Ответы на вопросы на стр.150 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)





Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений
• «Быть может, всё в жизни лишь средство / Для ярко-певучих стихов...».
Тема сочинения предполагает, что ученик вспомнит о «художественно-эстетической» школе отечественного символизма, к которой принадлежал В. Брюсов, и что он рассматривал поэзию исключительно как арсенал художественных приёмов и форм, призванных выразить и передать оттенки и нюансы настроений, богатство образных ассоциаций внутреннего мира человека. Это была школа, продолжавшая традиции «чистого искусства» XIX в., поэзии Л. Фета, Ф. Тютчева и Л. Майкова.
Валерий Брюсов — одна из самых ярких фигур русского символизма, чей подход к поэзии отражал глубину эстетического мышления и преданность принципам искусства. Для Брюсова поэзия была не просто способом выражения мыслей или эмоций, а самостоятельным художественным миром, в котором каждая деталь — от формы до звучания — имела огромное значение. Этот подход роднит Брюсова с «чистым искусством» XIX века, которое культивировалось поэтами, такими как Афанасий Фет, Фёдор Тютчев и Аполлон Майков. Эти поэты, так же как и Брюсов, видели в поэзии возможность передать оттенки настроений, богатство внутреннего мира человека через гармонию слов и звуков.
Идея о том, что всё в жизни может быть только средством для создания «ярко-певучих стихов», отражает философию символистов в целом и Брюсова в частности. Для символизма характерно стремление к высшему, абсолютному искусству, к созданию произведений, которые бы выходили за пределы обыденного и касались бы вечных вопросов красоты, гармонии и бытия. Брюсов подходил к этому с позиции строгой дисциплины и эксперимента, рассматривая поэзию как мастерскую, где каждое слово, каждая строфа становятся частями сложного художественного механизма.
Брюсов, следуя традициям своих предшественников, уделял большое внимание музыкальности стиха. В его поэзии звучание слов нередко играло роль не менее важную, чем их значение. В этом он шёл по стопам Фета и Тютчева, для которых слово в стихе становилось звеном музыкальной цепи. Например, у Брюсова можно найти такие строки, где ритмика и мелодия создают иллюзию музыкальной композиции, перенося читателя в мир звуковой гармонии. Эти эксперименты с формой и звуком позволяли ему передавать самые тонкие нюансы человеческих чувств и переживаний.
Ещё одним важным аспектом творчества Брюсова была его работа с образами. Для поэта образы становились своеобразными символами, через которые он стремился открыть перед читателем глубинные смыслы бытия. Например, его описания природы или урбанистических пейзажей всегда насыщены множеством деталей, которые создают целую палитру ассоциаций. Но, в отличие от чистых реалистов, Брюсов стремился уйти от буквальности. Его стихи не просто отражают реальность, но интерпретируют её, преобразуют в художественное переживание. В этом смысле Брюсов продолжает традиции, заложенные в поэзии «чистого искусства», где важен был не сам объект изображения, а то, какие чувства и мысли он вызывает у читателя.
Однако, в отличие от своих предшественников, Брюсов пошёл дальше в своих экспериментах с формой. Он смело использовал редкие строфические конструкции, сложные рифмы и ритмы, привнося в русскую поэзию элементы, заимствованные из других культур. Его стихи становились своеобразными лабораториями, где поэт искал новые пути выражения, создавая уникальные комбинации слов, звуков и смыслов.
Таким образом, для Брюсова поэзия была высшей формой искусства, способной преобразить реальность. Он видел в ней способ выразить неизведанные глубины человеческой души, показать богатство внутреннего мира. Его творчество стало воплощением символистской идеи о том, что искусство должно быть свободным от утилитарности и обращаться к вечным истинам. Фраза «быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» как нельзя лучше отражает отношение Брюсова к искусству: для него оно было самоцелью, высшей формой существования, ради которой стоит жить и творить.
• Кто из поэтов Серебряного века и как именно продолжал традиции В. Брюсова как поэта-урбаниста?
Тема обязывает обратиться к поэзии Л. Блока (циклы «Город», «Снежная маска», стихотворения «Статуя», «Незнакомка», «Фабрика», «Поздней осенью из гавани...», «Возмездие», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Грешить бесстыдно, беспробудно...») и В. Маяковского («Ночь», «Утро», «Лдищс города», «А вы могли бы?» и др.). Для раскрытия темы достаточно сопоставить городскую лирику В. Брюсова с этими стихотворениями Блока и Маяковского и показать своеобразие трактовки ими образа города. Высший балл заслуживают сочинения, в которых будет раскрыто своеобразие стиля каждого из поэтов в соответствии с причастностью их городской лирики к тому или иному литературному направлению — символизму, футуризму.
Валерий Брюсов, один из ведущих символистов Серебряного века, сыграл важную роль в формировании урбанистической лирики. Его творчество стало отражением эпохи, стремительно развивающейся под влиянием индустриализации и урбанизации. Брюсов видел город не только как место действия, но и как сложный художественный образ, олицетворяющий дух времени. Впоследствии эта линия его творчества нашла продолжение в произведениях других поэтов Серебряного века, таких как Александр Блок и Владимир Маяковский, которые интерпретировали тему города в своих произведениях, развивая её в соответствии с собственными эстетическими установками.
Город в поэзии Александра Блока представляется многогранным и неоднозначным образом. В его цикле «Город» городские пейзажи предстают мрачными, порой мистическими. В стихотворениях «Незнакомка» и «Снежная маска» город окружён ореолом тайны, его улицы наполняют загадочные образы и символы. Город у Блока становится местом действия вечной драмы человеческой души, пространством, где сталкиваются добро и зло, иллюзии и реальность. Подобное восприятие города перекликается с символистской эстетикой Брюсова, в которой реальный мир преобразуется в художественный миф, наполненный глубокими философскими смыслами.
Однако, если Брюсов акцентировал внимание на гармонии и мелодии городского пространства, то у Блока город часто ассоциируется с тревогой и отчуждением. Например, в «Незнакомке» изображение города наполнено мрачными тонами, отражающими духовный кризис современного общества. В этом смысле Блок развивает идеи Брюсова, но придаёт им больше эмоционального напряжения и драматизма.
Владимир Маяковский, в свою очередь, интерпретирует тему города через призму футуризма. Его город — это динамичное, шумное пространство, полное энергии и ритма. В стихотворениях «Утро», «Ночь» и «Адские города» город предстаёт как символ индустриальной эпохи, место, где рождается новая реальность. Маяковский восхищается техникой, скоростью, движением, видя в этом залог будущего прогресса. Для него город — это не только пространство, но и герой его поэзии, динамичный, живой, полный контрастов. Подобный подход отличает его от Брюсова, для которого город был скорее средством художественного выражения, чем самостоятельным образом.
Сравнивая городскую лирику Брюсова, Блока и Маяковского, можно заметить, как каждый из поэтов трактует эту тему в соответствии с собственным видением мира. Брюсов создаёт образы города, опираясь на символистскую философию, где город становится частью художественного мифа. Блок, продолжая эту линию, углубляет её эмоциональную составляющую, превращая город в пространство душевных метаний. Маяковский же обращается к городу как к воплощению прогресса, символу новой эпохи, тем самым открывая дорогу новому восприятию урбанистического пространства в поэзии.
Таким образом, традиции Валерия Брюсова как поэта-урбаниста нашли своё продолжение в творчестве Александра Блока и Владимира Маяковского, каждый из которых развивал тему города, придавая ей уникальные черты, характерные для символизма и футуризма. Город стал для них не просто фоном событий, но ключевым образом, через который они выражали свои идеи и художественные принципы.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением