Ответы на вопросы на стр.147-148 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 147-1481. Какие жанры произведений Л. С. Пушкина вам особенно нравятся: лирические, лиро-эпические (поэмы, баллады), драматические (трагедии),...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 147-148
1. Какие жанры произведений Л. С. Пушкина вам особенно нравятся: лирические, лиро-эпические (поэмы, баллады), драматические (трагедии), повесть, роман?
Подготовьте развернутый ответ по данному ниже плану.
1) Род литературы и жанр, который вам больше по душе. Почему? Что вас в нём привлекает, каковы его особенности?
2) Расскажите о любимом вами жанре у Пушкина: какие произведения в этом жанре вы читали; какое место в эволюции жанра у Пушкина занимает прочитанное вами произведение? В чём его содержательно-формальная новизна? Каковы итоги развития любимого вами жанра?
Мой любимый жанр А.С. Пушкина
Мне особенно нравятся лирические жанры произведений А.С. Пушкина. Они служат для изображения чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния. Внешняя жизнь подаётся субъективно, через восприятие лирического героя. Лирика имеет особую языковую организацию (ритм, рифма, размер).
Привлекают меня лирические стихотворения Пушкина, например: «К**», «Пророк», «К Чаадаеву», «19 октября», «Зимнее утро», «Вольность» и другие. Они передают глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнуты настроениями грусти, светлой печали.
Также мне нравится лиро-эпический жанр романа «Евгений Онегин» Пушкина. Он сочетает в себе элементы лирики и эпоса: в произведении есть лирические отступления от автора-рассказчика, которые подчёркивают лиричность романа, а главы – его эпичность.
«Евгений Онегин» занимает особое место в эволюции жанра романа. Он ознаменовал переход от романтической поэмы к роману в стихах. Произведение А. С. Пушкина – первый русский роман в стихах, который соединял в себе прозу и поэзию, эпическое и лирическое начало.
Содержательно-формальная новизна романа заключается в том, что в нём наблюдается единство лирического героя и автора-повествователя. За счёт этого создаётся уникальный и в высшей мере реалистичный мир произведения, но при этом он также пронизан душевными переживаниями и самого автора, и героев романа.
Новым является антитрадиционность композиции. В тексте нет ни начала (ироническое «вступление» находится в конце седьмой главы), ни конца: за открытым финалом следуют отрывки из «Путешествия Онегина», возвращающие читателя сперва в середину фабулы, а затем, в последней строчке, — к моменту начала работы автора над текстом.
В романе отсутствуют традиционные признаки романного сюжета и привычных героев. Все виды и формы литературности обнажены, открыто явлены читателю и иронически сопоставлены друг с другом, условность любого способа выражения насмешливо продемонстрирована автором.
Также является новшеством множественность точек зрения, представленная в романе. Они выражаются автором-повествователем и персонажами, и происходит совмещение противоречий, возникающих при столкновении различных взглядов на один и тот же предмет.
В романе зеркальная композиция. Сначала Татьяна влюбляется в Евгения и отвергается им, потом, наоборот, Евгений признаётся Татьяне в своих чувствах и получает отказ.
Уникальной является «Онегинская строфа». В мировой поэзии отсутствуют её прямые аналоги, что позволяет судить об оригинальности изобретённой Пушкиным формулы.
В романе представлен синтез языковых стилей, что также является новым словом в жанре романа. Он объединяет культуру литературного «дворянского» языка с живой русской речью.
Итоги развития жанра заключаются в том, что поэт мастерски обыграл свой новаторский жанр, создав истинно реалистический роман, который открыл в своё время дорогу новой литературе. «Евгений Онегин» положил начало русскому стихотворному роману.
2. Какие лирические маски можно выделить в ранней лирике Пушкина, если прочитать стихотворения: «К другу стихотворцу», «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском Селе», «Городок», «Батюшкову» («В пещерах Геликона...»), «К Пущину» («Любезный именинник...»), «Мечтатель», «К Дельвигу» («Послушай, муз невинных...»), «Певец», «Желание»?
В ранней лирике Пушкина можно выделить следующие лирические маски:
• Мечтательный, грустный поэт. Например, в стихотворении «Певец» («Слыхали ль вы за рощей глас ночной…»).
• Наставник, опытный человек, который испытал всю глубину любовных страданий в стихотворении «Мечтатель».
• Отшельник, странник в стихотворении «Городок».
• Философ резвый и пиит, парнасский счастливый ленивец, харит изнеженных любимец, наперсник милых аонид в стихотворении «Батюшкову».
• Весёлый и беспечный гуляка в стихотворении «Пирующие студенты».
• Поэт-наставник, который делится своим опытом и предупреждает о возможных разочарованиях в стремлении к поэтической славе. Такую лирическую маску можно выделить в стихотворении «К другу стихотворцу».
• Автор. В стихотворении А.С. Пушкина «И.И. Пущину» можно выделить лирическую маску самого автора, который выступает главным и единственным лирическим героем произведения. Через воспоминания о визите Пущина и молитву за него Пушкин показывает свою преданность и веру в силу дружбы.
• Современник-очевидец, совершающий прогулку по территории Царского Села и наслаждающийся его великолепием. Его глазами описываются знаковые события русской истории и вдохновляющие его победы в стихотворении «Воспоминания в Царском селе».
• Поэт, признающийся в своих творческих переживаниях и опыте в стихотворении «К Дельвигу».
• Молодой человек, страдающий от неразделённой любви в стихотворении «Желание».
3. Какую роль играет образ автора в поэме «Руслан и Людмила»?
Образ автора в поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина играет важную роль: он отражает душевный и поэтический опыт автора, который служит полем обобщения литературного смысла эпохи.
Автор не просто рассказывает о приключениях героев, но и выражает своё отношение к ним: сочувствует испытаниям, выпавшим на долю Руслана и Людмилы, посмеивается над трусостью Фарлафа, искренне радуется торжеству Руслана над Черномором.
Кроме того, образ автора позволяет осмыслить литературную историю эпохи сквозь призму собственного поэтического опыта. Повороты сюжета отражают историю литературных форм, воплощённую в значимых персоналиях
4. Как вы понимаете стихотворение «Свободы сеятель пустынный...» в свете духовного кризиса Пушкина 1823 года?
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» Александра Пушкина можно рассматривать в контексте его духовного кризиса 1823 года. Он был связан с разочарованием в политических и общественных идеях того времени.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что благие устремления к свободе не всегда находят отклик среди масс. Пушкин выражает горькое разочарование тем, что народ не готов к свободе и предпочитает рабскую покорность. Поэт противопоставляет свои благие мысли и труды инертности народов, которые не способны пробудиться и воспользоваться «дарами свободы».
Символизм «сеятеля» в стихотворении отражает разочарование поэта в своих ранних политических и социальных идеалах. Он сравнивает себя с сеятелем, который вышел «рано, до звезды» (то есть до того, как общество было готово к переменам).
Критика покорных народов в произведении показывает, что Пушкин горько высмеивает пассивность и покорность «мирных народов», которые, по его мнению, не способны воспринять и понять ценности свободы.
Личное разочарование и духовный кризис в стихотворении связаны с утратой поэтом веры в возможность быстрого и реального изменения общества. Он осознаёт, что его ранние мечты о свободе и прогрессе не могут быть реализованы в текущих условиях.
5. Объясните, почему стихотворение «Погасло дневное светило...» считается образцом романтической лирики Пушкина.
Стихотворение Александра Пушкина «Погасло дневное светило...» считается образцом романтической лирики благодаря нескольким характерным чертам, присущим романтическому направлению в литературе:
1. Мотив одиночества и бегства. Лирический герой ощущает тоску по далёким «волшебным краям», оторванным от его родины, и ищет утешения в путешествии, бегстве от прежней жизни и разочарований.
2. Природа как отражение душевного состояния. Океан, ветер, туман создают атмосферу бесконечного движения и волнений, которые соответствуют эмоциональному состоянию лирического героя.
3. Ретроспекция и воспоминания. Лирический герой погружён в воспоминания о своей юности и «безумной любви», которые вызывают у него тоску и сожаление.
4. Разочарование в жизни. Герой осознаёт, что всё, что когда-то казалось ему важным – юные увлечения, любовные страсти и надежды – оказались обманом.
5. Стремление к новым горизонтам. В финале стихотворения герой выражает стремление к новым впечатлениям и новым местам: «лети, корабль, неси меня к пределам дальним».
Кроме того, стихотворение характеризуется меланхолическим настроением, изысканным языком и образами, создающими атмосферу романтической тоски и возвышенных размышлений.
6. Что вы знаете о поэмах Л. С. Пушкина? Кто их герои? Какова композиция южных романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы»: роль предыстории героя, значение темы «бегства» и «отчуждения», мотива «возвращения» героя в прежнее общество? Как композиция выявляет проблематику поэмы? Раскройте конфликт поэмы «Медный всадник».
Герои южных романтических поэм Пушкина «Кавказский пленник» и «Цыганы»:
• В «Кавказском пленнике» – Пленник, «отступник света, друг природы», «жертва страстей» и пламенный искатель свободы. Он отвергнут обществом и сам отвергает его.
• В «Цыганах» – Алеко, который бежит из неволи душных городов, разочарован в светской жизни и не удовлетворён ею. Ему кажется, что своё счастье он найдёт в простой патриархальной обстановке, среди свободного народа, не подчиняющегося чуждым ему законам.
Композиция поэм:
• В «Кавказском пленнике» предыстория героя развёрнута в жизни Пленника до бегства, что показывает идеальный момент сопричастности с жизненным целым.
• Тема бегства в обеих поэмах реализуется дважды: герой покидает «родной предел» из-за пресыщения светской жизнью, разочарования в дружбе и любви. Целью бегства в «Кавказском пленнике» является достижение свободы, но итогом становится потеря физической свободы: герой оказывается в плену и ожидает смерти как избавления.
• В «Цыганах» сюжет двойного бегства разрешается «трагическим равновесием»: романтический герой обречён на «вечное» бегство из «замкнутого пространства» в поисках счастья и лучшей доли. Однако жизнь цыган и «неудачное» бегство героя доказывают простую, но фундаментальную мысль: мир есть «замкнутое пространство», и человек не сможет избежать ударов судьбы, ему остаётся одно – встретить их достойно.
Проблематика поэм:
• В «Кавказском пленнике» сюжет отражает конфликт между ложной цивилизацией и первобытной природой, между страстями, «истребляющими» чувства, и полнотой жизнеощущения.
• В «Цыганах» проблематика связана с руссоистско-байронической идеей о превосходстве «естественного» общества над цивилизованным. Конфликт приобретает отчётливо выраженный трагический характер, а идеал свободы оказывается недосягаем. Разочарование испытывает не только герой, но и сам автор. Причина трагедии лежит не столько в личности, сколько вне её, в природе людей вообще, к какому бы обществу они ни принадлежали – цивилизованному или «естественному»
Конфликт поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» –.противоречие между интересами личности и государства.
В центре произведения несколько эпизодов, составляющих центральный конфликт:
• Между мирной и бунтующей стихией, с одной стороны, и её грозным укротителем Петром I, с другой.
• Между громадной империей, олицетворенной в памятнике самодержцу, и бедным незначительным чиновником, почти незаметным человеком.
Конфликт принимает неразрешимый, трагический характер, поскольку в нём нет места милости. Примирение стихий, государственных и частных интересов невозможно: стороны враждебны друг другу и не могут найти согласия.
7. Почему Л. С. Пушкин дал поэме «Медный всадник» подзаголовок «Петербургская повесть»?
Александр Пушкин дал поэме «Медный всадник» подзаголовок «Петербургская повесть», чтобы подчеркнуть местный колорит сюжета и его реалистичность.
Определение «петербургская» должно было указать на то, что описанные события происходили в Петербурге, и обозначить типичность описываемого события, его приземлённость.
8. Как сочетаются в стихотворениях «Отцы пустынники и жены непорочны...» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» христианские и светские мотивы?
В стихотворении «Отцы пустынники и жёны непорочны…» А.С. Пушкина христианские и светские мотивы сочетаются следующим образом: текст композиционно делится на две части – авторское лирическое рассуждение о вдохновляющей молитве и переложение молитвы св. Ефрема Сирина. При переводе перед поэтом встали значительные стилистические проблемы, так как русская поэтическая культура начала XIX века не была нерасторжимо связана с религиозным контекстом, и поэтическое словоупотребление отличалось от словоупотребления в религиозных, церковнославянских текстах. Однако Пушкин сумел слить религиозное содержание с традиционно поэтическим, характерным для светской культуры.
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» христианские и светские мотивы сочетаются так: поэт утверждает царственный статус поэзии и её религиозное значение, обращаясь к Богу и устанавливая связь между своим делом и делом Христа. В сознании поэта слово «нерукотворный» было связано с легендой о происхождении Образа Спаса Нерукотворного, которая могла вызвать аналогию с чудом поэтического творчества: поэт оставляет свой образ в творениях, как Христос Свой лик – на полотне.
9. В чём стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» продолжает тему поэтического творчества, известную по другим стихотворениям Л. С. Пушкина, и в чём не согласуется с ними? Сравните, например, со стихотворениями «Поэт» («Пока не требует поэта...»), «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт! не дорожи любовию народной...»), «Эхо».
Сравните строки других стихотворений о поэтическом служении (например: «Поэт! не дорожи любовию народной...») со строками «Памятника» (например: «К нему не зарастёт народная тропа...»).
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» продолжает тему поэтического творчества, известную по другим стихотворениям Пушкина, в том, что в нём поэт подводит итог своего творческого пути и с достоинством говорит о заслугах перед потомками. Он подчёркивает непреходящее значение своей поэзии и её независимость от изменчивых вкусов и моды.
Не согласуется с другими стихотворениями Пушкина в том, что в нём автор выражает мысль о преодолении смерти через поэзию: вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией. В других стихотворениях Пушкина, например «Поэт и толпа» и «Поэту», речь идёт о взаимоотношениях поэта и толпы, а также о свободе творчества.
Таким образом, «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» фокусируется на проблеме поэтической славы и бессмертия, в то время как другие произведения Пушкина посвящены вопросам о месте поэта в обществе и свободе творчества.
Сравнение стихотворений о поэтическом служении: в стихотворении «Поэт! не дорожи любовию народной…» Пушкин выражает мысль о том, что народная любовь может ассоциироваться в сознании поэта с образом толпы, а в «Памятнике» («К нему не зарастёт народная тропа») – о том, что народная тропа к поэту не зарастёт, так как он выполнил свой долг перед народом, служа России, защищая передовые идеи своего времени, пробуждая людские сердца и изображая подлинную правду жизни.
10. Почему А. С. Пушкин назвал трагедию «Борис Годунов» «истинно романтической»?
А.С. Пушкин назвал трагедию «Борис Годунов» «истинно романтической», потому что произведение считается образцом народной драмы в духе Шекспира…
Как и Шекспир, Пушкин смешивает стихотворную и прозаическую речь. Внутри стихотворной речи рифмованный стих соседствует с белым стихом. Стихотворные размеры меняются со смелостью, дозволенной только гению.
Также в трагедии широко представлена русская народная речь. Она отражает «лукавую насмешливость ума», присущую русскому народному складу.
11. Как изображён народ в трагедии «Борис Годунов»?
Народ в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» изображён как творец истории и подлинная основа государства. Без его поддержки бессильны и цари, и бояре.
С одной стороны, народ обладает безошибочным нравственным чутьём. Выразителями его в трагедии являются юродивый и Пимен-летописец. Например, народ не может простить Борису убийства младенца, а также гибели вдовы и сына Годунова.
С другой стороны, народ в трагедии политически наивен и беспомощен, легко передоверяет инициативу боярам. Например, в сцене на Красной площади, где впервые появляется народ, он растерян и не знает, кто будет править без царя.
В конце трагедии народ уже не таков: он сам принимает деятельное участие в событиях, не скрывая своей ненависти к царской семье.
12. Проблема «народного мнения» и мифологизация русской истории в сюжете трагедии. Как вы понимаете финальную ремарку трагедии: «Парод безмолвствует»?
Проблема «народного мнения» в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» заключается в том, что народное мнение глухо к истине и равнодушно к ней – для него важна польза и выгода. Реакция народной толпы показывает её внушаемость, готовность принимать любое мнение, следовать любому призыву.
Пушкин показывает, что простой народ органично неспособен к самостоятельному правлению: как только Годуновы свергнуты, народ становится прежней инертной массой, послушной начальству. В народной толпе «у каждого свой ум и толк»: одни жалеют сверженных Годуновых, другие злорадствуют. В результате народ оказывается неспособен к энергичному действию, даже когда на его глазах совершается явное преступление.
Мифологизация русской истории в трагедии проявляется в том, что иллюзия «природного», чудесно спасшегося царевича оказывается слишком могущественной, в том числе потому, что народ чувствует себя хозяином положения, властителем (пусть временным) Руси.
Финальная ремарка трагедии «Борис Годунов»: «Народ безмолвствует» –отражает паралич «народного мнения». Автор показывает, что простой народ инертен и неспособен к самостоятельному правлению: как только Годуновы свергнуты, он становится послушной начальству массой. В народной толпе «у каждого свой ум и толк»: одни жалеют сверженных Годуновых, другие злорадствуют. В результате народ оказывается неспособен к энергичному действию, даже когда на его глазах совершается явное преступление.
Также в этой реплике отразился ужас людей, ставших свидетелями только что совершённого преступления, безысходность ситуации, невозможность вырваться из замкнутого круга. И самое главное – нравственная оценка беззаконных деяний нового правителя.
13. На чём основан сюжет «Пиковой дамы»? Почему Ф. М. Достоевский назвал Германна «колоссальным» лицом и «петербургским» типом? Что хочет изменить Германн в мироустройстве? За что он наказан?
Сюжет повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» основан на реальной истории, которую автор услышал от своего приятеля, князя Сергея Голицына.
Голицын был заядлым игроком, но однажды проигрался по-крупному. Он обратился к родной бабке, графине Наталье Петровне Голицыной. Денег графиня не дала, но поведала внуку некий секрет, секретную выигрышную комбинацию, которую, живя в Париже, услышала от знаменитого афериста и игрока Сен-Жермена. Узнав от бабушки секретную комбинацию из трёх карт, князь поставил на них. Эта комбинация дала возможность отыграться Голицыну. Об этой истории он и рассказал Пушкину, она же и стала основой сюжета повести.
Я думаю, что Достоевский назвал Германа «колоссальным» лицом, потому что Достоевский использовал элементы пушкинского сюжета в своих романах «Игрок», «Бесы», «Преступление и наказание», «Идиот». Например, в романе «Игрок» превратил графиню в княгиню, Германа назвал Алексеем, Полиной сделал хорошо известную Лизу Пушкина. По мнению А. Бема, в «Игроке» дано поразительное описание «самоотравления фантазией»: «Иногда самая дикая мысль…до того сильно укрепляется в голове, что ее принимаешь за что-то осуществимое…», но ведь «дикой мыслью» назвал Достоевский и идею, завладевшую воображением Германа. Игра, как стихийное начало, захватила в свой круговорот главных действующих лиц произведения Достоевского, она же вовлекает в свой изничтожающий круг и героев Пушкина.
Для Германа Лиза была только средством к достижению «дикой мечты», а карты – средством разом укрепить свою независимость, выйти из того мучительного для его самолюбия состояния бедности, в которое его поставила судьба. Смерть графини не вызывает у него угрызений совести. И когда, казалось, его мечта уже осуществилась. Наступает развязка – карта Германа оказалась бита.
В «Игроке» Достоевский переосмысливает пушкинский сюжет. Страсть игры здесь призвана на службу страсти любви. Выигрыш должен дать ему то, что не дается ему внутренним духовным напряжением. Одним поворотом колеса хочет он выиграть любовь Полины. И в тот момент, когда счастье его оказалось осуществленным, когда Полина сама пришла к нему, ожидая от него нравственной поддержки, он, поддавшись «дикой мысли», ночью оставляет ее одну у себя в комнате, сам бежит в игорный дом и …выигрывает огромную сумму денег. Страсть игры вытесняет в душу Алексея Ивановича страсть любви. Он вернулся к Полине другим человеком. Уже в этот момент судьба Алексея Ивановича была решена. Однако в ослеплении он еще не понимает, что перед ним не прежняя гордая Полина, а надломленное существо, пришедшее к нему за защитой. Нов тот момент в нем была только страсть, и не было того, что оправдывает эту страсть, - не было любви. А наутро наступила развязка: Полина швырнула ему в лицо деньги и ушла. Так Достоевский в судьбе своего Алексея Ивановича истолковал трагический исход пушкинской «Пиковой дамы». Он нашел тот «нравственный центр», который осмыслил трагедию Германа.
Есть одна черта, которая сближает Алексея Ивановича со студентом Раскольниковым («Преступление и наказание»). Оба они пытаются поставить себя «по ту сторону морали». Ими руководит надуманная теория, в которой "посметь решиться" играет главную роль. «Да наплевать на них всех! Что я теперь? Zеро. Чем могу быть завтра? Я завтра могу из мертвых воскреснуть и вновь начать жить…»
Так протягиваются нити между героями двух одновременно созревавших замыслов Достоевского. «Преступник» Раскольников и «игрок» Алексей Иванович – оба стали жертвой самоотравления своей фантазией. «Дикая мысль какого-нибудь Германа» упала на подготовленную почву и «укрепилась» еще больше. Так «колоссальное лицо» Германа нашло в Достоевском своего неожиданного истолкователя.
Ф.М. Достоевский назвал Германна «петербургским» типом, потому что герой является типичным представителем петербургского мифа. Германн одержим идеей капитала и стремится достичь богатства и высокого социального статуса, что является характерной чертой петербургского пространства. Он происходит из семьи обрусевших немцев и расчётлив, что подчёркивается его немецким происхождением. Кроме того, в характере Германна сконцентрированы твёрдая воля, подавляющая честолюбие, сильные страсти и огненное воображение.
Таким образом, Германн представляет собой образ, характерный для петербургской атмосферы и мифа, что и позволило Достоевскому назвать его «петербургским» типом.
На мой взгляд, Герман является захотел изменить естественный ход событий. Он поддался искушению, поверил в тайну трёх карт и захотел во что бы то ни стало узнать её. Герман испугал старуху, и она умерла. Но его нисколько не смутила смерть графини, которая умерла по его вине. Герман был наказан сумасшествием именно за то, что по его вине произошла смерть человека, и за его алчность.
14. Какова роль фантастики в повести «Пиковая дама»?
Роль фантастики в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама» заключается в следующем:
• Придание интриги и повышение читательского интереса. С помощью фантастики автор показывает банальную историю о проигравшемся картёжнике и обманутой девушке с необычной стороны, привлекая внимание к мотивам поведения героев.
• Раскрытие психологии главного героя. С помощью фантастики Пушкин показывает всю низость Германна, глубину его морального падения, ведь даже появление призрака не заставило героя раскаяться.
• Создание атмосферы таинственности и загадочности. Фантастические мотивы, приобретая рациональное обоснование, лишаются своей невероятности, но, не будучи объяснёнными до конца, сохраняют у читателя ощущение загадочности.
15. Писатели и учёные утверждают, что Л. С. Пушкин — создатель русского литературного языка. Попробуйте обосновать эту точку зрения.
Утверждение, что Александр Пушкин – создатель русского литературного языка, подтверждается следующими фактами:
• И.С. Тургенев утверждал, что именно Пушкин «дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым».
• Академик В.В. Виноградов писал, что «в языке Пушкина вся предшествующая культура русского художественного слова не только достигла своего расцвета, но и нашла решительное преобразование».
• Доктор филологических наук Николай Васильев объяснял, что Пушкин считается основателем современного русского литературного языка тем, что, несмотря на почти двухсотлетнюю дистанцию между пушкинской эпохой и сегодняшним днём, литературная речь не претерпела принципиальных изменений в своих стилистических чертах, а словарный состав сохранил преемственность с предшествующим состоянием. По подсчётам Васильева, около 95% использованных Пушкиным слов сохранили актуальность.
• Николай Перцов отметил, что при Пушкине литературный язык приблизился к тому, на котором по-русски разговаривали в светских гостиных.
16. Какие идеи высказал Ф. М. Достоевский о национальном и мировом значении А. С. Пушкина? Как вы понимаете каждую из них? Дополните свои рассуждения словами других писателей и критиков об Онегине и Татьяне, известными из курса 9 класса. Каково ваше мнение о значении творчества Л. С. Пушкина для русской и мировой литературы?
Достоевский по достоинству оценил вклад Пушкина в культуру и определил его значение не только как художника, но и как мыслителя. Идеи Ф.М. Достоевского о национальном и мировом значении творчества Пушкина:
• Пророческое значение. Творчество Пушкина указало русскому человеку на его ментальную самобытность, самостоятельность духовного развития и, вместе с тем, – на его место в общеевропейском движении к «великой общей гармонии» и «братскому окончательному согласию всех племён по Христову евангельскому закону».
• Два важнейших национальных типа. Достоевский отметил у Пушкина тип духовного «скитальца», которому необходимо всемирное счастье, иначе он не успокоится (Алеко, Онегин), и тип женщины, выражающий высший нравственный идеал русского народа (Татьяна).
• Защита христианских идеалов народа. В скитаниях Онегина поэт отразил тоску самонадеянного интеллигента, «русского европейца», оторванного от родной почвы, не верящего в работу «на родной ниве».
• Всемирная отзывчивость Пушкина. В этой отзывчивости, по Достоевскому, состоит высшее проявление народности поэта. В сочинениях на европейские сюжеты Пушкин проявил способность духовно слиться с характером чужих наций и прежних эпох.
Вот ещё несколько высказываний других писателей и критиков об Онегине и Татьяне:
• В. Г. Белинский. Особенно выделил образ Татьяны, возвышая её: «Вся жизнь её проникнута той целостностью, тем единством, которое в мире искусства составляет высочайшее достоинство художественного произведения». По мнению критика, Татьяне следовало развестись со своим мужем, чтобы выйти замуж за Онегина, так как брак без любви является «профанацией чувства и чистоты женственности».
• Д.И. Писарев. Критик писал, что образ Онегина никчёмный, а роман бесполезный и не представляет никакого интереса или значимости. В Татьяне он увидел существо, чьё сознание испорчено чтением романтических книжек, с болезненным воображением, без каких-либо достоинств.
• И.А. Гончаров. Оставил положительный отзыв о романе, продолжая идеи Белинского о Пушкине как отце реалистического русского искусства. Особое внимание он уделил сёстрам Лариным, видя в них два типа русских женщин: «Один – безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой – с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности… Пушкинские Татьяна и Ольга как нельзя более отвечали своему моменту»
Значение творчества А. С. Пушкина для русской и мировой литературы заключается в следующем:
Для русской литературы Пушкин стал основоположником нового литературного языка. Он освободил «книжный» язык от условных стилистических и жанровых канонов и разграничений. Лексические нормы, конструкции и обороты, применявшиеся поэтом, стали прочным фундаментом для современного русского языка.
В мировой литературе творчество Пушкина косвенно оказало влияние. Он проложил дорогу литературе Гоголя, Тургенева, Достоевского и Чехова, которая по праву считалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Пушкинский стиль, его широта познаний, философская глубина и взаимосвязь историзма и современности оказали огромное влияние на формирование литераторов, художников и музыкантов разных поколений.
17. Как вы понимаете слова В. Г. Белинского, которыми заканчивается глава об А. С. Пушкине? Согласны ли вы с ними? Помогают ли они осмыслить значение творчества поэта для развития русской литературы? Подготовьте развёрнутый ответ на вопросы.
Слова Белинского о том, что «Пушкин принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества», характеризуют всеобъемлющую, широкую и глубокую деятельность всякого гениального писателя, Пушкина в частности.
По мнению критика, каждая эпоха произносит о таких явлениях своё суждение, и, как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего. Нет ни одного человека, кто бы не любил Пушкина, его сказки, стихотворения, прозу. Его произведения для каждого и о каждом.
Да, я согласен с этими словами, так как они отражают неисчерпаемость идейно-художественного содержания поэзии Пушкина и исторически меняющееся читательское восприятие её, помогают ли они осмыслить значение творчества поэта для развития русской литературы.
18. Как вы воспринимаете слова Л. Л. Григорьева «А. С. Пушкин — наше всё»? Отвечает ли это утверждение вашему отношению к великому поэту и его произведениям?
Слова А.А. Григорьева «А.С. Пушкин – наше всё» может быть понята как утверждение о том, что талант А.С. Пушкина затмил собой всех остальных поэтов. Также можно интерпретировать её как формулу русской души, идеалом которой является А.С. Пушкин.
Утверждение А.А. Григорьева «А.С. Пушкин – наше всё» соответствует моему отношению к великому поэту и его произведениям, так как оно подчёркивает огромную роль Пушкина в истории и развитии поэзии, его несомненный гений.
Творчество Пушкина – это чистейший нравственный родник, припадая к которому, мы черпаем вдохновение и силы жить и любить. Его поэзия делает нас чище, богаче, добрее.
19. Воспроизведите слова Е. Л. Баратынского, обращённые к А. С. Пушкину. О какой оценке нашего великого поэта они свидетельствуют?
Слова Е.А. Баратынского, обращённые к А.С. Пушкину:
• «Благодарю тебя за письмо, милый Пушкин: оно меня очень обрадовало, ибо я очень дорожу твоим воспоминанием».
• «Внимание твоё к моим рифмованным безделкам заставило бы меня много думать о их достоинстве, ежели б я не знал, что ты столько же любезен в своих письмах, сколько высок и трогателен в своих стихотворных произведениях».
• «Чудесный наш язык ко всему способен, я это чувствую, хотя не могу привести в исполнение. Он создан для Пушкина, а Пушкин — для него».
• «Иди, довершай начатое, ты, в ком поселился гений! Возведи русскую поэзию на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Пётр Великий возвёл Россию между державами. Соверши один, что он совершил один; а наше дело – признательность и удивление».
Эти слова свидетельствуют о высокой оценке Е.А. Баратынским дарования А.С. Пушкина, о признании его гениальности и призыве завершить начатое, совершить в поэзии то, что совершил Пётр Великий.
20. Проанализируйте слова Л. Н. Толстого о стихах А. С. Пушкина. Сформулируйте свою оценку.
Л.Н. Толстой высказывался о стихах А.С. Пушкина следующим образом: «Сила Пушкина, по моему мнению, в лирических его произведениях, и главным образом в прозе. Его поэмы – дребедень и ничего не стоят. А Тютчев как лирик несравненно глубже Пушкина».
Однако известно, что в 1850-х годах Толстой был сильно поражён поэмой Пушкина «Цыган». Он записал в дневнике: «…меня поразили «Цыгане», которых, странно, я не понимал до сих пор». Поразили потому, что очень напоминали Толстому его собственные настроения. Позднее, перечитывая «Цыган» снова, Толстой записал: «Цыгане прелестны, как и в первый раз, остальные поэмы, исключая Онегина, ужасная дрянь».
Таким образом, оценка Толстого о стихах Пушкина противоречива: он признавал силу поэта в лирических произведениях и главным образом в прозе, но считал, что его поэмы «дребедень» и ничего не стоят.
При этом в целом искусство Пушкина в принципиальных основах Толстой продумал и принял как образец, чувствовал в Пушкине основную черту его искусства – «гармоническую правильность распределения предметов», то есть полное равновесие стиля и жанра.
21. Кто писал портреты Л. С. Пушкина? Какие художники — иллюстраторы пушкинских произведений вам известны? Какие из них вам нравятся? Почему?
Портреты А.С. Пушкина писали разные художники, каждый из которых по-своему интерпретировал его образ.
Один из самых известных портретов был создан Орестом Кипренским в 1827 году. Картина считается одним из самых выразительных и значимых изображений поэта. Кипренский изобразил Пушкина в возрасте 28 лет – в самом расцвете творческой силы.
Другой портрет был написан Василием Тропининым. Художник изобразил поэта в свободном халате, надетым на белую сорочку с поднятым воротником, в домашней обстановке. На картине Пушкин сидит за столом, под рукой у него бумаги, лицо сосредоточенное, волосы слегка растрёпаны. В целом на картине поэт получился живым и непосредственным.
Кипренский, как представитель романтизма, сумел передать необычайную притягательность внешности Пушкина. Тропинин, как родоначальник русского реализма, смог передать другую сторону личности поэта, его повседневность и непринуждённость.
Художники-иллюстраторы пушкинских произведений обращались к графической трактовке его произведений. К ним относятся:
Иван Яковлевич Билибин. Один из первых обратился к народным традициям, работая над сказками Пушкина. На его иллюстрациях видны элементы древнерусской архитектуры, старинной вышивки, орнаменты.
• Борис Васильевич Зворыкин. Его работы отличает любовь к русской истории, иконописи, деревянному зодчеству, древней каллиграфии. Иллюстрируя сказки, художник стремился не только показать характер персонажей, но и выразить своё отношение к их поступкам, поведению.
• Борис Александрович Дехтерёв. Советский график, был главным художником в издательстве «Детская литература». Его иллюстрации очень реалистичны, в них много бытовых деталей.
• Александр Михайлович Куркин. Один из самых известных художников Палеха, миниатюрист и иллюстратор. В оформлении А. М. Куркина в 70-е годы вышли несколько книг с иллюстрациями к сказкам А. С. Пушкина.
• Татьяна Маврина. Иллюстрации художницы к сказкам Пушкина красочны и полны экспрессии. Многие свои иллюстрации к сказкам Пушкина Татьяна Маврина создавала с помощью аппликации.
22. Какие памятники Л. С. Пушкину вам известны и кто их авторы?
Памятники А.С. Пушкину:
1. А.С. Пушкин, Москва, Пушкинская площадь, скульптор Александр Опекушин.
2. Памятник А.С. Пушкина и его жены Натальи Гончаровой, Москва, Старай Арбат, скульптуры Александром и Игорем Бургановы.
3. Пушкин и Онегин, Йошкар-Ола, скульптор Андрей Ковальчук.
4. Пушкин, Царское Село, Санкт-Петербург, скульптор Роберт Бах.
5. Пушкин, Санкт-Петербург, площадь перед Русским Музеем, скульптор Михаил Аникушин.
6. Пушкин, Самара, Пушкинский сквер, скульптор И.Б. Фёдоров.
23. Бывали ли вы в пушкинских местах и музеях? Где именно? Расскажите о своих впечатлениях.
Несколько пушкинских мест и музеев, которые можно посетить:
• Мемориальный музей-лицей в Царском Селе. Здесь можно увидеть восстановленные по архивным материалам большой зал, «Газетную комнату», библиотеку Лицея с подлинными книгами того времени. Обязательно стоит заглянуть в учебные классы и спальни воспитанников – посмотреть, в каких интерьерах жил и учился Пушкин и его товарищи.
• Мемориальный музей-дача Пушкина. Здесь, в бывшем Царском Селе, а ныне – городе Пушкине, можно посетить дачу Александра Сергеевича, где поэт с супругой провели лето 1831 года. Сейчас по адресу ул. Пушкинская, 2/19, работает музей, где воссоздана обстановка дома и рабочий кабинет Пушкина. По отзывам посетителей, здесь уютно и интересно, персонал радушно встречает гостей и охотно рассказывает об истории дома и предметах из экспозиции.
• Мемориальный музей-квартира Пушкина на набережной реки Мойки. Экспозиция этого музея рассказывает о последних годах жизни поэта. Здесь выставлены письменный стол Пушкина и вольтеровское кресло, в котором он так любил отдыхать, дорожный ларец с принадлежностями, чернильница, трость и многие другие вещи, действительно принадлежавшие поэту.
• Музей-заповедник «Михайловское». Михайловское – родовое имение матери поэта, Надежды Осиповны. В усадьбе он провёл годы своей ссылки (1824 – 1826 гг.) и написал множество стихотворений, поэму «Цыгане» и центральные главы «Евгения Онегина». Именно здесь в 1837 году и похоронен Александр Сергеевич. Любителям литературы будет интересно погулять по окрестностям и взглянуть на дом Пушкина с его кабинетом, домик его няни, парковые аллеи имени Керн и Татьяны Лариной.
• Музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино». В родовом имении семьи Пушкиных Александр Сергеевич бывал трижды. Во время вспышки холеры в 1830 году поэт прожил здесь около 3 месяцев, и этот период его творчества литераторы называют «Болдинская осень». Адрес: Нижегородская обл., с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, д. 144.
• Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате. В этой квартире, расположенной в особняке XIX века, Пушкин провёл всего около 5 месяцев в 1831 году перед переездом в Санкт-Петербург, но он очень любил это место. Здесь прошёл его «мальчишник» перед свадьбой, куда были приглашены московские друзья поэта. В эту квартиру после венчания он привез любимую жену, Наталью Гончарову, после венчания. И именно здесь чета Пушкиных провела медовый месяц, дала первый званый вечер и организовала первый бал. Сейчас в этой гостиной проходят творческие вечера, концерты и спектакли. Адрес: г. Москва, ул. Арбат, д. 53.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением