Упр.171 Часть 1 ГДЗ Львова Львов 7 класс (Русский язык)
Решение #1


Рассмотрим вариант решения задания из учебника Львова, Львов 7 класс, Мнемозина:
171. Сжатое изложение. 1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его. Рассмотрите рисунок и постарайтесь разобраться в тексте, написанном на берестяной грамоте, сравните его с переводом. Попытайтесь назвать два-три факта, свидетельствующие об изменениях, которые произошли в языке за несколько веков.
Славился древний Новгород грамотными людьми. Бумаги в то время не было, а пергамент ценился очень дорого. Вот и надумали новгородцы использовать такой материал, который всегда был в достатке, — берёзовую кору.
При раскопках в Новгороде нашли множество берестя(н, нн)ых грамот. Они хорошо сохране(н, нн)ы, потому что в север(н, нн)ых землях береста не гниёт. Материалом для письма служила пропаре(н, нн)ая берёзовая кора. Буквы выдавле(н, нн)ы «писалом» — костя(н, нн)ой, металлической, а то и деревя(н, нн)ой палочкой, заострё(н, нн)ой с одного конца и сделанной в форме лопаточки — с другого. Этой лопаточкой подчищали, исправляли написа(н, нн)ое. На бересте писали письма, записки, выполняли школьные задания.
На рисунке вы видите самую известную новгородскую грамоту. Лингвисты предполагают, что в ней написано примерно следующее: «От Гостяты к Василию. То, что мне отец дал и родственники дали, осталось за ним. Ныне, взяв новую жену, он не отдаст мне ничего...»
Заголовок: «Берестяные грамоты».
За несколько веков в языке произошли изменения: слова при написании стали отделять друг от друга; многие слова вышли из употребления; изменилось произношение и написание многих слов; на конце слов перестали писать букву «ъ».
2. Спишите второй абзац текста. Объясните правописание н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.
При раскопках в Новгороде нашли множество берестяных (от береста + -ян-) грамот. Они хорошо сохранены (кратк. страд. прич.), потому что в северных (от север + -н-) землях береста не гниёт. Материалом для письма служила пропаренная (прич. сов. в. с приставкой) берёзовая кора. Буквы выдавлены (кратк. страд. прич.) «писалом» – костяной (от береста + -ян-), металлической, а то и деревянной (искл.) палочкой, заострённой (прич. сов. в. с приставкой) с одного конца и сделанной в форме лопаточки – с другого. Этой лопаточкой подчищали, исправляли написанное (прич. сов. в. с приставкой). На бересте писали письма, записки, выполняли школьные задания.
3. Проведите фонетический и орфоэпический разборы выделенных слов.
Пергамент
[п'иэргам'ьнт] – 3 слога;
[п'] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный;
[иэ] – гласный, безударный;
[р] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный;
[г] – согласный, звонкий, парный, твёрдый, парный;
[а] – гласный, ударный;
[м'] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный;
[ь] – гласный, безударный, краткий;
[н] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, парный;
[т] – согласный, глухой, парный, мягкий, парный.
9 звуков
пергамент – 9 букв.
Береста
Пергамент
[б'ьр'иэста] – 3 слога;
[б'] – согласный, звонкий, парный, мягкий, парный;
[ь] – гласный, безударный, краткий;
[р'] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный;
[иэ] – гласный, безударный;
[с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный;
[с] – согласный, глухой, парный, твёрдый, парный;
[а] – гласный, ударный.
7 звуков
береста – 9 букв.
4. Сформулируйте основную мысль первого и второго абзацев. Затем письменно передайте содержание каждого из них одним предложением.
Основная мысль первого абзаца: в Новгороде начали использовать берёзовую кору для письма, так как пергамент стоил очень дорого.
Основная мысль второго абзаца: берестяные грамоты представляли собой пропаренную берёзовую кору, на которой писали заострённой палочкой.
Так как пергамент стоил очень дорого, в Новгороде начали использовать пропаренную берёзовую кору, на которой писали заострённой палочкой.
Популярные решебники 7 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением