Ответы на вопросы на стр.16 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияДекаданс, модернизм, неореализм, натурализм, неоклассицизм, неоромантизм, символизм, постсимволизм, акмеизм, адамизм, футуризм,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Декаданс, модернизм, неореализм, натурализм, неоклассицизм, неоромантизм, символизм, постсимволизм, акмеизм, адамизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм, авангардизм, Серебряный век.
1.
Декаданс (от французского decadence — «упадок») — культурное направление, связанное с настроениями упадка, пессимизма и разочарования. Оно возникло в конце XIX века, когда в обществе нарастало ощущение кризиса традиционных ценностей. Декаданс стремился выразить болезненные и изысканные переживания, которые сочетали в себе противоречия между красотой и внутренним распадом. В литературе декаданс выражался через внимание к индивидуальным чувствам, меланхолии, утончённой эстетике. Основные темы декаданса включали одиночество, смерть, страдание, тяготение к мистике и экзотике. Представители: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Оскар Уайльд.
2.
Модернизм — это широкое культурное движение конца XIX — середины XX века, стремившееся к обновлению искусства через отказ от классических канонов. Модернисты отвергали реализм, стремясь исследовать внутренний мир человека и его восприятие мира. В литературе модернизм проявлялся в разрушении линейного сюжета, эксперименте с языком и формой, символике и аллюзиях. Для модернизма характерны индивидуализм, субъективность, поиск новых эстетических ценностей. Основные направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм. Представители: Джеймс Джойс, Томас Манн, Марсель Пруст.
3.
Неореализм — направление в литературе и кино, возникшее в Италии в 1940-х годах. Оно стремилось к документальности и правдивому изображению повседневной жизни, особенно в условиях социальных и экономических трудностей. Неореалисты использовали простую, ясную манеру повествования, показывая героев из низших слоёв общества, их борьбу за выживание. В литературе это течение сосредоточено на показе индивидуальных судеб на фоне исторических событий. В кино неореализм стал важным движением, которое часто использовало непрофессиональных актёров и реальные локации. Представители: Чезаре Дзаваттини, Альберто Моравиа.
4.
Натурализм — литературное направление, развившееся в конце XIX века как продолжение реализма. Оно акцентирует внимание на объективном и детальном изображении жизни, включая физиологические и психологические аспекты. Натуралисты считали, что человек подчиняется законам природы и социальному окружению, поэтому его поступки часто предопределены наследственностью и средой. Литература натурализма характеризуется отсутствием романтизации и тщательной проработкой деталей. Основоположник: Эмиль Золя. Другие представители: Ги де Мопассан, Теодор Драйзер.
5.
Неоклассицизм — художественное и литературное направление, которое стремится возродить идеалы античного искусства и классицизма. Оно характеризуется ясностью, гармонией, строгими канонами. В литературе неоклассицизм обращается к темам героизма, высоких моральных идеалов, использует торжественный стиль. Это направление стало реакцией на излишний субъективизм романтизма и модернизма. В русской поэзии элементы неоклассицизма можно найти в творчестве акмеистов, таких как Николай Гумилёв и Анна Ахматова.
6.
Неоромантизм — литературное течение конца XIX — начала XX века, которое переосмысливает романтические традиции. Оно обращается к темам внутренней свободы, героизма, борьбы за идеалы. Неоромантизм подчеркивает контраст между мечтой и реальностью, воспевает силу духа. Герои произведений неоромантиков часто сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, но сохраняют верность своим идеалам. Представители: Джек Лондон, Роберт Льюис Стивенсон, Генрих Ибсен.
7.
Символизм — художественное направление, возникшее во Франции в 1870-х годах. Символисты стремились выразить глубокие идеи через образы-символы, избегая прямого описания. Они полагали, что мир полон скрытых смыслов, которые нельзя передать через буквальное изображение. Для символизма характерны мистицизм, музыкальность языка, обращение к вечным темам: любовь, смерть, красота. В русской литературе символизм представлен творчеством Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова.
8.
Постсимволизм — направление, развившееся из символизма, но отказавшееся от его мистической составляющей. Постсимволисты сосредотачивались на земной реальности, человеческих чувствах, философских размышлениях. Это течение характеризуется точностью языка, стремлением к анализу жизни. Представители: Осип Мандельштам, Марина Цветаева.
9.
Акмеизм (от греческого слова akme, что означает «высшая точка», «расцвет») — литературное направление начала XX века, которое возникло как реакция на мистицизм и сложность символизма. Акмеисты стремились к ясности, конкретности и точности выражения в поэзии. Это течение ставило в центр внимание к земной реальности, материальному миру, человеческим чувствам и телесности. Главной целью акмеизма было создание гармоничного, понятного и эстетически совершенного произведения.
Акмеизм провозглашал «искусство без загадок», где поэт должен быть не пророком, а мастером своего дела, который оттачивает каждую строку как произведение искусства. Для акмеистов характерна высокая культура языка, использование классических форм и обогащение содержания через обращение к античным и средневековым сюжетам.
10.
Адамизм — редкое и малоизученное течение, которое акцентировало внимание на естественной природе человека, его «первозданной чистоте». Название связано с образом Адама как первого человека, который был максимально близок к природе и Божьему замыслу. Адамисты стремились показать человека в его естественном состоянии, свободном от социальных условностей и цивилизационных ограничений.
Основной чертой адамистской литературы является стремление вернуть человечество к простоте и гармонии, уйти от излишней технократизации и искусственности. В их произведениях часто встречаются образы природы, первобытного мира, герои лишены сложной рефлексии, они «чисты» в своих эмоциях и поступках.
11.
Футуризм (от латинского futurum — «будущее») — авангардное направление искусства начала XX века, которое провозглашало отказ от прошлого и устремлённость в будущее. Футуристы воспевали прогресс, технику, урбанизацию и стремительный ритм современной жизни. Они отвергали традиционные формы и темы искусства, стараясь разрушить каноны и создать нечто радикально новое.
В литературе футуризм проявлялся в языковых экспериментах, создании неологизмов, нарушении синтаксических норм, использовании визуальных эффектов в тексте. Футуристы видели в искусстве средство революционного изменения мира. Их поэзия часто была громкой, агрессивной, эпатажной.
12.
Имажинизм (от английского image — «образ») — литературное течение начала XX века, которое уделяло особое внимание созданию ярких, выразительных образов. Имажинисты верили, что главной задачей поэзии является передача через слова зрительных, слуховых и осязательных ассоциаций.
Поэты-имажинисты стремились к тому, чтобы каждое слово и строка стихотворения несли самостоятельный художественный смысл, а не только служили части сюжета. Для них характерны алогизм, парадоксальность, экзотика и внимание к деталям.
13.
Экспрессионизм (от латинского expressio — «выражение») — авангардное направление в искусстве начала XX века, которое стремилось выразить внутренний мир человека, его эмоции и переживания. Экспрессионисты часто обращались к темам одиночества, страха, отчаяния, используя яркие и резкие образы.
Для экспрессионизма характерна деформация реальности, усиление драматизма, гиперболизация. Авторы экспрессионистских произведений старались показать внутреннюю правду героев, их эмоции, а не внешнюю красоту. В литературе это направление нашло своё выражение в поэзии, драматургии и прозе.
14.
Авангардизм (от французского avant-garde — «передовой отряд») — собирательное название для радикальных художественных направлений, которые стремились разрушить старые традиции и создать искусство будущего. Авангардисты отвергали реализм и классику, экспериментировали с формой, содержанием и языком.
Авангардизм включает такие направления, как футуризм, сюрреализм, кубизм, конструктивизм и другие. Главной задачей авангардистов было шокировать зрителя, заставить его переосмыслить привычное восприятие искусства. Они считали, что искусство должно быть средством борьбы за новое общество.
15.
Серебряный век — эпоха расцвета русской культуры конца XIX — начала XX века, охватывающая литературу, живопись, философию. Этот период стал временем появления новых литературных направлений: символизма, акмеизма, футуризма. Для Серебряного века характерны поиски новых форм, философская насыщенность произведений, глубокий интерес к духовным вопросам.
Главные черты Серебряного века:
• Мистицизм, внимание к тайнам бытия (символизм).
• Гармония и ясность (акмеизм).
• Разрушение традиций (футуризм).
Основные представители:
• Александр Блок — символист, который в своих произведениях стремился соединить мистическое и земное.
• Анна Ахматова — поэт акмеизма, для которой главным было личное переживание и психологическая глубина.
• Марина Цветаева — её поэзия полна страсти, конфликтов, разрыва с традиционными формами.
Вопросы и задания
1. Расскажите, какова была историческая и культурная обстановка в начале XX в. В чём состояли главные противоречия общественной жизни?
Историческая и культурная обстановка в начале XX века характеризовалась стремительными переменами и научно-техническим прогрессом. В этот период произошли изменения во всех сторонах российской жизни: экономике, политике, науке, технологии, культуре и искусстве.
Главные противоречия общественной жизни того времени включали:
• Противоречие между сохранением крестьянской общины и потребностями развития капиталистических отношений.
• Идеологические противоречия.
• Противоречия во внешней политике. Главы ведущих мировых держав боролись за увеличение сфер влияния.
• Классовые противоречия. Нарастали противоречия между пролетариатом и буржуазией, между царём и передовой частью общества.
• Противоречие между уровнем промышленного развития и отсутствием политических прав и свобод у собственников.
• Национальные противоречия. Насильственная русификация привела к обострению «национального вопроса».
• Противоречия между старыми и новыми ценностями.
В культурной сфере конец XIX века и первые десятилетия века XX называют серебряным веком русской литературы. Основным направлением литературы рубежа веков считался символизм.
2. Какие направления, течения и школы в искусстве и литературе выдвинул русский модернизм и в чём их своеобразие? Вспомните, какие черты характеризуют декаданс как явление в искусстве и, в частности, в литературе. Назовите русских писателей, в произведениях которых проявились эти черты.
Русский модернизм выдвинул следующие направления, течения и школы в искусстве и литературе:
• Символизм. Основоположники – Д. Мережковский, Ф. Сологуб. Позже в русле символизма выступили А. Белый, С. Городецкий, А. Блок, Вячеслав Иванов. Многие символисты выражали идеи декаданса, создавая символы увядания, упадничества, пессимизма.
• Акмеизм. Самые яркие представители – А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека.
• Футуризм. Футуризм – авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы во главе с И. Северянином, кубофутуристы (А. Кручёных, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников) и другие. Футуристы отказывались от наследия классической литературы, призывали «сбросить с корабля современности» Пушкина, Достоевского, Толстого.
Черты декаданса как явления в искусстве и литературе:
• сомнение относительно положительных классических ценностей;
• мотивы упадка, усталости души, страха перед жизнью, безысходного отчаяния, потерянности в мире;
• пафос искания и волевого утверждения веры;
• мысли – основной символ («задуматься» – значит нарушить закон природы, остановить процесс вечного «становления», испугаться жизни и возненавидеть её).
Черты декаданса проявлялись в произведениях таких русских писателей, как И. Анненский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус и в раннем творчестве В. Брюсова.
3. Что понимается иод названием «Серебряный век»? Какое место занимает литература в Серебряном веке? Можете ли вы назвать, какие художники, композиторы, музыканты, режиссёры, артисты, хореографы, танцовщики и другие деятели искусств составили славу Серебряного века?
«Серебряный век» – это период развития русской культуры с 1890 по 1917 год. Термин подчёркивает преемственность традиций «золотого века» русской культуры, но в то же время указывает на существенные отличия этого периода от предыдущего.
Место литературы в Серебряном веке заключается в появлении новых направлений, которые составили альтернативу реализму. Одним из направлений декадентства стал символизм. Представителями старшего поколения символистов были Дмитрий Сергеевич Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт и другие.
Можно назвать таких художников, которые составили славу Серебряного века: М.А. Врубель, В.А. Серов, Н.К. Рерих, Л. Бакст, К.А. Сомов, В.Э. Борисов-Мусатов.
Среди композиторов, которые внесли вклад в развитие музыки Серебряного века, назовём такие имена: А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев.
В развитие искусства Серебряного века внесли вклад такие деятели: Н. Малько, К.С. Сараджев (дирижёры), Н.М. Данилин, М.Е. Пятницкий (хоровые дирижёры), Ф.М. Блуменфельд, А.Б. Гольденвейзер (пианисты), М.Б. Полякин, М.Г. Эрденко (скрипачи), И.С. Козловский, С.Я. Лемешев (певцы).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением