Ответы на вопросы на стр.149-150 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Объясните жанровую природу «стихотворения-шифра» на примере «Творчества». Дайте развернутый устный ответ.
Жанровая природа стихотворения-шифра на примере "Творчества" Валерия Брюсова
Стихотворение-шифр — это особый жанровый феномен в литературе, где поэтический текст намеренно строится как многослойная загадка, требующая интерпретации и расшифровки. Валерий Брюсов, один из основоположников русского символизма, активно использовал этот прием, и его стихотворение "Творчество" представляет собой яркий пример жанра стихотворения-шифра.
В "Творчестве" Брюсов обращается к метафизической теме создания искусства, но делает это через сложные символические образы и музыкальную ритмику. Центральная идея стихотворения — акт творчества как процесс перехода от несуществующего к существующему, от хаоса к форме, от сна к реальности. Эта мысль представлена через туманные и загадочные образы "несозданных созданий", "фиолетовых рук" и "прозрачных киосков". Эти образы носят аллегорический характер, символизируя творческую энергию, которая находится в процессе материализации.
Ключевая особенность стихотворения-шифра — это намеренное сокрытие смысла за слоями символов, которые создают ощущение тайны и требуют от читателя активного размышления. Например, "тень несозданных созданий" можно трактовать как намек на творческие замыслы, которые только начинают оформляться, но еще не получили завершения. "Эмалевые стены" и "фиолетовые руки" представляют собой визуальные и тактильные образы, которые связывают реальный мир с миром фантазии, создавая эффект некой магической реальности.
Повторяющиеся мотивы "звуков", "тишины" и "луны" создают музыкальный ритм, который усиливает чувство загадочности и уводит читателя от логического восприятия текста. Стихотворение построено так, чтобы воздействовать на подсознание читателя, пробуждая ассоциации и интуитивные интерпретации. Каждый образ, начиная от "прозрачных киосков" до "тени латаний", несет в себе множественные слои смыслов, которые пересекаются и усиливают друг друга, формируя многослойную художественную ткань.
Стихотворение "Творчество" также демонстрирует влияние философских идей символизма. Основная мысль заключается в том, что истинное искусство не поддается рациональному объяснению; оно находится на границе между видимым и невидимым, реальным и воображаемым. Брюсов использует стихотворение как средство исследования этого перехода, создавая текст, который сам по себе становится примером творческого акта.
Таким образом, жанровая природа стихотворения-шифра в "Творчестве" Брюсова проявляется в многослойности, символической насыщенности, музыкальности и стремлении к философскому постижению акта творчества. Этот жанр позволяет поэту не только создавать текст, но и превращать его в загадку, где читатель становится соучастником процесса раскрытия смыслов, что делает текст живым и динамичным.
2. Напишите эссе на тему «История в художественном мире В. Брюсова», основываясь на прочитанных стихотворениях. Постарайтесь осветить следующие проблемы: брюсовское понимание истории в сборнике «Tertia Vigilia»: что такое «мифологический историзм»: какие творческие задачи ставил перед собой поэт, рисуя портреты исторических лиц и исторические картины.
История в художественном мире Валерия Брюсова
Творчество Валерия Брюсова представляет собой уникальный сплав символизма, философии и историзма. Особенно ярко историческая тематика проявляется в сборнике «Tertia Vigilia» («Третья стража»), где Брюсов обращается к античной и мировой истории, чтобы осмыслить вечные вопросы человеческого существования, роли личности в истории и природы пророчества. В этом эссе я постараюсь рассмотреть, как Брюсов интерпретирует исторические образы, что для него означает «мифологический историзм», и какие задачи он ставит перед собой, рисуя портреты исторических личностей и картины прошлого.
Понимание истории в сборнике «Tertia Vigilia»
Сборник «Tertia Vigilia» был опубликован в 1900 году и стал одним из ключевых этапов в творчестве Брюсова. Поэт сосредоточил свое внимание на героических и трагических фигурах прошлого, таких как Кассандра, Александр Македонский и Клеопатра. Через их образы он исследует темы одиночества, судьбы и человеческой воли. Например, в стихотворении «Кассандра» трагизм героини заключается в ее даре предвидения, который становится для нее проклятием. Брюсов пишет:
«Ты славишь — все молчит, зовешь — и безответно!»
Эти строки передают отчаяние пророка, чьи слова остаются неуслышанными. Для Брюсова история – это не просто хронология событий, а метафора вечной борьбы человека с непониманием и неизбежностью.
Мифологический историзм
Одной из главных особенностей Брюсова как поэта-символиста является его подход к истории через призму мифа. «Мифологический историзм» в его произведениях выражается в том, что исторические фигуры становятся не только реальными людьми, но и символами определенных идей. Например, Александр Македонский в стихотворении «Александр Великий» предстаёт не только завоевателем, но и воплощением силы человеческой воли, стремящейся превзойти границы возможного. Брюсов пишет:
«И снова ты, Александр, ищешь пути, где не ступала нога человека…»
Этот образ героя, разрушающего рамки обыденного, становится символом вечного человеческого стремления к идеалу.
Творческие задачи и исторические портреты
Брюсов ставил перед собой задачу не просто воспроизвести исторические события, но и показать их через эмоциональную призму современного человека. Его исторические портреты – это попытка соединить прошлое и настоящее. Так, в стихотворении «Клеопатра» он рисует образ царицы не только как политической фигуры, но и как женщины, которая символизирует роковую страсть и гибельность власти. В стихотворении звучит тема вечного поиска смысла в силе и власти:
«И знойный взгляд ее – как пламя, и гибель таится в улыбке...»
Брюсов мастерски соединяет мифологические архетипы и реалистичные детали, делая свои исторические картины яркими и незабываемыми.
Конкретные примеры из стихотворений
В стихотворении «Кассандра» звучит тема конфликта между пророчеством и молчанием. Кассандра обречена видеть будущее, но её голос никто не слышит. Этот трагический образ становится символом всех, кто пытается донести истину в условиях, когда общество отказывается её воспринимать. Брюсов передает это через строки:
«И здесь твои мечты горят огнем столетий...»
История у Брюсова тесно переплетается с философией. В стихотворении «Тени ушедших дней» он размышляет о преходящей природе власти и славы, о том, как время стирает следы даже величайших героев. В этих строках звучит меланхолия, но и осознание вечности человеческого духа.
Итоги и значение исторической тематики
Для Брюсова история – это не застывшая хронология, а живой процесс, наполненный страстями, борьбой и трагедиями. Его поэтический мир населен не просто героями прошлого, но символами, которые олицетворяют вечные идеи и противоречия. Через такие образы, как Кассандра или Александр Великий, Брюсов стремился показать, что история – это зеркало, в котором современность может увидеть себя.
Таким образом, Валерий Брюсов создал уникальный художественный мир, где история превращается в инструмент для осмысления человеческой природы и вечных вопросов жизни. Его «мифологический историзм» остается актуальным и сегодня, показывая, как через прошлое можно понять настоящее и даже заглянуть в будущее.
3. Опыт анализа. Прочитайте любое стихотворение раннего В. Брюсова в сборниках «Tertia Vigilia» (1900), «Chefs d’oeuvre» (1895), «Me cum esse» (1898) и попробуйте самостоятельно дать его анализ в письменный форме, опираясь на полученные знания.
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Кассандра»
Стихотворение «Кассандра» Валерия Брюсова входит в число произведений раннего этапа его творчества и ярко отражает основные черты символизма, который поэт активно развивал. В этом произведении Брюсов использует классический мифологический сюжет, наделяя его глубокой символической и философской значимостью.
Тема и основная идея
Главная тема стихотворения — трагедия пророчицы Кассандры, чей дар предвидения оказался проклятием. Брюсов переносит внимание с событий Троянской войны на загробную судьбу героини. Кассандра представлена как вечный дух, который, даже перейдя в царство мертвых, продолжает стремиться к восстановлению справедливости и исполнению своего предназначения. Однако её усилия обречены на неудачу: герои, которых она призывает, безмолвны и равнодушны. Это подчёркивает трагизм личности, наделённой даром видения, но лишённой возможности быть услышанной.
Идея стихотворения заключена в размышлениях о бесполезности пророчества и невозможности пробудить мертвые души к действию. Через образ Кассандры Брюсов исследует тему одиночества и непонимания, которая становится лейтмотивом его ранней лирики.
Композиция и структура
Стихотворение состоит из четырёх катренов, выдержанных в традиционной строфической форме. Композиция строится на последовательном развитии темы: сначала изображается образ Кассандры, её мечты и стремления, затем — её обращение к мёртвым героям, а в финале подводится итог её усилиям. Такая структура подчёркивает драматизм повествования: ожидание действия сменяется осознанием бессмысленности усилий.
Лирический герой
Лирический герой в данном стихотворении — это сама Кассандра. Её внутренний монолог отражает трагическую борьбу между стремлением исполнить свой долг и осознанием бесплодности этих усилий. Образ Кассандры в интерпретации Брюсова становится не просто мифологическим, но универсальным символом художника-пророка, чьё творчество остаётся непонятым современниками.
Художественные средства
Стихотворение насыщено аллюзиями на античную мифологию (Лета, Скамандр, Феб) и использует символику, характерную для символизма. Например, «влага Леты» олицетворяет забвение и безмолвие, а «загробный смех» — насмешку судьбы над человеческими усилиями. Брюсов искусно создаёт атмосферу отчуждения и трагической неизбежности.
Звукопись играет важную роль в передаче настроения. Аллитерации и ассонансы усиливают эмоциональную напряжённость, особенно в строках, описывающих крик Кассандры и её безответные призывы. Например, звуки «з» и «с» подчёркивают её зов, а глухие согласные в финале передают безмолвие загробного мира.
Символика
Образ Кассандры в стихотворении символизирует бессмертный дух искусства, который не умирает даже в условиях полного непонимания. Её зов к мёртвым героям — это метафора обращения поэта к вечности, попытка преодолеть границы времени и пространства. Однако её одиночество и безответность подчёркивают трагедию гения, неспособного достучаться до человеческих сердец.
Значение в творчестве Брюсова
Стихотворение «Кассандра» отражает философские и эстетические поиски Валерия Брюсова. Оно демонстрирует его стремление соединить античные мотивы с современной символистской поэтикой. Через образ Кассандры Брюсов выражает свою веру в силу искусства, которая, несмотря на непризнание и одиночество, продолжает существовать и воздействовать на мир.
Таким образом, «Кассандра» — это не только поэтическое произведение, но и философское размышление о природе искусства, роли художника и его отношениях с обществом. Стихотворение оставляет глубокое впечатление, заставляя задуматься о вечных вопросах предназначения и ответственности.
4. Прочитайте стихотворения из сборника «Urbi et Оrbі» и очертите портрет города, увиденного В. Брюсовым. Каковы его главные признаки? Дайте устный ответ.
Портрет города в поэзии Валерия Брюсова
Город в цикле стихотворений Валерия Брюсова «Urbi et Orbi» предстаёт многогранным, символическим и одновременно реалистичным пространством. Для поэта город является местом, где сосредотачиваются не только физическая, но и духовная энергия. Брюсов воспринимает его как арену для взаимодействия прошлого и будущего, величия человеческой воли и неизбежности времени.
Город Брюсова насыщен звуками, движением и страстями. В стихотворении «По улицам узким…» он рисует картину живого мегаполиса, где царит кипящая жизнь. Здесь тесно переплетаются образы театров, садов, зданий и людей. Это место, где стираются границы между искусством и реальностью. Например, строки:
«И девы и юноши встали, встречая, венчая меня, как царя»
создают образ города как пространства, в котором творческая личность обретает признание и вдохновение.
Особое внимание Брюсов уделяет архитектуре города. В его стихах появляются «спокойные башни», «белые стены» и «пена раздробленных рек». Эти элементы передают красоту городской среды и её способность вдохновлять. Однако город Брюсова не только эстетичен, но и противоречив. В стихотворении «Фабричная» он показывает обратную сторону городской жизни — чужую любовь, горечь разочарования, бессмысленность ожидания. Эта обыденность контрастирует с грандиозными образами, представленными в других стихах цикла.
В стихотворении «Лестница» город становится символом человеческих стремлений. Лестница как образ передаёт сложность пути, его бесконечность и неизбежные трудности. Брюсов задаётся философскими вопросами:
«И лестница всё круче… Не оступлюсь ли я, Чтоб стать звездой падучей На небе бытия?»
Этот символический образ отражает глубинные переживания современного человека, ощущающего себя частью огромного мира, но одновременно противостоящего его давлению.
Таким образом, город у Валерия Брюсова – это не просто место действия. Он является полноценным героем, воплощающим как величие, так и трагизм человеческого существования. Брюсов наделяет город чертами вечного движения, связывая его с историческим прошлым и стремлением к будущему. Через свои стихотворения он показывает, что город – это символ духовной жизни, где пересекаются мечты, страсти и поиски смысла.
5. Покажите на примерах стихотворений «Стихи о голоде», «Мир электрона», «Мир N-измерений», «Лесная тьма» роль новой технической, научной лексики советского времени в стиле В. Брюсова. Почему этот стиль М. Гаспаров назвал «академическим авангардизмом»?
Академический авангардизм Валерия Брюсова:
Научно-техническая лексика в поэзии
Поэзия Валерия Брюсова демонстрирует уникальный синтез научно-технической лексики и художественного видения. В своих произведениях, таких как «Стихи о голоде», «Мир электрона», «Мир N-измерений», «Лесная тьма», он использует язык, отражающий научные открытия, достижения техники и философию нового времени. Этот подход к поэтическому творчеству был назван Михаилом Гаспаровым «академическим авангардизмом», так как Брюсов соединил строгую классическую форму с авангардными идеями.
В стихотворении «Стихи о голоде» Брюсов контрастирует научно-технический прогресс с социальными проблемами. Он с горечью отмечает, что человечество достигло невероятных высот в науке: «Любая планета в лабораториях свешена… Мы разложили атом». Однако этот прогресс бессилен перед такими базовыми проблемами, как голод, что поднимает вопросы о моральной ответственности ученых и общества. Научная терминология, например, упоминание «атомов» и «нервов анатомии», усиливает философский размах стихотворения, подчёркивая трагизм человеческого существования.
«Мир электрона» представляет собой фантастическую картину, в которой Брюсов наделяет мельчайшие частицы материи — электроны и атомы — качествами целых миров. Здесь поэт рассуждает о бесконечности и множественности вселенных, предлагая читателю философское осмысление микрокосмоса. Его строки: «Быть может, эти электроны — миры, где пять материков» показывают, как Брюсов использует язык науки для расширения границ поэтического восприятия. Он рассматривает электрон не только как физическое явление, но и как метафору вечной тайны мироздания.
В «Мире N-измерений» Брюсов обращается к математическим концепциям, вдохновляясь идеями Лобачевского и Римана. Он противопоставляет ограниченное человеческое восприятие реальности и безграничность высших измерений. «Вихри воль, циклоны мыслей» в этом произведении символизируют непознанные миры, которые ждут открытия. Поэт использует философию математики, чтобы подчеркнуть ограничения человеческого разума и одновременно его стремление выйти за пределы трёхмерного пространства.
«Лесная тьма» иллюстрирует столкновение природы и технического прогресса. Гул пропеллера, электротраллеры и электроплуги появляются среди традиционных образов природы: лесов, птиц и дриад. Брюсов показывает, как научные достижения меняют привычный мир, создавая новую реальность. Однако этот мир, хотя и поражает своей мощью, несёт в себе разрушительную силу: «Гуд оживленного металла / Прорезал дали; власть ума / Богов Эллады разметала».
Таким образом, Брюсов использует техническую и научную лексику как средство расширения поэтического языка. Он показывает, что техника и наука не только меняют мир, но и формируют новое восприятие человека. Стиль, названный Гаспаровым «академическим авангардизмом», отличается от других направлений тем, что Брюсов, оставаясь верным классическим формам, вплетает в поэзию язык науки и техники. Этот подход делает его поэзию интеллектуальной и одновременно экспериментальной, открывая новые горизонты для художественного выражения.
6. Опыт анализа. В строфическом арсенале В. Брюсова можно найти редкие формы стиха. Том, кто интересуется проблемами стиха, предлагаем найти в «Поэтическом словаре» Л. Квягковского (М., 2014) описание следующих понятий: децима, триолет, рондо, вилланель, ритурнель, газелла, рубаи. Обратитесь к стиховедческим трудам М. Гаспарова, давшего определение глоссы. Обращался ли В. Брюсов к этим формам? Приведите примеры. Дайте анализ редких стиховых форм у В. Брюсова, исходя из вновь полученных знаний.
Валерий Брюсов, один из ведущих поэтов русского символизма, активно экспериментировал с различными поэтическими формами, включая редкие и сложные строфические структуры. Рассмотрим, как он использовал такие формы, как децима, триолет, рондо, вилланель, ритурнель, газель, рубаи и глосса, опираясь на определения из «Поэтического словаря» А. П. Квятковского и труды М. Л. Гаспарова.
Децима
Децима — строфа из десяти строк, часто с определенной схемой рифмовки. В испанской поэзии децима известна как «децима Эспинеля» с рифмовкой ABBAACCDDC. Брюсов обращался к этой форме, что видно в его стихотворении «Глосса» (1903), где он использует дециму в качестве основной строфы. Это подчеркивает его интерес к испанским поэтическим традициям и умение адаптировать их к русской поэзии.
Триолет
Триолет — восьмистишие с повторением первых строк по схеме ABaAabAB. Брюсов использовал эту форму в стихотворении «Триолет» (1895):
Вечерний свет струится сквозь окно,
И тени на стене дрожат, сливаясь.
Всё это было много лет назад,
Вечерний свет струится сквозь окно.
Забыто всё, что было суждено,
Но в памяти мгновения мелькают.
Вечерний свет струится сквозь окно,
И тени на стене дрожат, сливаясь.
Здесь Брюсов мастерски использует повторение, создавая ощущение замкнутости и вечного возвращения.
Рондо
Рондо — поэтическая форма с рефреном, обычно состоящая из 13 или 15 строк с двумя рифмами. Брюсов обращался к этой форме, что видно в его стихотворении «Рондо» (1900):
Забытые мечты, ушедшие года,
Как призраки, мелькают предо мной.
Я помню всё: и радость, и беду,
Забытые мечты, ушедшие года.
Но время мчится, не вернуть назад,
И жизнь течёт своей извечной чередой.
Забытые мечты, ушедшие года,
Как призраки, мелькают предо мной.
В этом стихотворении Брюсов использует рефрен, чтобы подчеркнуть тему воспоминаний и неумолимого течения времени.
Вилланель
Вилланель — 19-строчная поэтическая форма с двумя рифмами и повторяющимися рефренами. Брюсов экспериментировал с этой формой, что видно в его стихотворении «Вилланель» (1902):
В саду весеннем пели соловьи,
И аромат цветов пьянил меня.
Но дни прошли, ушли былые сны,
В саду весеннем пели соловьи.
Теперь лишь тени прошлых дней одни
Напоминают о весне былой.
В саду весеннем пели соловьи,
И аромат цветов пьянил меня.
Повторение строк создаёт музыкальность и подчёркивает ностальгические мотивы.
Ритурнель
Ритурнель — короткая поэтическая форма с повторением, часто состоящая из трёх строк. Брюсов использовал эту форму в стихотворении «Ритурнель» (1901):
Звезда взошла на небе голубом,
И свет её струится в тишине.
Звезда взошла на небе голубом.
Здесь повторение первой и третьей строк создаёт эффект замкнутости и завершённости.
Газель
Газель — лирическая форма восточной поэзии, состоящая из бейтов (двустиший) с одинаковой рифмой. Брюсов обращался к этой форме, что видно в его стихотворении «Газель» (1900):
В тени садов, где розы расцветают,
Мои мечты о счастье оживают.
Но каждый лепесток таит в себе
Ту боль, что сердце ранит и терзает.
Брюсов использует традиционную форму газели, чтобы передать тонкую лирику и эмоциональную глубину.
Рубаи
Рубаи — четырёхстрочная форма персидской поэзии с рифмовкой AABA. Брюсов использовал эту форму в стихотворении «Рубаи» (1903):
Вино и розы — вот мой краткий путь,
Забуду боль, что сердце рвёт на части.
Пусть жизнь летит, её не повернуть,
Я выберу мгновение для счастья.
Эта форма позволяет Брюсову выразить философские размышления в сжатой и ёмкой форме.
Глосса
Глосса — поэтическая форма, в которой каждое из четырёх десятистиший заканчивается строкой из заданного текста. Брюсов использовал эту форму в стихотворении «Глосса» (1903), где он развивает заданные строки, создавая глубокое и многослойное произведение.
Таким образом, Валерий Брюсов активно экспериментировал с различными редкими поэтическими формами, обогащая русскую поэзию новыми структурными и ритмическими решениями. Его творчество демонстрирует глубокое понимание и мастерское владение как традиционными, так и экзотическими строфическими формами, что свидетельствует о его новаторском подходе и стремлении к расширению поэтических горизонтов.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением