Ответы на вопросы на стр.17 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. В чём состоят заслуги классицистов и просветителей перед русской литературой?
Заслуги классицистов и просветителей перед русской литературой включают:
• Привнесение идеи торжества разума над невежеством. Классицисты и просветители верили во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах.
• Создание новых литературных жанров и формирование нового литературного языка. Писатели классицизма обосновали теоретическими трактатами новые правила стихосложения.
• Развитие жанров, предполагающих обязательную авторскую оценку исторической действительности. К ним относятся комедия (Д.И. Фонвизин), сатира (А.Д. Кантемир), басня (А.П. Сумароков, И.И. Хемницер), ода (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин).
• Обращение к отечественной истории. Писатели нашли образы людей, деятельность которых была одушевлена любовью к отечеству, заботой об освобождении его от исконных врагов, об усилении могущества Русского государства.
2. Что представляет собой эпоха Просвещения? Подготовьте сообщение.
Сообщение
Что представляет собой эпоха Просвещения?
Слово «просвещение» в некоторых словарях описывают как распространение знаний, образования. Получается, эпоха Просвещения – это время распространения знаний? Да, в какой-то степени. В истории Просвещением называют распространение научных знаний и идеи свободы человека в конце XVII – XVIII в.
Немецкий философ Иммануил Кант (1724–1804) называл Просвещение выходом человека из состояния несовершеннолетия, то есть неспособности пользоваться рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Таким образом, мыслитель отмечал, что к XVIII в. человечество стало пользоваться разумом для объяснения окружающего мира.
Просвещение затронуло многие страны Европы: Англию, Францию, Германию, Италию, Россию, а также Северную Америку.
Просвещение – культурное движение в Европе и Северной Америке в конце XVII – XVIII в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, прогресса и разоблачение предрассудков и суеверий.
Просветители преклонялись перед разумом и считали, что только разумные объяснения могут быть правдивыми. Все предрассудки и суеверия, вера в волшебство, ведьм просветителями отвергались и осуждались. Некоторые даже отвергали религию, считали её противоречащей науке, хотя большинство просветителей всё-таки верили в Бога.
Большое значение просветители придавали образованию, ведь именно оно способно дать знания и вооружить человека против суеверий. Просветители писали труды по педагогике, рассуждали о том, как воспитать разумного человека.
Большое влияние на взгляды просветителей оказало землетрясение в Лиссабоне в 1755 г. Тогда стихийное бедствие унесло жизни почти 90 тысяч человек. Многие мыслители усомнились в справедливости мысли «Всё благо, что ниспосылается нам сверху». Французский просветитель Вольтер написал «Поэму о гибели Лиссабона», в которой есть такие строки:
О вы, чей разум лжёт: «Всё благо в жизни сей»,
Спешите созерцать ужасные руины,
Обломки, горький прах, виденья злой кончины,
Истерзанных детей и женщин без числа,
Разбитым мрамором сражённые тела…
Каким виделось просветителям устройство общества? Разумным признавалось то общество, в котором люди наделены естественными правами: на жизнь, на свободу, на собственность. Естественные права – неотъемлемые права, которыми наделяется каждый человек от рождения.
В отличие от гуманистов, просветители стремились донести свои взгляды до широкого круга людей. Деятели Просвещения часто появлялись в салонах богатых и знатных людей, где вели беседы, читали свои произведения. Распространению идей Просвещения способствовали также многочисленные газеты, которые стали тогда популярными в Европе. Во Франции на протяжении почти 30 лет издавалась Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел. Как отмечали сами издатели, «Цель Энциклопедии – объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живём, и передать их людям, которые придут за нами». Многие просветители состояли в переписке с европейскими монархами и пытались убедить их в необходимости преобразований, улучшения жизни народа.
Просвещение способствовало дальнейшей секуляризации (освобождением культуры и сознания людей от влияния церкви) общественной жизни. Уже упоминавшийся Вольтер открыто заявлял, что не верит в Бога, хотя большинство просветителей не разделяло его убеждений. Всё же в сознании людей утверждалась мысль, что их судьба зависит не только от Бога, но и от их собственных усилий. Этому способствовал протестантизм, широко распространившийся с XVI в. Он учил, что предприимчивость и деловая активность угодны Богу, а успех в делах – знак божественного участия в судьбе человека.
Распространение знаний о болезнях и появление лекарств способствовало росту населения. Например, во второй половине XVIII в. стали делать прививки от оспы – заразной болезни, которая часто приводила к смерти. Люди всё чаще обзаводились индивидуальной посудой и столовыми приборами, а не ели из общего котла. Это тоже способствовало улучшению здоровья.
В некоторых странах под воздействием идей Просвещения стали открываться школы для слепых и глухих.
В XVIII в. в повседневную жизнь людей вошли кофе, сахар, чай, шоколад. Широкое распространение получили карманные часы, зонтики, зеркальца и другие предметы, без которых люди с того времени не представляли себе жизнь. Эти мелкие на первый взгляд новшества говорили об улучшении жизни простых людей.
Идеи Просвещения серьёзно изменили жизнь людей. Благодаря им широко распространилось образование, утвердились представления о естественных правах человека, усилился процесс секуляризации сознания.
3. В чём сходство и различия между классицистами и просветителями?
Просветители, как и классицисты, верили в необходимость донести свет знаний до людей. В этом и заключается сходство.
Различие классицизма и Просвещения состоит в следующих моментах: Классицизм – это скорее направление в литературе. Просвещение – культурное и идеологическое движение, частью которой стала литература.
Классицисты ориентировались на образцы античного искусства, требовали от произведений точного следования строгим канонам, а просветители продвигали свободомыслие.
Для просветителей главное популяризация знаний, пропаганда идей добра и справедливости, внимание к личности.
Классицисты отбрасывают личные признаки и индивидуальные черты.
В то же время классицисты считали, что главная функция искусства – общественно-воспитательная.
4. Какое значение для литературы имел переход от признания превосходства Разума к учёту, а затем и признанию первенства Чувств?
Переход от признания превосходства Разума к учёту, а затем и признанию первенства Чувств имел следующее значение для литературы: произведениях поздних просветителей на первый план вышли герои, способные к душевным порывам и тонким чувствам. Это перевело литературу на другой уровень.
Например, к таким произведениям относятся «Путешествия Гулливера» Д. Свифта и «Страдания молодого Вертера» В. Гёте. Писатели позднего Просвещения оперировали не только понятием «Разум», но и говорили о воспитании и самосовершенствовании.
Также литература начала уделять большое внимание чувствам человека, его переживаниям. Например, просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе.
Писатели позднего Просвещения оперировали не только понятием «Разум». Они говорили о воспитании, самосовершенствовании.
5. Какие произведения европейских и русских просветителей вам известны?
Европейские просветители и их произведения:
• Генри Филдинг – «История Тома Джонса, найденыша»;
• Сэмюэл Ричардсон – «Памела, или вознагражденная добродетель»;
• Жан-Жак Руссо – «Юлия, или новая Элоиза».
Русские просветители и их произведения:
• Михаил Васильевич Ломоносов – «На взятие Хотина»
• Гаврила Романович Державин – «Анакреонтические песни».
Литература Просвещения богата величественными образами.
6. Чем литературный процесс в России отличался от европейского?
Литературный процесс в России отличался от европейского тем, что был разноплановым. Писатели этой эпохи могли создавать произведения как в классицистическом духе, так и в сентиментальном.
В Европе же литература развивалась постепенно – от строгого классицизма (идеи торжества разума) к позднему Просвещению (соединение Разума и сердечных побуждений).
Кроме того, в России классицизм носил иной характер, чем на Западе: он смягчал остроту конфликта. Например, во французской литературе конфликт долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом.
Также иной была и иерархия жанров: главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром – трагедия, в России же на первое место вышел лирический род, а в нём – торжественная, похвальная ода или высокая сатира.
Творческие задания. Стр. 17
1. Продумайте вопросы и ответы на тему «Классицизм в разных странах мира». При подготовке к уроку используйте материалы учебника и Интернета (по рекомендации учителя).
Вопросы и ответы на тему «Классицизм в разных странах мира»
1. Где возникло такое направление, как классицизм? (во Франции)
2. В каком веке возник классицизм? (в XVII веке)
3. На чье учение опирались классицисты, назвать философа. (Рене Декарт)
4. В каком году и кто написал трактат (статью) «Поэтическое искусство»? (Никола Буало, в 1674 году)
5. Никола Буало написал трактат на примере какого поэта? (Франсуа Де Молерб)
6. Что обосновал Никола Буало в своей статье? (принципы классицизма)
7. Сколько принципов классицизма выдвинул Никола Буало в своей статье? (4 принципа)
8. Назовите принципы классицизма, сформулированные Буало. (1. Подражание античным образцам. 2. Схематичность и абстрактность образа. 3.Следование голосу разума. 4.Единство места, времени и действия)
9. Какой литературный вид считался самым разумным и рациональным в искусстве? (драма)
10. Представители французского классицизма (Ж.-Б. Мольер, П. Карнель, Ж. Расин)
11. Настоящая фамилия Ж.-Б. Мольера? (Поклен)
12. Как по-другому называется единство места времени и действия? (принцип трех единств)
13. В чём заключается принцип трёх единств? (Принципе трех единств: места, времени и действия. Это значит, что все повествование укладывается за одни сутки (единство времени), в одном и том же месте (единство места). Сюжетная линия посвящена только одной проблеме, на решение которой отводится все повествование (единство действия).
14. Назовите основоположников русского классицизма. (Основоположниками русского классицизма в литературе являются А.Д. Канте-мир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.)
15. Кто явился автором теории трёх стилей в России? (М.В. Ломоносов)
2. Создайте небольшие сочинения — эссе о М. В. Ломоносове и Д. И. Фонвизине, используя сведения из учебника и Интернета (по рекомендации учителя).
Сочинение о М.В. Ломоносове и Д.И. Фонвизине
М.В. Ломоносов и Д.И. Фонвизин –российские писатели XVIII-го века. Они ратуют за просвещение России, восхищаются своим веком, который перевернул мировоззрение людей. Следуя традициям русского классицизма, они развивают патриотическую идею служения Родине, пропагандируют высокие нравственные принципы гражданского долга.
М.В. Ломоносов – величайший человек своего времени. Его заслуги перед Отечеством велики. Его гениальность очевидна. Он ученый, мыслитель, поэт. В своей торжественной оде «На день восшествия Елизаветы Петровны», которая принадлежит к числу лучших од Ломоносова, славит Петра I как борца против отсталости, в которой находилась Россия до него, славит его за распространение наук. Автору хочется, чтобы Елизавета была достойной дочерью великого отца, такой же покровительницей науки и искусства. Восхищаясь преобразованиями Петра I, автор с радостью пишет:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут…
Так в чем же видел великий ученый питательную силу науки? Почему, по его мнению, наука украшает человека и бережет от всяких невзгод? С одной стороны, образованный человек, конечно же, интересен не только в беседе, общении, но и в жизни. Он может рассказать или сообщить что-то увлекательное, сформулировать вопрос, на который интересно найти ответ, и многое другое. Этот человек наполняет свою жизнь «украшением» того, чем увлекается, что поистине ему интересно. Ведь он сам становится интересен своими познаниями из области какой-либо науки и нужен не только своей семье, но еще и обществу. Быть знаменитым, я думаю, красиво, а получить Нобелевскую премию за исследования в области науки - гениально...
Госпожа Простакова, героиня комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», утверждала, что все «беды от учения». Думаю, что в настоящее время нет таких людей, которые бы хвалились тем, что в их роду сроду не было грамотеев, как это звучит из уст Скотинина и Простаковой. Необразованным быть сейчас не модно. Государство предоставило нам возможность получать образование. Школы, вечерние школы, лицеи, гимназии, университеты ... век XVIII-ый может позавидовать веку нынешнему. Но почему-то часто слышим слова, что не хватает современной России умных людей, квалифицированных кадров.
Да, есть у нас и Митрофанушки, которые с «успехом» получают образование, но всё же больше тех, кто готов служить своему Отечеству.
В современном обществе без элементарных понятий из области физики, химии, биологии и других наук вряд ли можно обойтись. Наука нас окружает повсюду, и мы не вправе игнорировать ее. Образованный человек намного более защищен в жизни, так как осведомлен.
Поистине, прозорливы слова великого деятеля М.В. Ломоносова, который прекрасно определил роль научных знаний в жизни человека. То, что торжественно восхвалялось в XVIII веке, в XXI столетии не только уместно, но и актуально.
Русский язык и литература. Стр. 17
1. Расскажите о заслугах М. В. Ломоносова в области русскою языка и литературы.
Заслуги М.В. Ломоносова в области русского языка и литературы:
• Создание «Российской грамматики». Этот учебник, вышедший в 1755 году, стал первой научной грамматикой русского языка. Ломоносов не просто описал существующие правила, он их систематизировал и объяснил, заложив основы для дальнейшего изучения и развития языка.
• Разработка теории трёх стилей в рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757). Он разделил язык на высокий, средний и низкий стили, каждый из которых имел свою сферу применения. Высокий стиль предназначался для торжественных од и научных трактатов, средний – для прозы и драм, а низкий – для комедий и повседневной речи.
• Создание научной терминологии. Особая заслуга М.В. Ломоносова заключается в его борьбе с иностранными словами, вошедшими в обиход. Ему удалось найти русские слова для обозначения терминов. Без перевода он оставил те научные и технические выражения и слова, которые или затруднительно было перевести на русский язык, или они очень прочно с давних пор вошли в русский словарь, но и их он старался приспособить к правилам русского языка. Ломоносов активно создавал новые слова и термины для описания научных явлений, что позволило сделать русский язык полноценным инструментом для развития науки.
• Разработка правил орфографии и пунктуации. Ломоносов разработал собственную систему орфографии, которая стала основой для официального русского правописания вплоть до XX века.
• Влияние на развитие русской поэзии («Письмо о правилах Российского стихотворства», 1739). Исследования Ломоносова в области метрики, стихосложения, риторики и поэтики привели к созданию новых форм и жанров поэтического творчества, а также значительно усовершенствовали уже существующие.
• Утверждение силлабо-тонической системы стихосложения. Ломоносов ввёл в русскую поэзию силлабо-тоническую систему, основанную на чередовании ударных и безударных слогов. Это сделало стихи более ритмичными и мелодичными, открыв новые возможности для поэтического творчества.
2. Как вы понимаете выражение: «Я мыслю, следовательно, существую»?
«Я мыслю, следовательно, существую» – по моему мнению, из данного высказывания Декарта можно сделать несколько выводов.
Во-первых, если рассматривать существование собственно человека, то без мыслительного процесса человека нельзя назвать социальным существом. В истории человечества было немало примеров, когда детей воспитывали животные в отрыве от общества и, попадая к людям, они уже не могли адаптироваться в социум, т.е. не могли полноценно существовать среди людей.
Во-вторых, если подразумевать существование как развитие, то без мыслительного процесса развитие общества затормаживается. Все великие научные открытия, изменявшие жизнь общества и целых эпох, происходили в умах людей, но, разумеется, предпосылками к открытиям был накопленный человечеством опыт и экспериментальный материал.
3. Кто из писателей участвовал в реформировании русского стиха и замене силлабической системы стихотворства силлаботонической? Усилиями каких поэтов был создан «стихов российских механизм»?
Реформированием русского стиха занимался Михаил Васильевич Ломоносов. Именно он и заменил силлабическую систему силлабо-тонической, поскольку понимал, что слова русского языка имеют подвижные ударения.
Фраза «Стихов российских механизм» - взята из Евгения Онегина. Этот самый механизм, упоминаемый Пушкиным в своем произведении, был создан Ломоносовым, Державиным, Тредиаковским, Фонвизиным, Сумароковым и другими значительными писателями 18 века.
4. В чём заключалось содержание теории «трёх штилей» М. В. Ломоносова и какое отношение она имела к жанрам русского классицизма?
Теория «трех штилей» Ломоносова, нашедшая отражение в его «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», помогла упорядочить русский язык. Ломоносов ввёл разделение литературной речи на три стиля (высокий, средний, низкий), каждый из которых имел ряд своих особенностей.
Высокий «штиль». В области лексического строя языка высокий стиль предполагал использование общеупотребительных слов наряду с «не весьма обетшалыми» славянизмами. То есть русские слова сочетались с церковнославянскими.
Высокий стиль в литературе касался следующих жанров: ода, прозаическая речь, героическая поэма.
Средний «штиль». Сам Ломоносов называет этот «штиль» «посредственным». Пласт лексики среднего стиля включал нейтральные слова, сочетающиеся с некоторыми старославянизмами, а также с некоторыми просторечными словами. Неупотребительные слова и «весьма обетшалые» слова, по теории «трех штилей», отсюда «выключаются».
В жанровом отношении среднему стилю подчинялось написание элегий, стихотворных дружеских писем, театральных сочинений, эклог, сатир, описаний «достопамятных дел», описаний «благородных учений».
Низкий «штиль». Низкий стиль в лексическом плане содержал общеупотребительные слова и просторечия. В данном стиле запрещалось использовать «презренные слова», так как, по теории Ломоносова, их нельзя употреблять ни в каком стиле.
Использование их предполагалось в следующих жанрах: комедия, прозаическое дружеское письмо, эпиграмма, песня, описание обыкновенных дел.
Таким образом, теория «трех штилей» Ломоносова утвердила основу русского литературного языка, а также стала шагом на пути к современной стилистической системе русского языка.
5. Когда идеи Просвещения проникли в Россию? Расскажите об этом.
Почва для распространения идей Просвещения в России была подготовлена реформами Петра I. К концу его царствования страна уверенно шла по пути европеизации и оказалась включенной в культурную орбиту Запада. Быстрыми темпами шло становление отечественной науки и образования. Появилось много новшеств, каких не знала допетровская Россия: газеты, журналы, портретная живопись.
К середине XVIII в. образованное общество состояло из европеизированного дворянства (прежде всего петербургского и московского), а также крайне малочисленной молодой разночинной интеллигенции (разночинцами называли выходцев из солдат, матросов, священнослужителей, мелких чиновников и т. д.).
Философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей начали проникать в Россию уже при Петре I.
Но движение Просвещения под общим названием «вольтерьянство» получило распространение в 40 – 60 гг. XVII в. Его не случайно назвали по имени знаменитого французского философа Вольтера. Если в конце XVII в. лидером европейского Просвещения была Англия, то в XVIII в. «историческая инициатива» перешла на континент, и общеевропейским эталоном стало французское Просвещение. Кроме того, российская «французомания» была вызвана расширением культурных связей между Россией и Францией, особенно во второй половине XVIII в. Богатые дворяне имели прекрасную возможность приобщиться к Просвещению во время путешествий за границу, а хорошее знание французского языка позволяло им изучать труды просветителей.
И в самой России чрезвычайную популярность получили произведения просветителей: образованное общество зачитывалось книгами Вольтера, Монтескье, Д'Аламбера и Дидро.
Но многовековой путь развития России во многом отличался от европейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине XVIII столетия Франция уже была на пороге великой революции, и «третьему сословию» (все население, кроме дворянства и духовенства) предстояло предъявить исторический счет монархии и дворянству. Резкая критика просветителями отживших порядков и предрассудков, провозглашаемые ими идеалы соответствовали настроениям будущих вождей революции. Позднее на ее знаменах были начертаны лозунги свободы и равенства.
Между тем Россия времен расцвета вольтерьянства, т. е. при Екатерине II, совершенно не походила на Францию. За фасадом блестящей империи лежала огромная страна, абсолютное большинство населения которой буквально не поднимало глаз от земли, занимаясь тяжелым крестьянским трудом. Около половины закрепощенного крестьянства находились на положении помещичьих рабов. Третьего сословия не было и в помине: на промышленных предприятиях царил крепостной труд, а наиболее предприниматели из купцов жаждали слиться с могущественным и привилегированным дворянским сословием. Крепостное право вошло в плоть и кровь России, став привычным, будничным явлением. Его охраняло самодержавие, имевшее в своем распоряжении сильный бюрократический аппарат, мощную армию и прочную социальную опору в лице «рабовладельческого дворянства». Неудивительно, что идей западноевропейских просветителей получили в России совсем иное звучание.
Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством. Они стремились использовать новые культурные веяния в интересах сохранения существующих порядков. Новому веку отдавала должное сама императрица Екатерина II, страстно желавшая прослыть «просвещенной государыней». Она выставляла напоказ свои воззрения, заимствованные у французских авторов, состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Д'Аламбер, и очень ревниво относилась к репутации просвещенной правительницы. Идеи Просвещения не были чужды и консервативной аристократии. Ее глашатаем был видный публицист, историк и экономист князь М. М. Щербатов. Находили применение идеи Просвещения и у либеральных дворян. В их числе директор Петербургской Академии наук Е. Р. Дашкова, историк И. Н. Болтин, дипломаты Н. И. Панин и Д. А. Голицын, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Они считали необходимым осовременить монархическое правление и смягчить отношения между помещиками и крестьянами.
Подлинными просветителями, мечтавшими о коренном переустройстве российского общества на разумных началах, были публицист Н. И. Новиков, писатель Д. И. Фонвизин, а также отдельные представители немногочисленной в ту пору разночинной интеллигенции. Среди последних следует назвать правоведов С.Е. Десницкого и А.Я. Поленова, философов Я.П. Козельского, Д.С. Аничкова и Н.Н. Поповского. И даже демократические устремления тех, кого по праву можно считать просветителями, не выходили за пределы, поставленные все той же российской действительностью.
6. Кто назвал М. В. Ломоносова «отцом нашей стихотворной речи»? Имелись ли для этого основания?
Н.В. Гоголь назвал Ломоносова «отцом нашей стихотворной речи». Для этого имелись веские основания, потому что он создал систему стихосложения, описав основные размеры, рифмы и стили. Ломоносов считал, что такой способ стихосложения органичен для русского языка. Поэтому русские поэты до сих пор пользуются элементами предложенной им системы.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением