Ответы на вопросы на стр.134 Часть 1 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Анализируя текст сказки, докажем, что справедлива мысль С. Я. Маршака: слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое слово.
Анализируя текст «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина, можно увидеть, как поэт использует простые и выразительные слова, создавая яркие образы и передавая глубокие эмоции. Его язык доступен и понятен, что позволяет читателям с раннего возраста ценить красоту и силу русского слова.
Например, в описании встречи царя Салтана с царицей и князем Гвидоном Пушкин использует простые, но емкие выражения, передающие радость и волнение:
«Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.»
Эти строки демонстрируют, как простые слова могут создавать живые и трогательные сцены, учат нас ценить искренность и эмоциональность в языке.
Кроме того, Пушкин мастерски использует ритм и рифму, что делает его сказки мелодичными и легко запоминающимися. Это способствует развитию чувства языка и эстетического восприятия у читателей с малых лет.
Таким образом, творчество Пушкина, в частности его сказки, помогает нам с детства научиться ценить чистое и простое слово, понимать красоту и богатство русского языка.
Что делает сказку А. С. Пушкина похожей на фольклорную?
Сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» обладает чертами, сближающими её с фольклорными произведениями. Прежде всего, это использование традиционных сказочных сюжетов и мотивов, таких как чудесное спасение героев, волшебные превращения и торжество справедливости. Кроме того, Пушкин применяет характерные для народных сказок стилистические приёмы: повторения, ритмичность и особую лексику, что придаёт произведению напевность и лёгкость восприятия. Наличие типичных персонажей — царей, князей, волшебных существ — также усиливает сходство с фольклорными источниками.
Найдем в тексте постоянные эпитеты, сравнения, выражения.
В «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина присутствуют многочисленные постоянные эпитеты, сравнения и выражения, характерные для фольклорных произведений. Эти художественные средства придают повествованию особую выразительность и помогают создать яркие образы.
Постоянные эпитеты:
«чудный остров»;
«синее море»;
«златоглавый город»;
«красная девица»;
«добрый молодец».
Сравнения:
«выступает, будто пава»;
«словно реченька журчит»;
«как раз их унимает».
Выражения:
«в синем небе звезды блещут»;
«в синем море волны хлещут»;
«царь недолго собирался»;
«веселый пир пошел».
Посоветуйтесь друг с другом и объясните, как вы понимаете слова М. Горького об А. С. Пушкине: «Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу».
Максим Горький отмечал, что Александр Пушкин «украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменными их смысл и силу». Это высказывание подчеркивает, что Пушкин, обратившись к народному творчеству, сумел сохранить его глубинное содержание и мощь, одновременно обогатив художественной выразительностью.
Пушкин активно использовал сюжеты и образы из фольклора, придавая им литературную форму. Он сохранял основные мотивы и идеи народных сказок, таких как борьба добра со злом, справедливость и мудрость, при этом обогащая их своим поэтическим мастерством и языковой изысканностью. Таким образом, Пушкин донес до читателей красоту и глубину народного творчества, не искажая его сути.
Примером такого подхода является «Сказка о рыбаке и рыбке», где Пушкин берет за основу народный сюжет и, сохраняя его основную идею, придает повествованию уникальный художественный стиль. Это позволяет читателям не только наслаждаться литературным произведением, но и ощущать связь с народной культурой и ее ценностями.
Выучи наизусть любой отрывок из сказки А. С. Пушкина.
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
«Что я? царь или дитя? —
Говорит он не шутя: —
Нынче ж еду!» — Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва, едва трепещет,
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
«Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда».
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкой:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешечек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале — торопливо
Смотрят — что ж? княгиня — диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой...
Чтобы выучить этот отрывок наизусть, рекомендуется:
Разделить текст на части: разбейте отрывок на несколько логических частей или строф, чтобы облегчить запоминание.
Понимание содержания: внимательно прочитайте каждую часть, осмыслите сюжет и действия персонажей, чтобы лучше запомнить последовательность событий.
Повторное чтение вслух: читайте каждую часть вслух несколько раз, обращая внимание на ритм и интонацию, что поможет закрепить текст в памяти.
Запись по памяти: после нескольких прочтений попытайтесь воспроизвести текст по памяти, записывая его на бумаге. Затем сравните с оригиналом и исправьте ошибки.
Использование ассоциаций: создавайте визуальные образы или ассоциации для ключевых моментов текста, чтобы облегчить запоминание.
Регулярные повторения: повторяйте выученные части ежедневно, постепенно добавляя новые, чтобы обеспечить долговременное запоминание.
Ритмичное проговаривание: учитывая поэтическую форму отрывка, проговаривайте его в ритме, что поможет лучше запомнить последовательность слов и строк.
Похожие решебники
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением