессимизма. Основное внимание уделялось внутреннему миру человека, ощущениям, духовным кризисам.
• Представители: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Николай Минский.
• Периодические издания: Журнал «Северный вестник», где впервые появились статьи и произведения символистов.
2. Младосимволизм (религиозно-философское направление)
• Характеристика: Это направление сосредоточилось на поиске высшего смысла бытия, духовных идеалов, соединении материального и духовного миров. Ключевая фигура — Владимир Соловьёв, чьи философские идеи о Софии (Божественной Премудрости) оказали значительное влияние.
• Представители: Андрей Белый, Вячеслав Иванов, Александр Блок.
• Периодические издания: «Весы» (под редакцией Валерия Брюсова) — один из главных журналов, выражавших философскую и литературную программу символистов.
3. Художественно-эстетическое течение
• Характеристика: Внимание сосредоточено на изяществе формы и поиске идеального художественного выражения. Представители этого течения утверждали принцип «искусства ради искусства». Эмоции и эстетика в их произведениях выходили на первый план.
• Представители: Валерий Брюсов, Константин Бальмонт.
• Периодические издания: «Русская мысль», сборники стихотворений «Русские символисты» (1894–1895).
4. Кризис символизма и переход к постсимволизму
• Характеристика: В начале XX века символизм начал терять свою актуальность. На смену ему пришли акмеизм и футуризм, развивавшие некоторые идеи символизма, но в иной эстетической и философской форме.
• Представители: Частично Александр Блок, который пытался сочетать символизм с реалистическими элементами, поздние произведения Андрея Белого.
• Периодические издания: Журналы «Аполлон» и «Золотое руно».
Общая программа и задачи течений
Эти школы стремились выразить внутренние переживания, метафизические концепции и идеи через поэтические образы и символы. Символисты стремились преобразовать искусство, сделав его не только эстетическим, но и философским инструментом для понимания бытия. Каждое течение добавляло новые черты в общую программу символизма, что сделало этот литературный период разнообразным и богатым по формам.
2. Охарактеризуйте основные мотивы поэзии Ф. Сологуба.
Основные мотивы поэзии Фёдора Сологуба связаны с его видением мира как мрачного и трагичного места, в котором человек сталкивается с неизбежными страданиями, смертью и поиском смысла. Вот ключевые темы его творчества:
1. Мотив смерти и бессмысленности бытия
• Сологуб часто обращается к теме смерти, изображая её как неизбежное завершение человеческой жизни. Однако в его поэзии смерть не только пугает, но и становится способом освобождения от мучений. Он видит мир как хаотичное, бессмысленное пространство, в котором человек обречён на страдания. Пример: стихотворение «Недотыкомка», где выражена идея тщетности человеческого существования.
2. Мотивы зла и дьявольского начала
• В произведениях Сологуба зло представлено как неотъемлемая часть мира. Поэт часто использует образы дьявола, хаоса и тьмы, чтобы показать борьбу между добром и злом. Его стихотворение «Дьявол говорит» раскрывает тему искушения и двойственности человеческой природы.
3. Мотив одиночества и отчуждения
• Сологуб показывает человека как изолированного индивида, неспособного найти гармонию с окружающим миром. Тема одиночества перекликается с его ощущением невозможности достижения духовного единства и понимания.
4. Идея преображения через искусство
• Несмотря на пессимизм, Сологуб верил в спасительную силу искусства. Он рассматривал поэзию как инструмент для преодоления страданий и создания нового, более гармоничного мира.
5. Фантастические и мистические мотивы
• Сологуб использует образы из мифологии, фольклора и своих фантазий, чтобы создать ирреальный мир, в котором действуют собственные законы. В этом можно увидеть влияние символизма и его интерес к метафизике.
6. Мотивы эротики и греха
• Его стихи нередко затрагивают тему запретной любви, чувственных переживаний, которые часто связаны с греховными искушениями. Однако эти мотивы не просто эротические, они символизируют борьбу души с телесными желаниями.
Примеры произведений:
• «Недотыкомка» — яркое выражение мотивов бессмысленности и отчуждения.
• «Смерть» — осмысление смерти как освобождения.
• «Звезда Маня» — сочетание фантастических и мистических образов.
Фёдор Сологуб в своей поэзии стремился к передаче глубинных человеческих переживаний, окрашивая их мрачными тонами и философскими размышлениями о судьбе человека и мира.
Творческие задания
1. Н. Минский был убежден, что, уверовав в религиозный миф, по-новому объясняющий творение мира, современный человек сможет побороть свой главный страх — страх смерти, ибо научится видеть в ней не зло, а жертвенный подвиг, который его если не уравняет, то сблизит с Творцом, даст высшее оправдание земным страданиям и лишениям, обеспечит простому смертному абсолютную внутреннюю свободу.
Кто крест однажды хочет несть,
Тот распинаем будет вечно,
И если счастье в жертве есть,
Он будет счастлив бесконечно.
Эти слова из заключительной песни ангела в поэме «Гефсиманская ночь» (1884 1889) можно поставить эпиграфом ко всей поэзии II. Минского. Они перекликаются со смыслом многих его программных текстов, например поэмы «Холодные слова» (1895), стихотворений «Робкому соловью» (1883), «Облака» (1895), «Посвящение» («Я цепи старые свергаю...», 1896), «Песня песен» (1896), «Кто Бога узрит...» (1905) и др. Прочитайте стихотворение «Как сон, пройдут дела и помыслы людей...» полностью и попробуйте дать его анализ, имея в виду мифологию И. Минского. Оформите свою небольшую работу в письменном виде.
Стихотворение Николая Минского "Как сон, пройдут дела" представляет собой глубокое философское размышление о природе человеческой жизни, её смысле и конечности, а также о стремлении к вечному и недостижимому. Центральная тема стихотворения — тленность материального и вечность духовного. Автор подчёркивает, что всё земное, включая достижения, знания и даже любовь, со временем становится прахом. Он сравнивает это с "ненужными словами", стёртыми "рукой неведомой" с доски. Однако в стихотворении звучит мысль, что в человеческой природе есть нечто, что неподвластно тлению и времени — это стремление к идеалу, к духовному совершенству.
Особое внимание уделяется теме бессмертия. Минский предлагает оригинальный взгляд на эту проблему, утверждая, что бессмертие не заключается в славе, добрых делах или превосходстве над другими. Оно принадлежит тем, кто в своей жизни стремился к "несуществующему и вечному", кто жаждал недостижимых святынь и создавал их в своём воображении. Именно эта жажда и делает человека бессмертным, поднимая его над обыденностью и тленностью.
Философская основа стихотворения раскрывается через постоянное сопоставление материального и духовного. Автор подчёркивает, что земное всегда временно и обречено на исчезновение, в то время как дух человека остаётся вечным. Минский размышляет о том, что формы существования духа постоянно меняются, и предсказать будущее невозможно. Эта мысль звучит в строках о том, что "в какие формы Дух оденется опять" нам неизвестно. Однако стремление к идеалу остаётся неизменным — это единственное, что "чуждо тленья".
В стихотворении используется множество ярких образов и символов. Сон становится метафорой бренности жизни и иллюзорности земных забот. Прах символизирует тленность всего материального. Луч света — это просветление и духовное стремление, а мираж — недостижимый идеал, который, несмотря на свою иллюзорность, движет человеком вперёд. Эти образы придают стихотворению особую глубину и выразительность, подчеркивая центральные идеи автора.
Структура стихотворения логично развивает основные темы через последовательность строф. В каждой из них автор приводит новые аргументы и образы, усиливая впечатление от общей идеи. Ритм и мелодика текста подчёркивают его философскую направленность, помогая читателю сосредоточиться на смысле строк.
Ключевые строки стихотворения, такие как "Но есть одно, что повторится..." и "И жажда жгучая святынь, которых нет", подчёркивают главные идеи Минского о вечности духовных стремлений и недостижимости идеала. Автор акцентирует внимание на том, что даже в условиях неизбежной смерти и тленности всего земного человек продолжает мечтать, стремиться и искать. Именно это делает его уникальным и бессмертным в духовном смысле.
Стихотворение "Как сон, пройдут дела" тесно связано с философскими взглядами Николая Минского, который считал, что преодолеть страх смерти можно через обращение к духовному и высшим ценностям. Он призывал к созданию нового религиозного мифа, который помог бы человеку обрести внутреннюю свободу и смысл жизни. Эта идея прослеживается в строках о том, что истинное бессмертие заключается в стремлении к "несуществующему и вечному".
Минский в этом стихотворении поднимает вопросы, которые волнуют человечество на протяжении веков. Его размышления о тленности и вечности, о стремлении к идеалу и духовной трансценденции продолжают оставаться актуальными и в наши дни. Стихотворение "Как сон, пройдут дела" — это не только философская медитация, но и гимн человеческому духу, его силе и стремлению к высшему смыслу.
2. Прочитайте стихотворение II. Минского «Посвящение» («Я цепи старые свергаю...»). Что сближает его проблематику и стиль с основными установками «мэонизма» и религиозно-философского течения отечественного символизма в целом? Дайте развёрнутый устный ответ.
Стихотворение Николая Минского "Посвящение" выражает идеи освобождения, духовного поиска и стремления к абсолютной свободе, что делает его близким к основным установкам монизма и религиозно-философского течения русского символизма.
Основной мотив стихотворения — освобождение от прежних привязанностей и стремление к новому, свободному состоянию духа. Уже в первых строках поэт провозглашает: "Я цепи старые свергаю, / Молитвы новые пою". Здесь явно выражена идея разрыва с прошлым, отказа от устаревших догм и поиска нового пути, что перекликается с концепцией монизма, утверждающего единство всего сущего и необходимость обновления через внутреннее духовное прозрение.
Духовное освобождение достигается через страдание и пустоту, что также характерно для символистской поэзии. Минский пишет: "Ты жизнь мою опустошила, / Чтоб я постичь свободу мог". Здесь видна идея символистов о том, что только через страдание и жертвенность можно прийти к истине и обрести высшее понимание. Свобода становится не просто состоянием, а экзистенциальным переживанием, достигаемым через отказ от земных удовольствий и привязанностей.
Образ "далекой" и "свободной", к которой обращается лирический герой, может быть интерпретирован как идеал или высшая истина, недостижимая, но вдохновляющая. Это символический образ, который одновременно является источником страдания и духовного подъема. Подобные образы характерны для религиозно-философского течения символизма, где духовное совершенство и единство с высшим началом воспринимаются как конечная цель.
Заключительные строки "Я — вечно твой, а ты — ничья" выражают идею парадоксального освобождения. Герой находит свободу в служении высшему идеалу, который сам по себе не принадлежит никому. Этот мотив также характерен для символизма, где свобода понимается не как индивидуальное достижение, а как единство с бесконечным.
Таким образом, проблематика стихотворения "Посвящение" связана с ключевыми идеями русского символизма — стремлением к духовному обновлению, преодолением земной привязанности через страдание и поиском высшего смысла. Стиль Минского, насыщенный символическими образами и глубокими философскими размышлениями, также находит отклик в установках монизма и религиозно-философского течения отечественного символизма.
3. Познакомьтесь со стихотворением 3. Гиппиус «Любовь — одна». Есть ли связь его проблематики с учением Вл. Соловьева о Софии? Привлеките для сравнительною анализа текст статьи Вл. Соловьева «Смысл любви». Дайте развернутый устный ответ.
Стихотворение Зинаиды Гиппиус «Любовь — одна» и статья Владимира Соловьёва «Смысл любви» тесно связаны в своей проблематике, поскольку оба произведения обращаются к идее любви как вечного и неизменного начала, отражающего глубокую философскую и духовную сущность.
В стихотворении Гиппиус подчёркивается абсолютная уникальность любви: «Любовь одна, всегда одна». Это утверждение коррелирует с концепцией Соловьёва, который в своей статье «Смысл любви» рассматривал любовь как путь к единению с высшим началом и выражение божественного замысла. Для Гиппиус любовь — неизменный и единственный источник силы, жизни и глубины: «Лишь в неизменном — бесконечность, / Лишь в постоянном — глубина». В этих строках можно увидеть перекличку с идеей Соловьёва о том, что истинная любовь соединяет временное с вечным, преодолевая границы материального мира.
Соловьёв писал, что любовь раскрывает в человеке его божественную сущность и даёт возможность соединиться с Абсолютом. Это проявляется и в финальных строках стихотворения Гиппиус: «Любовь одна, как смерть одна». Здесь любовь уравнивается со смертью как неизбежным и вечным явлением, что также перекликается с учением Соловьёва о том, что любовь выходит за пределы человеческой жизни, становясь проводником к вечности.
Структурная схожесть произведений выражается в их акценте на духовной основе любви. Соловьёв видел в любви путь к совершенствованию и преображению души, а Гиппиус описывает любовь как неизменную силу, которая делает жизнь осмысленной и направляет человека к вечности.
Таким образом, стихотворение Гиппиус и статья Соловьёва объединяет философский подход к любви как к высшему духовному принципу, который связывает временное и вечное, индивидуальное и божественное. Оба автора подчёркивают, что любовь не терпит измен и временности, а является вечным источником глубины и смысла.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением