Ответы на вопросы на стр.16 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)










Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Декаданс, модернизм, неореализм, натурализм, неоклассицизм, неоромантизм, символизм, постсимволизм, акмеизм, адамизм, футуризм, имажинизм, экспрессионизм, авангардизм, Серебряный век.
1.
Декаданс (от французского decadence — «упадок») — культурное направление, связанное с настроениями упадка, пессимизма и разочарования. Оно возникло в конце XIX века, когда в обществе нарастало ощущение кризиса традиционных ценностей. Декаданс стремился выразить болезненные и изысканные переживания, которые сочетали в себе противоречия между красотой и внутренним распадом. В литературе декаданс выражался через внимание к индивидуальным чувствам, меланхолии, утончённой эстетике. Основные темы декаданса включали одиночество, смерть, страдание, тяготение к мистике и экзотике. Представители: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Оскар Уайльд.
2.
Модернизм — это широкое культурное движение конца XIX — середины XX века, стремившееся к обновлению искусства через отказ от классических канонов. Модернисты отвергали реализм, стремясь исследовать внутренний мир человека и его восприятие мира. В литературе модернизм проявлялся в разрушении линейного сюжета, эксперименте с языком и формой, символике и аллюзиях. Для модернизма характерны индивидуализм, субъективность, поиск новых эстетических ценностей. Основные направления модернизма: символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм. Представители: Джеймс Джойс, Томас Манн, Марсель Пруст.
3.
Неореализм — направление в литературе и кино, возникшее в Италии в 1940-х годах. Оно стремилось к документальности и правдивому изображению повседневной жизни, особенно в условиях социальных и экономических трудностей. Неореалисты использовали простую, ясную манеру повествования, показывая героев из низших слоёв общества, их борьбу за выживание. В литературе это течение сосредоточено на показе индивидуальных судеб на фоне исторических событий. В кино неореализм стал важным движением, которое часто использовало непрофессиональных актёров и реальные локации. Представители: Чезаре Дзаваттини, Альберто Моравиа.
4.
Натурализм — литературное направление, развившееся в конце XIX века как продолжение реализма. Оно акцентирует внимание на объективном и детальном изображении жизни, включая физиологические и психологические аспекты. Натуралисты считали, что человек подчиняется законам природы и социальному окружению, поэтому его поступки часто предопределены наследственностью и средой. Литература натурализма характеризуется отсутствием романтизации и тщательной проработкой деталей. Основоположник: Эмиль Золя. Другие представители: Ги де Мопассан, Теодор Драйзер.
5.
Неоклассицизм — художественное и литературное направление, которое стремится возродить идеалы античного искусства и классицизма. Оно характеризуется ясностью, гармонией, строгими канонами. В литературе неоклассицизм обращается к темам героизма, высоких моральных идеалов, использует торжественный стиль. Это направление стало реакцией на излишний субъективизм романтизма и модернизма. В русской поэзии элементы неоклассицизма можно найти в творчестве акмеистов, таких как Николай Гумилёв и Анна Ахматова.
6.
Неоромантизм — литературное течение конца XIX — начала XX века, которое переосмысливает романтические традиции. Оно обращается к темам внутренней свободы, героизма, борьбы за идеалы. Неоромантизм подчеркивает контраст между мечтой и реальностью, воспевает силу духа. Герои произведений неоромантиков часто сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, но сохраняют верность своим идеалам. Представители: Джек Лондон, Роберт Льюис Стивенсон, Генрих Ибсен.
7.
Символизм — художественное направление, возникшее во Франции в 1870-х годах. Символисты стремились выразить глубокие идеи через образы-символы, избегая прямого описания. Они полагали, что мир полон скрытых смыслов, которые нельзя передать через буквальное изображение. Для символизма характерны мистицизм, музыкальность языка, обращение к вечным темам: любовь, смерть, красота. В русской литературе символизм представлен творчеством Александра Блока, Андрея Белого, Вячеслава Иванова.
8.
Постсимволизм — направление, развившееся из символизма, но отказавшееся от его мистической составляющей. Постсимволисты сосредотачивались на земной реальности, человеческих чувствах, философских размышлениях. Это течение характеризуется точностью языка, стремлением к анализу жизни. Представители: Осип Мандельштам, Марина Цветаева.
9.
Акмеизм (от греческого слова akme, что означает «высшая точка», «расцвет») — литературное направление начала XX века, которое возникло как реакция на мистицизм и сложность символизма. Акмеисты стремились к ясности, конкретности и точности выражения в поэзии. Это течение ставило в центр внимание к земной реальности, материальному миру, человеческим чувствам и телесности. Главной целью акмеизма было создание гармоничного, понятного и эстетически совершенного произведения.
Акмеизм провозглашал «искусство без загадок», где поэт должен быть не пророком, а мастером своего дела, который оттачивает каждую строку как произведение искусства. Для акмеистов характерна высокая культура языка, использование классических форм и обогащение содержания через обращение к античным и средневековым сюжетам.
10.
Адамизм — редкое и малоизученное течение, которое акцентировало внимание на естественной природе человека, его «первозданной чистоте». Название связано с образом Адама как первого человека, который был максимально близок к природе и Божьему замыслу. Адамисты стремились показать человека в его естественном состоянии, свободном от социальных условностей и цивилизационных ограничений.
Основной чертой адамистской литературы является стремление вернуть человечество к простоте и гармонии, уйти от излишней технократизации и искусственности. В их произведениях часто встречаются образы природы, первобытного мира, герои лишены сложной рефлексии, они «чисты» в своих эмоциях и поступках.
11.
Футуризм (от латинского futurum — «будущее») — авангардное направление искусства начала XX века, которое провозглашало отказ от прошлого и устремлённость в будущее. Футуристы воспевали прогресс, технику, урбанизацию и стремительный ритм современной жизни. Они отвергали традиционные формы и темы искусства, стараясь разрушить каноны и создать нечто радикально новое.
В литературе футуризм проявлялся в языковых экспериментах, создании неологизмов, нарушении синтаксических норм, использовании визуальных эффектов в тексте. Футуристы видели в искусстве средство революционного изменения мира. Их поэзия часто была громкой, агрессивной, эпатажной.
12.
Имажинизм (от английского image — «образ») — литературное течение начала XX века, которое уделяло особое внимание созданию ярких, выразительных образов. Имажинисты верили, что главной задачей поэзии является передача через слова зрительных, слуховых и осязательных ассоциаций.
Поэты-имажинисты стремились к тому, чтобы каждое слово и строка стихотворения несли самостоятельный художественный смысл, а не только служили части сюжета. Для них характерны алогизм, парадоксальность, экзотика и внимание к деталям.
13.
Экспрессионизм (от латинского expressio — «выражение») — авангардное направление в искусстве начала XX века, которое стремилось выразить внутренний мир человека, его эмоции и переживания. Экспрессионисты часто обращались к темам одиночества, страха, отчаяния, используя яркие и резкие образы.
Для экспрессионизма характерна деформация реальности, усиление драматизма, гиперболизация. Авторы экспрессионистских произведений старались показать внутреннюю правду героев, их эмоции, а не внешнюю красоту. В литературе это направление нашло своё выражение в поэзии, драматургии и прозе.
14.
Авангардизм (от французского avant-garde — «передовой отряд») — собирательное название для радикальных художественных направлений, которые стремились разрушить старые традиции и создать искусство будущего. Авангардисты отвергали реализм и классику, экспериментировали с формой, содержанием и языком.
Авангардизм включает такие направления, как футуризм, сюрреализм, кубизм, конструктивизм и другие. Главной задачей авангардистов было шокировать зрителя, заставить его переосмыслить привычное восприятие искусства. Они считали, что искусство должно быть средством борьбы за новое общество.
15.
Серебряный век — эпоха расцвета русской культуры конца XIX — начала XX века, охватывающая литературу, живопись, философию. Этот период стал временем появления новых литературных направлений: символизма, акмеизма, футуризма. Для Серебряного века характерны поиски новых форм, философская насыщенность произведений, глубокий интерес к духовным вопросам.
Главные черты Серебряного века:
• Мистицизм, внимание к тайнам бытия (символизм).
• Гармония и ясность (акмеизм).
• Разрушение традиций (футуризм).
Основные представители:
• Александр Блок — символист, который в своих произведениях стремился соединить мистическое и земное.
• Анна Ахматова — поэт акмеизма, для которой главным было личное переживание и психологическая глубина.
• Марина Цветаева — её поэзия полна страсти, конфликтов, разрыва с традиционными формами.
Вопросы и задания
1. Расскажите, какова была историческая и культурная обстановка в начале XX в. В чём состояли главные противоречия общественной жизни?
Историческая и культурная обстановка в начале XX века характеризовалась стремительными переменами и научно-техническим прогрессом. В этот период произошли изменения во всех сторонах российской жизни: экономике, политике, науке, технологии, культуре и искусстве.
Главные противоречия общественной жизни того времени включали:
• Противоречие между сохранением крестьянской общины и потребностями развития капиталистических отношений.
• Идеологические противоречия.
• Противоречия во внешней политике. Главы ведущих мировых держав боролись за увеличение сфер влияния.
• Классовые противоречия. Нарастали противоречия между пролетариатом и буржуазией, между царём и передовой частью общества.
• Противоречие между уровнем промышленного развития и отсутствием политических прав и свобод у собственников.
• Национальные противоречия. Насильственная русификация привела к обострению «национального вопроса».
• Противоречия между старыми и новыми ценностями.
В культурной сфере конец XIX века и первые десятилетия века XX называют серебряным веком русской литературы. Основным направлением литературы рубежа веков считался символизм.
2. Какие направления, течения и школы в искусстве и литературе выдвинул русский модернизм и в чём их своеобразие? Вспомните, какие черты характеризуют декаданс как явление в искусстве и, в частности, в литературе. Назовите русских писателей, в произведениях которых проявились эти черты.
Русский модернизм выдвинул следующие направления, течения и школы в искусстве и литературе:
• Символизм. Основоположники – Д. Мережковский, Ф. Сологуб. Позже в русле символизма выступили А. Белый, С. Городецкий, А. Блок, Вячеслав Иванов. Многие символисты выражали идеи декаданса, создавая символы увядания, упадничества, пессимизма.
• Акмеизм. Самые яркие представители – А. Ахматова, С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека.
• Футуризм. Футуризм – авангардное явление в русской поэзии. Сюда входило несколько групп: эгофутуристы во главе с И. Северянином, кубофутуристы (А. Кручёных, Д. Бурлюк, В. Маяковский, В. Хлебников) и другие. Футуристы отказывались от наследия классической литературы, призывали «сбросить с корабля современности» Пушкина, Достоевского, Толстого.
Черты декаданса как явления в искусстве и литературе:
• сомнение относительно положительных классических ценностей;
• мотивы упадка, усталости души, страха перед жизнью, безысходного отчаяния, потерянности в мире;
• пафос искания и волевого утверждения веры;
• мысли – основной символ («задуматься» – значит нарушить закон природы, остановить процесс вечного «становления», испугаться жизни и возненавидеть её).
Черты декаданса проявлялись в произведениях таких русских писателей, как И. Анненский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, З. Гиппиус и в раннем творчестве В. Брюсова.
3. Что понимается иод названием «Серебряный век»? Какое место занимает литература в Серебряном веке? Можете ли вы назвать, какие художники, композиторы, музыканты, режиссёры, артисты, хореографы, танцовщики и другие деятели искусств составили славу Серебряного века?
«Серебряный век» – это период развития русской культуры с 1890 по 1917 год. Термин подчёркивает преемственность традиций «золотого века» русской культуры, но в то же время указывает на существенные отличия этого периода от предыдущего.
Место литературы в Серебряном веке заключается в появлении новых направлений, которые составили альтернативу реализму. Одним из направлений декадентства стал символизм. Представителями старшего поколения символистов были Дмитрий Сергеевич Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт и другие.
Можно назвать таких художников, которые составили славу Серебряного века: М.А. Врубель, В.А. Серов, Н.К. Рерих, Л. Бакст, К.А. Сомов, В.Э. Борисов-Мусатов.
Среди композиторов, которые внесли вклад в развитие музыки Серебряного века, назовём такие имена: А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев.
В развитие искусства Серебряного века внесли вклад такие деятели: Н. Малько, К.С. Сараджев (дирижёры), Н.М. Данилин, М.Е. Пятницкий (хоровые дирижёры), Ф.М. Блуменфельд, А.Б. Гольденвейзер (пианисты), М.Б. Полякин, М.Г. Эрденко (скрипачи), И.С. Козловский, С.Я. Лемешев (певцы).
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением