Ответы на вопросы на стр.182 Часть 1 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 1821. Каковы основные мотивы ранней лирики М. К). Лермонтова (1828-1836)? Какие черты романтизма оказались близки М. Ю. Лермонтову и...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 182
1. Каковы основные мотивы ранней лирики М. К). Лермонтова (1828-1836)? Какие черты романтизма оказались близки М. Ю. Лермонтову и развивались им?
Ранняя лирика Михаила Юрьевича Лермонтова, относящаяся к периоду 1828–1836 годов, проникнута романтическими настроениями и отличается богатством тем и образов. Основные мотивы его поэзии этого времени – одиночество, трагизм бытия, поиски идеала, стремление к свободе и любовь как источник страдания. В этих произведениях Лермонтов раскрывает внутренний мир лирического героя, который постоянно находится в конфликте с окружающей действительностью.
Лермонтов остро чувствовал свою связь с романтизмом, который стал основой для выражения его мировоззрения. Ему были близки такие черты романтизма, как восхищение сильной, свободной личностью, стремление к духовной высоте, уход в идеальный мир. Герой его ранней лирики – это человек, который пытается найти гармонию между внутренним миром и реальной жизнью, но неизбежно сталкивается с трагизмом существования. Лермонтов развивает тему одиночества, представляя своего героя как чуждого окружающему обществу. Это одиночество связано не только с оторванностью от мира, но и с осознанием своей уникальности и невозможностью быть понятым.
Любовь в ранней лирике Лермонтова изображается как глубокое, но трагическое чувство, которое приносит страдание. Герой стремится к идеалу, но его любовь всегда остаётся несбыточной. Эта тема находит отражение в таких стихотворениях, как «Нищий» и «И скучно и грустно…», где поэт передаёт боль разочарования и невозможность найти счастье. Лермонтов также исследует тему свободы, представляя её как высшую ценность, к которой стремится его герой. Символом этой свободы становится образ паруса, качающегося в безбрежном море, в одноимённом стихотворении «Парус».
Таким образом, ранняя лирика Лермонтова сочетает в себе романтические настроения и оригинальный взгляд на вечные темы человеческого существования. Его герой – это одновременно мечтатель, стремящийся к недостижимому идеалу, и трагическая фигура, обречённая на разочарование и одиночество.
2. Почему, по вашему мнению, М. К. Лермонтов долго не отдавал своих произведений в печать?
Михаил Юрьевич Лермонтов долго не публиковал свои произведения по ряду причин, связанных как с личными обстоятельствами, так и с особенностями времени. Во-первых, Лермонтов был молод и испытывал сомнения в своих литературных способностях. Ему было важно не просто написать стихи, но достичь идеала в их форме и содержании. Лермонтов был перфекционистом, и многие его произведения перерабатывались и дополнялись на протяжении долгого времени, что откладывало их публикацию.
Во-вторых, важным фактором был общий климат в российском обществе 1830-х годов. Литературная жизнь находилась под жёстким контролем цензуры, и многие темы, затрагиваемые Лермонтовым, могли быть восприняты как критика существующего порядка. Его стихи часто отражали разочарование в жизни, стремление к свободе, критику общества и социальной несправедливости. Такие произведения могли вызвать недовольство властей, что также объясняет осторожность поэта.
Ещё одной причиной, вероятно, была личная замкнутость и скромность Лермонтова. Он редко показывал свои работы широкой публике, предпочитая ограничиваться близким кругом друзей. Это связано с его внутренней неуверенностью в том, что его произведения могут быть поняты и оценены по достоинству.
Наконец, Лермонтов мог сознательно откладывать публикацию, чтобы сосредоточиться на своём развитии как поэта. Он был глубоко вдумчивым и осознавал, что истинный успех приходит со зрелостью творчества. Лишь позже, уже после успеха его стихотворения «Смерть поэта», он начал активно публиковать свои произведения, осознав свою миссию как поэта, выражающего голос поколения.
3. Какой смысл заключен в заглавии драмы «Маскарад»? Связано ли название с конфликтом и интригой драмы?
Заглавие драмы Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» несёт в себе глубокий символический смысл и тесно связано как с конфликтом, так и с интригой произведения. Маскарад здесь – это не только название светского мероприятия, но и метафора общества, где скрытое всегда оказывается важнее явного, а лицемерие становится нормой человеческих отношений.
Маска в драме символизирует двойственность, ложь и лицемерие, которые пронизывают все уровни человеческих отношений. Герои драмы, как участники маскарада, вынуждены скрывать свои истинные чувства и мысли за внешними масками, чтобы соответствовать требованиям общества. Это подчёркивает главную проблему произведения – утрату подлинных человеческих ценностей в погоне за внешним блеском и соблюдением социальных норм.
Конфликт драмы строится вокруг случайного недоразумения, связанного с браслетом, который становится символом неверности и обмана. Маскарад выступает здесь не только как фон действия, но и как его причина: именно атмосфера лицемерия и ложных обвинений приводит героев к трагедии. Арамис, главный герой драмы, разрывается между желанием доверять и чувством подозрительности, которые разрушительно действуют на его отношения. Этот внутренний конфликт становится отражением общего лицемерия и лжи, царящих в обществе.
Таким образом, заглавие «Маскарад» передаёт главную идею драмы – неразрывную связь между внешней формой и внутренним содержанием. Лермонтов показывает, как маскарад становится символом трагической судьбы героев, где ложь и фнедоверие разрушают человеческие жизни. Название подчёркивает не только атмосферу произведения, но и его философский смысл, связанный с критикой общества, где фальшь скрывает истинные чувства и разрушает искренние отношения.
4. Расскажите о характерах Нины и Арбенина. В чём состоит основное различие их натур?
Нина и Арбенин в драме Лермонтова «Маскарад» представлены как два диаметрально противоположных характера, что создаёт напряжённый конфликт их взаимоотношений. Нина – это воплощение чистоты, искренности и открытости. Она символизирует идеал женственности, её характер наполнен детской наивностью и доверием к людям. Нина видит мир сквозь призму красоты и любви, ей чужда хитрость и коварство, свойственные окружающей её светской среде. Её стремление к счастью и гармонии с миром делает её особенно уязвимой в условиях, где господствуют ложь и интриги.
Арбенин, напротив, представляет собой сложную и трагическую личность. Его характер построен на глубокой внутренней борьбе, гордости и подозрительности. Он – человек прошлого, чей жизненный опыт заставил его смотреть на мир с недоверием. В отличие от Нины, он видит в каждом поступке окружающих скрытые мотивы и не верит в искренность чувств. Его любовь к Нине – сильное, но одновременно разрушительное чувство. Ревность и стремление к контролю над её жизнью подчёркивают его неспособность принять её чистоту и доверие.
Основное различие между Ниной и Арбениным заключается в их восприятии мира. Нина стремится к любви, счастью и гармонии, она доверяет людям и искренне верит в их доброту. Арбенин же воспринимает мир как враждебное место, где необходимо защищаться и бороться за своё счастье. Это противопоставление приводит к трагическому финалу: Арбенин, не способный преодолеть свои сомнения и ревность, губит Нину, разрушая тем самым и её, и своё счастье. Их судьбы становятся символом несовместимости искренней чистоты и подозрительного недоверия.
5. Сравните Арбенина с пушкинским Алско (поэма «Цыганы»). Напоминает ли вам конфликт драмы «Маскарад» конфликт в поэме Пушкина «Цыганы»? В чём состоит различие? Есть ли сходство в характерах и поступках героев?
Конфликты в драме Лермонтова «Маскарад» и поэме Пушкина «Цыганы» действительно имеют общие черты, так как оба произведения посвящены трагедии, связанной с любовью, ревностью и внутренними противоречиями героев. Главные герои, Арбенин и Алеко, схожи в своём стремлении обладать любимыми женщинами и неспособности справиться с ревностью. Однако при всех сходствах их характеры и поступки имеют принципиальные различия.
Арбенин – человек светского общества, который привык скрывать свои чувства за маской равнодушия. Его внутренний мир сложен, он полон сомнений, подозрительности и противоречий. Арбенин не может доверять даже своей жене, что и становится причиной трагедии. Он живёт в атмосфере лжи и лицемерия, что усиливает его ревность и недоверие. Его действия, такие как отказ от дуэли с Звездичем и последующее отравление Нины, продиктованы не столько любовью, сколько желанием восстановить собственное чувство власти и контроля.
Алеко, напротив, представляет собой романтического героя, который оказался в непривычной для себя среде. Его трагедия заключается в неспособности адаптироваться к свободе и простоте, свойственным цыганскому образу жизни. В отличие от Арбенина, Алеко убивает Земфиру из-за страсти и чувства предательства, его поступки более импульсивны и неосознанны. Для Алеко любовь к Земфире – попытка найти счастье, для Арбенина любовь к Нине – это ещё и способ утвердить свою власть.
Главное различие между конфликтами заключается в контексте: у Пушкина это столкновение свободного духа с неподвластным ему миром, а у Лермонтова – трагедия человека, который разрушает себя и других в рамках своей среды. Сходство героев состоит в их одиночестве и неспособности понять и принять своих возлюбленных. Оба стремятся к любви, но их ревность и эгоизм разрушают эти чувства, превращая их в трагедию.
6. Опишите типы светских характеров в драме «Маскарад». Как вы понимаете характер Звездича? Казарина? Шприха? баронессы Штраль? Почему Звездичу после отказа Арбенина от поединка остаётся только один выход — уехать на Кавказ? Почему баронесса Штраль вынуждена уединиться в деревне?
В драме «Маскарад» Михаил Лермонтов создаёт яркие образы светских персонажей, которые представляют различные типы характеров высшего света. Эти герои не просто фон для главного действия, но и олицетворение пороков и недостатков общества, где царят лицемерие, интриги и цинизм.
Звездич – это типичный представитель светского общества, чья жизнь построена на развлечениях, удовольствиях и самолюбии. Он легкомыслен, поверхностен и привык действовать, руководствуясь своим эгоизмом. Звездич не способен на глубокие чувства, его поступки продиктованы желанием произвести впечатление и утвердить свой статус. После отказа Арбенина от поединка Звездич теряет честь в глазах общества, что становится для него катастрофой. Для сохранения своего достоинства и во избежание позора он выбирает уехать на Кавказ, который в то время воспринимался как символ героизма и нового начала.
Казарин представляет собой тип циничного интригана, который манипулирует людьми ради собственной выгоды. Он искусен в плетении интриг и действует исключительно в своих интересах. Его безнравственность подчёркивает контраст между ним и более благородными, хотя и ошибающимися персонажами.
Шприх – это слабохарактерный человек, который легко поддаётся влиянию и становится жертвой более сильных и властных фигур. Он воплощает собой нижний слой светского общества, где люди играют второстепенные роли, следуя за более сильными личностями.
Баронесса Штраль – единственный персонаж, чья судьба вызывает искреннее сочувствие. Она становится жертвой светских интриг, её репутация уничтожена ложными обвинениями. Баронесса вынуждена удалиться в деревню, так как оставаться в высшем свете означало бы дальнейшее моральное и социальное унижение. Её уход символизирует попытку спастись от разрушительного воздействия общества, где правят ложь и интриги.
Таким образом, Лермонтов через образы светских персонажей раскрывает нравственное разложение высшего общества. Эти герои служат символами лицемерия, цинизма и эгоизма, которые губят человеческие судьбы и разрушают гармонию. «Маскарад» становится своего рода зеркалом, отражающим пороки той эпохи.
7. Какова роль Неизвестного в драме?
Роль Неизвестного в драме Михаила Юрьевича Лермонтова «Маскарад» многогранна и символична. Этот персонаж играет важную функцию, связующую различные сюжетные линии, и служит катализатором главного конфликта. Неизвестный представляет собой тёмную, мистическую силу, которая действует в рамках светского общества, но при этом остаётся загадочной и пугающей.
Неизвестный первым вводит в повествование мотив сомнения и интриги. Именно он сообщает Арбенину о якобы неверности Нины, чем провоцирует цепочку трагических событий. Его слова становятся для Арбенина отправной точкой для подозрений, ревности и, в конечном счёте, убийства Нины. Таким образом, Неизвестный является своего рода воплощением внешнего зла, которое разрушает гармонию и доверие между людьми.
Неизвестный также символизирует социальное и нравственное разложение светского общества. Его безразличие к последствиям собственных действий отражает цинизм и эгоизм, характерные для среды, в которой он действует. Этот персонаж демонстрирует, как ложь и интриги могут разрушить человеческие судьбы, становясь мощным инструментом драматургии.
Кроме того, Неизвестный выполняет роль своеобразного символа: он олицетворяет разрушительные силы, которые действуют в человеческой жизни, включая судьбу, рок и предательство. Его образ подчёркивает идею драмы о хрупкости человеческих отношений, где одно слово, сказанное бездумно или с умыслом, может привести к непоправимым последствиям.
Таким образом, Неизвестный является ключевой фигурой в «Маскараде», который не только развивает сюжет, но и подчёркивает главные темы произведения, включая разрушительную силу лжи и недоверия.
8. Изучив драму «Маскарад», составьте представление о романтической драме и её основных признаках. В чём, но вашему мнению, заключаются особенности романтической драмы? Если вы читали драмы Ф. Шиллера или В. Гюго, то сравните их с «Маскарадом» М. Ю. Лермонтова.
«Маскарад» Михаила Лермонтова является ярким примером романтической драмы, которая сочетает в себе основные черты этого литературного направления. Романтическая драма, как жанр, основывается на конфликте между мечтой и реальностью, на изображении сильных страстей, трагического одиночества героя и столкновении личности с окружающим миром.
Одной из ключевых особенностей романтической драмы является противопоставление главного героя обществу. Арбенин в «Маскараде» – сложная, противоречивая фигура, которая не может найти гармонию ни с миром, ни с самим собой. Его внутренние страдания и трагедия любви подчёркивают разрыв между идеалом и реальностью, что является характерным признаком романтической драмы.
Ещё одной особенностью романтической драмы является акцент на сильных эмоциях и напряжённой атмосфере. В «Маскараде» Лермонтов мастерски создаёт атмосферу тайны и напряжения, которая усиливается за счёт образа маскарада как символа лжи и лицемерия. Интрига, связанная с браслетом, и трагический финал подчёркивают неразрешимость конфликтов, типичных для романтического мировоззрения.
Если сравнивать «Маскарад» с произведениями Фридриха Шиллера, например, с его драмой «Коварство и любовь», то можно увидеть схожие элементы: конфликт между личностью и обществом, тема разрушительных страстей, противостояние человеческих идеалов и социальной реальности. У Шиллера, как и у Лермонтова, герои оказываются жертвами интриг и несправедливости, что приводит их к трагическому концу.
Виктор Гюго, в своих драмах, таких как «Эрнани», также использует элементы романтизма, включая тему невозможной любви, внутреннего конфликта героя и влияние судьбы. Однако Гюго чаще обращается к политическому и историческому контексту, тогда как Лермонтов сосредотачивается на личных и психологических переживаниях своих персонажей.
Таким образом, «Маскарад» Михаила Лермонтова является ярким примером романтической драмы, которая сочетает в себе глубокий психологизм, трагический конфликт и философское осмысление человеческой природы. Лермонтов, как и другие романтики, обращает внимание на внутренний мир героев, противопоставляя их несовершенному и жестокому обществу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением