Ответы на вопросы на стр.171 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 171
1. Почему Гончаров считал три своих романа одним произведением?
И.А. Гончаров считал три своих романа – «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» – одним произведением, потому что в них одна идея – переход от одной эпохи к другой.
Одна из основных проблем – проблема национального характера. В романах даётся образ «человека мечтающего», отразившийся в трёх главных героях – Александре Адуеве, Илье Обломове и Борисе Райском, с их общими чертами – детским взглядом на жизнь, естественностью и отрицанием лжи.
Также романы объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни.
В первой главе «Обыкновенной истории» мы встречаемся с двадцатилетним Александром Фёдорычем Адуевым, когда он только выходит на широкую дорогу жизни. У него нет другого прошлого, кроме блаженной поры детства. А в конце романа Адуеву тридцать с небольшим. Читатель становится прямым свидетелем десяти лет жизни героя и всех перемен, происходящих в нём. Гончаров покидает Александра Адуева в тот самый момент, в который подхватывает героев двух других романов «Обломов» и «Обрыв». Илье Ильичу Обломову года тридцать два-тридцать три, а Борису Павловичу Райскому около тридцати пяти. Юность их уже осталась позади. Их прошлое оживает в воспоминаниях, мечтаниях. Если мечтания юного Адуева всегда обращены в настоящее или в будущее, то у Обломова и Райского они охватывают все три измерения – прошлое, настоящее и будущее.
В «Обыкновенной истории» по мере воспитания чувств героя, взросления происходит крушение всех его юношеских идеалов. Александр Адуев приезжает в Петербург с мечтами о возвышенной любви, поэзии, полезном труде и в конце романа расстаётся с ними навсегда. Из одной крайности – сумасбродной восторженности – он впадает в другую – холодный расчет.
К середине романа герой совершенно теряет интерес к службе, светской жизни и, часто оставаясь дома, лежит на диване и смотрит в потолок. Свое затворничество, свой отказ от общества, в котором вращается его успешный дядя, важный чиновник Петр Иванович Адуев, Александр объясняет ему так: «Вот я нашел себе место и буду сидеть на нем век. Нашел простых, незатейливых людей, нужды нет, что ограниченных умом, играю с ними в шашки и ужу рыбу – и прекрасно! Пусть я, по-вашему, буду наказан за это, пусть лишусь наград, денег, почета, значения – всего, что так льстит вам. Я навсегда отказываюсь…»
Гончаров словно чувствует какую-то недосказанность, недоговорённость в своём романе – будто Адуев слишком быстро встал с дивана, слишком мало на нём полежал, слишком быстро сбросил халат и навсегда расстался со всеми мечтами.
Автор перебрасывает мостик, по которому из «Обыкновенной истории» в новый роман переезжают не только части обстановки, но даже переносятся некоторые свойства характера главного героя. Так диван, на котором лежал разочарованный Александр Адуев, благополучно перекочёвывает в кабинет Ильи Обломова и становится чуть ли не одним из действующих лиц нового произведения. Надолго, чуть не навсегда укладывается на него Обломов, а лежание делается «его нормальным состоянием».
Все три романа Гончарова сходятся в пространстве мечтаний и сна. Главный герой «Обрыва» Борис Райский, – художник -мечтатель в искусстве и в жизни. Он бросается от одного дела к другому. Его беспокойное воображение не может остановиться ни на чём. Не в его силах довести начатое до конца. Как не в силах он до конца дорисовать ни одну, даже самую удачную картину. Или дописать ни один обдуманный роман. Для Райского, как и для Обломова, главное тайное действо его жизни совершается в нём самом. Собственные мысли, чувства, идеи, стремления, мечтания нескончаемой чередой толпятся на этой внутренней сцене.
2. Какие факты реальной жизни повлияли на замысел романа «Обрыв»?
На замысел романа «Обрыв» повлияли такие факты реальной жизни:
• Посещение Симбирска в 1849 году. Воспоминания молодости, встречи, картины берегов Волги – всё это, по словам автора, расшевелило его фантазию и отразилось в произведении. Например, усадьба Малиновка отображает поместье матери с видами на Заволжье и обрывом.
• Встреча с Софьей и Екатериной Кирмаловыми. Юные племянницы писателя послужили прототипами Марфеньки и Веры.
• Драма в семье Майковых. Жена Леонида Майкова, Екатерина Павловна, под влиянием романа Чернышевского и пропаганды домашнего учителя Фёдора Любимова оставила семью, троих маленьких детей и ушла в коммуну. Именно эти разговоры легли в основу диалога героев произведения Веры и Марка Волохова в окончательном варианте романа.
3. В каком направлении шла работа автора над романом?
Работа Гончарова над романом «Обрыв» шла в следующем направлении: писатель пытался понять смысл событий, происходивших в жизни России, и высказать своё отношение к «новым людям» – революционерам-демократам шестидесятых годов.
По замыслу автора, две последние части (4-я и 5-я) определяли идейное содержание романа. Чтобы написать их, Гончаров должен был разобраться в этих событиях и выразить своё отношение к ним.
Работа продвигалась медленно. За два десятилетия, отделявших первые наброски от публикации, писатель успел закончить «Обломова» и совершить кругосветное путешествие. Много сил отнимали размышления, связанные с развитием характеров персонажей.
4. Каков символический подтекст истории падения Веры?
Символический подтекст истории падения Веры в романе И.А. Гончарова «Обрыв» заключается в библейском мотиве искушения и грехопадения.
Изначально Вера тянется к независимости и свободе, к своеволию, ей хочется вкусить запретный плод. После встречи с Марком Волоховым она поддаётся невольному искушению, совершая грех против высших заветов Евангелия.
Название романа – «Обрыв» – символизирует грех, низ, ад.
При этом в финале романа Вера оступается и совершает роковую ошибку, едва не приведшую её к громкому позору, однако находит силы сохранить духовную, нравственную чистоту.
5. В ком видит Гончаров надежду России?
В финале романа «Обрыв» И.А. Гончаров видит надежду России в образе Тушина, лесопромышленника, занимающегося настоящим делом, уважительно относящегося к крепостным, умеющего искренне любить.
Писатель представляет его как идеал будущего русского деятеля и человека, созидателя, опирающегося на тысячелетний опыт русского хозяйствования. По мысли И.А. Гончарова, именно Тушин олицетворяет верный путь развития страны – мирную модернизацию.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением