Ответы на вопросы на стр.150 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений. Стр. 1501. Почему счастье Татьяны и Онегина не состоялось, хотя было так возможно?В сочинении следует обратить внимание на истоки...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений. Стр. 150
1. Почему счастье Татьяны и Онегина не состоялось, хотя было так возможно?
В сочинении следует обратить внимание на истоки формирования характеров Татьяны и Онегина, на обстоятельства их жизни, на книжные миры Татьяны и Онегина.
Сочинение
Почему счастье Татьяны и Онегина не состоялось,
хотя было так возможно?
Татьяна и Евгений Онегин – два ярких, но таких разных персонажа классической русской литературы, чьи судьбы переплелись в романе Александра Сергеевича Пушкина. Их отношения и невозможность быть счастливыми вместе служат глубоким исследованием человеческой природы, любви и обстоятельств.
Татьяна, простая и искренняя девушка, с самого начала отличается от своего окружения. Ее душа жаждет истины и глубины, что заставляет ее выделяться среди светского общества, к которому она позже неизбежно примыкает. Она пишет Онегину признательное письмо, следуя голосу своего сердца, однако не получает взаимности. Ее чувства к Онегину чисты и бескорыстны, но эта искренность оказывается потерянной на фоне его циничного взгляда на жизнь.
Евгений Онегин, обладая блестящим умом и тонкой чувствительностью, парадоксально отдаляется от всего, что может внести в его жизнь настоящую искренность и счастье. Он осознает поверхностность светских забав, но при этом не способен погрузиться в более глубокие чувства. Когда судьба сводит его с Татьяной, Онегин не может ответить на ее любовь, видя в ней лишь наивность сельской барышни. Его отказ пронизан не злобой, а холодным расчётом и недоверием к искренности.
Со временем, столкнувшись с жизненными испытаниями и переменами, Онегин осознает подлинную ценность Татьяны, ее благородство и привлекательность, которые он упустил. Однако на этот раз уже Татьяна недоступна. Она повзрослела, заняв прочное положение в обществе и выйдя замуж. Хотя её чувства к Онегину не угасли полностью, она отдает предпочтение долгу и верности своему мужу.
Невозможность Татьяны и Онегина быть счастливыми вместе обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними метаморфозами. Их отношения иллюстрируют, как разное восприятие жизни и несовпадающие ожидания ведут к трагическому несоответствию. В то время как Онегин приходит к осознанию ценности истинных чувств слишком поздно, Татьяна предпочитает сохранить свою честь и достоинство, отказавшись от мимолетной страсти.
Таким образом, «Онегин» – это не просто любовная история, а сложное размышление о человеческой судьбе, выборе и ответственности. Татьяна и Онегин не смогли быть счастливыми вместе, потому что каждый из них не смог преодолеть собственные барьеры и принять вовремя выбора, который даровал бы им счастье. Их история — вечное напоминание о том, что иногда дорога к счастью определяется тогда, когда выбор сделан и уже слишком поздно.
2. Проблема «милости» и «справедливости» в сочинениях А. С. Пушкина 1830-х годов: «Герой», «Пир Петра Первого», «Анджело», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». В сочинении важно осветить проблему, поставленную Л. С. Пушкиным в одном или нескольких произведениях, с точки зрения соотношения понятий «милость» и «справедливость»: сопоставлены, противопоставлены или тождественны эти понятия и какое место, ио мнению поэта, они занимают в государственной политике?
Сочинение
Проблема «милости» и «справедливости» в сочинениях А.С. Пушкина 1830-х годов: «Герой», «Пир Петра Первого», «Анджело», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Проблему «милости» и «справедливости» мы можем наблюдать в таких сочинениях А.С. Пушкина 1830-х годов: «Герой», «Пир Петра Первого», «Анджело», «Капитанская дочка», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Особенно ярко она находит отражение в повести «Капитанская дочка» и исследуется через судьбы главных героев, их внутренний мир и взаимоотношения с окружающими. Пушкину удается показать, что милость и справедливость – э то не просто абстрактные понятия, но жизненные принципы, которые могут определять судьбы людей и влиять на ход истории.
В центре повести – судьба Петра Гринева, молодого офицера, столкнувшегося с суровыми испытаниями в эпоху пугачевского бунта. Его отношения с Пугачевым, лидером восставших, представляют собой одну из основных линий противопоставления милости и жестокости. Пугачев, будучи человеком жестоким и безжалостным, тем не менее проявляет милость к Гриневу, благодаря старому долгу благодарности за «заячий тулуп», который Гринев подарил ему в начале повести. Этот акт милосердия становится определяющим во всей дальнейшей судьбе Гринева и показывает, что иногда милосердие может исходить оттуда, где его меньше всего ожидаешь.
Важной чертой характера самого Гринева становится его чувство справедливости. В отличие от многих вокруг себя, он не идет на компромиссы с совестью и остается верен своим принципам даже в самые трудные времена. Справедливость Гринева проявляется в его отношениях с Машей Мироновой. Он готов защищать ее честь и достоинство, даже ставя под угрозу собственную жизнь. Эта внутренняя справедливость и верность своим моральным принципам ставят его в выгодное отличие от других персонажей повести, которые чаще склонны к компромиссам.
Идея справедливости в произведении также проявляется, например, в том, что Мария Миронова сумела рассказать государыне правду об участии Гринёва в войне. Екатерина поверила дочери погибшего капитана и помиловала невиновного Гринёва.
Одним из колоритных примеров темы милости и справедливости в повести является эпизод суда над Пугачевым. Несмотря на явную вину Пугачева и его приспешников, этот эпизод заставляет задуматься о том, как должна сочетаться справедливость с человеческой добротой и милосердием. Вопрос о том, заслуживает ли Пугачев милости, оказывается более сложным, чем просто осуждение или оправдание. Читателю предлагается задуматься о границах и взаимосвязи этих понятий, что делает произведение Пушкина не только историческим повествованием, но и глубоким философским размышлением.
Таким образом, «Капитанская дочка» показывает, что милость и справедливость не просто сосуществуют в мире, но напротив, часто сталкиваются и взаимно перерастают друг в друга, образуя сложный моральный ландшафт, на котором строится история человека. Пушкин мастерски иллюстрирует, как эти качества, когда они принадлежат сильным и благородным людям, способствуют торжеству человеческой честности и добродетели. Писатель выражает мысль, что никакие грехи и преступления не способны убить в человеке добро, а вернуть его к самому себе можно только через любовь и доверие, через обращение к лучшим чувствам.
Темы рефератов. Стр. 150
1. Проблема власти и самовластия в творчестве А. С. Пушкина.
Проблема власти и самовластия в творчестве А.С. Пушкина
В творчестве А.С. Пушкина тема власти и самовластия занимает важное место и поднимается множество раз.
Еще в юности поэт считал, что государственный строй можно сделать более гуманным и демократичным. Например, Пушкин открыто сообщал об этом в его стихотворении «К Чаадаеву» (1818). В оде «Вольность» (1817) поэт утверждает, что беды правителей и целых государств с их народами произошли из-за того, что либо правители, либо народ забыли «Закон» равенства и справедливости. Царь и народ поставлены в оде в одинаковые условия: они оба подчиняются вечному закону.
В исторической трагедии «Борис Годунов» Пушкин показывает, что власть, полученная нечестным, преступным путём, ведёт к новым преступлениям, а страну, где всё это происходит – к кровавому хаосу. Борис Годунов у Пушкина лелеет прогрессивные планы и хочет народу добра, но для реализации своих намерений ему нужна власть, которая даётся лишь ценой преступления.
В поэме «Медный всадник» Пушкин противопоставил государство, олицетворённое в образе Петра I, и человека с его личными интересами и переживаниями. В центре поэмы – конфликт между мелким чиновником из бедного сословия и «медным всадником» на Сенатской площади, олицетворяющим Петра Великого.
В «Капитанской дочке» Пушкин изображает народ как серьёзную политическую силу, которой предстоит обновить Россию. В произведении народ противопоставляется дворянству.
Свобода и власть тесно связаны друг с другом, свобода может переходить в беспорядки и разбойничество, в бессмысленный протест, и, наконец, в тиранию.
В зрелом возрасте поэт приходит к пониманию, что традиционная для Европы и России монархическая (то есть самодержавная) власть не имеет будущего, так как самодержавный властитель, даже имея самые благие цели, забывает как о «маленьком человеке», так и обо всём народе целом.
2. Своеобразие изображения «маленького человека» в творчестве А. С. Пушкина.
Своеобразие изображения «маленького человека»
в творчестве А.С. Пушкина
Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Само понятие «маленький человек», скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. «Горе от ума»). Тему «маленького человека» поднимают многие писатели.
А.С. Пушкин был писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой
Если раньше Петербург и Москва и их жители представлялись в творчестве писателей с блистательной стороны, то в творчестве А.С. Пушкина, открывались уже не только с роскошного подъезда. Доказательством этого послужили его «Повести Белкина», в центре которых – провинциальная Россия. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной их тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые дворяне, и обедневшие.
Повесть «Станционный смотритель». Раскрытию социальной и художественной значимости «Станционного смотрителя» положил начало Ф.М. Достоевский, он высказал суждения о реализме повести Пушкина, о её познавательном значении, указал на типичность образа бедного чиновника Вырина, на простоту и ясность языка повести, отметил глубину изображения в ней человеческого героя. Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» после Ф.М. Достоевского не раз привлекла внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с XVIII века, реалистических повестей о бедном чиновнике.
В повести три приезда рассказчика, отделённые один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трёх частях, как и во введении, повествование ведётся рассказчиком. Но во второй, центральной части повести, мы слышим и самого Вырина. В словах рассказчика: «Вникнем во всё это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним сочувствием», – дано обобщение, сказано о каторжной жизни и положении станционного смотрителя не одного какого-либо тракта, а всех, во всякое время года, дня и ночи. Взволнованные строки с риторическими вопросами («кто не проклинал…», «кто в минуту гнева?» и т.д.), перебивающиеся требованием быть справедливым, войти в положение «сущего мученика четырнадцатого класса» дают нам понять то, что Пушкин сочувственно говорит о тяжелом труде этих людей.
Первая встреча в 1816 году описана рассказчиком с явной симпатией к отцу, к дочери, красавице Дуне, и к их налаженной жизни. Вырин – образ «свежего, доброго человека лет пятидесяти, в длинном зеленом сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах», старого солдата, который, верно лет 30 шагал во время военных походов, он схоронил жену в 1812 году, и только несколько лет пришлось ему прожить с любимой дочерью, и новое несчастье обрушилось на него. Станционный смотритель Самсон Вырин жил бедно, его желания элементарны – трудом, исполненным оскорблений и унижений, он добывает средства к существованию, ни на что не жалуется и доволен судьбой. Беда, которая врывается в этот частный мир, явилась в образе молодого гусара, который тайно увозит его дочь Дуню в Петербург. Горе потрясло Самсона, но ещё не сломало. Рассказ о бесплодных попытках Вырина бороться с Минским после того, как он выпросил отпуск и пешком отправился в Петербург, дан также скупо, как и рассказ о герое Вырина, но иными средствами. Четыре небольших, но полные жизненной правды картины прихода Вырина рисуют в условиях социального и сословного неравенства типичную ситуацию – положение бесправного, слабого и «право» сильного, власть имущего. В первой картине – старый солдат в роли просителя перед равнодушным, важным чиновником.
Во второй картине – отец в роли просителя перед Минским.
Казалось, наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнёс только: Ваше благородие! ...Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба.
Третья картина – спустя два дня. Старик снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос.
Четвёртая картина. Снова перед Минским: «Пошел вон!» – и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.
И, наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился.
Во второй приезд рассказчик видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика». И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость, небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицание: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!» – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю. В повествовании самого рассказчика мы слышим отголоски чувств и мыслей Вырина –– молящего отца с одной стороны («пожимал Дунюшкину руку»; «Увидел бедную свою Дуню»). И другого Вырина – доверчивого, услужливого и бесправного человека (« жаль было ему расставаться с любезным своим постояльцем», «не понимал, как нашло на него ослепление», «решился к нему явиться», «доложил его высокоблагородию», что «старый солдат»; «подумал… воротился, но их(денег) уже не было», «Смотритель за ним не погнался», «подумал, махнул рукой и решился отступить».)
Роль самого Вырина выражает его горе и проливает свет на роль Дуни в доме отца («Его дом держался; что прибрать, что приготовить», «Бывало, барин, какой бы сердитый не был, при ней утихает и милостиво со мной разговаривает»).
Судьба «маленького человека» в центре внимания автора и сострадания к нему – не только исходный, но и окончательный элемент отношения автора к своим героям. Оно выражено и во вступлении, и в каждом их трёх эпизодов, из которых последние два являются противопоставлением первому. При этом каждая их трёх частей этой лиро-эпической повести окрашены в различные эмоциональные тона. Третья часть явно окрашена в тон лирической грусти – Самсон Вырин окончательно смирился, запил и умер с горя и тоски.
Вопрос о поведении человека в повести «Станционный смотритель» поставлен остро и драматично. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.
Художественное отношение Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало дорогу в еще неведомое.
В повести, написанной на популярную в 20-х годах тему о станционном смотрителе, прекрасно растолковано, кто такой коллежский регистратор, а сострадание к нему является решающим элементом отношения автора к своему герою. В повести выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической истории рядового человека, «мученика четырнадцатого класса» Самсона Вырина.
Пушкин подчеркивает: «…смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые». В образе станционного смотрителя Пушкин отмечает не только смирение, кротость, как бы согласие с судьбой именно маленького человека, но и желание благополучия, скромных радостей.
Бог даёт Самсону красавицу дочь, которая тоже входит в малое хозяйство смотрителя, более того – Дуня помогает своему отцу избегать всех страданий смотрителя. Самсон Вырин тонко использует поразительную красоту дочери, чтобы сохранить своё благополучие. «Маленький человек», будучи сам «подавлен обстоятельствами», далеко не равнодушен к власти над ближними.
Интересно отметить этимологию фамилии Выриных: «вырить» – значит приноравливаться, а также «вырь» – это омут, темный и гибельный водоворот.
Судьба станционного смотрителя – типичная судьба простого человека, чье благополучие в любой момент может быть разрушено грубым вмешательством «сильных мира сего», правящим классом, Пушкин предварил своей повестью Гоголя, Достоевского, Чехова и их героев, сказав своё слово о «маленьком» человеке.
Тема «маленького человека» также звучит и в поэме «Медный всадник».
«Медный всадник» – это одно из первых произведений, где автор пытается описать «маленького человека». Пушкин начинает свое творение одически. Он прославляет город Петра, «величие» Петербурга, восхищается столицей России. По моему мнению, автор делает это для того, чтобы показать мощь столицы и всего российского государства. Затем автор начинает свой рассказ. Главным героем является Евгений, обломок древних дворянских родов не «тужит» о славе предков. Он обедневший дворянин, не имеет ни высокого чина, ни знатного имени: «Ночным светом и молвой оно (имя) забыто». Евгений живет спокойной, размеренной Жизнью, «Дичится знатных...», обеспечивает себя, тяжело трудясь. Евгений не мечтает о высоких чинах, он нуждается лишь в простом человеческом счастье. Его мысли заняты тем, что «был он беден», «что мог бы Бог ему прибавить ума и денег». Но в это размеренное течение его жизни врывается горе, его воз любленная гибнет во время наводнения. Евгений, осознавая, что он бессилен перед стихией, все же пытается найти виноватых в том, что рухнула его надежда на счастье. И находит. Евгений обвиняет своих бедах Петра I, построившего город в этом месте, а значит, обвиняет и всю государственную машину, тем самым вступает в неравную схватку; и Пушкин показывает это через оживление памятника Петру I. Конечно, в этой схватке Евгений, слабый человек, терпит поражение. Ведь только в состоянии безумия он осмеливается грозить Медному всаднику. Вследствие огромного горя и неспособности бороться с государством главный герой гибнет.
В романе «Капитанская дочка» в разряд «маленьких людей» входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество – сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: «Береги честь смолоду». Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С. Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.
«В действительности же Пушкин 30-х гг., не раз сочувственно изображавший жизнь и быт «маленьких людей», наделявший последних теплыми человеческими чувствами, не мог в то же время не видеть ограниченности, скудости духовных запросов мелкого чиновника, мещанина, захудалого дворянчика. Жалея «маленького человека», Пушкин в то же время показывает мещанскую узость его запросов.
Как характерен тип француза-учителя в «Дубровском»: «У меня старушка мать, половину жалованья буду отсылать ей на пропитание, из остальных денег в пять лет могу скопить маленький капитал, – достаточный для будущей моей независимости, и тогда bonsoir, еду в Париж и пускаюсь в коммерческие обороты». – Подчеркивает А. Грушкин в статье «Образ народного героя в творчестве Пушкина 30-х годов».
В более поздний период Дмитрий Благой в своей книге «Творческий путь Пушкина» выводит новую трактовку «маленького человека» поэта – того, который противопоставляет себя самодержавию. Но это позже. А в тех произведениях, о которых мы говорили выше, «маленький человек» пытается робко, несмело протестовать против «власть имущих», но внутренне ещё не готов к этому. Ему ничего не остаётся, как смириться с судьбой и умереть.
Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении всего XIX – начала XX веков. Каждый писатель имел свои взгляды на данного героя. А.С. Пушкин был одним из первых, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Вопрос о поведении «Маленького человека» в произведениях А.С. Пушкина поставлен остро и драматично. Смирение, показывает Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее – оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.
3. Проблема историзма в трагедии «Борис Годунов».
Проблема историзма в трагедии «Борис Годунов»
Историзм как принцип художественного оформления событий и характеров в литературе занимает особое место в драматургии Александра Сергеевича Пушкина. В трагедии «Борис Годунов» этот аспект раскрывается через многослойный подход к изображаемым событиям, который глубоко вникает в социальные, политические и культурные контексты эпохи Смутного времени.
Не случайно Пушкин выбирает тему исторической смены власти и борьбы за русский престол. Борис Годунов, как трагический герой, становится не только центром разнопланового действия, но и воплощением сложных идей, связанных с природой власти, ответственности и морального выбора. Борис представлен человеком, которого обстоятельства и амбиции подталкивают к трону, но который сам же оказывается пленником своих поступков и решений. Тема власти в трагедии переплетается с мотивом рока и исторической неизбежности, что заставляет задуматься о сущности власти как исторического и социального явления.
Пушкин мастерски описывает контрасты между внешней блестящей стороны царствования и внутренней духовной борьбой Бориса, что является характерным для исторического анализа. Писатель не ограничивается одной лишь личностной драмой героя, раскрывая историческое полотно в его разнообразии: от шумного боярского собрания до тихих разговоров в монастырских кельях. Эти сцены дают почувствовать дыхание времени и дают глубокое понимание политической атмосферы периода, когда власть Годунова была особенно изменчива и уязвима.
Помимо индивидуальной судьбы Бориса, Пушкин обращает внимание на изменяющиеся социальные силы и молчаливую массу народа, чьи страдания и желания ненавязчиво, но мощно звучат в трагедии. Народ в «Борисе Годунове» – не просто декорация, а важный участник исторического процесса. Его впечатления, надежды и страхи отражают суть исторических перемен и противоречий эпохи.
Таким образом, историзм в трагедии «Борис Годунов» Пушкина заключается в глубоком и многослойном исследовании и представлении исторической действительности, где на фоне грандиозных событий разыгрывается драма человеческих судеб и характеров. Произведение становится своеобразным мостом между прошлым и настоящим, привлекая современного читателя к размышлениям о природе власти и места человека в истории.
4. Символика поэмы «Медный всадник».
Символика поэмы «Медный всадник»
Образы «Медного всадника» имеют обобщенно-философический, аллегорико-символический характер.
Символика в поэме Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» является ключевым элементом, который позволяет раскрыть глубокие философские и исторические смыслы произведения. Вновь и вновь обращаясь к символам, Пушкин создает сложную ткань, где каждое изображение обретает многослойное значение, заставляя читателя размышлять о судьбах человека и государства.
Первым и наиболее очевидным символом в поэме выступает сам Медный всадник – памятник Петру Великому. Он является аллегорией мощи и величия государственной власти. Памятник, воздвигнутый императрицей Екатериной II, олицетворяет ту незыблемую силу и устремление к прогрессу, которые ассоциируются с правлением Петра Великого, его преобразующей деятельностью и небывалыми достижениями. Однако в этой неподвижности и внушительности скрывается и нечто угрожающее. В монументе чувствуется холодная отстраненность, которая порой демонстрирует бесчеловечность власти.
Петербург – город, основанный Петром, – также предстает как мощный символ. Его облик в поэме двоичен: светлый и прогрессивный в одном ракурсе, он становится мрачным и грозным при катастрофических происшествиях. Петербург символизирует одновременно и торжество человеческого разума, и надвигающиеся опасности, что таят в себе великие замыслы. Противопоставление естественной стихии – неукротимой и беспощадной Невы – и рукотворного города показывает, как амбиции человека могут столкнуться с мощью природы, напоминая о хрупкости цивилизации перед лицом природных катаклизмов.
Евгений – бедный чиновник, становящийся центральной фигурой конфликта с Медным всадником, – символизирует простого человека, зависящего от прихотей исторических и социальных сил. Его трагическая судьба иллюстрирует то, как одиночество и отчаяние могут быть результатом оторванности власти от народа. Евгений, маленький человек, с проклятием против несокрушимой власти памятника, остается тщетной и одновременно героической фигурой.
Таким образом, символика в «Медном всаднике» поднимает вопросы о противостоянии человека и государства, гармонии и дисгармонии между природой и цивилизацией, раздвоенности власти, отражает трагические судьбы отдельных индивидов на фоне великих исторических процессов, и позволяет глубже осмыслить значение и цели человеческой жизни. Чрез неё Пушкин заставляет нас задуматься над тем, как легко достижение величия может обернуться трагедией, когда человеческое счастье оказывается на краю пропасти преобразований и амбиций.
5. Традиции жанра «готической» новеллы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».
Традиции жанра «готической» новеллы в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»
Традициях жанра «готической» новеллы в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»:
1. Фантастические события. Вокруг главного героя Германна происходят невероятные вещи: ему рассказывают мистическую историю об удачной комбинации карт, ему является призрак в виде убитой им графини, призрак графини выдаёт тайну о трёх картах.
2. Роль эпиграфов. Они отражают общий смысл и идею повести, помогают читателям разобраться в том, для чего в произведении служит тот или иной эпизод, отрывок.
3. Построение сюжета вокруг тайны. Германн узнаёт о выигрышных картах, благодаря которым его бабушка смогла выплатить все долги.
4. Атмосфера страха. Графиня умирает, не сказав герою тайны трёх карт, но в день похорон Германну является её призрак.
5. Место действия. Согласно критериям готического романа, действия должны проходить в помещениях готического стиля: в старинном замке, монастыре и т. д.. Графиня живёт в доме со старыми архитектурными вкусами, что также создаёт атмосферу таинственности.
6. Классические образы-символы. В повести присутствуют старинный дом, фонарь, свечи, лампадка, таинственные шаги, привидение.
7. Образ главного героя. В нём усматриваются черты как классической готики (незаурядный человек, оказавшийся в ситуации соглашения с силами зла), так и фантастики (человек, оказавшийся на шаткой границе объективной реальности и субъективного сознания).
В заключении м можем сделать вывод о том, что А. С. Пушкин в своей повести «Пиковая дама» следовал традициям готического романа: в произведении присутствуют таинственные события, проклятия и призраки.
6. «Станционный смотритель» и традиция сентиментальной повести.
«Станционный смотритель» и традиция сентиментальной повести
«Станционный смотритель» написан в духе лучших повестей сентиментального направления: А. Григорьев недаром считал его зародышем той литературной школы, которую он назвал «сентиментальным натурализмом». Это этапное произведение для русской литературы. Достоевскому приписывают слова: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». То же самое, но с еще большим правом, можно было бы сказать: «Все мы вышли из «Станционного смотрителя» Пушкина».
Что делает «Станционный смотритель» произведением сентиментального рода и направления? Прежде всего выбор героя. Это человек не высокого ранга, не герой, а просто человек. Его переживания, мир его чувств становятся предметом авторского изображения. Важно не то, что в действительности случилось с его дочерью Дуней, а то, как это представляется Вырину, что он об этом думает, что чувствует.
В повести Пушкина нет прямо отрицательных героев, никого автор персонально не обличает. Гусар, который похитил дочь Вырина, отнюдь не злой человек. По всему видно, что он действительно любит Дуню. Но ведь этого не может знать Вырин. Зато он хорошо знает другое: как в таких случаях бывает. «Не ее первую, – рассуждает он, – не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе и бархате, а завтра поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой. Как подумаешь порою, что Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...».
Что и как чувствует Вырин – вот что интересует Пушкина более всего. И это-то и делает повесть Пушкина в значительной мере сентиментальной. Как делает ее сентиментальной и сильный, господствующий над всем авторский голос, голос авторского сочувствия и сострадания.
В повести использован пейзаж для передачи чувств героев, что характерно для сентиментализма. Символично, что каждый приезд рассказчика на станцию происходил в определённое время года, и описание природы также отражало настроение героев того эпизода.
Вместе с тем по своей поэтике повесть не только близка к сентиментализму, но и заметно отличается от него. Близка характером героя, униженным и печальным; своим финалом — в равной степени и скорбным, и счастливым; близка постановкой темы маленького человека и пафосом сострадания.
Прежде всего решением темы маленького человека. В отличие от традиционного сентиментализма, в повести «Станционный смотритель» автор обобщил и реалистично описал жизнь бедных скромных людей, таких нужных, но незаметных для общества.
Иной в повести и характер конфликта. В произведении нет любовной интриги в классическом её виде, конфликт не любовный, а социальный. Любовная же интрига присутствует в повести как устойчивый конфликтный фон, оттеняющий и объясняющий трагедию смотрителя.
В повести очень заметно чувство «соразмерности», так свойственное Пушкину-художнику и большим художникам вообще. Здесь пет злых и недобрых (как это чаще всего бывает в сентиментальных повестях), по существу, здесь нет и прямого зла – но оттого горе простого человека не становится меньшим, оно обретает только не случайный, а обязательный характер – оно обретает все черты истинно трагического.
7. Проблема стихотворного и прозаического циклов в творчестве А. С. Пушкина.
Проблема стихотворного и прозаического циклов
в творчестве А.С. Пушкина
Творчество Пушкина завершает процесс развития русской литературы и литературного языка XVIII-XIX столетия. Вместе с тем он – основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка. Весь предшествующий литературный процесс как будто подводил к появлению Пушкина. Именно об этом А.Н. Веселовский говорил в Пушкинский юбилей 1899 г.: «Из утренних туманов, в которых вьются тени классиков и романтиков, старых западников и народников, «Арзамаса» и «Беседы», выделяется образ юноши Пушкина, и все точно приглядываются к нему, прислушиваются: его ждали».
Творческий путь Пушкина можно условно разделить на несколько этапов: лицейский период (1813-1816 гг.), Петербургский период (1817-1820 гг.), период Южной ссылки (1820-1824 гг.), период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.), творчество II половины 20-х годов (1826-1830 гг.), творчество периода Болдинской осени (1830 г.), творчество 30-х годов (1831-1836 гг.).
Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Жуковского, Вальтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения («Воспоминания в Царском Селе»).
Протест против крепостничества («Лицинию»), вольнолюбивые и сатирические мотивы («Городок»). В раннем творчестве начинает звучать тема смерти («Элегия»), но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.
Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.
Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина Южного периода. Появляются и «южные» поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом.
В период михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма. В этот период создается историческая трагедия «Борис Годунов».
В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Эти настроения подтверждаются в стихотворениях «В Сибирь», «Анчар». Вольнолюбивые стихи Пушкина полны жгучей ненависти к «самовластительным злодеям» на троне, и «барству дикому». Для Пушкина идея свободы неразделима с идеей патриотизма.
В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. Завершен «Евгений Онегин», лирика носит ярко выраженный философский характер.
Особенности лирики поэта.
Лирика любви и дружбы пленяет своей искренностью: «В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. В ней – душа народа, в ней «русский дух», – писал С. Гейченко.
Тема дружбы – одна из ведущих в лирике поэта. Через всю жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером. Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». В строках, лишенных всякой иносказательности, поэт призывает друга отдать свои силы освобождению народа.
Пушкин был не только единомышленником декабристов, его стихи воодушевляли их. Каждое новое произведение переписывалось из рук в руки. Об этом говорится в стихотворении «Арион»: «А я – бесконечной веры полн, – Пловцам я пел...». Певец оказывается единственным, кто уцелел после «грозы». Но он остается верен своим убеждениям: «я гимны прежние пою».
Любовь для Пушкина – высочайшее напряжение всех душевных сил. Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека. Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного. В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Особое внимание стоит обратить на стихотворение «Мадонна». Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене. Радость и счастье от долгожданного брака выразились в строках:
Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Над вечными философскими вопросами поэт задумывался, еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей.
Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига.
К середине двадцатых годов А.С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит реализм. В стихотворении «Телега жизни» (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.
Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении «Анчар» (1828), в котором повествует о «древе яда» – анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель «к соседям в чуждые пределы».
Пушкин считает, что цель его жизни как поэта – «глаголом жечь сердца людей». Он обязан своим мастерством служить людям. Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, рано или поздно на его место придут другие.
Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу. Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.
Специфика прозы.
Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Предшествовавшая Пушкину литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего – живой человек со всеми его страстями. Если Пушкин в «Дубровском» и использует тему благородного разбойника, то он сильно видоизменяет ее: Дубровский мстит не за обиды, нанесенные бедным и обездоленным, а за смерть своего отца.
Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека – источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов: от бытоописательного «Арапа Петра Великого» до фантастичных «Гробовщика» и «Пиковой дамы». Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Он, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.
Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета.
Большинство прозаических произведений Пушкина характеризуется четкостью композиции: они разделяются на главы или эти произведения легко по смыслу разделить на несколько частей. Подобное деление осуществляется часто с помощью особых приемов повествования. Так, например, «Станционный смотритель» легко разделить на части по трем встречам рассказчика со станционным смотрителем Самсоном Выриным. Часто в прозе Пушкина можно выделить вступление и заключение. Во вступлении дается либо предыстория произведения, либо характеристика главных героев (в первом случае – «Дубровский», во втором – «Барышня-крестьянка»). Заключение всегда рассказывает о дальнейших судьбах героев. Этим подчеркиваются ритм и стиль пушкинской прозы («Выстрел», «Пиковая дама»). Часто нет и заключения, произведение остается открытым («Метель»). Это связано с философским взглядом Пушкина на жизнь как на нечто, не имеющее конца.
Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно.
«Евгений Онегин» – первый русский реалистический и социально-психологический роман в стихах. Еще в начале работы над ним Пушкин в письме П.А. Вяземскому отмечал: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Роман как эпическое произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. Лирические отступления создают образ автора как живого собеседника, рассказчика, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы. Лирические отступления выполняют в романе многочисленные функции: обозначают границы романного времени и замещают сюжетное повествование, создают полноту изображения, характерную для «энциклопедии» и дают авторский комментарий к событиям.
Новаторство Пушкина в области жанра обусловило и своеобразие композиции романа, которая строится на переплетении сюжетных и внесюжетных элементов. Автор легко переходит от повествования к лирическим отступлениям, что создает впечатление непринужденного рассказа.
Основной принцип организации романа – симметрия и параллелизм. Он имеет «зеркальную» структуру: в центре стоит сцена убийства Ленского, а отдельные эпизоды и детали попарно параллельны. Перекликаются также и некоторые детали: описание деревенского и городского кабинетов Онегина, книги, которые читает он в городе и деревне, образы, возникающие во сне Татьяны (чудовища, среди которых появляется Евгений, убивающий Ленского), соотносимые с изображением гостей на ее именинах. Роман имеет также «кольцевое» построение: он начинается и заканчивается изображением жизни героя в Петербурге.
Система персонажей тоже имеет упорядоченную структуру. Главный принцип ее построения – это антитеза. Например, Онегин противопоставлен и Ленскому (как байронический герой – романтику-мечтателю), и Татьяне (как столичный денди – простой русской девушке), и высшему свету (хоть он и типичный молодой человек, но уже уставший от пустых развлечений), и соседям-помещикам (как аристократ со столичными привычками – сельским жителям-помещикам). Татьяна противопоставлена и Ольге (последняя слишком пуста и легкомысленна по сравнению с героиней, которая «любит не шутя»), и московским барышням (они говорят ей о своих «сердечных тайнах», модах, нарядах, тогда как Татьяна сосредоточена на уединенной внутренней жизни), и светским красавицам («без этих маленьких ужимок, без подражательных затей...»).
Проблематику романа «Евгений Онегин» составляют важнейшие общественные и нравственно-философские проблемы. В основе ее лежит главная социально-историческая проблема русского общества всего XIX века: противопоставление европейски просвещенного русского дворянства и большей части русского общества, сохранившей национальные основы и традиции. Социально-историческая проблематика дополняется и углубляется благодаря постановке нравственно-философских проблем: цели и смысла жизни, истинных и ложных ценностей, губительности индивидуализма и эгоизма, верности любви и долгу.
Драматические произведения.
Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.
На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа.
К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес – «Вадим» и «Игрок». Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений.
Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный отход Пушкина от романтического направления. Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной, посвящённой Карамзину. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос – вопрос о самодержавии и крепостном праве. Ключевые реалистические принципы: историзм, народность.
Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, которые накопились в его творческом опыте. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). Снова оживляется тема освободительного движения.
Таким образом, проблема стихотворного и прозаического циклов в творчестве А.С. Пушкина заключается в соотношении этих жанров и их особенностях.
В стихотворных произведениях Пушкина сохраняются традиционные поэтические условности. Лирические отступления создают образ автора как живого собеседника, рассказчика, вводя дополнительные, не относящиеся к сюжету темы.
В прозе Пушкина происходит отказ от традиций украшенной прозы. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Он, как правило, отказывается от подробного изображения чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников.
С 1830-х годов в творчестве Пушкина наблюдается сближение языка поэзии и прозы на основе общих требований, которые он провозгласил.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением