Ответы на вопросы на стр.14-15 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 14 1.1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 14
1.
1. Каковы исторические причины особого развития русской классической литературы? Почему к ней нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе?
Исторические причины особого развития русской классической литературы:
• Классовая борьба в обществе. В XIX веке происходил переход от феодального к капиталистическому строю.
• Отсутствие буржуазной революции. В России в XIX веке не произошла буржуазная революция, которая бы придала быстрое развитие капиталистическим отношениям в экономике.
• Большая власть помещичьего класса и роль самодержавия. Даже после проведения реформы 1861 года сохранилось много остатков крепостничества.
• Обнищание народа и чудовищная его эксплуатация. Господствующие классы испытывали противоречия.
• Рост недовольства зависимых от России народов. Народные массы приходили к необходимости освободительной борьбы.
К русской классической литературе нельзя без оговорок применять термины, характеризующие историко-литературный процесс на Западе, потому что не существует полного равенства литературных временных отрезков с какой-нибудь художественной тенденцией. Например, писатель эпохи романтизма мог писать классические или реалистические произведения. Литературный процесс в России нельзя представить как сосуществование разных литературных направлений.

2. Какие этапы можно выделить в развитии реализма в русской литературе XIX века? Чем они различаются?
В развитии реализма в русской литературе XIX века выделяют два этапа:
1. Литература первой половины XIX века. Её отличают поиск художественной формы, собственного языка и литературного стиля, создание ёмких и ярких художественных образов, а также сравнительно небольшие по объёму произведения, при этом обладающие художественной полнотой.
2. Вторая половина XIX века (примерно с 1840-х годов). Этот этап отличается усилением социально-аналитических тенденций. Авторы стремятся объяснить поступки общества, осветить общество в полной мере, поэтому произведения, созданные в этот период, отличаются масштабностью и большим объёмом.
Различие этапов заключается в том, что на первом этапе акцент делается на создании кратких произведений с высокой художественной силой, поиске собственного литературного языка и ярких образов, а на втором – на усилении социально-аналитических тенденций, стремлении объяснить поступки общества и осветить его в полной мере.

Повторение изученного. Стр.14
1. В каких изученных вами произведениях писателей первой четверти XIX века можно обнаружить вмешательство благих или враждебных потусторонних сил в судьбы героев?
Действие потусторонних сил в сюжетах, судьбах героев присутствует во многих литературных сочинениях писателей, написанных в начале XIX столетия:
• в балладе В.А. Жуковского «Светлана»;
• в стихотворении А.С. Пушкина «Бесы»;
• в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»;
• в повестях Н.В. Гоголя «Вий», «Портрет»;
• в цикле рассказов Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2. Укажите прочитанные вами произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий.
Произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, изображающие судьбы конкретных людей на фоне масштабных исторических событий:
1) Пушкин:
• «Капитанская дочка» – история любви Петра Гринева и Маши Мироновой на фоне событий пугачевского восстания;
• «Полтава» – историческая драма о Полтавской битве и судьбе Петра I.
• «Медный всадник» – поэма о наводнении в Петербурге в 1824 году и судьбе Евгения Онегина.
2) Гоголь:
• «Тарас Бульба» – историческая повесть о казаках Запорожской Сечи в XVII веке;
• «Ревизор» – комедия о взяточничестве в России в первой половине XIX века; «Мёртвые души» – поэма о России в эпоху Николая I.
3) Лермонтов:
• «Герой нашего времени» – роман о Печорине, человеке эпохи разочарования и безвременья;
• «Бородино» – стихотворение о Бородинской битве и подвиге русского народа;
• «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – баллада о конфликте между Иваном Грозным и купцом Калашниковым.
3. Приведите примеры литературных произведений первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей.
Литературные произведения первой трети XIX века, в которых авторская позиция основана на христианской системе нравственных ценностей.
• А. Островский «Гроза»;
• Е. Баратынский «Отрывок», «Ахилл», «Молитва»;
• А. Пушкин «Пророк»;
• М. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива», «Выхожу один я на дорогу».
4. Расскажите об эволюции русского реализма, используя материалы учебника и дополнив их собственными примерами из знакомых вам произведений русской литературы XIX века.
В эволюции русского реализма выделяют два основных этапа:
1. Первая половина XIX века. Отличается поиском литературных форм и стилей, попытками создать масштабные ёмкие художественные образы в сравнительно небольших объёмах произведений. Примеры: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1838 год), комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» и роман А. С. Пушкина «Дубровский».
2. Вторая половина XIX века (примерно с 1840-х годов). Основные черты этого этапа: усиление тенденций к социальному анализу и создание масштабных, многотомных произведений об обществе в целом и конкретных поступках каждого. Примеры: четырёхтомный роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» (1865 – 1869 годы), социально-психологический роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (1865 – 1866 годы), роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева (1860 – 1861 годы).

Для индивидуальной работы. Стр. 15
1. Подготовьте сообщение «Реализм как художественное направление», опираясь на материалы справочных изданий и статьи учебников для 9—10 классов. Включите в него примеры из произведений Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Сообщение
Реализм как художественное направление
Реализм – это направление в литературе и искусстве, основной целью которого является правдивое воспроизведение действительности.
Основные черты реализма:
• изображение жизни в образах, соответствующих действительности, исторически конкретного общества, эпохи;
• реальность – средство познания мира;
• важность отражения реальных деталей интерьера, пейзажа, внешности;
• конкретика образов и создание типов («маленький человек», «лишний человек», «новый человек»);
• в центре внимания конфликт героя и общества.
Например, басни И.А. Крылова «Муха и дорожные», «Обезьяна» и другие показывают критическое изображение быта и морали, отношение к крестьянам. Также большое значение имели басни, затрагивающие вопросы общественно-политического характера: «Волк на псарне», «Собачья дружба» и другие.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» отражает черты реализма, так как в ней автор демонстрирует описание реальных характеров и поступков, интерьеров и портретов эпохи. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» является примером реализма, так как в нём классическая история любви и важнейший документ эпохи. Герою романа – блестящему столичному франту Онегину – кажется, что он многое видел, многое знает, оттого в свои 26 лет высокомерен и разочарован.
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является связующим звеном между двумя литературными направлениями: романтизмом и реализмом, поэтому содержит в себе черты реализма.
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» и повесть «Шинель» являются примерами критического реализма. В «Ревизоре» автор критически относится к чиновникам, демонстрирует описание реальных характеров и поступков, интерьеров и портретов эпохи. В «Шинели» жизнь «маленького человека» Акакия Акакиевича, оборвавшаяся из-за непонимания и жестокости общества, демонстрирует одну из важнейших черт реализма – конфликт героя и общества.
2. Составьте таблицу, отражающую этапы европейского литературного процесса от реализма Возрождения через барокко к классицизму, просветительству, сентиментализму, романтизму и критическому реализму. Впишите в неё названия наиболее значительных литературных произведений европейской литературы, созданных в рамках каждого этапа.
Этапы европейского литературного процесса
Этап Произведения
Реализм Возрождения Бокаччо «Декамерон», Уильям Шекспир «Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта»; Франческо Петрарка стихи о Лауре, «Триумфы», «Письма без адреса»; Сервантес «Дон Кихот»
Барокко Мильтон «Потерянный рай», «Возвращение в рай», «Самсон-борец»; Тирсо де Молина «Севильский озорник, или каменный гость»; Кальдерон «Жизнь есть сон»
Классицизм П. Корнель «Медея», «Гораций», «Цинна, или Милосердие Августа», «Смерть Помпея», «Эдип», «Сурена, или Парфянский полководец», «Атилла, царь гуннов» и др.; Ж. Расин «Александр Великий», «Андромаха», «Митридат», «Федра» и др.; Ж. Лафонтен, басни; Ж.-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик», «Мизантроп», «Скупой», «Плутни Скапена», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной»; Ф. Ларошфуко «Размышления, или Моральные изречения и максимы»; И.В. Гёте «Эгмонт», «Ифигения и Тавриде», «Торквато Тассо»; И.К.Ф. Шиллер «Кубок», «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др.
Просветительство Джон Локк «Опт о человеческом разуме»; Дж. Смоллетт «Путешествие по Франции и Италии»: Вольтер «Кандид»; Карл Моор «Разбойники»; Дж. Свифт «Путешествия Гулливера
Сентиментализм Джеймс Томсон «Времена года»; Эдвард Юнг «Мысли об оригинальном творчестве»; Томас Грей «Элегия, написанная на сельском кладбище»; Оливер Голдсмит «Векфильдский священник»; Лоренс Стерн «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие мистера Йорика по Франции и Италии»
Романтизм Шатобриан «Гений христианства», «Атала», «Рене»; Жермена де Сталь «Дельфина», «Корина, или Италия»; Мюссе «Исповедь сына века»; В. Гюго «Собор Парижской богоматери»; Жорж Санд «Орас», «Консуэло»; Колридж «Старый моряк», «Кристабэль»; Байрон «Восточные поэм», «Манфред»; В. Скотт «Айвенго»; Новалис «Гиацинт и роза», «Генрих фон Офтердинген»
Критический реализм Стендаль «Красное и чёрное»; Бальзак «Шагреневая кожа», «Отец Горио», «Блеск и нищета куртизанок»; Проспер Мериме «Кармен»; Теккерей «Ярмарка тщеславия»; Чарльз Диккенс «Очерки Боза», «Приключения Оливера Твиста», «Мартин Черзльвит»

3. Опираясь на материал 9 класса и дополнительные источники, подготовьте сообщение о спорах «романтиков» с «классиками» в среде русских писателей и литературных критиков первой половины XIX века. Покажите, как в этих спорах определялись национальные черты русского реализма.
В первой половине XIX века в русской литературе развернулось противостояние между романтизмом и классицизмом. Классицизм основывался на идеалах античности, порядке и рациональности, в то время как романтизм оспаривал эти нормы, акцентируя внимание на индивидуальности, эмоциях и свободе творчества.
Споры между романтиками и классиками затрагивали не только эстетические вопросы, но и философские категории, касающиеся человеческой природы и места искусства в обществе.
Национальные черты русского реализма определялись в этих спорах следующим образом:
• Отходя от «однообразия» классицизма, авторы-романтики видели, как он далёк от демонстрации реальной человеческой жизни. Они стремились отобразить человека и мир во всём реальном многообразии его движений.
• Романтики расширяли жанровое разнообразие, что помогло с приходом реализма появлению житейских жанров и тематик.
• Укрепление понятия «народность» и усиление интереса к национальной истории способствовало развитию такой черты реализма, как желание отразить реальных личностей, реальные пейзажи, интерьеры, соответствующие той исторической эпохе, о которой создано произведение.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением