Ответы на вопросы на стр.151 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Русский язык и литература1. Какова художественно-выразительная функция развернутых сравнительных конструкций в стихотворении «Сонет к форме»?В стихотворении Валерия...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Какова художественно-выразительная функция развернутых сравнительных конструкций в стихотворении «Сонет к форме»?
В стихотворении Валерия Брюсова «Сонет к форме» развёрнутые сравнительные конструкции играют ключевую художественно-выразительную роль. Основная цель использования этих конструкций — передать философское отношение поэта к искусству, подчеркнуть значимость формы в создании поэтического произведения и раскрыть мысль о гармонии и вечности, заложенной в художественном образе.
Сравнения, использованные в стихотворении, строятся на параллелях между природными явлениями, материалами и поэтическим творчеством. Например, строки: «Есть тонкие властительные связи / Меж контуром и запахом цветка» - иллюстрируют тонкость и гармоничность взаимоотношений формы и содержания, подобно связи запаха и внешнего вида цветка. Здесь форма воспринимается как неотъемлемая часть целого, как средство, через которое передаётся глубинное содержание.
Далее идёт сравнение алмаза с поэтическим образом: «Так бриллиант невидим нам, пока / Под гранями не оживет в алмазе»
Эта метафора раскрывает идею того, что истинная красота и ценность поэзии раскрываются только через совершенную форму. Грани алмаза, оживающие под огранкой, символизируют мастерство, необходимое для создания произведения искусства. Это подчёркивает философскую концепцию Брюсова: форма не является лишь внешним украшением, она структурирует и «оживляет» содержание.
Последующее сравнение изменчивых фантазий с облаками: «Так образы изменчивых фантазий, / Бегущие, как в небе облака, / Окаменев, живут потом века / В отточенной и завершенной фразе» - говорит о процессе творческого преобразования. Брюсов показывает, как мимолётные, эфемерные идеи обретают бессмертие через точность и совершенство формы. Это подчёркивает мысль о том, что поэзия способна «остановить мгновение», сделать его вечным.
Таким образом, развёрнутые сравнительные конструкции в «Сонете к форме» выполняют несколько функций. Во-первых, они создают яркие и многогранные образы, помогающие читателю глубже понять философскую позицию поэта. Во-вторых, эти конструкции структурируют стихотворение, создавая его гармоничную форму. В-третьих, они акцентируют внимание на центральной идее Брюсова о том, что форма является ключевым условием существования искусства.
2. Найдите черты ораторскою («высокого») синтаксиса в стихотворениях «Ассаргадон» и «Александр Великий». Как они соответствуют «неоклассическим» установкам стиля В. Брюсова?
В стихотворениях Валерия Брюсова «Ассаргадон» и «Александр Великий» ярко выражены черты ораторского («высокого») синтаксиса, которые соответствуют неоклассическим установкам поэта. Брюсов, как представитель символизма и одновременно сторонник классических традиций, активно использует риторические средства для придания своим произведениям величественного, монументального звучания.
В «Ассаргадоне» доминирует мощь речи, достигаемая через повторения, симметричные конструкции и энергичные восклицания. Уже с первых строк заявляется высокая позиция героя:
«Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. / Владыки и вожди, вам говорю я: горе!»
Эти строки напоминают риторический стиль древних монархов, обращающихся к подданным. Использование анафор («Владыки и вожди») усиливает акцент на значимости героя и его слов. Ритмическая симметрия подчеркивает идею абсолютной власти, а интонация угрозы и предостережения («вам говорю я: горе») создает атмосферу драматизма и возвышенности.
Брюсов использует риторические вопросы и восклицания для подчёркивания величия Ассаргадона:
«Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне?»
Эти вопросы не требуют ответа, они служат для утверждения исключительности героя. Такая форма обращения характерна для классической риторики, где вопросы используются для усиления эмоционального воздействия.
В стихотворении «Александр Великий» наблюдается сходный ораторский синтаксис, но акцент сделан на драматическое противостояние и внутренние переживания героя. В речи Александра Великий риторические вопросы приобретают другой оттенок:
«Вы забыли, кем вы были, что теперь! / Как стада, в полях бродили, в чащу прятались, как зверь.»
Здесь звучит укор и призыв, что отражает драматизм ситуации. Александр не только возвеличивает себя, но и напоминает своим воинам об их общих победах и славе. Сравнения и метафоры («как стада, в полях бродили») усиливают эмоциональную насыщенность речи.
Неоклассические установки стиля В. Брюсова проявляются в подражании высоким образцам античной и классической литературы. Поэт стремится придать своим стихам структурную чёткость и содержательную насыщенность, используя:
1. Симметрию и повторяемость.
2. Риторические вопросы и восклицания.
3. Торжественные обращения и анафоры.
4. Динамичные и выразительные инверсии.
Таким образом, Брюсов искусно воссоздает атмосферу античного и классического величия в своих произведениях, демонстрируя приверженность неоклассическим идеалам и одновременно обогащая их элементами символизма.
3. С помощью какой лексики охарактеризован мир города в стихотворении «Конь блед»? Какой семантический признак в ней доминирует? Составьте словарь лексики из прочитанных вами урбанистических стихотворений В. Брюсова.
В стихотворении Валерия Брюсова «Конь блед» мир города передан с помощью особой лексики, подчеркивающей как динамику и масштаб урбанистической жизни, так и её хаотичность и бездушность. Автор сочетает элементы реалистического описания с символическими и гиперболизированными образами, создавая многослойную картину.
Прежде всего, в стихотворении преобладает техническая и индустриальная лексика. Брюсов использует слова, связанные с городской инфраструктурой и транспортом: «омнибусы», «кебы», «автомобили», «вывески». Эти термины подчёркивают механизированный, ритмичный и бесчувственный характер жизни мегаполиса. Лексика «громыхания» («рокот колес», «гулы», «грохоты карет») усиливает впечатление непрерывного движения, хаоса и неизбежности.
Семантический признак доминирующей лексики — это столкновение искусственного и природного, что выражено через антитезу света: «безжалостный прикованный свет луны» против «огненных букв», означающих разрушение и смерть. Городское освещение, представленное как «луны, сотворенные владыками естеств», символизирует власть человека над природой, но эта власть иллюзорна: свет лишь усиливает напряжение и ощущение пустоты.
Ключевым элементом семантики становится символический образ «Коня бледного», ассоциирующегося с апокалиптическим всадником из Откровения Иоанна Богослова. Лексика страха и ужаса — «ужас», «трепет», «страх», «горе» — акцентирует катастрофический масштаб происходящего. Человек, погружённый в урбанистическую суету, оказывается бессильным перед лицом высших сил, и этот контраст между иллюзией контроля и реальной уязвимостью становится центральным конфликтом стихотворения.
Словарь урбанистической лексики Брюсова включает: «вывески», «омнибусы», «кебы», «автомобили», «тридцатые этажи», «свет луны», «гулы», «кареты». Все эти слова формируют образ города как механизированного, технологичного, но при этом бездушного пространства, где человеческое существование растворяется в массе.
Символическая составляющая этой лексики — «огненные буквы», «имя: Смерть», «твердь над улицей» — переносит читателя на уровень мистического осмысления урбанистической жизни. Город Брюсова не просто место обитания; он становится полем столкновения земного и сверхъестественного, рационального и иррационального.
Таким образом, через лексическую палитру Брюсов создает сложный образ города, где рациональность и технологический прогресс уступают место хаосу, суете и апокалиптическим предчувствиям.
4. Проследите фонетическую судьбу звука «с» в стихотворении «Слово». С какими звуками он чаще всего соседствует и какой звуковой эффект достигается автором?
В стихотворении Валерия Брюсова «Слово» звуковая организация играет ключевую роль, подчёркивая его смысловую многослойность и эмоциональную напряжённость. Особое внимание привлекает звук «с», который становится основой звуковой палитры стихотворения.
Звук «с» встречается почти в каждом слове стихотворения, формируя своеобразный звуковой ритм. Наиболее частые сочетания включают его с другими мягкими согласными («с», «л», «т») и шипящими звуками («с», «ш»). Это создаёт эффект шипения, который напоминает скрежет, свист или даже тихий зов. Этот звук подчёркивает внутреннюю напряжённость текста и акцентирует символику «слова» как мощной, но опасной силы.
Звук «с» чаще всего соседствует с «л» («слово», «слезы», «светлого», «сладостью»), что придаёт звучанию текучесть, создаёт ощущение плавного течения мысли, несмотря на суровость тематики. В сочетаниях с «т» и «к» («суровая сила», «страстью», «скорбью», «стали») звук обретает твёрдость, усиливая драматизм. Также он активно взаимодействует с «ш» и «з» («слуша», «сказкой», «стены судьбы»), что добавляет мелодическую сложность.
Звуковой эффект, достигаемый благодаря такой звуковой организации, заключается в создании атмосферы напряжённости и трагизма. Шипящие и свистящие звуки словно воплощают зловещий шёпот, эхо некой незримой, но всепроникающей силы. Этот эффект усиливает основной смысл стихотворения, в котором «слово» предстает как могущественный, но неоднозначный символ, соединяющий и разрушение, и созидание.
Таким образом, использование звука «с» и его сочетаний в стихотворении «Слово» подчёркивает внутреннюю борьбу, амбивалентность и силу словесного выражения. Брюсов с помощью звуковой игры усиливает символизм и эмоциональное воздействие текста, делая его более глубоким и многозначным.
5. В чем суть «нового синтаксиса» в одноименном стихотворении В. Брюсова? Продемонстрируйте его особенности на примере любого стихотворения Брюсова 1922-1924 гг.
Валерий Брюсов, создавая «новый синтаксис», искал пути обновления поэтического языка и формы в соответствии с изменяющейся реальностью и культурным контекстом 1920-х годов. Это концептуальное направление выразилось в усложнении и экспрессивности строения стиха, нарушении привычных синтаксических связей и упорядоченности.
В стихотворении «Новый синтаксис» (1924) Брюсов использует метафору «изломанного языка», чтобы передать идею разрушения прежних норм и поиска новых выразительных средств. Основной особенностью является нестандартное построение фраз: вводятся неожиданные паузы, лексические разрывы, контрастные образы, что делает текст многослойным.
Особенности «нового синтаксиса» в стихотворении:
1. Фрагментарность и разрывность структуры. Каждое четверостишие стихотворения представляет собой почти самостоятельный эпизод, но вместе они составляют цельное впечатление хаотичности и внутреннего напряжения эпохи.
o Например, строки:
«Язык изломан? Что ж! — глядите:
Слова истлевшие дотла»
— В них отражена идея о том, что старый язык и формы уже «сожжены», а взамен рождается что-то новое.
2. Интертекстуальность и исторические отсылки. Брюсов обращается к историческим и культурным образам, таким как Эдит (вдова Гарольда II, погибшего в битве при Гастингсе), или античным и библейским мотивам. Это создаёт ассоциативные ряды, придающие тексту глубокую многозначность.
o «Пред миром чудеса Хеми,
И он, как шлак в Иоахимстале...» — здесь аллюзии на алхимию и возрождение искусства.
3. Нарушение классической ритмики. Брюсов сознательно отказывается от традиционной плавности ритма. В этом стихотворении он использует резкие переходы и асимметрию строк, что создаёт динамичное, «взрывающее» восприятие.
4. Гармония хаоса. Несмотря на разорванность и асинхронность, текст сохраняет внутреннюю логику и ритм, который выстраивается через использование аллитераций, рифм и звучности.
o «Сквозь Репина к супрематистам,
От Пушкина до этих слов» — показывает движение от прошлого искусства к современным течениям, включая авангард.
Брюсов с «новым синтаксисом» пытался выразить состояние мира, пережившего потрясения революций, войн, смены парадигм. Его подход актуализировал поэзию, сделав её лабораторией новой культурной реальности, где разрушение старого языка — это способ создать пространство для нового, более экспрессивного и глубокого.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением