Ответы на вопросы на стр.173 Часть 1 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1731. Почему Мережковский определил художественный метод Гончарова как «реальный символизм»?Д.С. Мережковский определил художественный...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 173
1. Почему Мережковский определил художественный метод Гончарова как «реальный символизм»?
Д.С. Мережковский определил художественный метод И.А. Гончарова как «реальный символизм», потому что писатель способен так сильно философски обобщить характеры героев, что их сущность проявляется наиболее ярко.
Мережковский писал, что, несмотря на бытовое правдоподобие созданных Гончаровым образов, они представляют собой самые общие типы, способные «возвысить читателя от созерцания частного явления к созерцанию вечного». Например, противоположности практической Марфеньки и поэтической Веры, эстетика Райского и нигилиста Волохова, мечтательного Обломова и деятельного Штольца, по мнению Мережковского, являются проявлением реального символизма.

2. В чём современность проблематики прозы Гончарова?
Современность проблематики прозы И.А. Гончарова заключается в том, что писатель поднимает актуальные и сегодня темы, например:
• Поиск себя в жизни. В романе «Обломов» поднимается вопрос о смысле жизни, стоит ли предпринимать усилия, чтобы изменить её к лучшему, или ограничиться «зоной комфорта» и уйти в несуществующий мир.
• Взаимосвязь технического развития и традиций. Гончаров предупреждает, что техническое развитие не может быть отделимо от вековых традиций, ценностей и святынь национальной культуры.
• Проблемы молодёжи. В произведениях писателя они кажутся созвучными современным проблемам молодёжи: выбор жизненного пути, оценка своих сил, безвольность, апатия, отсутствие идеалов и крепкого стержня в жизни.

Темы сочинений. Стр. 173
1.
Сочинение
Можно ли считать Обломова «лишним человеком»?
Чтобы ответить на вопрос «Можно ли считать Обломова «лишним человеком»?», для начала необходимо разобраться в понятии «лишний человек». В литературе это образ персонажа, характерный для русской литературы девятнадцатого века. Этот герой достаточно образован, обладает красноречием и значительными способностями, но не может реализовать свой талант. Он видит пороки общества, но не знает, как им противостоять. Подходит ли под эти критерии Илья Ильич?
В детстве Обломов был любознательным ребёнком, но со временем это качество сошло на нет.
Он получил образование в пансионе, но «Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе», а начатые им дела оставались незаконченными, будь то чтение книги и вплоть до управления имением. Илья Ильич поступил на государственную службу, но продержался там два года, потому что это оказалось сложнее, чем он предполагал. Из всего этого следует, что Обломов был образован, но не мог реализовать свои способности.
Но видит ли он общественные пороки? Илья Ильич, лёжа на диване, обдумывал не только план хозяйства в своём имении, но и размышлял о мире: «Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества…» Обломов, рассуждая о вечерах в светских кругах, говорит, что все в обществе так же мертвы, как и он, с той только разницей, что он лежит на диване, а они играют в карты и распускают сплетни. Жизнь большинства из них не приносит пользы. Таким образом, Гончаров указывает на недостатки общества. Но, в отличии от большинства «лишних людей» в русской классической литературе, Обломов не стремится изменить общество.
Илью Ильича можно назвать «лишним человеком». Он не способен сделать что-то полезное как для общества, так и для своей жизни. Обломов стремится к своему идеалу, но он заключается в жизни, которая была у его предков.
2.
Сочинение
Обломовщина – исторически преходящее или вечное явление русской жизни?
Иван Александрович Гончаров в своем романе «Обломов» открывает новый термин «обломовщина». Дословно он означает безволие, состояние бездеятельности или лени. Чтобы полностью понять это явление, необходимо прочитать произведение и прочувствовать жизнь главного героя и яркого представителя обломовщины Ильи Ильича Обломова.
Илья Ильич совсем не понимал смысла своего существования: «Когда не знаешь, для чего живёшь, так живёшь как-нибудь, день за днем; радуешься, что день прошел, что ночь прошла, и во сне погрузишь скучный вопрос о том, зачем жил этот день, зачем будешь жить завтра». Вся его жизнь вертится вокруг дивана, на котором он проводит всё свое время. Гончаров точно отразил все условия барской крепостнической жизни XIX-го века через главного героя романа.
Встречаются ли такие человеческие качества в России XXI века? Безусловно, да! В настоящее время огромное количество людей не могут реализовать себя в жизни.
Это являлось и является одной из важнейших проблем общества. Обломовщина так или иначе укоренилась в истории, являясь вечным явлением русской жизни». Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить», – так Андрей Штольц, лучший друг Обломова, описывает главную проблему произведения. В распорядке дня Обломова точно отразилась русская жизнь. По словам Добролюбова, это «совершенно русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью». С этим мнением я полностью согласен. Обломовщина – это лень, порождённая боязнью перемен и страхом перед будущим.
Это явление живёт с нами очень давно. Кто-то пускает свои дела на самотек или взваливает их на кого-то другого. Бывает, такие качества я замечаю и в себе. Так или иначе, Обломов выражает все те чувства, которые когда-либо ощущал русский человек.
Гончарова волновало «барство» с точки зрения социальной и психологической. На фоне Штольца у читателей появляется явное представление натуры Обломова в чистом виде. Два абсолютна разных человека прекрасно уживаются. Они играют роль старого «ленивого» времени и нового прогрессивного. Писатель пытается разобраться в истоках характеров таких разных людей.
Привыкший с детства к моментальному исполнению всех своих желаний, к постоянному присмотру со стороны нянек и прислуги, Илья Ильич усваивает мысль, что лучше получать что-то уже в готовом виде, чем работать самостоятельно. Эта леность, вселившаяся в Обломова, сопровождает его всю жизнь. Именно она руководит всеми его поступками. Он остался ребёнком до конца своих дней, и уже ничего не может вывести его из состояния постоянного сна.
Андрей Штольц, напротив, является очень трудолюбивой натурой. Он не может сидеть на месте и пытается заставить Обломова встать с постели, однако эти попытки тщетны.
Таким образом, Гончаров показывает читателям борьбу старого и нового времени, что актуально в наши дни. Через Штольца автор высмеивает это явление, объясняя, что работа нужна не ради денег, а ради самой работы, чтобы просто чувствовать, что ты жив. Именно поэтому, обломовщина – вечное явление русской жизни
3.
Сочинение
Обломовы или Штольцы нужны сегодня обществу?
В 1849 году великий русский писатель, Иван Александрович Гончаров, в «Литературном сборнике с иллюстрациями» впервые опубликовал одну из центральных глав произведения «Обломов» – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа». Во время написания этой главы И.А. Гончаров находился в Симбирске, на своей родине, где, в сохранившем отпечаток старины быте, почерпнул множество примеров «Обломовского сна», в последствии изображенных им в своем произведении. И только спустя десять лет пред взорами читателей предстал полностью доработанный автором психологический роман «Обломов», кторый стал одним из знаковых произведений литературы XIX-го века.
После своей публикации «Обломов» сразу привлек к себе внимание критиков. Их интересовали поставленные в романе проблемы. Ведь в этом произведении автор с объективной точностью и полнотой изображает русскую жизнь первой половины XIX -го века и губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую личность. Казалось бы, живя одном времени и будучи людьми одного класса, мировоззрение Обломова и Штольца, их характеры должны быть похожими, но, читая данный роман, мы находим в них множество различий. Так в чем же разница между этими персонажами? И кто сегодня необходим обществу: Обломовы или Штольцы?
Илья Ильич Обломов – молодой дворянин «тридцати двух-тридцати трех лет отроду», выросший в заботе и ласке. С раннего детства его окружали люди, которые понимали смысл жизни как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием, поэтому нашего героя всегда старались уберечь как от физических нагрузок, так и от умственных. Такое воспитание привело к тому, что из маленького любознательного мальчика вырос апатичный, ленивый, чрезмерно мечтательный и совершенного не приспособленный к реальной жизни барин. Именно таким его видят окружающие.
Первым, кто смог разглядеть в безнадежном лентяе истинную и необыкновенно редкую чистоту души, конечно, является Андрей Штольц. Дружба этих персонажей – это не просто хорошие отношения, построенные на доверии и симпатии, а взаимная поддержка и обмен ненравственными качествами, положительно влияющими на развитие личности героев. Так, например, Штольц был тем, кто на протяжении многих лет поддерживал в Обломове искру жизни, деятельности, активности; он долго и неотступно боролся с внутренней «обломовщиной» своего друга и до последнего надеялся на его возрождение.
Конечно, Андрей Иванович Штольц по характеру и мировоззрению был полностью противоположен Илье Ильичу. В отличие от Обломова, Андрей родился в небогатой семье, где очень ценилась самостоятельность и образование. Его отцом был обрусевший немец, который требовательно относился к сыну, стараясь приучить мальчика как к труду, так и к науке. Мать же учила Андрея литературе и сумела дать ему прекрасное духовное образование. Благодаря своим родителям, Штольц вырос сильным, умным, активным и целеустремленным человеком. А дружба с Ильей Ильичом не позволила стать «железным немцем» – таким, каким его описывает Тарантьев. Штольц в некоторой степени перенимает у Обломова те нравственные качества, которые необходимы каждому человеку, т.е. доброту и милосердие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, совсем разные по характеру и образу жизни персонажи не могут существовать друг без друга. Именно поэтому принять однозначное решение о том, кто необходим обществу: Обломовы или Штольцы – нельзя. Я считаю, что они должны существовать вместе и помогать друг другу. Только так в мире мы сможем сохранить и красоту человеческой души, и способность к развитию общества.

Темы рефератов. Стр. 173
1.
Реферат
Три романа И.А. Гончарова как одно произведение о России
Три романа И.А. Гончарова «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» можно рассматривать как одно произведение о России. Писатель сам указывал, что его три романа – это «огромное здание», отражающее три эпохи старой жизни. Тема крушения патриархально-крепостнических отношений связывает произведения в единую широкую эпическую картину жизни старой, крепостнической России.
Великий русский писатель Иван Александрович Гончаров на страницах своих произведений запечатлел историческую смену эпох в России XIX века. В знаменитой романной трилогии, включающей «Обыкновенную историю», «Обломов» и «Обрыв», он показывает неоднозначный процесс преображения общества. Автор подталкивает читателя к собственным размышлениям об образе «нового человека», намекая, что обновления могут нести и духовные потери.
В одном из писем Белинский говорит об «Обыкновенной истории»: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! Все мнения слились в её пользу». Известный критик оценивает не только художественный талант Гончарова, называя его продолжателем «гоголевских» традиций, но и признаёт произведение общественно значимым. В статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» он пишет: «Прошлый год был особенно богат замечательными романами, повестями и рассказами. По огромному успеху в публике первое место между ними принадлежит, без всякого сомнения, двум романам – «Кто виноват?» и «Обыкновенная история».
Роман «Обыкновенная история» выходит в журнале «Современник» в 1847 году. Его восторженно встречают как читатели, так и критики. Непростые отношения племянника и дяди Адуевых отражают конфликт поколений, противостояние чувств и разума. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей: «Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения». Гончаров подчёркивает односторонность позиций, убеждая читателей в необходимости гармонии ума и сердца.
Это произведение – отклик писателя на исторические события. Автор твёрдо стоит на прогрессивных позициях просвещённой буржуазии и разоблачает несостоятельность дворянско-усадебной культуры.
Конец 1840-х годов отмечен новыми творческими замыслами. Сразу после публикации «Обыкновенной истории» писатель приступает к новому роману трилогии – «Обломов».
В эти годы Гончаров занимается и журналистской деятельностью. Но он невысоко оценивает свою работу в качестве публициста: «У меня было перо не публициста, а романиста».
В марте 1849 в «Литературном сборнике» журнала «Современник» публикуют «Сон Обломова», в котором определена ведущая тема – «обломовщина».
Автор поднимает актуальные проблемы 40-50-х годов XIX века: положение дворянства как класса; появление нового типа героя, которому присущи практичность и деловитость; жизнь русского светского общества, чиновничества, литераторов; методы воспитания, роль женщины и семьи.
Сущность изображаемых характеров подчёркивает идейную направленность романа. Окружающие персонажи подталкивают главного героя Обломова к деятельному образу жизни, убеждая отказаться от лени, пустой мечтательности и ограниченности, присущей представителям дворянства того времени. Писатель выносит суровый приговор феодально-крепостническому строю, хотя и с некоторой затаённой грустью, и намекает на неизбежность отмены крепостного права.
В 1869 году Гончаров заканчивает работу над романом «Обрыв». Критики неоднозначно относятся к новому произведению. Достаточно нелицеприятные отзывы высказывают Тургенев, Некрасов, Достоевский и другие современники.
В «Обрыве», как и в «Обыкновенной истории», и «Обломове», писатель рисует жизнь столичного и губернского общества, помещичьих усадеб в преддверии реформ 60-х годов. Центральными являются образы Бориса Райского, Веры, бабушки и Марка Волохова. Но главное действующее лицо – Райский. Задумывая произведение в 1847 году, автор показывает его героем «переходного времени» – художником, который хочет посвятить себя искусству. Первоначальное название произведения – «Художник». Борис – потомственный дворянин, человек эпохи 40-х годов, представитель прогрессивно настроенной интеллигенции.
Гончаров пишет «Обрыв» как заключительную часть романной трилогии, поэтому в нём можно обнаружить знакомые типажи. К тому же он начинается с того, чем заканчивается «Обыкновенная история» – с возвращения героя в родовое гнездо, к своим корням.
Таким образом, трилогия И.А. Гончарова представляет собой грандиозный образ жизни России XIX века. Сам Гончаров подчеркивает внутреннее художественное единство трёх своих знаменитых произведений — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Он говорит, что это, по сути, не три романа, а один: «Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни… к другой». За 25 лет творчества, в течение которых и была создана выдающаяся трилогия, в российской истории произошло немало изменений. Гончаров знакомит читателя с обновлением страны через свои произведения, размышляя о разрушении патриархального уклада жизни и приходе буржуазных настроений.
2.
Реферат
Женские образы в романах И.А. Гончарова
И.А. Гончарова очень интересовал женский вопрос, возникший в 1850-х годах. Писатель рассуждал об эмансипации: ее возможностях, формах, последствиях. В своей романной трилогии Гончаров выстраивает определенную пирамиду нравственности, помещая своих героинь на разные ступени. В своей статье «Лучше поздно, чем никогда» он говорит о двух давно сложившихся женских типажах: первый образ – положительный, второй образ – идеальный. «Один – безусловное, пассивное выражение эпохи, тип, отливающийся, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой – с инстинктами самосознания, самобытности, самодеятельности».
Женские образы в творчестве И.А. Гончарова – тема огромная и увлекательная. Бесспорно, что образы Ольги и Веры были большой удачей Гончарова. Несмотря на то, что обрисованы не слишком полно, но, тем не менее, весьма удачны и второстепенные образы: Лизавета Александровна Адуева, Наденька и мать Александра Адуева в «Обыкновенной истории», Агафья Матвеевна Пшеницына в «Обломове»; Марфенька, Татьяна Марковна Бережкова, далее, Софья Беловодова, «бедная» Наташа, дворовая Марина и ряд других женских персонажей в «Обрыве».
Еще Белинский отмечал необыкновенное мастерство Гончарова «рисовать женские характеры». У женских образов Гончарова резко подчеркнуты общечеловеческие черты, и отмечены следы влияния своего времени. Разновидности и преемственность женских образов в «трилогии» представлены в разных аспектах.
После выхода в свет «Обыкновенной истории» Белинский отметил, что к особенностям таланта Гончарова нужно отнести его «необыкновенное мастерство рисовать женские характеры». В первом романе Гончарова это мастерство обнаружилось в обрисовке характеров Наденьки и Елизаветы Адуевой.
Полное имя Наденьки – Надежда Александровна Любецкая. 23-летний Александр Адуев, главный герой романа, влюбляется в 18-летнюю Наденьку, и та отвечает ему взаимностью. Ослепленный любовью, молодой человек хочет жениться, но Наденька просит его подождать год, чтобы испытать чувства. Дядя Александра, Петр Иванович Адуев, предупреждает его о том, что Наденька пошалит, пококетничает, а потом «надует», бросит Александра. Молодой человек не верит предсказаниям дяди. Влюбленный Александр считает Наденьку ангелом с пылким и нежным сердцем и чудесным голосом. Ослепленный любовью Александр видит в Наденьке искреннюю девушку, которая не способна кокетничать и обманывать.
Наденька – не красивая, но интересная девушка. У нее грациозные, дикие, порывистые движения и обворожительные жесты. У неё пылкий ум и своенравное, непостоянное сердце, крайне впечатлительная и раздражительная душа. Она наивная, недостаточно воспитанная и не знающая правил светского общества. Это еще ребенок, который не умеет ценить людей.
Когда Александр наконец собирается сделать предложение Наденьке, его планы рушатся: за девушкой начинает ухаживать ее сосед по даче – граф Новинский. Наденька влюбляется в милого, очаровательного графа и охладевает к Александру. Влюбившись в графа Новинского, Наденька меняется, становится похожа «на всех девиц», по мнению Александра. Она больше не капризничает и не шалит, как раньше. Когда-то живое, подвижное лицо Наденьки становится мраморным, и теперь на нем нельзя ничего прочесть.
Александр считает, что, увлекаясь графом, Наденька поступает коварно и неблагодарно. В конце концов он приходит к выводу, что Наденька – лицемерка, притворщица и кокетка, что девушка никогда его не любила. Теперь молодой человек презирает ее.
Лизавета Александровна Адуева является одной из ярких второстепенных героинь романа «Обыкновенная история» Гончарова. Ей 20 лет. Она молода и хороша собой. У неё ангельское, доброе лицо. 20-летняя Лизавета становится женой 40-летнего Петра Ивановича. Она также становится тетей главному герою романа Александру Адуеву.
Лизавета Александровна любит своего племянника Александра как сестра и друг, поддерживает его в тяжелые периоды. Лизавета Александровна – мягкая, деликатная женщина. Она старается мягко донести до племянника то, что Петр Иванович высказывает прямо и жестко. Александр ценит и любит свою тетку и считает Лизавету Александровну «женщину в благороднейшем смысле слова».
Ласковая, добрая, умная Лизавета не чувствует себя счастливой замужем за своим мужем, «ледяным до ожесточения». Муж обеспечивает Лизавете Александровне богатую и комфортную жизнь, но не дает главного – счастья в любви. Героиня понимает, что для ее мужа любовь не главное в жизни. Петр Иванович не говорит с ней о любви ни до свадьбы, ни после нее. Он учит супругу заниматься делом, а не говорить о высоких целях. Она чувствует, что Петр Иванович женился на ней только для того, чтобы иметь хозяйку в доме. В браке с Петром Ивановичем героиня не живет полной жизнью, а прозябает. Она героически переносит свои страдания, не подавая виду. При этом она находит в себе душевные силы утешать племянника Александра. Лизавета Александровна смиряется с тем, что муж решает все за нее и заставляет ее жить своей жизнью. Она живет в браке, как в крепости, в которой нельзя проявлять чувства.
10 лет брака с Петром Ивановичем дают свои печальные плоды: Лизавета Александровна начинает страдать «странной болезнью» – упадком сил и равнодушием ко всему. Это состояние похоже на то, что мы сейчас называем депрессией. Доктор не без основания предполагает, что причина болезни Лизаветы Александровны – психологическая, а не физиологическая. Несчастливый брак с Петром Ивановичем делает из Лизаветы Александровны апатичное существо, безразличное ко всему. Теперь ей все равно, где быть, у нее нет ни желаний, ни капризов. Страдая упадком сил, героиня ведет уединенный образ жизни и избегает людей, хотя она еще достаточно молода и может ездить на балы. Несчастная Лизавета Александровна признается, что не хочет жить. Она считает себя помехой для своего мужа.
Петр Иванович понимает, что виновен в болезни Лизаветы Александровны. Он пытается поправить дело и хочет подать в отставку и продать завод, чтобы посвятить все свое время жене. Однако Лизавета подозревает, что эта жертва со стороны мужа может оказаться бесполезной.
Женские образы в романе Гончарова «Обыкновенная история» – это сложные, неоднозначные героини, и несмотря на то, что движение сюжета оттесняет их на второй план, трудно не заметить, что без них история дяди и племянника Адуевых была бы совсем другой. Эти женщины попали в ловушку вечной погони за счастьем, социальных условностей и чудовищной неготовности к жизни.
В романе «Обломов» заслуживают внимания образы Ольги Ильинской и Пшеницыной.
Ольга Ильинская – центральный положительный образ романа. Это девушка, в характере которой, как замечает Добролюбов, гармонически слились «сердце и воля». Соединение в облике Ольги таких черт, как сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за поставленную цель, пытливость ума, глубина чувства и жизненность. действительно, делают её образ одним из самых гармонических, светлых образов девушки в русской литературе XIX в.
Гончаров любовно рисует портрет своей героини. Отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, он пишет дальше: «Но если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга полюбила Обломова. У читателей иногда возникает вопрос: как могла такая умная, серьёзная девушка полюбить Обломова, бездельника, не способного к жизни человека? Не нужно забывать, что у Обломова был целый ряд положительных качеств: он был умён, достаточно образован, хорошо говорил по-французски и читал книги на английском языке. Лень Обломова, о которой Ольга знала сначала только со слов Штольца, могла показаться ей вполне исправимым недостатком. Наконец, самая любовь Ольги к Обломову возникла как раз на почве благородных стремлений перевоспитать Обломова, воскресить его для нормальной деятельности.
Обломов первый признаётся Ольге в любви. Несколько позже Ольга вносит поправку в это признание: Обломов только влюблён, а любит она. Действительно, её чувство глубже, серьёзнее. Любовь наполняет её жизнь новым содержанием, освещает её каким-то новым светом. Жизнь теперь кажется Ольге глубже и содержательнее, словно она прочла большую книгу.
Когда Ольга поняла, что в сознательном отношении к жизни она стоит выше любимого человека, она твёрдо ставит перед собой задачу перевоспитания Обломова. Ольге нравилась «роль путеводной звезды», «луча света» для Обломова. Она звала и «толкала его вперёд». Её настойчивость побеждает на время лень Обломова. Ольга заставляет его читать газеты и книги и рассказывать ей их содержание, совершает с Обломовым прогулки по окрестностям Петербурга, побуждая спутника подниматься на каждый пригорок. Обломов жалуется: «Каждый день вёрст по десяти пешком». Он посещает по просьбе Ольги музеи, магазины, а дома пишет деловые письма старосте в имение. Ольга добивается от Обломова и физического движения, и умственной работы. Она сравнивает свою роль с ролью врача, спасающего больного.
Поведение безвольного Обломова доставляет ей нeмaлo страданий. Видя нерешительность действий Обломова, она с тоской признаётся ему, что «теряется в соображениях» и что «у неё гаснут ум и надежда». Когда Обломов, нерешительно отодвигая вопрос о свадьбе, заявляет Ольге, что пройдёт ещё «какой-нибудь год» и Ольга станет его женой, у Ольги открываются глаза. Она поняла, что мечта её о перевоспитании Обломова разбилась о его непобедимую лень. Разрыв с Обломовым стал для неё неизбежен. Ольга говорит жениху: «Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья, ты нежен, как голубь, ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше, ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то ещё, а чего – не знаю!»
Разрыв подкосил силы и Обломова, и Ольги: Обломов заболел горячкой, а больную Ольгу тётка увезла за границу. В Париже Ольга встретила Штольца. Время смягчило горечь её разочарования в Обломове, и она стала женой Штольца – человека, который соответствовал её идеалу мужа.
Казалось бы, теперь Ольга могла стать вполне счастливой женщиной. Штольц создал ей жизнь, полную комфорта и спокойствия. Однако безмятежный покой, которым окружил её Штольц, начинает смущать и томить её. Ольгу не удовлетворяет спокойная, безмятежная личная жизнь. Штольца пугают «мятежные вопросы», то есть то, что волновало тогда мысль передовых общественных деятелей. А Ольгу тянут именно «мятежные вопросы». У неё постепенно созревает мысль о какой-то другой жизни, полной, быть может, труда и лишений, и она уже мысленно «измеряла свои силы» для предстоящей борьбы. Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить, она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».
Вопрос о дальнейшей судьбе Ольги составлял тему, которая выходила за рамки сюжета романа. Тема эта осталась поэтому неразработанной. Но образ Ольги и без того ясен для читателя. Добролюбов писал: «Ольга... представляет высший идеал, какой может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни... В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намёк на новую русскую жизнь; от неё можно ожидать слова, которое сожжёт и развеет обломовщину».
Ольга – тип русской женщины того периода русской жизни, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание женщин, когда они почувствовали своё право на участие в общественной деятельности.
Ольга Ильинская принадлежит к лучшим, пленительным образам русской женщины, созданным нашими писателями в 50-е годы XIX в.
Иной тип женщины дан Гончаровым в лице Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Любовь Обломова к ней выросла в основном на почве барских привычек Ильи Ильича. Пшеницына, добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, мещанка по социальному положению, благоговела перед Обломовым. Для неё Обломов был существом высшего порядка, идеалом барина. Она готова была стать рабой Ильи Ильича и в глубокой преданности ему находила радость и счастье. Она, не задумываясь, несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич не нуждался ни в чём. Обстановка, которой она окружила Обломова, чем-то напоминала Обломовку. Здесь Илья Ильич нашёл то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несёт Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно. Это тип скромной, самоотверженной женщины-хозяйки, весь кругозор которой ограничивался только миром семейных забот и обывательского благополучия.
Ольга Ильинская и Пшеницына так же противоположны, как Обломов и Штольц. В таком расположении женских фигур в романе есть глубокий смысл. Умная Ольга с её идейными порывами и серьёзными требованиями и патриархально-тихая Пшеницына, каждая по-своему, помогают раскрыть идею романа, обнажая сущность обломовщины.
В романе «Обрыв» триада женских образов: бабушка и две ее внучки: Марфенька и Вера. Прослеживается их внутренняя связь с героинями двух первых романов Гончарова.
Действие в первой части «Обрыва» развивается в Петербурге, который получился у писателя действительно «городом-призраком»: абсолютно отсутствует описание внешнего пространства столицы, вся жизнь медленно протекает в салонах и гостиных. Под стать городу и сами петербурженки.
Сначала перед нами предстает кузина главного героя – Софья Беловодова. Она скорее не человек, а античная скульптура. Ее красота сияет «ровно, одинаково». «Это тип красоты, навечно застывший в своих формах, бесчувственная статуя, лишенная страстей и внутреннего огня. И тщетны попытки Райского пробудить эту «безжизненную» женщину. Райскому не удалось, как скульптору Пигмалиону, оживить свою Галатею.
Практически незаметна в начале романа и гончаровская «Мария Магдалина» – измученная болезнью, умирающая Наташа, в образе которой художник стремился раскрыть психологическую глубину женщины, постигшей истинный смысл страдания как великого чувства очищения и искупления. Вот почему Райский «оцепенел от ужаса», увидев умирающую Наташу, «это угасающее лицо, страдающее без жалобы, с улыбкой любви и покорности».
Когда Райский приезжает в деревню, он встречает там другие женские образы. Марфенька предстаёт перед своим «братцем» «наивным, милым ребенком», «блестя красками здоровья, веселостью серо-голубых глаз и летним нарядом из прозрачных тканей. Вся она казалась сама какой-то радугой из этих цветов, лучей, тепла и красок весны» Обстановка ее комнаты также указывает на сентиментальность ее натуры. Марфенька окружает себя идиллическими, нравоучительными сюжетами. Райский распознал в Марфеньке «идеал простой, чистой натуры», и в душе его «созидался образ какого-то тихого, семейного романа...» Эта героиня Гончарова символизирует собой патриархальный уклад России прошлого, сохранивший в себе добрые русские традиции, чистоту и искренность отношений, наивность и полное подчинение незыблемому авторитету старшего поколения.
Самый загадочный образ, волнующий всех и по сей день, – это образ Веры, её удивительная прямота, честность, замкнутость, задумчивость. В ней много скрытой поэзии, богатство нюансов и едва уловимых полутонов в движениях ее души. В своих поисках идеала красоты художник Райский именно в Вере обнаружил наибольшее приближение к нему. «Нет в ней строгости линий, белизны лба, блеска красок и печати чистосердечия в чертах и вместе холодного сияния, как у Софьи. Нет и детского, херувимского дыхания свежести, как у Марфеньки: но есть какая-то тайна, мелькает незаметная сразу прелесть, в луче взгляда, в внезапном повороте головы, в сдержанной грации движений, что-то неудержимо прокрадывающееся в душу во всей фигуре».
Внучки являются в произведении определенными философско-эстетическими символами. Если Марфенька кажется «лучом, теплом и светом», то Вера – «вся мерцание и тайна, как ночь, полная мглы и искр, прелести и чудес!» Вера неоднократно сравнивается с ночью в романе.
Совсем иной предстала Вера перед Райским после ее «греха» и вызванного им страдания. «Бессознательное блистание молодости и красоты, разливающей яркие и горячие лучи вокруг себя, – исчезло. Томная печаль, глубокая усталость смотрела теперь из ее глаз. Горячие живые тона в лице заменились прозрачной бледностью. В улыбке не было гордости, нетерпеливых, едва сдерживаемых молодых сил». Такая – «новая» – Вера вызывает в сознании Райского ассоциации с Мадонной.
Бабушка, Татьяна Марковна Бережкова, строго придерживается старых патриархальных обычаев, она властная помещица, привыкла контролировать всё, что происходит в её доме, и Гончарову явно не нравятся ее крепостнические привычки. Но другие ее нравственные качества вызывают одобрение писателя.
У нее отзывчивое сердце, полное забот о ближних, большой житейский опыт. Это «справедливая, мудрая, нежнейшая женщина в мире, всех любящая, исполняющая так свято свои обязанности, никогда никого не обижавшая, никого не обманувшая, всю жизнь отдавая другим». Так говорит о бабушке Вера.
Она «мудро и счастливо управляла маленьким царством» в своей Малиновке. И казалось, ничто не может нарушить тишины и покоя. Та же тишина «медленно ползущей жизни» царит и в соседних поместьях. «Все то же, что вчера, что будет завтра», говорит Райский. Как в Обломовке! Но в этом царстве «сна» идет процесс «пробуждения». Автор в своём романе отождествляет образ бабушки со старой патриархальной Россией.
Проводя сравнительный анализ женских образов в романной трилогии И. А. Гончарова, мы пришли к следующим выводам. От романа к роману образы усложнялись, постепенно выходили на первый план, развивалась и тема эмансипации. Кроме того, одна героиня продолжалась в другой. Так, можно увидеть, как образ Нади Любецкой продолжался в образе Ольги Ильинской, а образ Ольги Ильинской — в образе Веры. Все они эмансипированные героини, являющие собой проекции «идеального типа». Надя Любецкая, героиня «Обыкновенной истории», олицетворяет первый этап эмансипации – она свободна в выборе и выражении собственных чувств, однако всё еще находится в «неведении», не знает, по какому пути ей идти. Ольга Ильинская представляет собой второй этап эмансипации, она обретает еще большую свободу и независимость, самостоятельно распоряжается своей судьбой, кроме того, она становится в один ряд с главными героями романа «Обломов». Третий этап эмансипации олицетворяет собой Вера из романа «Обрыв» – она представляет собой тип новой русской женщины, кроме того, в ее образе отражаются и последствия эмансипации.
О «падении» женщины И.А. Гончаров рассуждает в контексте эпохи, проводит глубокий анализ ситуации, отыскивая причины в прошлом и настоящем. Агафья Пшеницына («Обломов») и Татьяна Марковна Бережкова («Обрыв») – воплощение материнской, теплой любви, обе героини тяготеют к патриархальному началу. Цель их жизни – забота о близких, их защита. Обе героини развиваются на глазах читателя.
Марфенька и Софья Беловодова, героини романа «Обрыв», представляют собой «положительный тип», их обеих пытается развить Борис Райский, однако ему это не удается, героинями не мог быть осуществлен своеобразный уход от «старого», они жили согласно слову старших, не подвергая его сомнению. Они – пассивное выражение эпохи.
Каждый женский образ имеет свой цикл внутри произведения и дальнейшего развития не получает, хотя сходные моменты в тех или иных ситуациях отыскать можно. Так, Ольга Ильинская после разрыва с Обломовым обретает новую жизнь со Штольцем, а Вера после «падения» в обрыве находит поддержку у Тушина. Но это сходство ситуаций, а не характеров.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением