Ответы на вопросы на стр.159 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Русский язык и литература1. Что такое поэтика неопределённостей и в каких лексических и грамматических особенностях поэтического языка К. Бальмонта она себя выражает?...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Что такое поэтика неопределённостей и в каких лексических и грамматических особенностях поэтического языка К. Бальмонта она себя выражает? Какими частями речи передается неопределённость субъекта действия в поэзии К. Бальмонта? Покажите на примере любого стихотворения.
Поэтика неопределённости в лирике Константина Бальмонта
Поэтика неопределённости является одной из характерных черт творчества Константина Бальмонта, выражаясь как в лексике, так и в грамматической структуре его стихотворений. Этот принцип позволяет поэту создавать многозначные образы, которые не только передают эмоциональное состояние лирического героя, но и оставляют простор для читательских интерпретаций.
Лексические особенности
Неопределённость в лексике Бальмонта достигается за счёт использования таких слов, как «что-то», «где-то», «как будто», а также метафор, не имеющих чётких границ. Например, в стихотворении «Я мечтою ловил уходящие тени…» встречаются слова и образы, которые акцентируют на ощущении зыбкости: «уходящие тени», «отуманенный взор». Эти выражения создают атмосферу размытости, где конкретные черты мира уступают место интуитивным, эфемерным ощущениям.
Грамматические особенности
На уровне грамматики неопределённость подчёркивается отсутствием конкретного субъекта или объекта действия. Часто в стихах Бальмонта встречаются безличные конструкции, например: «дрожали ступени», «светлее сверкали». Такие обороты создают впечатление, что действия происходят как бы сами по себе, без активного участия какого-либо деятеля.
Ещё одним важным приёмом является использование неопределённо-личных предложений, где субъект действия остаётся неясным: «И звуки раздавались вокруг», «светило догорало вдали». Это позволяет поэту избежать прямого указания на источник событий, усиливая ощущение мистической неопределённости.
Части речи и их функции
Наиболее часто неопределённость в поэзии Бальмонта передаётся с помощью:
1. Наречий: «где-то», «иногда», «вдруг».
2. Прилагательных: «отуманенный», «дремлющие».
3. Глаголов в неопределённой форме: «ловить», «взбираться».
4. Безличных форм: «дрожало», «казалось».
Пример: «Я мечтою ловил уходящие тени…»
В этом стихотворении поэт применяет сочетание неопределённых лексических средств с грамматическими конструкциями, создавая иллюзию происходящего за гранью реальности. Использование слов, передающих временную и пространственную неустойчивость, — «уходящие тени», «дрожали ступени», — подчеркивает текучесть времени и невозможность зафиксировать его. Действие как будто разворачивается само по себе, а герой лишь наблюдает и фиксирует мимолётные явления.
Символический аспект
Поэтика неопределённости у Бальмонта имеет глубокий символический смысл. Она отражает философские идеи символизма: мир как иерархия знаков, где всё видимое — лишь отблеск невидимого. Используя неопределённость, поэт передаёт трансцендентный опыт, приоткрывая читателю завесу иной реальности.
Заключение
Таким образом, поэтика неопределённости в лирике Константина Бальмонта — это инструмент, позволяющий передать текучесть и многозначность мира. Через лексические и грамматические особенности поэт создаёт образы, наполненные глубокой эмоциональностью и философской символикой. Именно эта черта делает поэзию Бальмонта уникальной и узнаваемой.
2. Одно из программных стихотворений сборника «Горящие здания» называется «Кинжальные слова». Прочитайте его. Что понимает поэт под такими словами? Какое лексическое, синтаксическое выражение обретают эти слова в сборнике? Покажите на примере двух-трёх стихотворений.
«Кинжальные слова» в поэзии Константина Бальмонта
Стихотворение Константина Бальмонта «Кинжальные слова» из сборника «Горящие здания» является одним из наиболее ярких примеров его поэтического манифеста, в котором отражаются идеи символизма и эмоциональная напряжённость. В этом произведении ключевая тема — стремление к разрушению стереотипов и к созданию новой реальности через поэтическое слово.
Понятие «кинжальных слов»
В контексте стихотворения «Кинжальные слова» ассоциируются с резкостью, силой и пронзительностью, которые способны ранить, разрушить или перевернуть внутренний мир читателя. Бальмонт использует метафору кинжала как символа эмоционального и интеллектуального потрясения. Эти слова — не гармоничные напевы и не умиротворяющие образы, а мощные и жестокие выражения, которые будят сознание.
Лексические и синтаксические особенности
Лексика стихотворения насыщена контрастами: «нежные сны» и «кричащие бури», «упоение покоя» и «восклицания предсмертные». Противопоставления подчёркивают стремление поэта уйти от спокойной и привычной поэтической традиции к чему-то новому, более интенсивному и эмоциональному.
Синтаксис также способствует передаче настроения стихотворения. Бальмонт активно использует короткие, ритмически чёткие фразы, которые напоминают удары кинжала: «Я хочу порвать лазурь», «Я хочу горящих зданий». Эти выражения создают ощущение динамики и напряжённости, подчёркивая силу и резкость чувств.
Пример: стихотворение «Слово Завета»
В этом стихотворении тема мощи слова также присутствует, но выражена через философский и медитативный контекст. «Слово Завета» обращается к идеям гармонии и закона природы, подчеркивая, что слова могут быть как созидательными, так и разрушительными. Здесь слово — это инструмент постижения истины и средство самопознания.
Пример: стихотворение «Скифы»
«Скифы» показывает, как слово способно отражать дух народа и его философию. Здесь речь идёт о свободе, войне и стремлении к абсолюту. Лексика произведения подчёркивает воинственный характер — «тучи», «железный меч», «саранча», — в то время как синтаксис сохраняет ритмическую строгость, усиливающую динамичность стихотворения.
Заключение
«Кинжальные слова» в лирике Бальмонта — это не просто метафора. Это художественное средство, через которое поэт выражает свои представления о миссии искусства: разрушать устои, будить сознание и вдохновлять на перемены. Эти слова рождаются в противопоставлении покою и гармонии, которые, по мнению Бальмонта, усыпляют ум и притупляют чувства. Через образы, лексические и синтаксические особенности своих стихов поэт доказывает, что слово может быть инструментом не только красоты, но и мощного эмоционального и интеллектуального воздействия.
3. Какие приёмы звукописи использует К. Бальмонт в стихотворении «Я вольный ветер, я вечно всю...» (1897)? Определите их фонетическое выражение.
Звуковые приемы в стихотворении
К. Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…»
Стихотворение Константина Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…» является образцом мастерского использования звуковых приемов, которые создают гармоничный образ природной стихии. Поэт активно применяет такие средства звуковой выразительности, как аллитерация, ассонанс, ономатопея и особая звуковая ритмика.
Аллитерация
Аллитерация — повтор согласных звуков — в стихотворении усиливает динамичность и подвижность ветра. Частое повторение звуков «в» и «л» передает мягкость, воздушность и плавность движения ветра:
«Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы…»
Эти звуки создают ощущение легкости, напоминая шепот ветра, его трепет и взаимодействие с природой.
Ассонанс
Ассонанс — повтор гласных звуков — помогает подчеркнуть мелодичность и музыкальность стихотворения. Например, сочетание звуков «е» и «и» передает певучесть и прозрачность ветреного потока:
«Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный…»
Эти гласные звуки усиливают романтическое настроение стихотворения, передают нежность и гармонию природного явления.
Ономатопея
Использование звукоподражания позволяет создать эффект присутствия. Глаголы «вздыхаю», «вею», «млею» передают легкое и плавное движение ветра, а слова «взрываю море», «гром проснется» отражают его силу и бурность.
Звуковая ритмика
Ритмическая организация стихотворения также способствует звуковой выразительности. Повторы глаголов (например, «вею», «лелею») создают цикличность и монотонность, напоминающую непрерывное движение ветра. Это повторение формирует устойчивый звуковой рисунок, который усиливает восприятие стихии как живого организма.
Эмоциональное и художественное значение звуковых приемов
Через звуковую организацию стихотворения Бальмонт не только изображает ветер, но и передает его многогранный характер: от мягкого и ласкового до бурного и мощного. Повторы согласных и гласных звуков, ономатопея и ритмическая структура создают образы, которые воспринимаются не только визуально, но и на слух. Благодаря этому читатель буквально слышит движение ветра, его шепот, вздохи и ураганные порывы.
Таким образом, звуковая сторона стихотворения подчеркивает музыкальность и символизм поэзии Бальмонта. Ветер становится символом свободы, легкости и непостоянства, а звуковые приемы делают его образ живым и динамичным.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением