Ответы на вопросы на стр.172 Часть 1 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Творческие задания1. Как идеи и воззрения символиста А. Белого отразились в его поэтическом творчестве? Приведите конкретные примеры использования образов-символов в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Как идеи и воззрения символиста А. Белого отразились в его поэтическом творчестве? Приведите конкретные примеры использования образов-символов в лирике поэта. Напишите эссе на эту тему.
Введение
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) — один из ключевых представителей русского символизма, чьё творчество оказало значительное влияние на литературу Серебряного века. Его произведения воплощают основные идеи символизма: стремление к постижению всеединства, поиск идеального мира и использование сложных образов-символов для выражения духовных и философских идей.
Символизм в поэзии Андрея Белого
В основе эстетики Андрея Белого лежат принципы, которые он унаследовал от старших символистов, таких как Владимир Соловьёв и Дмитрий Мережковский. Однако Белый расширил их идеи, уделяя особое внимание связи искусства и духовного опыта. Его поэзия насыщена символами, которые отражают основные категории человеческого бытия — жизнь, смерть, вечность, духовный путь.
1. Мотив всеединства и связь с философией Вл. Соловьёва: Белый использует символы как способ отразить стремление человека к объединению с Высшим. Например, образ звезды в его стихах часто символизирует божественную истину и цель человеческой жизни.
2. Образы света и тьмы: Символика света занимает ключевое место в поэзии Белого. Свет символизирует истину, просветление, духовное преображение. Например, в стихотворении «Золото в лазури» свет выступает как знак гармонии и красоты, которые пронизывают мир.
3. Мифологические и космические образы: Белый обращается к мотивам древних мифов и космогоническим представлениям. Его стихи пронизаны образами звёзд, солнца, луны, которые отражают как физическую, так и духовную реальность.
4. Использование синестезии: Важной чертой его поэзии является стремление соединить различные ощущения: звуки, цвета, запахи. Это помогает Белому создать уникальные образы, передающие сложные переживания героя.
Примеры использования символов в поэзии Андрея Белого
1. «Золото в лазури»: Это стихотворение наполнено образами природы, которые объединяются в единое гармоничное целое. Золото и лазурь символизируют чистоту и возвышенность мира, которые воспринимаются через призму идеалистической философии.
2. «Пепел»: Здесь отражается трагизм человеческого существования. Символ пепла у Белого — это не только конец, но и возможность возрождения, что соотносится с философскими идеями цикла и вечного возвращения.
3. «Симфония (Северная)»: В этом произведении Белый создаёт сложную систему образов, передающих внутренние переживания героя. Север в его поэзии — это не просто географическое понятие, а символ одиночества, поиска и духовного пути.
Заключение
Андрей Белый внёс огромный вклад в развитие символистской поэзии, сделав её ещё более сложной и многогранной. Его стихи демонстрируют уникальное сочетание философии, мистицизма и глубокого понимания природы человеческого бытия. Символы в его поэзии — это не просто литературный приём, а способ передать внутренний мир поэта и его видение реальности. Творчество Белого остаётся актуальным и сегодня, вдохновляя исследователей и читателей на постижение скрытых смыслов его произведений.
2. Опыт анализа. Какие идеи символиста Вяч. Иванова иллюстрируют его стихотворения «Вчера во мгле неслись Тиганы...», «Тризна Диониса», «Поэты духа» «Вы, чьи резец, палитра, лира...»? Подготовьте развернутый устный ответ.
Вячеслав Иванов — один из ключевых представителей русского символизма, чьё творчество направлено на соединение эстетики, философии и мистики. Его поэтическое наследие насыщено символами, мифологическими мотивами и глубокими философскими размышлениями о человеческом существовании и божественном. Основной концепт его символизма — стремление к "инобытию", то есть выходу за пределы повседневного, материального мира в высшую реальность.
Идеи символизма в стихах Вяч. Иванова
1. Стремление к трансцендентному ("инобытие")
В стихотворении "Вы, чей резец, палитра, мира..." Иванов подчёркивает роль искусства как проводника в миры "инобытия". Искусство позволяет увидеть "жизнь иную, свет иной", отразив трансцендентное через материальное. Художник, скульптор и поэт выступают здесь медиаторами между земным и божественным.
2. Мифологизм и обращение к древним культам
В стихотворении "Тризна Диониса" Иванов возвращается к античному культу Диониса, бога вина, экстаза и вдохновения. Он рассматривает Диониса как символ вечного возрождения и обновления, противопоставляя это христианской концепции страдания. Сам процесс тризны — это не просто воспоминание о божестве, но и обрядовое постижение мистической глубины мира.
3. Духовное преображение через природу
В стихотворении "Вчера во мгле неслись Титаны..." Иванов изображает природу как участницу мистического цикла жизни, где смена времён года символизирует обновление мира. Осень здесь представлена не как конец, а как пора "свершительных отрад", когда плоды зрелости собираются в "кошницу". Взаимодействие земного и небесного гармонизируется через природные образы.
4. Эстетика света и красоты
Иванов верил в мистическую силу света, как символа божественного откровения. В "Поэтах духа" он воспевает "Красоту" как путь к вечности, соединяющий земное и небесное. Свет, пронизывающий его стихи, становится символом очищения и духовного подъёма.
Примеры из стихотворений
• "Вы, чей резец, палитра, мира..."
Здесь Иванов описывает творчество как зеркало, отражающее материальный мир, но при этом открывающее доступ к иному, духовному измерению. Слово "кристалл" символизирует прозрачность и чистоту искусства, которое позволяет увидеть скрытую реальность.
• "Тризна Диониса"
Символика Диониса как божества вдохновения и экстаза раскрывается через образы "венца", "пламенных роз" и "алмазного снега". Они одновременно указывают на единство природы и человека в акте постижения божественного.
• "Вчера во мгле неслись Титаны..."
Образы Титанов и молний символизируют космические силы, в борьбе которых рождается новая гармония. Осень здесь — это время свершений, подведения итогов и подготовки к новому циклу.
Заключение
Творчество Вячеслава Иванова иллюстрирует ключевые идеи символизма: стремление к трансцендентному, мифологизм, культ красоты и света. Его поэзия глубоко философская, насыщена символами, которые требуют от читателя не просто эмоционального восприятия, но и интеллектуального проникновения в их многослойность. Иванов показал, как через миф и символ можно достичь синтеза искусства, философии и духовного опыта.
3. Сравните стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза», где есть строки: «Ты скажешь: ветреная Геба, / Кормя Зсвссова орла, / Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила» — со стихотворением Вяч. Иванова «Вчера во мгле неслись Тиганы...». Определите роль мифологии в обоих стихотворениях. Подготовьте развёрнутый устный ответ.
Мифология в русской поэзии используется как средство для выражения глубоких философских идей и эстетических концептов. Стихотворение Фёдора Тютчева «Весенняя гроза» и Вячеслава Иванова «Вчера во мгле неслись Титаны» оба содержат мифологические мотивы, но реализуют их по-разному, что связано с различиями в эстетике романтизма и символизма.
Роль мифологии в стихотворении «Весенняя гроза» Ф. Тютчева
1. Смысловая функция мифа
Тютчев использует образы древнегреческой мифологии, чтобы передать динамику природных явлений. Ветреная Геба — богиня юности, веселья и весны, кормящая орла Зевса громокипящим кубком, символизирует обновление природы. Эти мифологические аллюзии добавляют значительности явлениям природы, превращая обычную грозу в действие божественного порядка.
2. Эстетика гармонии и природы
Через мифологический образ Тютчев подчёркивает радостное единение человека с природой. Гроза здесь выступает не как разрушительная стихия, а как предвестница весны, оживляющая всё вокруг.
3. Миф как олицетворение юности и радости
Геба символизирует энергию, веселье и обновление. Этот образ позволяет поэту соединить природные явления с идеей радостного космического порядка, где каждая гроза становится игрой божественных сил.
Роль мифологии в стихотворении «Вчера во мгле неслись Титаны» В. Иванова
1. Титанический миф как символ борьбы и свершений
Иванов использует образ Титанов, мифологических исполинов, как символ космической борьбы и творческого напряжения. Титаны штурмуют небесные высоты, что олицетворяет стремление к преодолению границ, поиск нового и возвышенного.
2. Отсылки к античной трагедии
В отличие от лёгкой, радостной мифологии Тютчева, мифология Иванова трагична. Титаны, сражающиеся с богами, символизируют драму человеческой жизни, наполненной борьбой и преодолением. Эти образы передают чувство внутреннего напряжения, свойственного символизму.
3. Миф как путь к духовному возвышению
Иванов использует мифологию для размышления о смысле жизни, смертности и вечности. Борьба Титанов — это не просто космическая битва, но и символ творческого и духовного процесса, через который поэт познаёт высшие истины.
Сравнение роли мифологии в двух стихотворениях
1. Эмоциональный фон
У Тютчева мифологические образы передают радость и лёгкость, ощущение гармонии природы. У Иванова они связаны с напряжением и драматизмом, символизируя борьбу и свершения.
2. Философская глубина
У Тютчева мифология подчёркивает радость природного обновления и весеннего пробуждения. У Иванова миф служит выражением экзистенциального поиска, размышлениями о судьбе, времени и человеческом стремлении к идеалу.
3. Античные аллюзии
В обоих стихотворениях мифология античности используется как символический язык, но у Тютчева она изображает радость земного, а у Иванова — трагическое стремление к небесному.
Заключение
Фёдор Тютчев и Вячеслав Иванов используют мифологические образы для различных целей. У Тютчева это способ выразить гармонию природы и радость жизни, у Иванова — символ титанической борьбы и философского постижения мира. Эти различия обусловлены эстетическими концептами эпохи: романтизм ориентирован на природу и чувства, символизм — на духовный поиск и раскрытие мистических глубин.
4. Напишите эссе о стихотворении А. Белою «Золотое руно». Попытайтесь ответить в нем на следующие вопросы: какие смыслы прослеживаются в стихотворении? Помогают ли созданию этих смыслов архаизмы и неологизмы? Какие «краски» они привносят в стихотворение? Приведите примеры. Какие неологизмы вы могли бы употребить и стали бы употреблять в своей речи?
Эссе на тему стихотворения А. Белого «Золотое руно»
Стихотворение «Золотое руно» Андрея Белого представляет собой яркий образец русского символизма, насыщенный мифологическими и философскими смыслами. Автор создаёт поэтическое пространство, в котором переплетаются мотивы античного наследия, мистические откровения и поиск духовной гармонии. Центральным символом текста становится образ «золотого руна» — символ недостижимого идеала, за которым стремятся аргонавты. Анализ стихотворения позволяет углубиться в мир эстетики Белого, раскрыть значение использованных архаизмов и неологизмов и понять, каким образом они помогают автору выразить ключевые идеи.
Символика и смыслы в стихотворении
В «Золотом руне» Белый обращается к античному мифу о Ясоне и его плавании за золотым руном, что является метафорой духовного поиска. Само руно символизирует высшую истину, идеал, к которому человек стремится, несмотря на препятствия. Этот образ органично соединяет прошлое и настоящее, земное и космическое. Важно, что Белый акцентирует внимание на неразрывной связи природы, космоса и человека.
Например, строки:
«Довольно страданий!
Броню надевайте
из солнечной ткани!»
- передают призыв к освобождению от ограничений материального мира, к преодолению земных страданий ради высшей духовной цели. Здесь звучит тема стремления к трансцендентному, идея преодоления границ реальности, которая была важна для символистов.
Особое место в стихотворении занимает мотив аргонавтов, как символа героического стремления к истине. Их образ многослоен: с одной стороны, это античные герои, с другой — они олицетворяют собирательный образ человечества, объединённого в стремлении к высшей цели. Таким образом, Белый показывает, что путь к «золотому руну» — это не только поиск истины, но и движение к свободе, любви, гармонии с миром.
Роль архаизмов в создании поэтического мира
Архаизмы играют важную роль в эстетике «Золотого руна», придавая тексту возвышенный и торжественный характер. Например, такие слова, как «червонец», «трубят», «руно», вызывают ассоциации с древностью и подчеркивают связь с античной культурой. Архаизмы помогают Белому погрузить читателя в мифологическое пространство, перенести его в эпоху героев, где борьба за идеал становится главным смыслом жизни.
Благодаря архаичной лексике Белый создаёт текст, который звучит как философская поэма, насыщенная историческими, культурными и духовными отсылками. Например, строка:
«Трубят… Внимайте, внимайте…» - создаёт атмосферу торжественности и мистического призыва, усиливает впечатление грандиозности происходящего. Архаичная лексика не только украшает стихотворение, но и придаёт ему глубину, обращая внимание читателя на культурное наследие, с которым работает автор.
Роль неологизмов: создание новых смыслов
Неологизмы в стихотворении Белого выполняют особую задачу. Они не просто вводят новые слова, но и создают оригинальные образы, расширяющие смысловое поле текста. Например, «вино мировое» — метафора космической энергии, которая питает мир и поддерживает его гармонию.
Образ «Арго крылатый» придаёт мифологическому кораблю новый смысл, связывая его с мечтой о полёте, освобождении и духовном просветлении. Эти неологизмы позволяют Белому выйти за пределы привычного языка, выразить идеи, которые невозможно передать с помощью стандартной лексики. Они наполняют текст новой эстетикой, соединяя философию, мифологию и поэзию.
Другие примеры неологизмов, такие как «золотоющий мир» или «руно золотое, искрясь», подчеркивают фантастическую природу поэтического пространства. Белый создаёт мир, в котором каждое слово звучит как элемент великой симфонии, передающей красоту и глубину космоса.
Связь архаизмов и неологизмов с идеями стихотворения
Интересно, что архаизмы и неологизмы в тексте Белого не противоречат друг другу, а создают гармоничное единство. Архаизмы связывают текст с традицией, подчёркивая его культурные и философские корни. В то же время неологизмы привносят элементы новаторства, расширяя границы символистской эстетики.
Так, архаизмы, такие как «руно» или «червонец», подчеркивают связь с античностью, тогда как неологизмы вроде «Арго крылатый» дают возможность представить это античное наследие в новом свете. Вместе они создают многослойное пространство, в котором читатель может найти как отсылки к прошлому, так и взгляды на будущее.
Как неологизмы могут использоваться в современной речи
Некоторые из неологизмов Белого, такие как «вино мировое» или «солнечная ткань», можно использовать и в современной речи для выражения глубокой эмоциональности или философских идей. Например, «солнечная ткань» может символизировать радость, вдохновение, гармонию, а «вино мировое» — космическую силу или творческую энергию.
В современном языке такие неологизмы могли бы найти применение в литературе, искусстве или даже в повседневной речи как метафоры для описания уникальных явлений.
Заключение: «Золотое руно» как вершина символистской поэзии
Стихотворение Андрея Белого «Золотое руно» — это не просто поэтическое произведение, но и философская поэма, насыщенная символикой, глубиной и эстетикой. Белый мастерски использует архаизмы и неологизмы, чтобы создать текст, который одновременно обращается к традициям и прокладывает путь к новому поэтическому языку.
Архаизмы связывают текст с культурным наследием, усиливая его значимость, а неологизмы открывают перед читателем новые горизонты смысла. Вместе они делают стихотворение ярким примером символистской эстетики, где каждое слово насыщено идеями, а образы погружают в атмосферу поиска истины и гармонии. Белый остаётся верен идеям символизма, одновременно наполняя их личным философским содержанием.
Русский язык и литература
1. Расскажите об отношении символистов к слову. Воспроизведите логику мысли символистов об особом языке. Приведите примеры метафоризации и символизации языка.
Отношение символистов к слову
Символисты рассматривали слово как нечто большее, чем просто средство передачи информации. Для них слово было носителем тайного, мистического смысла, ключом к познанию невидимого мира. В символистской поэзии слово обретает многослойное значение, оно становится «живым организмом», соединяющим разные реальности — материальную и духовную.
Логика символистов в отношении слова основывалась на представлении, что язык способен раскрыть истину, недоступную через рациональное мышление. Слово для них не просто обозначало предмет, но и открывало двери к метафизическим сферам. Именно поэтому символисты уделяли особое внимание музыкальности, ассоциациям, звучанию и интонации.
Логика символистов об «особом языке»
Символисты считали, что традиционный язык слишком ограничен для выражения сложных внутренних переживаний и трансцендентных идей. Они искали новый поэтический язык, способный передать ощущения и эмоции, которые невозможно описать напрямую. Их логика строилась на следующих принципах: многозначность слов, музыкальность, символизация языка, метафоризация и творческая свобода.
Многозначность заключалась в том, что одно слово может иметь несколько слоёв смысла в зависимости от контекста. Музыкальность помогала передавать не только смысл, но и создаваемое настроение, усиливая эмоциональное воздействие текста. Символизация превращала слова в знаки, которые отсылали к глубинным духовным процессам, а метафоризация создавала новые ассоциативные связи, расширяя границы восприятия.
Примеры метафоризации и символизации языка
В творчестве символистов метафоризация и символизация играли ключевую роль. Они создавали язык, насыщенный образами и аллегориями, чтобы передать то, что не поддаётся простому объяснению.
Примером может служить творчество Александра Блока. В его стихотворении «О, весна без конца и без края…» слово «весна» символизирует не только время года, но и обновление, духовное пробуждение, бесконечность жизни. Ещё один пример — Андрей Белый, который в «Золотом руне» использует метафоры «старик аргонавт» и «золотоющий мир» как образы духовного пути и поиска истины. Вячеслав Иванов в стихотворении «Поэты духа» символизирует творчество через образы «рдяной пены» и «заоблачных снов», что передаёт идею связи земного и небесного.
Заключение
Символисты создали уникальный поэтический язык, в котором каждое слово обретало многозначность, музыкальность и глубину. Их подход к слову стал революцией в литературе, а использование метафор и символов позволило выразить те аспекты бытия, которые выходят за рамки рационального познания. Этот язык продолжает оказывать влияние на современную литературу, вдохновляя на создание произведений, передающих глубинные смыслы и эмоции.
2. Укажите все случаи использования высоких архаизмов, а также мифологических названий и имён собственных в стихотворениях Вяч. Иванова «Вчера во мгле неслись Тиганы...» и «Тризна Диониса».
В стихотворениях Вячеслава Иванова «Вчера во мгле неслись Титаны» и «Тризна Диониса» используются следующие высокие архаизмы, мифологические названия и имена собственные:
«Вчера во мгле неслись Титаны»
1. Титаны — мифологический образ из древнегреческой мифологии, олицетворяющий первозданные силы природы и бунт против высших богов.
2. Молнийные бойницы — сочетание, где «бойницы» отсылает к военному контексту, а «молнийные» усиливает мифологический аспект, ассоциируясь с Зевсом.
3. Пламень юности летучей — метафора, наполненная высоким стилем, отсылает к быстротечности молодости.
4. Златотканная багряница — высокий архаизм, символизирующий величие и богатство.
5. Хладная лазурь — эпитет, типичный для романтической и символистской традиции, придающий картине небесного спокойствия философскую глубину.
«Тризна Диониса»
1. Тризна вакхальная — архаизм, обозначающий поминальную церемонию, связанный с культом Диониса, бога вина и веселья.
2. Мэнады — мифологические существа, спутницы Диониса, символизирующие экстаз и безумие.
3. Мельпомена — муза трагедии, связанная с древнегреческой театральной традицией.
4. Дионисов венец — символ принадлежности к культу Диониса, бога земных наслаждений.
5. Вакхический алтарь — архаичное выражение, связанное с языческими обрядами.
6. Тирсы — традиционный символ Диониса, увенчанный шишкой.
7. Судьба — персонифицированное понятие в древнегреческой мифологии, олицетворяющее рок или предопределение.
8. Обнаженные лозы, кипарис — элементы античного символизма, связанные с темой скорби и культа плодородия.
9. Вакхов полукруг — отсылка к ритуальному месту, где проводились вакханалии.
Эти элементы в стихотворениях Вячеслава Иванова используются для создания атмосферы высокого трагизма и древнего мифологического мира. Архаизмы подчеркивают возвышенность стиля, создавая поэтический эффект погружения в иную реальность, а мифологические образы усиливают символистскую идею синтеза вечного и временного, земного и божественного.
3. Укажите архаизмы, авторские неологизмы и имена собственные в стихотворениях А. Белого «Золотое руно» и «Родине» («Рыдай, буревая стихия...»).
В стихотворениях Андрея Белого «Золотое руно» и «Родине» можно выделить следующие случаи использования архаизмов, авторских неологизмов и имён собственных:
«Золотое руно»
1. Архаизмы:
o «Руно» — древний мифологический термин, связанный с легендой о золотом руне. Используется как символ утраченного счастья и божественной силы.
o «Червонец» — устаревшее обозначение золотой монеты, в данном контексте символизирует богатство и блеск.
o «Старик аргонавт» — образ, отсылающий к древнегреческой мифологии и легенде о корабле Арго.
o «Эфир» — слово с архаическим оттенком, обозначающее высшие сферы небесного пространства.
2. Авторские неологизмы:
o «Арго крылатый» — метафора, создающая уникальный образ фантастического летательного средства, символизирующего стремление к божественному.
o «Вино мировое» — образное выражение, придающее космический масштаб событиям.
3. Имена собственные:
o «Арго» — название корабля из мифов о Ясоне и аргонавтах.
o «Аргонавты» — мифологические герои, отправившиеся на поиски золотого руна.
«Родине (Рыдай, буревая стихия)»
1. Архаизмы:
o «Серафические пения» — сочетание, отсылающее к христианской традиции, где серафимы ассоциируются с высшими ангельскими чинами.
o «Глагольный взор» — выражение, наполненное высоким стилем, символизирующее некую божественную энергию.
o «Мессия» — религиозное понятие, означающее спасителя, обещанного человечеству.
2. Авторские неологизмы:
o «Крылорукие духи» — яркий образ, создающий впечатление одухотворённости и космической мощи.
o «Фосфорически бурно» — метафора, указывающая на огненные и химические процессы в земном ядре.
o «Земли огневое ядро» — авторский образ, усиливающий драматизм описания катаклизмов.
3. Имена собственные:
o «Россия» — центральный символ стихотворения, повторяющийся рефреном и олицетворяющий родину как пространство божественного и трагического.
o «Христос» — имя, символизирующее высшую надежду на спасение.
o «Сатурн» — отсылка к астрономическому объекту, символизирующему вечность.
o «Млечный путь» — мифологический и астрономический образ, связанный с космической масштабностью.
Использование архаизмов и неологизмов помогает Белому создать сложную систему образов, отражающую идеалы символизма: синтез древности, религиозных мотивов и космического видения мира.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением